Файл: Программа для детскоюношеских спортивных школ (дюсш) по борьбе джиуджитсу составлена в соответствии с Законом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Медико-биологические средства восстановления
С ростом объема средств специальной физической подготовки, интенсивности тренировочного процесса, соревновательной прак-
64
тики необходимо увеличивать время, отводимое на восстановление организма юных спортсменов. На УТ этапах при увеличении со- ревновательных режимов тренировки могут применяться медико- биологические средства восстановления.
К медико-биологическим средствам восстановления относятся: витами- низация, физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская парная баня и сауна. Все перечисленные средства восстановления должны быть на- значены и постоянно контролируются врачом.
Психологические методы восстановления
К психологическим средствам восстановления относятся:
- психорегулирующие тренировки, разнообразный досуг, комфортабельные условия быта;
- создание положительного эмоционального фона во время от- дыха, цветовые и музыкальные воздействия.
Положительное влияние на психику и эффективность восстанов- ления оказывают достаточно высокие и значимые для спортсмена промежуточ ные цели тренировки и точное их достижение. Одним из эффективных методов восстановления является психо-мышечная тренировка (ПМТ). Проводить ПМТ можно индивидуально и с груп- пой, после тренировочного занятия. В учебно-тренировочных груп- пах ПМТ рекомендуется проводить в конце недельного микроцик- ла, после больших тренировочных нагрузок или в дни учебных и учебно-тренировочных поединков.
Методические рекомендации
Постоянное применение одного и того средства восстановления уменьшает восстановительный эффект, т.к. организм адаптируется к средствам локального воздействия. К средствам общего глобального воздействия (парная баня, сауна, в сочетании с водными процеду- рами, общий ручной массаж, плавание и др.) адаптация организма происходит постепенно. В этой связи использование комплекса, а не отдельных восстановительных средств дает больший эффект.
При составлении восстановительных комплексов следует пом- нить, что вначале надо применять средства общего глобального воз- действия, а затем – локального.
Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 65
При выборе восстановительных средств особое внимание необхо- димо уделять индивидуальной переносимости тренировочных и со- ревновательных нагрузок, для этой цели могут служить субъективные ощущения юных спортсменов, а также объективные показатели кон- троля в тренировочных занятиях, рекомендованные выше.
2.9 Инструкторская и судейская практика
Одной из задач детско-юношеских спортивных школ является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструктора и активного участника в организации и проведении соревнований по джиу-джитсу.
Решение этих задач целесообразно начинать на учебно- тренировочном этапе и продолжать инструкторскую и судейскую практику на всех последующих этапах подготовки.
Учащиеся учебно-тренировочных групп должны овладеть при- нятой в дзюдо терминологией и уметь проводить строевые и по- рядковые упражнения, овладеть основными методами построения тренировочного занятия: разминка, основная и заключительная ча- сти. Уметь выполнять обязанности дежурного по группе (подготовка мест занятий, получение необходимого инвентаря и т.д.).
На учебно-тренировочных этапах необходимо научить юных спортсменов самостоятельному ведению дневника тренировочных и соревновательных нагрузок, регистрировать результаты тестиро- вания физических качеств и соревновательной техники. Большое внимание уделяется анализу соревнований, спортсмены должны научиться объективно оценивать свои сильные и слабые стороны, сознательно относиться к рекомендациям тренера. Привитие судей- ских навыков осуществляется путем изучения правил соревнований, привлечение учащихся к непосредственному выполнению отдель- ных судейских обязанностей при проведении соревнований в своей и других группах.
Принимать участие в судействе соревнований в детско- юношеских, спортивных школах в роли судьи, старшего судьи, се- кретаря; в городских соревнованиях - в роли судьи, секретаря.
66
Таб лица 27
Пок аза тели соревнов ательной, с удейск ой и инст рук торск ой нагр уз ок в гр уппах НП, УТ и СС
Виды
деятельности
Эт
апы по
дг
от
овки
УТ
СС
1 г
од
2 г
од
3 г
од
4 г
од
Судейск ая практик а
Участие в су действ е юноше ских клу б- ных соревнов аний в ка че ств е су дьи- хроно мет рист а, су
- дьи при участник ах.
Участие в су действ е юноше ских клу б- ных соревнов аний в ка че ств е су дьи- хроно мет рист а, су
- дьи при участник ах.
Участие в су дей
- ств е соревнов аний в ка че ств е су дьи- хроно мет рист а, су
- дьи при участник ах, уг лов ог о су дьи, по
- мощник а секрет аря, арбит ра.
Участие в су дей
- ств е соревнов аний в ка че ств е су дьи- хроно мет рист а, су
- дьи при участник ах, уг лов ог о су дьи, по
- мощник а секрет аря, арбит ра.
Участие в су дей
- ств е соревнов аний в ка че ств е су дьи- хроно мет рист а, су
- дьи при участник ах, уг лов ог о су дьи, по
- мощник а секрет аря, арбит ра.
Инструк торск ая практик а
Организация и рук о- во дств о гр уппой.
По
- да ча ко манд.
Орга
- низация выпо лнения ст ро евых ко манд.
Пров едение раз мин
- ки, пок аз общеразви
- вающих упражнений и конт ро ль за их вы
- по лнением.
Пров едение раз мин
- ки, по дг от овк а и про
- ве дение частей учеб
- но
- трениров очног о занятия по тем ам
Участие в су дей
- ств е соревнов аний в ка че ств е су дьи- хроно мет рист а, су
- дьи при участник ах, уг лов ог о су дьи, по
- мощник а секрет аря, арбит ра.
Участие в су дей
- ств е соревнов аний в ка че ств е су дьи- хроно мет рист а, су
- дьи при участник ах, уг лов ог о су дьи, по
- мощник а секрет аря, арбит ра.
Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 67
2.10 Программный материал для практических занятий
2.10.1 Примерные схемы недельных микроциклов
для УТ этапов
Развивающий физический микроцикл (РФ)
Задачи микроцикла: повышение уровня общей физической под- готовленности, развитие силы, быстроты, выносливости; изучение и совершенствование техники джиу-джитсу, уделяя основное вни- мание комбинациям технических действий.
Таблица 28
Процентное распределение времени тренировки по средствам подготовки в РФ микроцикле
Дни недели
Средства тренировки
% от времени тренировки
Понедельник
ОФП
СП
СорП
64 36
-
Вторник
ОФП
СП
СорП
100
-
-
Среда
ОФП
СП
СорП
45 30 25
Четверг
ОФП
СП
СоП
100
-
-
Пятница
ОФП
СП
СорП
48 42 10
Суббота
ОФП
СП
СорП
100
+ парная баня, массаж
Воскресенье
Активный отдых
68
Развивающий технический микроцикл (РТ)
Задачи микроцикла: продолжение развития физических качеств, совершенствование техники джиу-джитсу в условиях отработки и в условиях учебных и учебно-тренировочных схваток.
Таблица 29
Процентное распределение времени тренировки по средствам подготовки в РТ микроцикле
Дни недели
Средства тренировки
% от времени тренировки
Понедельник
ОФП
СП
СорП
40 44 16
Вторник
ОФП
СП
СорП
22 64 14
Среда
ОФП
СП
СорП
35 51 14
Четверг
ОФП
СП
СоП
33 67
-
Пятница
ОФП
СП
СорП
25 50 25
Суббота
ОФП
СП
СорП
100
+ Парная баня, массаж
Воскресенье
Активный отдых
Контрольный недельный микроцикл (К)
Задачи микроцикла: контроль функциональной подготовленности и надежности выполнения технико-тактических действий соревно- вательных режимах.
Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 69
Таблица 30
Процентное распределение времени тренировки по средствам подготовки в (К) микроцикле
Дни недели
Средства тренировки
% от времени тренировки
Понедельник
ОФП
СП
СорП
15 73 12
Вторник
ОФП
СП
СорП
80 20
-
Среда
ОФП
СП
СорП
25 60 15
Четверг
ОФП
СП
СоП
40 60
-
Пятница
ОФП
СП
СорП
32 48 20
Суббота
ОФП
СП
СорП
76
-
24 + Парная баня, массаж
Воскресенье
Активный отдых
2.10.2 Специализированные игровые комплексы
Применение игровой методики в учебно-тренировочном процес- се путем включения специализированных подвижных игр, отражаю- щих наиболее часто встречающиеся ситуации в спортивных поедин- ках, позволяет:
- разработать методику обучения технико-тактическим действи- ям с применением специализированных подвижных игр, в которой содержание учебной программы включается в содержание игр;
- повысить результативность использования тактико-технических действий в спортивных поединках.
Общее количество времени, которое можно без ущерба, для освое- ния программы юными спортсменами выделить на специализированные подвижные игры, составляет 15 мин в каждом занятии. Для эффективно- го освоения элементарных технических действий достаточно провести трехминутные игры четырех типов в сочетании с двумя играми комбина- ционной направленности.Применение специализированных подвижных
70
игр, близких по структуре к действиям спортсменов в поединке, позво- ляет резко изменить его структуру взаимодействия технической и специ- альной физической подготовленности. Все качества приобретают более тесную взаимосвязь и начинают «работать» непосредственно на резуль- тативность соревновательной деятельности. Использование специали- зированных подвижных игр в учебно-тренировочном процессе дает по- ложительный эффект как в отношении непосредственного влияния на специальную физическую и тактико-техническую подготовленность за- нимающихся, так и в отношении отдаленных последствий: в течение бли- жайших месяцев сохраняются высокие темпы прироста основных пока- зателей соревновательной деятельности. Игровая методика оказывается достаточно эффективным средством повышения качества тактического мышления и активизации стиля ведения схватки, причем это достигает- ся, прежде всего, за счет индивидуализации и вариативности действий при исполнении приёмов-тестов.
Игры для групп начальной подготовки.
Игры на начальном этапе подготовки, в центре которого стоит овладение предметом и способом действий с ним, то есть выпол- нение тактических действий, сменяется игрой, в центре которой – юный спортсмен и его отношения к противнику через выполнение технических действий. Нужно идти от игр упражнений к подвиж- ным играм. Варианты подвижных игр, используемых в тренировоч- ном процессе для спортсменов групп начальной подготовки.
1. Бой петушков: - спортсмены, согнув ногу в колене и скрестив руки на груди, сталкиваются с целью заставить друг друга потерять равновесие.
2. Бой уток: - согнув одну ногу в колене и удерживая ее разнои- менной рукой за спиной, спортсмены сталкиваются, чтобы заставить друг друга потерять равновесие и отпустить ногу.
3. Переталкивание: - упершись грудью в грудь (голова сбоку, руки за спиной), спортсмены стараются оттеснить друг друга из заранее намеченного круга.
4. Перетягивание с вожжами: - соединив три пояса от кимоно в одну петлю и продев их через шею под плечи (как при игре в лошад- ки), спортсмены стараются перетянуть друг друга за заранее наме- ченную границу.
Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 71 5. Перетягивание с вожжами в партере: - то же самое, что и в стой- ке, но при этом спортсмены упираются в ковер руками и ступнями.
6. Борьба за отрезок каната: - спортсмены пытаются отнять друг у друга отрезок каната длиной 40см.
7. Борьба за набивной мяч: - спортсмены в партере лицом друг к другу. Обхватив мяч руками, они пытаются завладеть им
8. Осаливание: - спортсмены стоят лицом друг к другу. Задача каждого из них - наступить на стопу партнера и в то же время не дать наступить на свою.
9. Борьба на одной ноге: - один из спортсменов дает захватить свою ногу и просовывает ее между ног партнера, захватывая при этом его плечо и запястье; - задача партне- ра - перевести первого спортсмена в партер любым разрешенным способом, а тот должен устоять на одной ноге, при возможности освободить захваченную ногу или контратаковать. Время выполне- ния - 20-30 с.
10. Борьба за захват ноги: - задача обучающегося - в течение опре- деленного времени захватить ногу партнера, применив любое разре- шенное ТТД; - задача партнера - перевести обучающегося в партер любым разрешенным контрприемом. При этом партнеру запрещает- ся применять защиты (выход из зоны атаки, блокировку, сковываю- щие захваты).
Игры для учебно-тренировочных групп.
1. Игры с касаниями.
Учебная задача: сформировать основные стойки, развить чувство дистанции и выработать навыки маневрирования.
Игровая задача: коснуться ладонью определенной части тела со- перника.
Ход игры: игроки располагаются лицом друг к другу на расстоянии одного - двух метров. Тренер дает задание - находясь все время лицом друг к другу, коснуться заранее определенной части тела соперника ру- кой или ногой.
Правила. Игра начинается по сигналу тренера. Разрешено произволь- но перемещаться, увеличивать и сокращать дистанцию. «После касания играющие занимают исходное положение».
72
Оценка. Побеждает тот, кто первым коснется обусловленной ча- сти соперника. При одновременном касании попытка не засчитыва- ется и игра продолжается.
Игры с атакующими захватами
Учебная задача: научить правильно выполнять захват, защи- щаться и освобождаться от захвата.
Игровая задача: провести определенный захват части тела сопер- ника.
Ход игры: игроки находятся напротив друг друга на расстоянии двух метров. Тренер дает задание провести захват определенной ча- сти тела противника. Во время игры игроки должны находиться все время лицом друг к другу» после проведения захвата игроки занима- ют исходное положение.
Правила. Игра начинается по сигналу тренера. Игрокам разреша- ется произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистан- цию, проводить и защищаться от захвата противника. Если игроки произвели одинаковые захваты одновременно, такие захваты не за- щитываются.
Оценка. Побеждает тот, кто первым осуществит обусловленный за- хват соперника.
Игры с тиснениями
Учебная задача: научить принимать устойчивое динамическое и ста- тическое положение, выводить противника из состояния равновесия.
Игровая задача: вытеснить и противника за пределы условного ква- драта или круга.
Ход игры: игроки стоят в квадрате или круге. По команде тренера они начинают выталкивать друг друга за черту. Выталкивать можно при расположении спиной или лицом друг к другу, без помощи и с помощью рук. При сталкивании без помощи рук игроки находятся все время в контакте.
Правила. Начинать можно только по сигналу тренера. Игрокам раз- решается произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дис- танций. Запрещается наступать на ноги соперника. Если оба играю- щих одновременно заступают за черту, теснение не засчитывается.
Оценка. Побеждает тот, кто первым вытеснит соперника за черту.
Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 73
2.11 Практические рекомендации по переводным нормати-
вам по технико-тактической подготовке (ТТП) СО, НП, УТ и СС
групп.
Материал для обучения скомпонован по принципу «от простого к сложному». На первых двух ступенях изучаются наименее трав- моопасные приемы борьбы, элементы ударной и защитной техни- ки, болевые приемы. Больше внимания рекомендовано обратить на страховки при падении.
На начальных ступенях больше внимание уделяется выполнению технических действий (ТД) с использованием движений партнера
(уке). На последующих ступенях перед юным спортсменом стоит за- дача - научиться создавать благоприятные ситуации для выполнения
ТД.
На более высоких ступенях необходимо больше уделять внимание упражнениям и заданиям, которые выполняются в виде состязаний, вызывающих проявление резервных сил и возможностей, воспиты- вающих бойцовские качества, создающих психологическую подго- товленность. В подготовке борца джиу-джитсу одним из важней- ших методов является совокупность свободных действий (приемов) в условиях, приближенных к реальной борьбе (рандори).
Используются следующие виды поединка (рандори):
- борьба с односторонним нападением с частичным или полным сопротивлением противника (какари гейко) противник (уке) не имеет права атаковать и контратаковать. Задача нападающего (тори) – про- биться через защиту противника (уке) и вывести его в невыгодное положение. На начальных стадиях подготовки (1-2 год обучения) рекомендуется ограничивать нападающего (тори) единичной атакой.
После каждой атаки противника (уке) и нападающего (тори) возвра- щаются в исходное положение и начинают борьбу вновь;
- борьба с частичным сопротивлением противника в заранее за- данной ситуации (якусоку гейко);
- свободные схватки при произвольном движении противников (дзю гейко) и т. д.
Изучив и освоив приведенные ниже в таблицах технико- тактические действия (ТТД), соответствующих определенным сте- пеням (кю), юные спортсмены постигают и осознают принципы и логическую взаимосвязь перехода от одного ТД к другому. Благо-
С ростом объема средств специальной физической подготовки, интенсивности тренировочного процесса, соревновательной прак-
64
тики необходимо увеличивать время, отводимое на восстановление организма юных спортсменов. На УТ этапах при увеличении со- ревновательных режимов тренировки могут применяться медико- биологические средства восстановления.
К медико-биологическим средствам восстановления относятся: витами- низация, физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская парная баня и сауна. Все перечисленные средства восстановления должны быть на- значены и постоянно контролируются врачом.
Психологические методы восстановления
К психологическим средствам восстановления относятся:
- психорегулирующие тренировки, разнообразный досуг, комфортабельные условия быта;
- создание положительного эмоционального фона во время от- дыха, цветовые и музыкальные воздействия.
Положительное влияние на психику и эффективность восстанов- ления оказывают достаточно высокие и значимые для спортсмена промежуточ ные цели тренировки и точное их достижение. Одним из эффективных методов восстановления является психо-мышечная тренировка (ПМТ). Проводить ПМТ можно индивидуально и с груп- пой, после тренировочного занятия. В учебно-тренировочных груп- пах ПМТ рекомендуется проводить в конце недельного микроцик- ла, после больших тренировочных нагрузок или в дни учебных и учебно-тренировочных поединков.
Методические рекомендации
Постоянное применение одного и того средства восстановления уменьшает восстановительный эффект, т.к. организм адаптируется к средствам локального воздействия. К средствам общего глобального воздействия (парная баня, сауна, в сочетании с водными процеду- рами, общий ручной массаж, плавание и др.) адаптация организма происходит постепенно. В этой связи использование комплекса, а не отдельных восстановительных средств дает больший эффект.
При составлении восстановительных комплексов следует пом- нить, что вначале надо применять средства общего глобального воз- действия, а затем – локального.
Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 65
При выборе восстановительных средств особое внимание необхо- димо уделять индивидуальной переносимости тренировочных и со- ревновательных нагрузок, для этой цели могут служить субъективные ощущения юных спортсменов, а также объективные показатели кон- троля в тренировочных занятиях, рекомендованные выше.
2.9 Инструкторская и судейская практика
Одной из задач детско-юношеских спортивных школ является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструктора и активного участника в организации и проведении соревнований по джиу-джитсу.
Решение этих задач целесообразно начинать на учебно- тренировочном этапе и продолжать инструкторскую и судейскую практику на всех последующих этапах подготовки.
Учащиеся учебно-тренировочных групп должны овладеть при- нятой в дзюдо терминологией и уметь проводить строевые и по- рядковые упражнения, овладеть основными методами построения тренировочного занятия: разминка, основная и заключительная ча- сти. Уметь выполнять обязанности дежурного по группе (подготовка мест занятий, получение необходимого инвентаря и т.д.).
На учебно-тренировочных этапах необходимо научить юных спортсменов самостоятельному ведению дневника тренировочных и соревновательных нагрузок, регистрировать результаты тестиро- вания физических качеств и соревновательной техники. Большое внимание уделяется анализу соревнований, спортсмены должны научиться объективно оценивать свои сильные и слабые стороны, сознательно относиться к рекомендациям тренера. Привитие судей- ских навыков осуществляется путем изучения правил соревнований, привлечение учащихся к непосредственному выполнению отдель- ных судейских обязанностей при проведении соревнований в своей и других группах.
Принимать участие в судействе соревнований в детско- юношеских, спортивных школах в роли судьи, старшего судьи, се- кретаря; в городских соревнованиях - в роли судьи, секретаря.
66
Таб лица 27
Пок аза тели соревнов ательной, с удейск ой и инст рук торск ой нагр уз ок в гр уппах НП, УТ и СС
Виды
деятельности
Эт
апы по
дг
от
овки
УТ
СС
1 г
од
2 г
од
3 г
од
4 г
од
Судейск ая практик а
Участие в су действ е юноше ских клу б- ных соревнов аний в ка че ств е су дьи- хроно мет рист а, су
- дьи при участник ах.
Участие в су действ е юноше ских клу б- ных соревнов аний в ка че ств е су дьи- хроно мет рист а, су
- дьи при участник ах.
Участие в су дей
- ств е соревнов аний в ка че ств е су дьи- хроно мет рист а, су
- дьи при участник ах, уг лов ог о су дьи, по
- мощник а секрет аря, арбит ра.
Участие в су дей
- ств е соревнов аний в ка че ств е су дьи- хроно мет рист а, су
- дьи при участник ах, уг лов ог о су дьи, по
- мощник а секрет аря, арбит ра.
Участие в су дей
- ств е соревнов аний в ка че ств е су дьи- хроно мет рист а, су
- дьи при участник ах, уг лов ог о су дьи, по
- мощник а секрет аря, арбит ра.
Инструк торск ая практик а
Организация и рук о- во дств о гр уппой.
По
- да ча ко манд.
Орга
- низация выпо лнения ст ро евых ко манд.
Пров едение раз мин
- ки, пок аз общеразви
- вающих упражнений и конт ро ль за их вы
- по лнением.
Пров едение раз мин
- ки, по дг от овк а и про
- ве дение частей учеб
- но
- трениров очног о занятия по тем ам
Участие в су дей
- ств е соревнов аний в ка че ств е су дьи- хроно мет рист а, су
- дьи при участник ах, уг лов ог о су дьи, по
- мощник а секрет аря, арбит ра.
Участие в су дей
- ств е соревнов аний в ка че ств е су дьи- хроно мет рист а, су
- дьи при участник ах, уг лов ог о су дьи, по
- мощник а секрет аря, арбит ра.
Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 67
2.10 Программный материал для практических занятий
2.10.1 Примерные схемы недельных микроциклов
для УТ этапов
Развивающий физический микроцикл (РФ)
Задачи микроцикла: повышение уровня общей физической под- готовленности, развитие силы, быстроты, выносливости; изучение и совершенствование техники джиу-джитсу, уделяя основное вни- мание комбинациям технических действий.
Таблица 28
Процентное распределение времени тренировки по средствам подготовки в РФ микроцикле
Дни недели
Средства тренировки
% от времени тренировки
Понедельник
ОФП
СП
СорП
64 36
-
Вторник
ОФП
СП
СорП
100
-
-
Среда
ОФП
СП
СорП
45 30 25
Четверг
ОФП
СП
СоП
100
-
-
Пятница
ОФП
СП
СорП
48 42 10
Суббота
ОФП
СП
СорП
100
+ парная баня, массаж
Воскресенье
Активный отдых
68
Развивающий технический микроцикл (РТ)
Задачи микроцикла: продолжение развития физических качеств, совершенствование техники джиу-джитсу в условиях отработки и в условиях учебных и учебно-тренировочных схваток.
Таблица 29
Процентное распределение времени тренировки по средствам подготовки в РТ микроцикле
Дни недели
Средства тренировки
% от времени тренировки
Понедельник
ОФП
СП
СорП
40 44 16
Вторник
ОФП
СП
СорП
22 64 14
Среда
ОФП
СП
СорП
35 51 14
Четверг
ОФП
СП
СоП
33 67
-
Пятница
ОФП
СП
СорП
25 50 25
Суббота
ОФП
СП
СорП
100
+ Парная баня, массаж
Воскресенье
Активный отдых
Контрольный недельный микроцикл (К)
Задачи микроцикла: контроль функциональной подготовленности и надежности выполнения технико-тактических действий соревно- вательных режимах.
Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 69
Таблица 30
Процентное распределение времени тренировки по средствам подготовки в (К) микроцикле
Дни недели
Средства тренировки
% от времени тренировки
Понедельник
ОФП
СП
СорП
15 73 12
Вторник
ОФП
СП
СорП
80 20
-
Среда
ОФП
СП
СорП
25 60 15
Четверг
ОФП
СП
СоП
40 60
-
Пятница
ОФП
СП
СорП
32 48 20
Суббота
ОФП
СП
СорП
76
-
24 + Парная баня, массаж
Воскресенье
Активный отдых
2.10.2 Специализированные игровые комплексы
Применение игровой методики в учебно-тренировочном процес- се путем включения специализированных подвижных игр, отражаю- щих наиболее часто встречающиеся ситуации в спортивных поедин- ках, позволяет:
- разработать методику обучения технико-тактическим действи- ям с применением специализированных подвижных игр, в которой содержание учебной программы включается в содержание игр;
- повысить результативность использования тактико-технических действий в спортивных поединках.
Общее количество времени, которое можно без ущерба, для освое- ния программы юными спортсменами выделить на специализированные подвижные игры, составляет 15 мин в каждом занятии. Для эффективно- го освоения элементарных технических действий достаточно провести трехминутные игры четырех типов в сочетании с двумя играми комбина- ционной направленности.Применение специализированных подвижных
70
игр, близких по структуре к действиям спортсменов в поединке, позво- ляет резко изменить его структуру взаимодействия технической и специ- альной физической подготовленности. Все качества приобретают более тесную взаимосвязь и начинают «работать» непосредственно на резуль- тативность соревновательной деятельности. Использование специали- зированных подвижных игр в учебно-тренировочном процессе дает по- ложительный эффект как в отношении непосредственного влияния на специальную физическую и тактико-техническую подготовленность за- нимающихся, так и в отношении отдаленных последствий: в течение бли- жайших месяцев сохраняются высокие темпы прироста основных пока- зателей соревновательной деятельности. Игровая методика оказывается достаточно эффективным средством повышения качества тактического мышления и активизации стиля ведения схватки, причем это достигает- ся, прежде всего, за счет индивидуализации и вариативности действий при исполнении приёмов-тестов.
Игры для групп начальной подготовки.
Игры на начальном этапе подготовки, в центре которого стоит овладение предметом и способом действий с ним, то есть выпол- нение тактических действий, сменяется игрой, в центре которой – юный спортсмен и его отношения к противнику через выполнение технических действий. Нужно идти от игр упражнений к подвиж- ным играм. Варианты подвижных игр, используемых в тренировоч- ном процессе для спортсменов групп начальной подготовки.
1. Бой петушков: - спортсмены, согнув ногу в колене и скрестив руки на груди, сталкиваются с целью заставить друг друга потерять равновесие.
2. Бой уток: - согнув одну ногу в колене и удерживая ее разнои- менной рукой за спиной, спортсмены сталкиваются, чтобы заставить друг друга потерять равновесие и отпустить ногу.
3. Переталкивание: - упершись грудью в грудь (голова сбоку, руки за спиной), спортсмены стараются оттеснить друг друга из заранее намеченного круга.
4. Перетягивание с вожжами: - соединив три пояса от кимоно в одну петлю и продев их через шею под плечи (как при игре в лошад- ки), спортсмены стараются перетянуть друг друга за заранее наме- ченную границу.
Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 71 5. Перетягивание с вожжами в партере: - то же самое, что и в стой- ке, но при этом спортсмены упираются в ковер руками и ступнями.
6. Борьба за отрезок каната: - спортсмены пытаются отнять друг у друга отрезок каната длиной 40см.
7. Борьба за набивной мяч: - спортсмены в партере лицом друг к другу. Обхватив мяч руками, они пытаются завладеть им
8. Осаливание: - спортсмены стоят лицом друг к другу. Задача каждого из них - наступить на стопу партнера и в то же время не дать наступить на свою.
9. Борьба на одной ноге: - один из спортсменов дает захватить свою ногу и просовывает ее между ног партнера, захватывая при этом его плечо и запястье; - задача партне- ра - перевести первого спортсмена в партер любым разрешенным способом, а тот должен устоять на одной ноге, при возможности освободить захваченную ногу или контратаковать. Время выполне- ния - 20-30 с.
10. Борьба за захват ноги: - задача обучающегося - в течение опре- деленного времени захватить ногу партнера, применив любое разре- шенное ТТД; - задача партнера - перевести обучающегося в партер любым разрешенным контрприемом. При этом партнеру запрещает- ся применять защиты (выход из зоны атаки, блокировку, сковываю- щие захваты).
Игры для учебно-тренировочных групп.
1. Игры с касаниями.
Учебная задача: сформировать основные стойки, развить чувство дистанции и выработать навыки маневрирования.
Игровая задача: коснуться ладонью определенной части тела со- перника.
Ход игры: игроки располагаются лицом друг к другу на расстоянии одного - двух метров. Тренер дает задание - находясь все время лицом друг к другу, коснуться заранее определенной части тела соперника ру- кой или ногой.
Правила. Игра начинается по сигналу тренера. Разрешено произволь- но перемещаться, увеличивать и сокращать дистанцию. «После касания играющие занимают исходное положение».
72
Оценка. Побеждает тот, кто первым коснется обусловленной ча- сти соперника. При одновременном касании попытка не засчитыва- ется и игра продолжается.
Игры с атакующими захватами
Учебная задача: научить правильно выполнять захват, защи- щаться и освобождаться от захвата.
Игровая задача: провести определенный захват части тела сопер- ника.
Ход игры: игроки находятся напротив друг друга на расстоянии двух метров. Тренер дает задание провести захват определенной ча- сти тела противника. Во время игры игроки должны находиться все время лицом друг к другу» после проведения захвата игроки занима- ют исходное положение.
Правила. Игра начинается по сигналу тренера. Игрокам разреша- ется произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистан- цию, проводить и защищаться от захвата противника. Если игроки произвели одинаковые захваты одновременно, такие захваты не за- щитываются.
Оценка. Побеждает тот, кто первым осуществит обусловленный за- хват соперника.
Игры с тиснениями
Учебная задача: научить принимать устойчивое динамическое и ста- тическое положение, выводить противника из состояния равновесия.
Игровая задача: вытеснить и противника за пределы условного ква- драта или круга.
Ход игры: игроки стоят в квадрате или круге. По команде тренера они начинают выталкивать друг друга за черту. Выталкивать можно при расположении спиной или лицом друг к другу, без помощи и с помощью рук. При сталкивании без помощи рук игроки находятся все время в контакте.
Правила. Начинать можно только по сигналу тренера. Игрокам раз- решается произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дис- танций. Запрещается наступать на ноги соперника. Если оба играю- щих одновременно заступают за черту, теснение не засчитывается.
Оценка. Побеждает тот, кто первым вытеснит соперника за черту.
Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 73
2.11 Практические рекомендации по переводным нормати-
вам по технико-тактической подготовке (ТТП) СО, НП, УТ и СС
групп.
Материал для обучения скомпонован по принципу «от простого к сложному». На первых двух ступенях изучаются наименее трав- моопасные приемы борьбы, элементы ударной и защитной техни- ки, болевые приемы. Больше внимания рекомендовано обратить на страховки при падении.
На начальных ступенях больше внимание уделяется выполнению технических действий (ТД) с использованием движений партнера
(уке). На последующих ступенях перед юным спортсменом стоит за- дача - научиться создавать благоприятные ситуации для выполнения
ТД.
На более высоких ступенях необходимо больше уделять внимание упражнениям и заданиям, которые выполняются в виде состязаний, вызывающих проявление резервных сил и возможностей, воспиты- вающих бойцовские качества, создающих психологическую подго- товленность. В подготовке борца джиу-джитсу одним из важней- ших методов является совокупность свободных действий (приемов) в условиях, приближенных к реальной борьбе (рандори).
Используются следующие виды поединка (рандори):
- борьба с односторонним нападением с частичным или полным сопротивлением противника (какари гейко) противник (уке) не имеет права атаковать и контратаковать. Задача нападающего (тори) – про- биться через защиту противника (уке) и вывести его в невыгодное положение. На начальных стадиях подготовки (1-2 год обучения) рекомендуется ограничивать нападающего (тори) единичной атакой.
После каждой атаки противника (уке) и нападающего (тори) возвра- щаются в исходное положение и начинают борьбу вновь;
- борьба с частичным сопротивлением противника в заранее за- данной ситуации (якусоку гейко);
- свободные схватки при произвольном движении противников (дзю гейко) и т. д.
Изучив и освоив приведенные ниже в таблицах технико- тактические действия (ТТД), соответствующих определенным сте- пеням (кю), юные спортсмены постигают и осознают принципы и логическую взаимосвязь перехода от одного ТД к другому. Благо-