Файл: Влияние комплексной методики восстановления на адаптационные возможности сердечнососудистой системы хоккеистов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стабильность - помехоустойчивость характеризует устойчивость функционального состояния и двигательных компонентов в обычных ситуациях, а также степень воздействия на спортсмена различных помех, как во внутренней сфере, так и во внешних условиях. Помехоустойчивость тесно связана с понятием надёжность. Хорошая помехоустойчивость как качество спортсмена повышает вероятность надёжности его деятельности. Специальные свойства личности тесно связаны со спецификой спортивной деятельности и могут существенно влиять на результаты, в первую очередь на надёжность выступлений.
Специфика вида спорта порождает специфический набор стресс -факторов. Определённому виду спорта соответствует определённый доминирующий тип стрессоров.
Толерантность к стрессу
Реакция человека на стресс, идёт ли речь о её психологических или физиологических проявлениях, всегда очень индивидуальна. Реагирование спортсмена на совокупность стрессоров зависит от его способности оценивать каждый из источников стресса и справляться с ним. Толерантность к стрессовым воздействиям это сопротивляемость, устойчивость организма к раздражителям. Она может быть чертой личности или временным явлением. В зависимости от преобладания в стрессовой ситуации функциональных или индивидуальных факторов можно выделить 3 формы толерантности.
Первая форма - «случайная толерантность». Это может быть реакция организма в виде очень высоко эффективной физической деятельности в состоянии сильного страха.
Вторая форма - стохастическая (вероятностная) толерантность. Она обусловлена ситуативными или функциональными факторами.
Третья форма - «детерминированная толерантность». Она проявляется под воздействием стресс - факторов, которые повторяются неоднократно. Это индивидуальная реакция временного характера и, можно сказать, устойчивая черта личности.
Влияние стресса на психику и личность спортсмена
Общее мнение специалистов сводиться к тому, что умеренный стресс положительно влияет на мышечно-двигательные ощущения и восприятия движений, повышая чувствительность двигательного анализатора, а стресс более сильный притупляет её. Есть данные о том, что у спортсменов младших разрядов стресс в условиях соревнований понижает мышечно-двигательную чувствительность, а у спортсменов высокой квалификации либо не изменяет её существенно, либо повышает. Например, В.Н. Волков (1977), изучавший влияние стресса на результаты стрельбы, отмечает, что прицеливание и отработка спуска под влиянием эмоционального возбуждения, вызванного стрессорами соревновательной обстановки, ухудшаются лишь у стрелков низших разрядов. У мастеров спорта международного класса значительный уровень стресса не вызывал значимых изменений в результатах стрельбы. Положительное влияние стресса на этих спортсменов он объясняет обострением работы зрительного, кинестетического, вестибулярного анализаторов и многолетней адаптацией к стрессорам соревновательной обстановки, которая не позволяет разрушиться двигательному стереотипу (производство выстрела). Отрицательное влияние стресса на результативность стрельбы у менее квалифицированных спортсменов он связывает с понижением мышечно-двигательной чувствительности.
Для многих видов спорта характерна высокая степень сосредоточения внимания перед непосредственным выполнением упражнений. В ряде исследований, выполненных под руководством А.Ц. Пуни (1974), было установлено, что это время индивидуально и имеет границы, выход за пределы которых, отрицательно сказывается на спортивном результате.
Длительность сосредоточения внимания перед выполнением упражнения на гимнастических снарядах в условиях психического стресса, вызванного участием в соревнованиях, изучалась А.Н. Капустиным в связи с различиями по таким свойствам темперамента, как тревожность, ригидность, импульсивность, эмоциональная возбудимость. Было обнаружено, что психический стресс влияет на длительность сосредоточения внимания в зависимости от темперамента во всех выборках испытуемых независимо от пола, возраста, уровня спортивного мастерства. У гимнастов тревожных, импульсивных, эмоционально возбудимых под влиянием стресса время сосредоточения сокращалось, что является одной из причин их неудачного выступления на отдельных снарядах в одном и том же соревновании. У гимнастов с противоположными свойствами темперамента длительность сосредоточения не уменьшалась и их выступления были стабильны.
Психический стресс также может оказывать влияние на волевую активность спортсменов. В психологии спорта основными волевыми качествами принято считать: целеустремленность, настойчивость, упорство, инициативность, самостоятельность и выдержку. Волевые качества во многом определяют специальную подготовленность спортсмена (1; 10; 11; ).
Исследование влияния психического стресса, вызванного участием в соревнованиях, на особенности волевой регуляции деятельности проводилось у борцов классического стиля. Все спортсмены были разделены по силе и уравновешенности нервных процессов на группы: « сильные уравновешенные», «сильные неуравновешенные», «слабые» спортсмены. В результате было выяснено, что волевые качества у борцов с сильной нервной системой стабильны, у борцов неуравновешенного (с преобладанием возбуждения) и слабого типов нервной системы проявления воли, по сравнению с тренировкой, снижались. Одной из особенностей деятельности в спорте является постоянное преодоление трудностей, которое сопровождается переживанием успеха или неуспеха. Спортсмены реагируют на ситуацию успеха или неудачи в зависимости от того, как соотносятся результаты деятельности с её целями и мотивами. Цели и задачи, к которым человек стремится для удовлетворения мотива, уровень трудностей, на
преодоление которых он претендует, в психологии обозначают как уровень притязаний.
Исследования показывают, что психический стресс также влияет и на уровень притязаний спортсменов и его изменение зависит от свойств темперамента. Тревожные, эмоционально возбудимые спортсмены при стрессе не могут показать результат, соответствующий уровню их притязаний, а не тревожные и неимпульсивные показывают результат выше уровня притязаний. Спортсмены, наиболее устойчивые к стрессу, показывают в условиях соревнований результаты, соответствующие уровню их притязаний. Адекватность уровня притязаний можно рассматривать как показатель устойчивости спортсмена к психическому стрессу в соревнованиях.
Измерение стресса в спорте. В спортивной практике для оценки уровня стресса у спортсмена, выходящего на старт, используется много различных методик. Среди них можно выделить те, которые не сложны, достаточно апробированы, просты в обработке и не требуют использования сложной аппаратуры. К таким методам относятся:
1. Метод наблюдения за внешними проявлениями стресса.
Состояние психического стресса у человека может выражаться: во внешних выразительных движениях (мимические и пантомимические), в разнообразных телесных проявлениях, в изменениях гуморального характера.
К числу внешних проявлений психического состояния спортсмена относятся изменения мимики, осанки, жестов, поз, общей двигательной активности, деятельности некоторых желез наружной секреции (выделение пота, слюны), изменения в особенностях отдельных движений (их быстроты, силы, координации), а также изменения интонационных характеристик речи и т. д. Уровень стресса и формы его влияния на спортсмена (возбудимая или тормозная) проявляются внешне по -разному. По особенностям поведения спортсмена перед стартом, по внешним проявлениям его психического состояния можно судить о том, каков уровень его стресса в данной ситуации.
О вегетативных реакциях можно судить по показателям числа сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД), электрической активности тела (биоэлектропотенциометрии).
2. Экспресс - методики определения стресса.
Ассоциативный эксперимент: сущность метода заключается в том, что изучаются речевые реакции спортсмена на слова раздражители, выражающиеся в скорости и содержании его ответов. По скорости ответов на различные слова можно судить об уровне возбуждения, по содержанию слов - ответов -о доминирующей мотивации, содержании мыслей спортсмена.
Спортсмену дается инструкция и предъявляется 25 - 30 слов, на каждое из которых он должен ответить первым словом пришедшим ему на ум. Слова - раздражители произносятся экспериментатором в темпе 4 - 5 слов в 1 минуту. Регистрируется ответ испытуемого и латентное время ответа (т. е. время, прошедшее от окончания слова - раздражителя до начала ответа, произносимого спортсменом). Время фиксируется секундомером с точностью до 0,1с. Этот опыт проводится дважды: задолго до соревнований в спокойной обстановке и за некоторое время до выхода спортсмена на старт. Сопоставляется время ответа на нейтральные (слова не имеющие отношения к спорту или личности спортсмена) и значимые слова (это слова имеющие отношение к спортивной деятельности).
Показателем стресса является увеличение латентного времени, особенно на значимые слова (например, старт, результат, дистанция и т. д.). Увеличение латентного времени ассоциативной реакции на значимые слова по сравнению с нейтральными в среднем до 30 --50% является показателем оптимального уровня стресса, увеличение от 50 до 100% говорит о чрезмерном уровне стресса, увеличение времени реакции более, чем на 100% говорит о тормозной форме стресса.
Также применяется еще один метод, который, как и предыдущий, основан на том, что навязчивые мысли, доминирующая мотивация и отношения человека непроизвольно проявляются в его речевой деятельности.
Спортсмену предлагают дописать 20 - 25 неоконченных слов по своему усмотрению. На выполнение задания отводится не более 3 минут. Анализ полученных слов позволяет судить об основном содержании мыслей спортсмена перед стартом, его психическом состоянии, особенностях мотивации, настроении, наиболее вероятной форме стресса.
В психологии спорта широко используются различные опросники для диагностики уровня стресса перед стартом, а также после него. Например, «Шкала самооценки» Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина или «самооценка психического состояния» - методика С.Л. Рубинштейна (модификация Ю.А. Киселева, О.А. Сиротина). Методика В. Зунга, адаптированная Т.Н. Балашовой позволяет измерить степень выраженности сниженного настроения (шкала сниженного настроения - субдепрессии), методика Л.М. Малковой (адаптированная Т.Г. Чертовой) помогает измерить выраженность астенического состояния. С помощью методики Т.А. Немчина можно определить степень выраженности состояния нервно - психического напряжения.
Шкала соревновательной личностной тревожности (СЛТ) Р. Мартенса представляет собой опросную методику, предназначенную для выявления индивидуальных различий в реагировании на соревновательный стресс. С её помощью можно предсказать общие особенности эмоционального реагирования и склонность к нему в ситуациях соревновательной деятельности, но не уровень ситуативной тревоги в каждом конкретном соревновании.
Для измерения нервно-психического напряжения, помимо тестов, применяют метод измерения статического тремора. Спортсмену предлагается ввести щуп диаметром 1 мм в отверстие на панели тремометра диаметром 2 мм и удерживать его там вытянутой рукой, не касаясь стенок отверстия, 10 - 15 секунд. С помощью этого варианта измерения тремора фиксируется не чистый тремор, а его волевая регуляция. Опыт проводится дважды - до соревнований (фон) и непосредственно перед стартом. Показателем уровня стресса является отношение величины тремора перед стартом к фоновой его величине.
Метод динамометрии (измерение максимального мышечного усилия) позволяет судить о способности спортсмена мобилизовать свои силы. Если перед стартом он превышает фоновые измерения на 2 - 4 кг - это рассматривается как показатель оптимального состояния. Если наблюдается значительное снижение более 3 -4 кг, то это говорит о тенденции к заторможенности.
Также с помощью кистевого динамометра можно измерить дозированное мышечное усилие и судить о способности спортсмена контролировать свое мышечно-двигательное чувство.
С помощью метода оценки коротких интервалов времени можно определить способность субъективного отсчета времени, которая под влиянием усиления возбуждения может укорачиваться, а при развитии процесса торможения удлиняться. Спортсмену предлагается максимально точно оценить отрезок времени, равный 10 сек., не глядя на секундомер. Так как величины и направления ошибки индивидуальны у каждого спортсмена, показателем психического состояния является изменение оценки времени перед стартом по сравнению с фоном. Например, укорочение обычной оценки данного отрезка в пределах 0,5 - 1,5сек. является признаком оптимального нервно - психического напряжения.
Для того, что бы оценить способность сохранять равновесие при нарастающем эмоциональном возбуждении применяется проба на равновесие (проба Ромберга, пальце - носовая проба). Спортсмену предлагается в течение 30 сек. с закрытыми глазами, стоя на левой ноге, руки в стороны, сохранить неподвижное положение. Ошибки (потеря равновесия) фиксируются. Увеличение ошибок более чем на 10 -15% говорит о нарастании стресса. Уменьшение их, по сравнению с фоном, расценивается положительно.
Среди нетрадиционных методов определения уровня стресса можно использовать Индекс Судакова (УКРП), с помощью которого определяют границы адаптационных возможностей организма, состояние рН крови, состояние отделов вегетативной нервной системы.