Файл: Программа для детскоюношеских спортивных школ (дюсш) по борьбе джиуджитсу составлена в соответствии с Законом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

56
Для контроля за функциональным состоянием юных спортсменов специализирующихся в джиу-джитсу используется частота сердеч- ных сокращений (ЧСС). Она определяется пальпаторно, путем под- счета пульсовых ударов в области лучевой артерии на руке, сонной артерии в области шеи или непосредственно в области сердца. ЧСС считается в течение 10, 15 или 30 секунд, с последующим пересче- том ударов в минуту.
При анализе тренировочных нагрузок, определяется их преиму- щественная направленность по каждому тренировочному заданию.
В таблице 23 представлены значения частоты сердечных сокраще- ний и преимущественной направленности физиологической мощно- сти, выполненной работы.
Таблица 23
Направленность тренировочных нагрузок с учетом основных путей энер- гообеспечения
ЧСС (уд/мин)
Направленность
100-130
Аэробная (восстановительная)
140-170
Аэробная (тренирующая)
160-190
Анаэробно-аэробная (выносливость)
170-200
Лактатная-анаэробная (спец. выносливость)
170-200
Алактатная-анаэробная (скорость-сила)
По ЧСС контролируется и оценивается интенсивность тренировоч- ной нагрузки, которая лежит в основе планирования как одного трени- ровочного занятия, так и планирования в микро, мезо и макроциклах подготовки. Фактическое значение ЧСС позволяет оценить возможно- сти реализации планируемой интенсивности юным спортсменом. В та- блице 24 представлена шкала интенсивности тренировочных нагрузок.
Таблица 24
Шкала интенсивности тренировочных нагрузок
Интенсивность
Частота сердечных сокращений
Уд/10 с
Уд/мин
Максимальная
30 и <
180 и <
Большая
29 - 26 174 - 156
Средняя
25 - 22 150 - 132
Малая
21 - 18 126 - 108

Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 57
Для оценки адаптации спортсменов к тренировочным нагрузкам рекомендуется процедура исследования физической работоспособ- ности сердечно-сосудистой системы при проведении пробы Руффье
- Диксона. Проба проста в проведении и расчете и может быть вы- полнена тренером перед каждой тренировкой. Процедура тестирова- ния начинается с измерения ЧСС в покое, после 5-минутного отдыха
(Р1), в положении сидя. Затем выполняется 30 глубоких приседаний за 45 секунд с выпрямлением рук перед собой. Во время подъема руки опускаются вдоль туловища. Сразу же после окончания 30 при- седаний измеряется пульс (Р2) в положении стоя, а после минутного отдыха – в положении сидя (Р3). Оценка скорости восстановления пульса (индекс Руффье) производится по формуле: R = [(Р1+Р2+Р3)
– 200] / 10. Качественная оценка работоспособности представлена в таблице 25.
Таблица 25
Оценка адаптации организма спортсмена к предыдущей работе
Качественная оценка
Индекс Руффье
Отлично
2 и менее
Хорошо
3-6
Удовлетворительно
7-10
Плохо
11-14
Плохо очень
15-17
Критическое
18 и более
2.6 Теоретическая подготовка
Главная задача теоретической подготовки состоит в том, что- бы научить спортсмена осмысливать и анализировать действия, происходящие на татами. Начинающих спортсменов, особенно на спортивно-оздоровительном этапе, необходимо приучить по- сещать соревнования различного уровня, изучать техническую и тактическую подготовленность будущих соперников, следить за действиями судей, их реакцией на действия спортсменов, просма- тривать видеозаписи соревнований по джиу-джитсу.
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и не- посредственно в тренировке. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой, как элемент практических знаний. Любой спортсмен, не зависимо от вида спор-


58
та, должен обладать высокими моральными и волевыми качествами, быть достойным гражданином России, с честью представлять свою спортивную школу, клуб, свой город, страну на соревнованиях любо- го ранга.
Воспитание морально-волевых качеств начинается с первых ша- гов, когда в секции, в школе нужно научиться подчинять свои инте- ресы общественным, выполнять все требования тренера, болеть ду- шой за честь коллектива. Необходимо воспитать у юных спортсме- нов правильное, уважительное отношение к товарищам по спортив- ной школе, к соперникам, к тренеру, к судьям, к зрителям.
На этапе начальной подготовки необходимо ознакомить уча- щихся с правилами гигиены, спортивной дисциплины и соблюде- нием чистоты в спортивном сооружении. Большое внимание необ- ходимо уделять рассказам о традициях джиу-джитсу, его истории и предназначению. Основное внимание при построении бесед и рассказов направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и желание добиться высоких спортивных результатов.
В УТ группах учебный теоретический материал распространяет- ся на весь период обучения. Знакомство с требованиями спортив- ных занятий проводятся в виде бесед перед началом тренировочных занятий. Темами таких бесед, в зависимости от возраста, должны стать история физической культуры, вообще, история джиу-джитсу и ее философские аспекты, методические особенности построения тренировочного процесса и закономерности подготовки к соревно- ваниям и т.д.
В СС группах больше внимания уделяется современным методам построения тренировочного процесса, повышению специальной подготовленности, воспитанию специальных физических качеств.
В теоретической подготовке этих групп необходимо большое вни- мание уделять системе контроля и самоконтроля за уровнем различ- ных сторон подготовленности и состоянием здоровья. Желательно познакомить юных спортсменов с принципами ведения спортивного дневника, личными картами тренировочных заданий и планами по- строения тренировочных циклов. Примерная программа теоретиче- ских занятий для учебно-тренировочных групп представлена в та- блице 26.

Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 59
Таблица 26
Примерный план теоретической подготовки

п/п
Название темы
Краткое содержание темы
Учебные
группы,
год обу-
чения
1.
Физическая культу- ра – важное средство физического развития и укрепления здоровья человека
Понятие о физической культуре и спорте. Фор- мы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, органи- зованности, воли и жизненно важных умений и навыков.
УТ
2.
Личная и общественная гигиена
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом.
Гигиенические требования к одежде и обуви. Ги- гиена спортивных сооружений.
СО, НП
3.
Закаливание организма Значение и основные правила закаливания. За- каливание воздухом, водой солнцем.
СО, НП,
УТ
4.
Зарождение и развитие джиу-джитсу
История борьбы джиу-джитсу,
терминология джиу-джитсу, этика джиу-джитсу.
СО, НП,
УТ
5.
Лучшие спортсмены и сильнейшие команды мира по джиу-джитсу
Чемпионы и призеры Всемирных игр, первенств и чемпионатов мира, Европы и России.
УТ
6.
Самоконтроль в процес- се занятий спортом
Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом. Дневник самоконтроля, его форма и со- держание
НП, УТ
7.
Общая характеристика спортивной тренировки
Понятие о спортивной тренировке, ее цель, зада- чи и основное содержание. Общая и специальная физическая подготовка. Технико-тактическая подготовка. Роль спортивного режима и пита- ния
УТ, СС
8.
Основные средства спортивной тренировки
Физические упражнения. Подготовительные, общеразвивающие и специальные упражнения.
Средства разносторонней подготовки
УТ, СС
9.
Физическая подготовка
Понятие о физической подготовке. Основные сведения о ее содержании и видах. Краткая ха- рактеристика основных физических качеств, особенности их развития
УТ, СС
10
Единая Всероссийская спортивная классифи- кация
Основные сведения о ЕВСК. Условия выполне- ния требований и норм ЕВСК
УТ, СС


60
2.7 Воспитательная работа и психологическая подготовка
Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является вос- питание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосред- ственно спортивная деятельность, которая представляет большие возможности для воспитания всех этих качеств. Формирование вы- сокого чувства ответственности перед обществом, гражданской на- правленности и нравственных качеств личности юных спортсменов должно осуществляться одновременно с развитием его волевых ка- честв. Понимая психологическую подготовку как воспитательный процесс, направленный на развитие и совершенствование значимых для юных спортсменов свойств личности путем формирования соот- ветствующей системы отношений. При этом психическая подготов- ка к продолжительному тренировочному процессу осуществляется за счет непрерывного развития мотивов спортивной деятельности и за счет благоприятных отношений к различным сторонам трениро- вочного процесса.
Психологическая подготовка юных спортсменов к соревновани- ям направлена на формирование свойств личности, позволяющих успешно выступать за счет адаптации к конкретным условиям во- обще и к специфическим экстремальным условиям соревнований, в частности. Психологическая подготовка здесь выступает как вос- питательный и самовоспитательный процесс. Центральной фигурой этого процесса является тренер-педагог, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведения спор- тсменов во время тренировочных занятий и соревнований. Успеш- ность воспитания юных спортсменов во многом определяется спо- собностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подго- товки и общего воспитания.
Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в сорев- нованиях, четкое исполнение указаний тренера, отличное поведение на тренировочных занятиях, в школе и дома - на все это должен по- стоянно обращать внимание тренер. Важно с самого начала спор- тивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие и способность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде


Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 61
всего, систематическим выполнением тренировочных заданий. На конкретных примерах нужно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте зависит от трудолюбия. В процессе занятий с юными спортсменами все более важное значение приобретает ин- теллектуальное воспитание, основными задачами которого являют- ся овладение учащимися специальными знаниями в области спор- тивной тренировки, гигиены и других дисциплин.
Средства и методы психологической подготовки
По содержанию средства и методы делятся на следующие
группы:
Психолого-педагогические - убеждающие, направляющие, двига- тельные, поведенческо-организующие, социально-организующие;
Психологические - сугесстивные, ментальные, социально- игровые;
Психофизиологические - аппаратурные, психофармакологиче- ские; дыхательные.
По направленности воздействия средства можно подразделить на: средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы; средства воздействия на интеллектуальную сферу; средства воздействия на эмоциональную сферу; средства воздействия на во- левую сферу; средства воздействия на нравственную сферу.
В работе с юными спортсменами устанавливается определенная тенденция в преимуществе тех или иных средств и методов воздей- ствия. К таким методам, в условиях детско-юношеской спортивной школы в большей мере относятся методы словесного воздействия
(вербальные, образные, вербально-образные).
К основным средствам вербального воздействия на психиче-
ское состояние юных спортсменов относятся:
1. Создание психических внутренних опор. Наиболее эффекти- вен этот метод при необходимости создать определенную уверен- ность в собственных силах при сочетании таких индивидуальных свойств, как сенситивность, неуравновешенность, эмоциональная реактивность, тревожность. Этот метод основывается на создании на формировании уверенности в том, что у юного спортсмена есть выраженные сильные элементы подготовленности (сила, скорость,

62
«коронный прием» и т.д.) Убеждения подкрепляются искусственным созданием (тренером) соответствующих ситуаций в тренировочных занятиях. Созданием «психических внутренних опор», с одной сто- роны оптимизируются актуальные и особенно квазистационарные психические состояния, с другой – действительно повышается уро- вень специальной подготовленности юных спортсменов;
2. Рационализация - наиболее универсальный метод, применяемый практически к любым спортсменам и на всех этапах подготовки. Наи- более эффективен данный метод при работе с особо мнительными, от- личающимися повышенной сенситивностью и эмоциональной реак- тивностью в микроциклах с экзаменационными испытаниями (при- ем контрольных нормативов или обязательной программы ТТК), кон- трольными схватками и в условиях соревнований. Заключается этот метод вербального воздействия в рациональном объяснении тренером юному спортсмену (гетерорационализация) некоторых механизмов возникающих неблагоприятных состояний в период, предшествую- щий какому-то спортивному испытанию. Чаще этот метод применяет- ся к спортсменам с сенситивными свойствами психики;
3. Сублемация представляет собой искусственное вытеснение одного настроения другим, в большей мере это «работает» при сме- не задачи тренировки или поединка (изменить целевую установку, например от силового давления на решение выполнения конкретно- го технического приема). Особенно остро нуждаются в таком вер- бальном воздействии спортсмены с неуравновешенной нервной си- стемой, мнительные, впечатлительные, не очень уверенные в своих силах;
4. Деактуализация – искусственное занижение силы соперника, с которым решаются задачи тренировочного занятия или встречаются на соревнованиях. Различают прямую дезактуализацию, когда юному спортсмену показывают слабые сторону подготовленности соперни- ка, и косвенную дезактуализацию, когда подчеркиваются и выделяют- ся сильные стороны юного спортсмена, которые косвенно подтверж- дают относительную «слабость» соперника. Для применения такого вербального воздействия нужен определенный педагогический такт тренера, чтобы не создать завышенный уровень самоуверенности.
Наиболее эффективен этот метод по отношению к юным спортсменам с слабой и подвижной нервной системой.


Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 63
Все указанные средства вербального воздействия могут приме- няться тренером, так как в настоящее время тренер не может ухо- дить от проблем воспитательной работы и психологической подго- товки юных спортсменов.
2.8 Восстановительные средства и мероприятия
Величина тренировочных нагрузок и повышение уровня трени- рованности зависит от темпов восстановительных процессов в ор- ганизме спортсмена. Средства восстановления подразделяют на три типа: педагогические, медико-биологические и психологические.
Факторы педагогического воздействия,
обеспечивающие восстановление работоспособности:
- рациональное сочетание тренировочных средств разной направ- ленности;
- правильное сочетание нагрузки и отдыха, как в тренировочном за- нятии, так и в целостном тренировочном процессе;
- введение специальных восстановительных микроциклов и профилактических раз грузок;
- выбор оптимальных интервалов и видов отдыха;
- оптимальное использование средств переключения видов спортивной деятельности;
- полноценные разминки и заключительные части тренировочных занятий;
- использование методов физических упражнений, направленных на стимулирование восстановительных процессов (дыхательные упражнения,
упражнения на расслабление и т.д.);
- повышение эмоционального фона тренировочных занятий;
- эффективная индивидуализация тренировочных воздействий и средств восстановления;
- соблюдение режима дня, предусматривающего определенное время для тренировок.
1   2   3   4   5   6   7   8   9