Файл: Методические рекомендации адаптивный спорт (правовые, организационные и методические основы) С. П. Евсеев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
АДАПТИВНОГО СПОРТА
3.1. Обучение двигательным действиям
Особенности обучения двигательным действиям в адаптивном спор- те обусловлены двумя факторами.
Во-первых, тем, что в адаптивной физической культуре занимают- ся люди с отклонениями в состоянии здоровья, с ограниченными фи- зическими, сенсорными и интеллектуальными возможностями, что приводит к тому, что используемых в ней двигательных действий зна- чительно больше по сравнению с обычной физической культурой. Это обусловлено необходимостью компенсировать те или иные их ограни- чения, например, с помощью специальных технических средств, путем привлечения для выполнения двигательных действий дополнительных партнеров, а именно спортсменов- ведущих (лидеров) и с помощью других приемов.
Во-вторых, в адаптивном спорте используется установка на макси- мально возможное исключение ошибок из процесса обучения, особен- но из этапов начального и углубленного разучивания действий [5].
Для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов необходи- мость введения более жесткого предела разброса тех или иных харак- теристик движений, по сравнению со здоровыми людьми, обусловлена

28
прежде всего их ограниченными возможностями по коррекции своих действий, а также тем, что для практических целей важен реалистиче- ский показатель качества действия, а не индивидуальный и неповтори- мый рисунок каждого отдельного действия, в котором всегда имеется разброс, вызванный теми или иными причинами.
Так, например, нарушения сенсорных систем, особенно зрения, опорно-двигательного аппарата (ампутации, травмы спинного мозга, церебральные параличи, врожденные недоразвития конечностей), ин- теллекта и др., приводят к необходимости значительного ограничения возможных (допустимых) отклонений от результата обучения и спо- соба его достижения, поскольку ограниченные возможности по их ре- гулированию могут привести не только к невыполнению двигательной задачи, но и к падению, получению травмы, значительному снижению мотивации к двигательному совершенствованию.
Именно поэтому в адаптивном спорте главный вектор усилий препо- давателя, тренера, инструктора должен быть направлен на исключение ошибок из процесса обучения или как минимум на максимально воз- можное их сокращение, особенно на его первых этапах, когда двига- тельный опыт занимающихся еще недостаточен, навыки страховки и самостраховки еще не в полной мере отработаны, ориентировочная основа двигательного действия еще только формируется.
Все авторы, отстаивающие или признающие концепцию неизбежно- сти проб и ошибок, прямо оговаривают или имеют в виду осуществле- ние процесса формирования двигательных действий в естественных условиях и не уточняют понятие ошибки, как правило, подразумевая под ней всякое, даже малейшее отклонение от правильного, образцо- вого двигательного действия.
Поэтому прежде всего уточним понятие «ошибка» (двигательная ошибка). Согласно толковому словарю русского языка, ошибка расце- нивается как «неправильность в действиях, мыслях», т. е. это опреде- ление исходит из того, что существует какая-то «правильность» в дей- ствиях и мыслях.
Действительно, в реальном процессе выполнения двигательного дей- ствия невозможно выдержать абсолютно точно значения регулируе- мых характеристик. Следовательно, при установлении ограничений не- обходимо указывать не только программные (эталонные, оптимальные) значения характеристик, но и допустимые отклонения от них. Поэтому ошибки должны фиксироваться не просто по отклонению того или ино-


29
го значения характеристики от программного, а по отклонению этого значения за допустимые для данной характеристики пределы – выход за границы дозволенного «коридора». И пока человек, выполняя дви- гательное действие, выдерживает значения регулируемых характери- стик в установленных пределах, подобные отклонения, обусловленные особенностями психических, физических и других его качеств, рас- цениваются как двигательные неточности, погрешности, допустимые отклонения, допустимая вариативность, допустимые индивидуальные особенности выполнения. Главным критерием при определении вели- чины допустимых отклонений от эталона является выполнение цели действия, достижение необходимого результата с заданным уровнем качества.
В теории физической культуры, спортивной тренировки, теориях отдельных видов спорта количественное определение двигательных ошибок приводится довольно редко, и в подавляющем числе случаев выявляются допустимые (или оптимальные) отклонения либо по конеч- ному результату, либо по какой-то одной из характеристик движения.
В практике же определение двигательных ошибок осуществляется, как правило, по субъективным показателям [5].
В работах П. Я. Гальперина, И. П. Ратова, С. П. Евсеева и др. показана возможность обучения двигательным действиям (производственным, спортивным и др.) без ошибок или, по крайней мере, с их существенной минимизацией. Однако для того, чтобы исключить ошибки из процес- са обучения, необходимо обучение двигательным действиям осущест- влять в искусственных условиях и трактовать ошибки не как любое от- клонение от эталона действия, а как выход регулируемых параметров движений за границы допустимого «коридора».
Данные теоретические концепции формирования и совершенствова- ния двигательных действий, ориентирующие и педагога, и занимающе- гося на минимизацию ошибок в процессе обучения, следует признать в качестве методологической основы создаваемой теории обучения дви- гательным действиям в адаптивном спорте.
Здесь же необходимо выделить два наиболее важных положения этой теории.
Во-первых, технология процесса обучения в адаптивном спорте должна предусматривать создание специальных, искусственных усло- вий выполнения осваиваемых движений за счет применения комплекса технических средств обеспечения текущей информации об управля-

30
ющих движениях в суставах, широкого применения тренажеров, фи- зической помощи преподавателя-тренера, технических средств, обе- спечивающих полную безопасность занимающихся, компенсирующих их недостаточную подготовленность и ограниченность возможностей, обусловленных тем или иным дефектом или заболеванием и сводящих, если это необходимо, к минимуму ошибки и переучивания.
Во-вторых, методика обучения двигательным действиям в адаптив- ном спорте должна предусматривать обязательный переход от терми- нологии, традиционно используемой при описании техники двигатель- ных действий, на терминологию управляющих движений в суставах и динамической осанки, которые позволяют исключить неоднозначность в описаниях способа выполнения движений и четко сформулировать, что, когда, как может и должен выполнить обучающийся для правиль- ного (безошибочного) осуществления действия.
Знание закономерностей выполнения суставных движений, их со- четаний, а также сочетаний суставных движений с элементами дина- мической осанки позволяет не только анализировать практически все двигательные действия, но и конструировать новые действия или дей- ствия, обладающие новыми свойствами.
Важной задачей стратегического планирования очередности освое- ния двигательных действий является определение базовых, профили- рующих упражнений, которые открывают ряд схожих по структуре дей- ствий, имеющих похожую ориентировочную основу действия.
В этой связи необходимо отметить важную закономерность: сужение диапазона вариативности технических действий и основных параме- тров физических упражнений по мере роста их сложности. Такое суже- ние характерно как для оптимального, так и для допустимого диапазонов вариативности. Для успешного и быстрого продвижения по лестнице сложности простые действия нужно учить особенно тщательно с при- целом на конечную цель: наиболее сложный элемент данной структур- ной группы. В противном случае неизбежны постоянное переучивание,
«ломка» сформировавшегося навыка, коррекция технической структу- ры, «засоренной стандартными ошибками».
Таким образом, при определении стратегии очередности освоения двигательных действий необходимо выбрать базовое, профилирующее упражнение, которое должно иметь характеристики, сопоставимые с наиболее сложными элементами данной структурной группы.


31
3.2. Воспитание личности
В педагогике, наряду с теорией обучения (дидактикой), важное место занимает теория воспитания.
Насколько важны и актуальны сегодня проблемы воспитания в нашей стране, свидетельствует распоряжение Правительства Российской Фе- дерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, утвердившее «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
В соответствии с данной стратегией, приоритетной задачей Россий- ской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высо- конравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного об- щества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
В качестве социальных институтов воспитания в стратегии обозна- чены: семья, система образования, информационные ресурсы, обще- ственные объединения, в том числе осуществляющие деятельность с детьми в сфере физической культуры и спорта.
Обновление воспитательного процесса с учетом современных до- стижений науки и на основе отечественных традиций предполагает вы- деление следующих видов воспитания: гражданское, патриотическое, формирование российской идентичности, духовное, нравственное, фи- зическое, формирование культуры здоровья, трудовое и профессио- нальное самоопределение, экологическое, приобщение к культурному наследию и популяризация научных знаний.
Адаптивный спорт, другие виды адаптивной физической культуры содержат в себе большой воспитательный потенциал для решения задач гражданского, патриотического, духовного, нравственного и др. характера.
Для адаптивного спорта наибольшее значение имеют следующие во- просы:
– Разработка, внедрение и принятие обществом и лицами с отклоне- ниями в состоянии здоровья личностно-ориентированной гуманисти- ческой аксиологической концепции отношения к инвалидам, обучаю- щимся с ограниченными возможностями здоровья и другим категориям лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
– Разработка и внедрение в практику средств и методов воспитания волевых качеств данной категории граждан нашей страны;

32
– Разработка и внедрение в практику средств и методов воспитания морально-нравственных качеств занимающихся адаптивной физиче- ской культурой.
Центральным вопросом в работе с лицами с отклонениями в состоянии здоровья в любой сфере деятельности является вопрос взаимоотноше- ний данной категории населения страны со здоровыми согражданами.
Если эти взаимоотношения не строятся на принципах равенства, при- знания достоинства и уважения к человеку независимо от состояния его здоровья, то о какой морали и нравственности можно говорить?
Специалист по адаптивному спорту должен хорошо осознавать, что способы формирования нравственного сознания и поведения, дающие хорошие результаты со здоровыми людьми, здесь могут оказаться не- эффективными, если он не организует свою деятельность в соответ- ствии с личностно-ориентированной гуманистической концепцией от- ношения к лицам с отклонениями в состоянии здоровья или не в полной мере учтет их конечные (терминальные) ценности жизни.
В основе данной концепции лежат такие подлинно гуманистические идеи, как признание самоценности личности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и приоритет интересов лич- ности над интересами общества.
Люди с отклонениями в состоянии здоровья должны быть интегри- рованы в общество на их собственных условиях, на основе самостоя- тельно принимаемых решений, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей, контролирующих их поведение.
В связи с этим центральной проблемой воспитания личности в адаптивном спорте является обеспечение условий принятия личност- но-ориентированной гуманистической концепции отношения об- щества к лицам с отклонениями в состоянии здоровья у всех без ис- ключения участников тренировочного, учебного, соревновательного, воспитательного процессов, в том числе и самими лицами с отклонени- ями в состоянии здоровья.
В частности, отказ от выполнения своих обязанностей, переклады- вание их на здоровых участников тренировочного и соревновательного процессов (спортсменов, тренеров, врачей, других специалистов, за- действованных в этих процессах) представляют собой не что иное, как
«консервирование» исключительности, а, следовательно, в определен- ном смысле неполноценности спортсменов-инвалидов и, как это ни по- кажется на первый взгляд странно, притеснение здоровых участников


33
тренировок и соревнований. А это, в свою очередь, негативно сказыва- ется на процессах социализации и интеграции данной категории лиц, на формировании у них необходимых социальных умений и навыков.
Преодоление исключительности спортсменов-паралимпийцев и спортсменов-сурдлимпийцев должно предусматривать процедуру все- сторонней оценки достигнутых результатов в случаях, когда спортсмен
– претендент на материальное вознаграждение. В частности, при вы- игрыше той или иной медали с низким результатом (ниже норматива мастера спорта, например) в видах спорта, где результат оценивается объективными мерами (временем, пространством, массой), что воз- можно при недостаточной конкуренции, материальное вознагражде- ние не должно выплачиваться.
Таковы наиболее важные условия внедрения в практику личност- но-ориентированной гуманистической концепции отношения обще- ства к лицам с отклонениями в состоянии здоровья.
Демонстрацию исключительности (например, спортсмена-паралимпий- ца) можно встретить в средствах массовой информации, в выступлениях ру- ководителей различного уровня. Употребление по отношению к спортсмену с инвалидностью и его успехам таких выражений, как «совершение невоз- можного», «достижение непредсказуемого», создает впечатление того, что никто не ждал от него многого, не верил в его способности и силы, что уни- жает спортсмена, целенаправленно достигающего поставленную цель. В итоге чрезмерное воспевание достижений паралимпийцев в обществе лишь укрепляет стереотип о слабости и пассивности людей с инвалидностью [6].
Подчеркивание исключительности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в адаптивном спорте недопустимо и лишь мешает воспитанию их личности.
Занятия адаптивном спортом создают хорошие условия и предпосыл- ки для воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья, но осо- бенно благоприятны эти условия для воспитания у них волевых качеств, поскольку процесс выполнения физических упражнений, планирование и подготовка к этому процессу, особенности восстановления после на- грузок и другие его проявления немыслимы без конкретных проявлений воли, обусловленных характером преодолеваемых препятствий.
Важными волевыми качествами, формирующимися в процессе заня- тий адаптивным спортом, является группа качеств, интегрированных в понятии «целеустремленность», а именно: самостоятельность (само- контроль), настойчивость, упорство, терпеливость, инициативность.


34
В адаптивном спорте содержание целей, как стратегических, так и тактических, обладает рядом преимуществ, по сравнению с другими видами деятельности.
Во-первых, цель имеет выраженную положительную направлен- ность: чего хочет достичь человек, а не чего он не хочет.
Во-вторых, в адаптивной физической культуре очевидна зависимость достижения цели от самого человека.
В-третьих, это наличие у цели сенсорных критериев подтверждения положительной динамики процесса достижения этой цели.
В-четвертых, это корректность и уместность цели, позволяющей учесть ценности других людей, не входить с ними в противоречие, а так- же отсутствие конфликта с другими ценностями самого человека.
Таким образом, целеустремленность как системообразующее во- левое качество в адаптивной физической культуре определяется как проявление воли, характеризующееся ясностью цели и задач, плано- мерностью конкретных действий и всей деятельности в целом, сосре- доточенностью действий, мнений и чувств на непреклонном стремле- нии и достижении поставленной цели.
Еще одним интегрирующим понятием волевых качеств является са- мообладание, которое включает в себя выдержку, смелость, решитель- ность, организованность и дисциплинированность.
Выделяя в качестве важнейшего направления воспитания лично- сти в адаптивном спорте воспитание волевых качеств занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья, следует особо подчеркнуть, что средства, методы, приемы, технологии двигательной деятельности обе- спечивают уникальные возможности, условия и среду для формирова- ния воли, с одной стороны, и создают предпосылки для использования данных качеств во всех без исключения видах деятельности человека, с другой.
Поэтому, выделяя воспитание волевых качеств как приоритетное на- правление воспитания в системе адаптивного спорта, создающей наи- более благоприятные возможности, условия и среду для формирова- ния этих качеств, безусловно, главным, определяющим эффективность всего воспитательного процесса является морально-нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
При воспитании морально-нравственных качеств у лиц с отклонени- ями в состоянии здоровья необходимо учитывать самые различные, в том числе и негативные факторы, влияющие на процесс социализации

35
личности, которые в силу своей спонтанности и незаметности могут быть очень действенными. Происходящие перемены в обществе, смена идеологических и мировоззренческих взглядов происходят, как прави- ло, болезненно и сопровождаются целым рядом негативных факторов.
Как отмечалось ранее, для нейтрализации негативных эффектов со- циализации, уменьшающих воспитательный и гуманистический по- тенциал адаптивной физической культуры и ее видов, должна быть разработана система дополнительных воспитательных мероприятий, противодействующих этим негативным эффектам и факторам.
Морально-нравственное воспитание является сердцевиной всего воспитательного процесса, поскольку именно от его содержания зави- сит формирование полноценной личности человека.
В адаптивном спорте выделяются четыре уровня в иерархии идеалов и ценностей морально-нравственного воспитания.
1. Общечеловеческие ценности (нормы, идеалы) – это фундамен- тальные морально-нравственные ориентиры, являющиеся стандартом для людей всех культур, народов и эпох, содержание которых не свя- зано с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой ситуации собственным конкретным смыслом, воспроизводятся в любом типе культуры в качестве ценности.
2. Идеалы и ценности всестороннего (гармоничного) развития лично- сти человека. Всестороннее воспитание предполагает гармоничное раз- витие физических и духовных сил человека. Здесь также имеются в виду сбалансированные воздействия на человека с использованием всех ви- дов воспитания: физического, интеллектуального, нравственного, трудо- вого, эстетического, экологического и др. Крен в одну из сторон воспи- тания нарушает гармонию, меру, равновесие целостного мира человека.
К ценностям всестороннего развития личности относятся: физиче- ское совершенство, а также способность максимально использовать наличный физический потенциал в случае инвалидности или отклоне- ний в состоянии здоровья; нравственные чувства (честь, долг, справед- ливость, милосердие, дружелюбие), позитивное отношение к людям, в том числе к лицам с отклонениями в состоянии здоровья, позитивные жизненные ориентиры и планы; литературная, музыкальная, художе- ственная, театральная и кинематографическая компетентность как следствие освоения культурного наследия; уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, потребность трудиться, умение работать