Файл: Влияние комплексной методики восстановления на адаптационные возможности сердечнососудистой системы хоккеистов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По мнению ряда исследователей, ситуация спортивных соревнований является стрессовой прежде всего потому, что происходит весьма значительное расхождение между тем, какие задачи перед спортсменом в данных соревнованиях поставлены и какими возможностями для их реализации он в данный момент располагает. Задачи, превышающие возможности спортсмена, основная причина возникновения стресса в соревнованиях. Так, Ю.Я. Киселёв (1986), попытался представить эмоциональный стресс у спортсмена перед стартом как функцию величины потребности в достижении цели и субъективной оценки вероятности достижения её. Главной причиной эмоционального стресса, по его мнению, становится субъективная вероятность определённого итога предстоящего соревнования. При этом выраженность эмоционального стресса тем выше, чем меньше спортсмен уверен в точности своего прогноза.
Среди других факторов, способствующих возникновению психического стресса в ситуации спортивных соревнований, выделяют объективную трудность деятельности, перенапряжение физических и физиологических функций, возникновение отрицательных эмоциональных переживаний, межличностные конфликты, неадекватные межличностные отношения в коллективной деятельности, например в совместной игровой, жесткий стиль руководства спортсменов со стороны тренера.
Так же как и в общей психологии, в спортивной психологии термины «стресс» и «психическая напряжённость» рассматриваются как синонимы и термину «стресс» придаётся отрицательный смысл. Влияние психической напряжённости на психику, качественные особенности и эффективность спортсмена, разные учёные оценивают по-разному: одни считают, что она является
только отрицательным фактором и ведёт к временному снижению функций, другие указывают, что психическая напряжённость повышает эффективность деятельности в ответственные моменты, третьи считают, что при длительном воздействии она превращается из положительного фактора в отрицательный.
Классификация стрессовых факторов
стресс спортивный психика восстановление
Распространяя представление о стрессе как об общем адаптационном синдроме на всю сферу жизнедеятельности человека, Г. Селье сформулировал следующие положения:
стресс - это не просто нервное напряжение
;
стресс не всегда результат повреждения;
стресса не следует избегать.
Любая активность приводит в действие механизм стресса, который несёт функцию адаптации к возникающей трудности. Таким образом, стресс есть естественный и необходимый компонент любой деятельности, представляющий собой систему напряжений, которая возникает в результате взаимодействия мотивов деятельности, с одной стороны, и условий и средств деятельности - с другой.
Основными источниками эмоциональных реакций являются: недостаток приспособительных возможностей - новизна, необычность, внезапность; интенсивная или избыточная мотивация; сложность выполняемой задачи. Эмоциональный стресс в условиях соревнований рассматривается в качестве функции двух основных факторов: величины потребности в достижении цели и субъективной оценки вероятности достижения цели. Эта оценка основывается, в свою очередь, на отражении в сознании спортсмена его готовности - функциональной и специальной, а также предполагаемых условий протекания деятельности. В целом эмоциональное напряжение можно представить в качестве функции двух основных групп факторов: интенсивности мотивации и неопределённости ситуации протекания деятельности.
Под стрессорами понимаются факторы внутренней и внешней среды, которые вызывают состояние напряжения, или стресса. В наиболее общей классификации можно выделить стрессоры неопределённости и значимости, которые в свою очередь делятся на внутренние и внешние.
В условиях соревновательной деятельности эти типы стресс - факторов могут выражаться следующим образом (16; 20; 42).
1. Стрессоры внутренней неопределённости возникают тогда, когда спортсмен не обладает абсолютной уверенностью в том, что все внутренние механизмы, обеспечивающие спортивный результат, в нужный момент будут функционировать наиболее оптимально. Могут возникать колебания в спортивной технике, в проявлении физических качеств, в функциональном состоянии.
2. Стрессоры внешней неопределённости возникают из-за неполной ясности в условиях соревновательной борьбы и непредсказуемости её развития, тактики и спортивной формы соперников, а также партнеров, возможных помех внешнего
, объективного характера.
3. Стрессоры внутренней значимости проявляются в опасениях возникновения субъективно неприятных переживаний в ходе спортивной борьбы или неудачного исхода, в боязни получения травм, опасности поражения.
4. Стрессоры внешней значимости могут явиться следствием возможности неосуществления целевых установок и установок престижа, материального ущерба или ущерба для командных интересов и интересов других людей.
Таким образом, стрессоры неопределённости связаны с характером деятельности и первичны по своей природе. Стрессоры значимости связаны с ответственностью предстоящей оценки результатов деятельности; стрессоры внутренней значимости при этом определяются характером внутренней субъективной оценки реализации индивидуально значимых мотивов личности; стрессоры внешней значимости определяются характером внешнего контроля и оценки индивидуально и социально значимых последствий соревновательного выступления.
Для тех видов спортивной деятельности, в которых основной задачей спортсмена является воспроизведение результатов, достигнутых в ходе тренировок, и при этом не предполагается явных внешних помех, скорее всего, будут характерны стрессоры внутренней неопределённости. Это в основном индивидуальные виды спорта: лёгкая атлетика, гимнастика, тяжёлая атлетика и др. Стрессоры внешней неопределённости должны быть характерны для таких видов спорта, как спортивные игры и единоборства, где многое зависит от действий партнёров и противников, а также для тех видов, где многое зависит от условий внешней среды, например от погоды, состояния места соревнований, характера судейства и т. д. Для тех видов спорта, в которых присутствуют элементы риска и опасности, могут быть характерны стрессоры внутренней значимости; для тех видов, в которых большое значение имеет внутригрупповое взаимодействие, - стрессоры внешней значимости. На возникновение стрессоров как внешней, так и внутренней значимости большое влияние, по-видимому, должны оказывать индивидуальные особенности спортсменов и условия непосредственного социального окружения, а не требования характера спортивной деятельности. В качестве личностных факторов стресса можно выделить: общие свойства личности, специальные свойства личности, индивидуальный стиль соревновательной деятельности.
Более однозначные результаты получены в исследованиях обще личностных детерминант надёжности, устойчивости деятельности в сложных экстремальных ситуациях. В качестве одного из важнейших качеств в этом плане выделяется сила нервной системы. При этом большое значение имеет то, в каких сочетаниях это свойство присутствует в структуре личности. Так, Б.А. Вяткин (1978) показал, что спортсмены со слабой нервной системой в наибольшей степени ухудшают соревновательное выступление, если для них характерны такие качества, как эмоциональная возбудимость и тревожность. Личностная склонность к тревожным состояниям многими исследователями рассматривается как фактор, неблагоприятно влияющий на поведение в экстремальной ситуации.
В качестве других личностных факторов надёжности выделяются, в частности: интеллект, эмоциональная зрелость, устойчивость, тенденция к лидерству и доминированию, самоконтроль и другие. В целом общие свойства личности ограниченно влияют на параметры деятельности, в том числе и в экстремальных ситуациях. Специальные свойства личности (ССЛ) представляют собой ситуативные качества. Ситуативное свойство - это свойство -состояние менее устойчивое, чем общие свойства. Общие свойства имеют более глубокие психофизиологические основания; ситуативные качества можно характеризовать как специфические способы действий. Они формируются и развиваются в ходе его тренировочной и соревновательной деятельности. Можно выделить четыре основных качества этого типа:
Соревновательная эмоциональная устойчивость - очень важна так, как стрессоры действуют через эмоциональную сферу личности. Вероятно, именно поэтому эмоциональная устойчивость часто трактуется, как психическая устойчивость в целом Основным параметром этого свойства можно считать адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций в условиях соревновательного выступления.
Спортивная саморегуляция проявляется в способности спортсмена произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и внутренней функциональных сферах, в характере самоконтроля соревновательного поведения.
В соревновательной мотивации отражается состояние внутренних побудительных сил, способствующих полной отдаче спортсмена на соревновании. Успех в соревнованиях может зависеть от таких мотивационных проявлений, как общая интенсивность мотивов, соотношение мотиваций достижения успеха и избежания неудач, устойчивость основных потребностей и интересов, - всего, что составляет «оптимум» мотивации.