Файл: 1. Понятие хозяйственного права и его место в системе права. Наука хозяйственного права. Основные этапы становления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25.Правовой режим уставного фонда. Специальные фонды и резервы.
1. При создании коммерческой организации формируется уставный фонд этой организации в порядке, установленном законодательством. Размер уставного фонда коммерческой организации должен быть не менее минимального размера, предусмотренного законодательством.
2. Вкладом в уставный фонд коммерческой организации м.б. вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущ. права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.
Денежная оценка вклада в уставный фонд коммерческой организации подлежит экспертизе в случаях и порядке, предусмотренных законод.
В уставный фонд коммерческой организации не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено собственником, законодательством или договором.
Законодательными актами могут быть установлены и иные ограничения в отношении имущества, вносимого в качестве вклада в уставный фонд коммерческой организации.
Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее уставного фонда, такая организация обязана объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. Если стоимость указанных активов менее определенного законодательством минимального размера уставного фонда, эта коммерческая организация подлежит ликвидации в установленном порядке. Так, законодательством предусмотрено, что организации обязаны образовывать резервные фонды:на оплату труда. и другие резервные фонды, которые создаются и используются в соответствии с учредительными документами организаций.
Резервный фонд устанавлив. в размере до 25 % годового фонда з.п.
Резервные фонды организации могут формироваться также и в соответствии с учредительными документами организаций.
Отдельные денежные фонды сущ. в виде записей на счетах бух. учета, например, добавочный фонд. В структуру добав. фонда при отражен. его в бух. учете входят фонд пополнения собственных обор. средств,образованный за счет чистой прибыли организации, фонд переоценки активов,а также аккумулирование источников средств, направленных на капит. вложения (п.60 Инстр. №19).
Также в организации м.б.создан фонд потребления,предназначенный для осущ. мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению коллектива организации и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества организации.
26.Понятие, организация и правовое регулирование бухгалтерского учета.
Госуд.регулирование бух.учета и отчетности осущ-тся в целях достижения единообразия в ведении учета и составлении отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации. Правительство РБ разрабатывает и утверждает стандарты по бух.учету, типовые планы счетов бух.учета, инструкции по их заполнению.
Законом предусмотрено, что все юр.лица, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также филиалы, представительства и другие структурные подразделения, находящиеся как на территории РБ, так и за ее пределами, обязаны вести бух.учет. ИП ведут учет и представляют бух.отчетность в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Правовой основой регулирования бух.учета является Закон РБ «О бух.учете и отчетности» от 18.10.94 г., с изм. и дополн. от 12.07.2001 г.
Объектом бух.учета являются различные средства (активы) и источники их формирования (пассивы), составляющие имущество предприятия. Перечень объектов бух.учета устанавливается законодательством РБ. Степень детализации в бух.учете устанавливается самостоятельно. Предприятия ведут учет хозяйственных операций на счетах в соответствии с типовыми планами счетов в денежных единицах РБ.
Юрлица и их руководители, нарушившие и неправомерно применяющие национальные стандарты по бух.учету, несут ответственность в соответствии с законодательством РБ.
Согласно законодательству РБ, юрлица могут выбирать форму бух.учета, при условии соблюдения нормативных актов о бух.учете и отчетности, а также устанавливать внутренние правила документирования хозяйственных операций, документооборота, ведения регистров бух.учета. Руководитель юрлица, основанного на частной собственности, вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность самостоятельно либо в порядке, предусмотренном учредительными документами:
– создать бухгалтерию как самостоятельное структурное подразделение юридического лица;передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или централизованной бухгалтерии юридического лица;пользоваться услугами внештатного специалиста-бухгалтера, который является индивидуальным предпринимателем, на основании гражданско-правового договора.
За нарушение требований законодательства по бух.учету Комитет гос.контроля, налоговые органы, Минфин и финансовые управления могут привлечь к ответственности руководителя юр.лица, гл.бухгалтера или ИП. Руководство бух.учетом юрлиц осуществляет гл.бухгалтер или лицо, его заменяющее. Прием и сдача дел при замене главного бухгалтера оформляются актом после проверки состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетности. Акт утверждается руководителем юрлица по согласованию с собственником имущества.
Бухг.отчетность должна составляться в соответствии с законод-вом РБ и давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деят. Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год с нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РБ.
Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется организацией, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалистом-бухгалтером, являющимся индивидуальным предпринимателем, подписывается руководителем обслуживающей организации и (или) специалистом-бухгалтером, ведущим бухгалтерский учет.
27.Права и обязанности руководителя по организации бухгалтерского учета. Правовое положение главного бухгалтера.
Ответственность за организацию, состояние и достоверность учета и отчетности в организ, своевременное представление бухгалтерской, статистич. и иной отчетности в соотв. гос. органы несут организации и их исполнительные органы в соответ. с закон-вом и учред. докумен.
Обязанность организовать бух. учет и создать необходимые условия для правильного его ведения, возложено на руководителя организации. Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы: 1. создавать структурное подразделение, возглавляемое гл. бухгалтером; 2. возлагать ведение бух. учета и составление отчетности на гл. бухгалтера; 3. передавать по договору ведение бух. учета и составление отчетности организации или ИП, оказывающим услуги по ведению бух. учета и составлению отчетности. Руководитель организации обязан: 1. организовать ведение бух. учета и составление отчетности, а также создать необходимые для этого условия; 2. обеспечить неукоснительное выполнение работниками организации требований гл. бухгалтера, организации или ИП, в части соблюдения порядка оформления и представления документов и сведений, необходимых для ведения бух. учета и составления отчетности, и иных требований по вопросам, находящимся в их компетенции. На должность гл. бухгалтера общественно значимой организации (за искл. банков, страховых организаций) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: 1. наличие сертификата профессионального бухгалтера; 2. отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осущ. экономической деятельности. Гл. бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. Требования гл. бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации. В обязанности гл. бухгалтера организации, руководителя организации, организации или ИП, оказывающих услуги по ведению бух. учета и составлению отчетности, входят: 1. формирование учетной политики организации; 2. постановка и ведение бух. учета в организации; 3. составление и своевременное представление отчетности организ; 4. иные обязанности в области бух. учета и отчетности. В случаях возникновения разногласий между руководителем и гл. бухгалтером по вопросам совершения отдельных хоз. операций, документы по этим хоз. операциям должны быть приняты к исполнению гл. бухгалтером по письменному распоряжению руковод. организации. В таких случаях руководитель организации единолично несет ответственность за совершение этих хоз.операций,их оформление и отраж. в бух.учете.
28.Учетная политика организации. Понятие, состав и сроки представления бухгалтерской отчетности.
Порядок, формы, методы ведения бухучета каждая организация разрабатывает самостоятельно, основываясь на требованиях законодательства. Подобные правила бухучета содержится в учетной политике организации. Учетная политика организации – это совокупность принятых и используемых ею методов и способов ведения бухучета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Правовое регулирование учетной политики осуществляется Законом о бухучете, положением по бухучету «Учетная политика организации», утвержденным постановлением минфина РБ.
Обязанность по формированию учетной политики возложена на главного бухгалтера. Учетная политика формируется соответствующей документацией (решением, приказом, распоряжением и др.) и утверждается руководителем организации. Структурно учетная политика организации состоит из нескольких элементов: 1. Описание принятых способов ведения бухучета. (способы группировки и оценки фактов хоз. Деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения сетов бухучета, системы регистров бухучета, обработки информации и др.; 2.Плана счетов бухучета организации (разрабатывается на основании типового плана счетов, утвержд. Минфином РБ, с учетом особенностей конкретной организации); 3.Применяемых организацией форм первичных документов и регистров бухучета, если они отличаются от типовых; 4. Регламентации движения первичных документов и регистров в бухучете организации (график документооборота).
Изменение в учетной политике организации могут быть в случаях:1. Реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) организ.2. Изменение законодательства РБ; 3. Изменение условии деятельности (ст. 6 зак.о бухучете)
Информация о результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении организации представлена системой показателей (составляемые в белорусских рублях) – бухгалтерской отчетностью. Представление бухгалтерской отчетности – завершающая стадия отчетного процесса. В отчетности отражаются имущественное и хозяйственное положение юр. лиц, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
Бухгалтерская отчетность организаций ( за исключением организаций, финансируемых из бюджета, а также некоммерческих организаций, не осущ. Предпринимательскую деятельность и не имеющих, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг) состоит из: 1. Бухгалтерского баланса. 2. Отчета о прибылях и убытках. 3. Отчета об изменении капитала. 4. Отчета о движении денежных средств. 5. Приложений, предусмотренных НПА по бухучету и отчетности. 6.Пояснительной записки. Организации, достоверность годовой бухгалтерской отчетности которых в соответствии с законодательными актами РБ подлежат обязательному аудиту, к годовой бухгалтерской отчетности прилагают аудиторское заключение (ст.13 Закона о бухучете).
Сроки предоставления годовой бухгалтерской отчетности.
Организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.
Организации квартальную бухгалтерскую отчетность представляют пользователям не позднее 30 дней по окончании отчетного квартала.
Консолидированная бухгалтерская отчетность представляется пользователям по их требованию:
промежуточная квартальная – в течение 60 дней по окончании отчетного квартала;
годовая – до 1 июля года, следующего за отчетным.
День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.
Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый, следующий за ним рабочий день.
29.Правовое регулирование инвентаризации активов и обязательств.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и стоимость активов и обязательств организации.
Инвентаризируемыми активами могут выступать: 1. Внеоборотные активы – основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, вложения во внеоборотные активы, прочие внеоборотные активы; 2. Оборотные активы – запасы и затраты, в том числе сырье, материалы; 3. Расчет с учредителями; 4. Дебиторская задолженность; 5. Денежные средства; 6. Финансовые вложения; 7. Прочие оборотные активы. Обязательства – задолженность организации, которая возникает в результате хозяйственных операций, совершенных до отчетной даты, и погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению капиталов. Инвентаризация позволяет получить точную информацию о наличии имущества у организации и его соответствии данным бухгалтерского и (или) налогового учёта на одну и ту же дату. В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательства. Инвентаризация может проводиться по инициативе самой организации, когда необходимо выявить действительное состояние имущества, денежных средств.