Файл: Принципы организации занятий по хореографии с дошкольниками.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы развития хореографических способностей у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие и сущность творческих хореографических способностей учащихся
2.1 Методы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
2.1 Результаты исследования и их интерпретация
Практическое исследование было проведено в двух группа:
- контрольная группа, в которую вошли 15 детей занимающиеся хореографией только 2 месяца
-
основная группа, которую составило 15 детей занимающиеся хореографией в Центре Развития Творчества Детей и Юношества.
Исследование началось с наблюдения за поведением детей в течение недели с целью лучшего знакомства с ними, для получения достоверных результатов.
Опираясь на умственные, психические, физические особенности детей данного возраста, подобрали соответствующие музыкальные отрывки.
Совместно с педагогами выбрали время для проведения, данного исследования.
Практическую игру начали с изложения сути его задания. Всем детям необходим был индивидуальный подход. Большинству требовалось по несколько раз объяснять задание. Несмотря на то, что игра предполагала самостоятельное выполнение задания, дети пытались выполнить ее коллективно, хотя совместно с педагогом пытались всячески этому препятствовать.
Определенные трудности возникли при проведение игры в контрольной группе, так как детей было труднее организовать на выполнение задания, они были менее собранны, у них была снижена концентрация внимания и повышена утомляемость, поэтому игра заняла больше времени и результаты были хуже.
Прослеживалось четкая градация между детьми, занимающиеся творческой деятельностью и детьми, занимающиеся ей малый промежуток времени, т.к. у них не хватало фантазии.
Оригинальности и запаса лексического материала. Практически все в контрольной группе повторяли друг за другом и не отличались.
После окончания исследования совместно с педагогом были сделаны следующие выводы. В контрольной группе из 15 учащихся только 5 человека реагировали на смену музыки и пытались придумать и отличиться от других участников при помощи своих индивидуальных движений и манере исполнения. А вот в основной группе таких учащихся было 9 человек из 15.
Хотелось бы отметить, что ни в одной из групп не достигнуто 100% выявления творческих способностей.
Таким образом, можно сделать вывод, творческие способности дошкольников многообразны и индивидуальны. Они зависят не только от общей подготовки ребенка, но и от того занимается ли он какой-либо творческой деятельностью.
А так же следует отметить, что для успешного развития творческих способностей дошкольника на уроках хореографией необходим систематизированный подход ребенка к занятиям, иначе он не сможет в полной мере выполнять функции связанные с ней.
Очень важным является, чтобы на занятиях в танцевальном кружке ребенок не только добивался успеха, но и получал удовольствие и наслаждение от проделанной работы над собой.
Вывод к главе II
Занятия хореографией являются одним из самых распространенных видов деятельности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творческие способности ребенка могут быть врожденными или формироваться в процессе обучения.
Основной принцип развития творческих способностей – от простого к
сложному. Большое значение в их развитии занимают общедидактические принципы: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода.
В развитии творческих способностей участвуют не только принципы, но и методы – практические, словесные, наглядные. В настоящее время наиболее популярным и доступным является практический метод развития творческих способностей.
На основе выше изложенных методов выбор остановился на практическом методе (игре), который является наиболее доступный, универсальный и простой. Проведя эмпирическое исследование основу, которого составляет данный метод, были сделаны следующие выводы:
-
уровень развития творческих способностей в контрольной и основной группе различен. -
в основной группе степень развития творческих способностей выше. -
на формирование развития творческих способностей влияют как общая подготовка, так и занятия какой-либо творческой деятельностью. -
особенно важным является систематизированный подход к обучению детей дошкольного возраста.
Заключение
В заключение сформулируем основные выводы курсовой работы. Цель и задачи выполнены.
Дано определение понятиям «способности», «хореографические способности», «хореографические способности детей дошкольного возраста».
Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, обуславливающие лёгкость и быстроту приобретения знаний, навыков, но не сводящиеся к этим особенностям. Развитие способностей происходит на основе задатков, в адекватной им деятельности, взаимосвязано с интересами, склонностями и чертами характера.
Под хореографическими способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, к которым относится природная ритмическая чувствительность; развитое в процессе труда и социального общения субъективное отношение к музыкальной интонации, выраженной в виде танцевального движения. Выделяют общие и специальные хореографические способности, взаимосвязанные между собой. К общим способностям относят двигательную память и психомоторные способности; к специальным хореографическим способностям –
творческие способности, необходимые для воплощения танцевального образа, музыкально-ритмическое чувство, репродуктивные способности.
Хореографические способности детей дошкольного возраста рассматриваются как индивидуально-психологические особенности ребенка, выраженные в развитости чувства ритма, эмоциональной отзывчивости к музыкальным интонациям, способности передавать характер музыки танцевальными и пластическими движениями.
Уроки хореографии способствуют формированию у детей дошкольного возраста воображения, этикета и грамотной манеры поведения в обществе, актерского мастерства, музыкальности, креативность, гибкости мышления.
Эмпирическая часть исследования была проведена в Центре Развития Творчества Детей и Юношества показала, что творческие способности детей дошкольного возраста, занимающихся хореографией или какой либо другой творческой деятельностью, достаточно развиты.
И в заключении хотелось бы отметить, что развитие творческих способностей дошкольника на занятиях хореографией обеспечивает в дальнейшем полноценного формирование личности.
Список литературы
-
Бадаева И.И., Степаник И.А. Исследование координационных способностей учащихся Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой на раннем этапе профессиональной хореографической подготовки. СПб.: Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. 171 с. -
Бочкарева Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии: Учебно-методическое пособие. – Кемерово, 2019. – 64с. -
Бурцева Г.В. Развитие творческого мышления специалиста-хореографа: Монография. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2021.145с. -
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психолог. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: просвещение, 2021. – 93с. -
Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 2016. – 317с. -
Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 2017. - 435- 442с. -
Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. – М., 2016. -
Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей творчества в танце. – М. Издательство «Гном и Д», 2021. – 120с. -
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 2016. - 157с. -
Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ. -
Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. – М.: Искусство, 2016. – 237с. -
Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - 2016 № 9 - 52-59с., № 10 - 62- 69с. -
Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. – М., 2018. – 214с. -
Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 2018. - 125с. -
Метров Н.А. Музыка детям. – М.: просвещение, 2019. -
Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 2016. -
Педагогика: учебное пособие для студ. педагогических заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа – Пресс, 2020. – 512с. -
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим – Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2018. – 528с. -
Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика – Пресс, 2019. – 440с. -
Рекомендации по определению и развитию способностей, склонностей и общего творческого потенциала человека / А.И. Колков. – Кемерово: Б.И., 2016. – 68с. -
Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. – М.: Черо, 2020. – 295с. -
Ресурсные возможности системы художественного образования. -
Филиппова С.О., Мишин Е.А., Пономарев Г.Н. Учебноисследовательская деятельность студентов в области физической культуры. СПб.: 2017. 183 с. -
Ходунова Л.Н. Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников: Автореф. диссерт. канд. пед. наук. Оренбург, 2021. 21 с. -
Юнусова Е.Б. Становление хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании. Диссертация. Челябинск, 2011. 86 с.