Файл: Принципы организации занятий по хореографии с дошкольниками.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы развития хореографических способностей у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие и сущность творческих хореографических способностей учащихся
2.1 Методы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Принципы организации занятий по хореографии с дошкольниками
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Методы исследования: 5
Глава I. Теоретические основы развития хореографических способностей у детей дошкольного возраста 6
1.1 Понятие и сущность творческих хореографических способностей учащихся 6
1.2 Роль хореографических движений и комбинаций, публичных выступлений в развитие творческих хореографических способностей у дошкольников 12
Глава II. Анализ развития творческих способностей детей дошкольного возраста, эмпирическое исследование 20
2.1 Методы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста 20
2.1 Результаты исследования и их интерпретация 23
Заключение 27
Список литературы 29
Введение
Актуальность исследования обусловлена требованиями модернизации отечественного образования, переосмыслением методов воспитания и воспитания детей дошкольного возраста, а также необходимостью поиска эффективных средств обучения для развития личностного творческого потенциала. Система дополнительного образования позволяет людям в полной мере использовать новейшие научные достижения в образовательном процессе, а в ее основе лежит гуманистический принцип усвоения национальных и мировых культурных ценностей. В учреждениях дополнительного образования появляется больше возможностей для проявления творческой свободы учащихся, потому что все усилия направлены на достижение этой цели.
Танец, как один из видов танцевального искусства, является эффективным средством музыкально-пластического, художественно-эстетического, морально-этического воспитания и физического развития детей дошкольного возраста. Танцы легко забыть, что их учебная программа развивает свободную и красивую осанку, плавность движений, развивает изящество и грациозность, координацию, развивает внимание, ассоциативную память, ловкость и навыки пространственной навигации, танцевальную музыку, отражающую богатую мелодию и ритм народного творчества, развивает музыкальность и слух, а также развивает детское воображение.
Задача эстетического воспитания не ограничивается необходимостью научить учащихся правильно понимать эстетические явления. Самое главное - воспитывать и развивать личностные качества, которые превращают человека в позитивного творца красоты.
В контексте всеобщего признания важности искусства в воспитании и развитии личности, в формировании творческого потенциала хореография занимает видное положение.
Курсы хореографии способствуют гармоничному духовному и физическому воспитанию детей. Танец формирует внутреннюю культуру человека и развивает в нем творческие способности.
Без личностно ориентированного подхода процесс обучения танцам невозможен. Для достижения очевидных результатов необходимо учитывать личные качества, возраст, психологические и физические особенности.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема развития хореографических способностей детей освещается разносторонне (И. И. Бадаева и И.А. Степаник, Е. Б. Юнусова, В. Н. Карпенко, И. Т. Соснина и др.). И. И. Бадаева и И. А. Степаник изучают структуру хореографических способностей детей. Е. Б. Юнусовой исследуется процесс формирования хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в сфере дополнительного образования, структура которых представлена двигательными умениями, музыкально-ритмическими умениями, творческими умениями. В. Н. Карпенко выделяет в структуре хореографических способностей общие и специальные способности. К общим хореографическим способностям им отнесены следующие: двигательная память и психомоторные способности; высокий уровень развития образного мышления, выражающегося в специфическом чувстве эмоциональной возбудимости; чувство ритма; непосредственность поведения. Специальные способности тесно взаимосвязаны с общими, но несут неповторимый отпечаток индивидуальности: это творческие способности, обеспечивающие воплощение танцевального образа; музыкально-ритмическое чувство, репродуктивные способности, в т.ч. двигательно-моторная память.
Объектом исследования -
является творческие хореографические способности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - методы развития творческих хореографических способностей дошкольников.
Цель исследования - изучить принципы организации занятий по хореографии с дошкольниками.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
-
Провести отбор литературы по данной тематике. -
Изучить понятие творческих способностей на основе психолого-педагогической и специальной литературы. -
Проанализировать роль хореографии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. -
С помощью тестирования на основе музыкальных произведений и танцевальных комбинаций проверить уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста на уроках хореографии.
Методы исследования:
-
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по данной проблеме -
Тестирование на основе музыкальных произведений и танцевальных комбинаций.
Практическая значимость состоит:
- в разработке вариативных заданий для занятий с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения;
- в формировании критериев и условных уровней оценивания хореографических способностей у детей дошкольного возраста на дополнительных занятиях хореографией в ДОУ.
Структура курсовой работы: введение, две главы (четыре параграфа), выводы по каждой главе, заключение и список литературы.
Глава I. Теоретические основы развития хореографических способностей у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие и сущность творческих хореографических способностей учащихся
Существуют различные трактовки понятия способности. Если рассматривать данное понятие с психологической точки зрения, то способности – индивидуально – психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности [18, с. 368]. Это понятие абсолютно применимо и к понятию способностей в хореографической сфере деятельности.
Способности можно определить и как свойства функциональных психологических систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности.
Различают общие и специальные способности. Общие способности характеризуются, во-первых, тем, что они в случае нормального развития имеются у большинства людей данной возрастной категории; во-вторых, тем, что
они «задействованы» в широком спектре деятельностей. К ним относятся общий интеллект, креативность (общая способность к творчеству) и, реже, обучаемость.
Специальные способности не являются широко распространенными, их формирование требует специального обучения и нередко особого дарования [1, с. 527]. Специальные способности – это особенности человека, которые обуславливают его предрасположенность и будущую успешность в отдельных видах деятельности. Любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. На уроках хореографии у учащихся развивают не только специальные способности по хореографии, но и музыкальные, ритмические, координационные, а так же происходит тренировка памяти, как умственной так и мышечной.
Если рассматривать понятие способность с педагогической точки зрения, то трактовки очень схожи. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» под редакцией Б.М. Бим – Бад дается следующее определение:
«индивидуально – психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включая в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности» [17, с. 274].
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".
Гилфрод считает, что все интеллектуальные способности в определенной мере являются творческими, но самое непосредственное