Файл: Методические рекомендации адаптивный спорт (правовые, организационные и методические основы) С. П. Евсеев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   2   3   4

36
самостоятельно, профессиональное самоопределение; ответствен- ность за состояние природных ресурсов, бережное отношение к род- ной земле, природным богатствам России и мира, нетерпимое отноше- ние к действиям, наносящим вред природе.
3. Идеалы и ценности гражданственности, патриотизма и российской идентичности являются сегодня наиболее актуальными для россиян.
Наиболее значимыми идеалами и ценностями в этой группе мораль- но-нравственных качеств являются: установки личности на граждан- скую ответственность, приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов, уважение к национально- му достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям, их взаи- мосвязь с патриотизмом, чувством гордости за свою Родину, готовность к защите интересов Отечества, ответственность за будущее России, уважение к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Россий- ской Федерации.
В современной непростой международной обстановке очень важны стойкие установки противостояния идеологии экстремизма, национа- лизма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, рели- гиозным, расовым, национальным признакам.
4. Олимпийские идеалы и ценности. В Олимпийской хартии в качестве базовой трактовки олимпизм определяется как философия жизни, воз- вышающая и объединяющая в одно сбалансированное целое достоин- ства тела, воли и разума.
На олимпийских идеалах и ценностях базируются концепции пара- лимпизма, сурдлимпизма, Специальной Олимпиады.
Говоря о важнейших олимпийских ценностях, уместно вспомнить по- зицию основоположника современных олимпийских игр Пьера де Ку- бертена по отношению к этим ценностям.
Например, отношение Кубертена к победе, стремлению достичь мак- симального результата часто выражают неточно, ошибочно приписы- вая ему фразу: «Главное в Олимпийских играх не победа, а участие» или
«На Олимпийских играх важно не столько побеждать, сколько участво- вать» (Макинтош П., 1998). На самом деле эту фразу использовал архи- епископ Пенсильванский Э. Тальбот в соборе Святого Павла в Поддоне, обращаясь к участникам IV Олимпийских игр. По мнению же Куберте- на, главное – это не победа над соперником, а отвага, мужество, про- являемое в ходе борьбы за эту победу, сам дух борьбы, побуждающий человека к совершенству, преодолению самого себя, своих слабостей


37
и недостатков; необходимо бороться «храбро», на основе принципов, воспитывающих более сильное во всех отношениях, более добросо- вестное и более великодушное человечество (Столяров В. И., 2014).
Огромный потенциал воспитательных воздействий адаптивного спорта объясняется тем, что он, по существу, является моделью жизни, причем очень конкретной, наглядной, доступной для понимания детям и взрослым, в том числе и лицам с ограниченными возможностями.
Адаптивный спорт дает возможность как бы побывать в тех жизненных ситуациях, в которых присутствуют и дружба, и взаимопонимание, и объ- единение в единый сплоченный коллектив, и соперничество, и борьба.
Но это происходит не в настоящей обстановке, а в спортивной, игровой.
В завершение разговора о воспитании, отметим, помимо формиро- вания социально-нормативного поведения, адаптивный спорт предо- ставляет хорошие возможности для социально-бытовой ориентировки учащихся, закрепления знаний и умений, полученных на занятиях по данной тематике.
Участие в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, выезды в командировки, особенно в другой город, страну, позволяют активизировать процесс приобретения учащимися экономико-быто- вых знаний и умений. Совместные с тренером экскурсии в спортивные, продовольственные магазины, покупка спортивной формы, инвентаря, продуктов питания и т. п. являются хорошими практическими упражне- ниями для выработки соответствующих знаний и умений.
Проверка состояния и условий хранения спортивной одежды, спор- тивного инвентаря, порядка в залах и раздевалках, бережливого от- ношения к расходу воды, электроэнергии формирует бережливость, стремление к упорядоченному ведению хозяйства.
3.3. Развитие физических качеств
Развитию физических способностей в физическом воспитании и осо- бенно в спорте, включая адаптивный спорт, уделяется большое внима- ние. Издано достаточное количество учебно-методической и научной литературы по данному вопросу. Можно назвать авторов – В. М. Заци- орский, Ю. В. Верхошанский, В. М. Дьячков, В. А. Кузнецов, Л. П. Матвеев,
В. Н. Платонов и др., – чьи фундаментальные исследования по развитию физических способностей спортсмена завершались изданием специ-

38
альной литературы, которая, безусловно, должна использоваться и специалистами адаптивного спорта.
Учитывая сказанное, можно в дополнение к методам перечисленных авторов порекомендовать для лиц с отклонениями в состоянии здоро- вья автономные (без снарядовые) физические упражнения, для выпол- нения которых не требуется ничего, кроме желания, обычной квартиры и соответствующих знаний, позволяющие спортсмену самостоятельно развивать скоростно-силовые способности, силовую выносливость, гибкость и другие способности.
Безусловно, этими упражнениями не следует ограничиваться, осо- бенно если есть возможность использовать различные спортивные снаряды и тренажеры, которые в совокупности с автономными физи- ческими упражнениями дают наибольший эффект.
Термин «автономные (без снарядовые) физические упражнения» был введен в 1991 г. В. Г. Фохтиным, который вначале называл их «атлети- ческой гимнастикой без снарядов», выполняемой по принципу самосо- противления.
Помимо названной атлетической гимнастики с использованием само- сопротивления [по В. Г. Фохтину], к автономным физическим упражнени- ям можно отнести общеразвивающие упражнения, суставную силовую гимнастику М. Норбекова, системы упражнений Е. Сандова, А. Засса, «во- левую гимнастику» А. Анохина, элементы ушу, йоги, дыхательные упраж- нения, мимическую гимнастику Ю. Г. Михайловой и другие упражнения и двигательные действия, которые могут выполняться самостоятельно или с помощью партнера в условиях обычной квартиры.
Все перечисленные виды физических упражнений, а не только упраж- нения с самосопротивлением, не зависят от внешних условий (места, времени, наличия каких-либо спортивных снарядов, приспособлений и тренажеров) и позволяют нагружать мышечную систему, сочетать про- явление силы с движением в конкретном суставе, гармонично прораба- тывать мышцы на любом уровне, от незначительных до максимальных напряжений с различной амплитудой и скоростью движений. Именно эта независимость перечисленных физических упражнений от внеш- них условий дала основание для введения термина «автономные (без снарядовые) физические упражнения», которые играют важную роль в адаптивном спорте.
Большой набор упражнений атлетической гимнастики без снарядов представлен в книге В. Г. Фохтина «Атлетическая гимнастика без снарядов»


39
[М.: Физическая культура и спорт, 1991]. В ней описано много упражне- ний для мышц пальцев и кистей рук и плечевого пояса, мышц туловища и ног с акцентом на развитие выносливости, гибкости, силы и других физических способностей, профилактику остеохондроза и заболева- ний суставов. Поэтому здесь приведены лишь некоторые рекоменда- ции по их использованию.
Заниматься силовой гимнастикой с самосопротивлением, в которой исключен травматизм, можно в любом возрасте. Упражнения выпол- няют примерно за 30–40 мин. до еды и не раньше, чем через 2–2,5 ч. после. Для утренней зарядки с проработкой крупных мышц при средней нагрузке с количеством повторений 8–12 достаточно всего 6–10 мин.
Дневные и вечерние занятия можно проводить с максимально возмож- ным напряжением при многократных повторениях, длятся они 20-30 мин. и больше. Целесообразно чередовать нагрузку на отдельные груп- пы мышц через день-два. Вечерняя тренировка должна заканчиваться не позднее чем за 1 час до сна. После сна приступайте к упражнениям не раньше, чем через 25-30 мин.
Об эффективности занятий можно судить по данным самоконтро- ля. Один из его методов – антропометрия, т. е. измерение окружности
(или «объема») частей тела: шеи, рук, талии, плеч, голени и т. д. Из- мерение выполняют гибкой сантиметровой лентой в самом большом сечении мышцы. Контрольные замеры нужно сделать перед началом занятий, а также через 5-6 месяцев. Затем можно делать это через
2-3 месяца, занося результаты в специальный дневник самоконтро- ля. Сюда же записывайте дополнительные данные: вес, рост, частоту пульса в покое и после нагрузки, оценку общего самочувствия, рабо- тоспособность и т. п.
Другим объективным показателем эффективности являются кон- трольные тесты в виде силовых упражнений, например: сгибания, раз- гибания рук в упоре лежа, подтягивания на перекладине, поднимания туловища из положения лежа на спине и др. Силу пальцев рук и кисти можно периодически замерять с помощью кистевого динамометра.
В дневник самоконтроля необходимо вписывать данные о частоте сердечных сокращений (ЧСС). Для начинающих предельное значение
ЧСС во время занятия определяется по формуле «200 минус возраст», а для более подготовленных – «220 минус возраст». Длительность ра- боты в таком режиме – примерно 30 мин. Через час после тренировки пульс должен снизиться до нормы.

40
Очень важно контролировать показатели систолического и диасто- лического давления, поскольку занятия автономной гимнастикой свя- заны с натуживанием.
Периодичность занятий атлетической гимнастикой без снарядов за- висит от нескольких факторов: от цели занятий, уровня начальной фи- зической подготовленности, возраста, пола и др. Без ущерба для здо- ровья можно упражняться на достаточно высоком уровне нагрузки ежедневно и даже дважды в день, выполняя комплексы, направленные на проработку мышечных групп. Упражнения также можно включать в утреннюю зарядку, использовать в разминке.
Любое мышечное напряжение, будь то сокращение скелетных мышц или сердечной мышцы, кровеносных сосудов или изменение фор- мы хрусталика глаза, имеет оздоровительную направленность. Кроме того, мышечная система, являясь в организме основным потребителем внутренней энергии, позволяет регулировать ее распределение через произвольную физическую активность.
Постоянный регулярный тренинг мышечной системы активизирует функции центральной нервной системы, расширяя возможности чело- веческой психики. Занятия физкультурой помогают вырабатывать уме- ние «чувствовать» свое состояние и управлять им.
В любом возрасте занятия атлетической гимнастикой без снарядов дадут положительный результат. Она поможет развить силу, гибкость, сделать фигуру красивой, а в зрелые годы физическая активность оста- ется единственным средством поддержания всех систем организма на достаточно высоком функциональном уровне.
3.4. Честный адаптивный спорт и условия его обеспечения
В связи с известными допинговыми скандалами честный спорт се- годня ассоциируется прежде всего как спорт без допинга, более того, нередко употребляется выражение «чистый» спорт, «чистые» спор- тсмены, которые не употребляют запрещенных Всемирным антидо- пинговым агентством (ВАДА) субстанций и методов и безупречно вы- полняют требования антидопинговых правил.
Безусловно, допинг является грубым нарушением честности в спор- те, поскольку он дает незаслуженное преимущество тем лицам, кото- рые его употребляют.


41
Однако условия обеспечения честного спорта выходят далеко за рам- ки антидопинговой деятельности со спортсменами, в том числе спор- тсменами с отклонениями в состоянии здоровья [7].
Адаптивный спорт предполагает следующие направления обеспече- ния его честности.
1. Исключение ошибок классификации спортсменов и ее совершен- ствование. Как отмечают опытные тренеры по адаптивному спорту, ошибки в классификации спортсменов могут привести к последствиям, значительно превышающим эффекты от применения допинга. Так, на- пример, при определении годности спортсмена к тому или иному виду адаптивного спорта недостаточный уровень поражения, не достигаю- щий заданного Международной спортивной федерацией минимально- го уровня, по существу приводит к серьезному преимуществу одного спортсмена над другим, что грубо нарушает принцип справедливости или максимально возможного уравнивания шансов спортсменов на по- беду в рамках одного класса.
Именно поэтому недопущение ошибок классификации спортсменов, привлечение высококвалифицированных классификаторов, использо- вание современной высокотехнологической диагностической меди- цинской аппаратуры, объективизация и обеспечение доступности всей информации для специалистов, спортсменов и тренеров – важнейшие составляющие компоненты честного спорта в данном направлении.
2. Повышение объективизации судейства соревнований. Данное на- правление особенно важно для видов адаптивного спорта с субъек- тивной оценкой результатов. Прежде всего это касается игровых видов спорта и единоборств, видов спорта, связанных с искусством движений
(например, спортивная гимнастика спорта ЛИН).
Перспективным направлением здесь является использование техни- ческих средств оптической регистрации действий спортсменов и со- ответствующей обработкой результатов данных технических средств.
В качестве примера можно привести систему видеопомощи арбитрам
(Video assistant referee – VAR), используемую в футболе здоровых лиц.
Современные возможности технических средств видеозаписи по- зволяют в деталях разобраться во всех правильных и неправильных действиях спортсменов и применять максимально объективное реше- ние. При этом, говоря о перспективах, необходимо стремиться к тому, чтобы данные видеозаписи движений выводились бы на большой экран и были доступны не только спортивным арбитрам, но и зрителям.