Файл: Принципы организации занятий по хореографии с дошкольниками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество. Танец, являясь источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа» [14]. Танец – это музыкально - пластическое искусство. В котором большую роль играют хореографические движения, комбинации и публичные выступления. Как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. С древних времен народ выражал, осмысливал в танце свои представления о природе, жизни, взаимоотношениях между людьми, рассказывал о происходящих событиях [7, с. 8]. Известный балетмейстер К.Я. Голейзовский подчеркивал: «Под словом «танец» следует подразумевать нечто более содержательное и идейно осмысленное, чем простую сумму технических приемов… Народная пляска – не набор виртуозных коленец и акробатических трюков, а плавно текущая речь, сознательно развивающийся перед зрителем, рассказ на определенную тему с сюжетом, пересказ событий действительной жизни, понятия и реальная картина окружающего» [6, с. 317]. «Само движение несет определенное содержание, имеет только ему присущую образность, которую можно усилить или ослабить, но нельзя изменить на противоположную» [12, с. 27]. Становится ясным, что танцу присущ образный, сюжетный характер.

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать
музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса ног, пластику рук, грацию, выразительность и изобразительность. Это необходимо для наилучшего исполнения хореографических постановок или этюдов, а также предоставляет возможность исполнителям больше задумываться не о движениях, а о передаче образа. Занятия танцем прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Последнее же подразумевает необходимое развитие творчества, так как настоящий актер только тот, кто работает творчески и с душой.

В танцевальных формах происходит то или иное высвобождение личностной энергии, источником, который являются переживания и эмоции педагога и исполнителя [22, с. 48]

Само по себе, обучение танцам - это сложный и творческий процесс.

Пожалуй, вы не встретите ни одного преподавателя-хореографа, который ни внес бы что-то новое в тот учебный материал, с которым он работает. Этому же он учит и детей.

Таким образом, процесс обучения хореографии «напрямую» способствует развитию творческих способностей детей, но он является сложным процессом, строящим обучение в несколько этапов.

Первый этап - освоение азов ритмики, азбуки классического танца, несложных элементов историко-бытовых и бальных танцев, а также народного танца. Изучение не сложных танцевальных комбинаций со смещением музыкального ритма и образа.

Второй этап - совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического экзерсиса (как основы правильного физического развития и ритмического воспитания ребенка), освоение репертуара историко-бытовых и массовых бальных танцев, изучение и исполнение

народных танцев, знакомство с современными танцевальными направлениями. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально- музыкальной импровизации.

Этим этапом можно завершить так называемый всеобуч для некоторых категорий детей. Те же из них, которые проявили интерес и способности к отдельным хореографическим жанрам, высказали желание продолжить свое образование могут перейти к третьему этапу обучения.

Третий этап предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу. Наиболее вероятной формой занятий здесь становится студийно - кружковая. Совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети активно осваивают репертуар.

Все педагоги-хореографы утверждают, что первый этап обучения хореографии должен протекать в дошкольном возрасте. Обосновывают они это тем, что, во-первых, дети готовы уже физически к занятиям танцами, а во-вторых, данный возраст характеризуется основами развития психических процессов и в-третьих, дошкольный возраст - это период, в котором начинает развиваться творческое воображение. Последнее является важнейшим условием овладения основами актерского мастерства, которое, в свою очередь, является составляющей первого этапа обучения хореографии.

В основу первого этапа обучения необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятия. Игра при обучении танцу не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становиться ее смыслом и продолжением [4].

Чтобы больше узнать о значении игры в жизни ребёнка, надо
познакомиться с работами выдающихся педагогов и психологов, такие как Выготский Л.С; Эльконин Д.Б и многих других авторов у которых игра рассматривается как деятельность творческая. Значит игра, лучший помощник для педагога в обучении хореографии.

Наиболее важное из условий успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. И это одна из проблем современного педагога. Он не умеет полностью уйти в игру с детьми.

В игре дети учатся импровизировать и творчески самореализовываться, например, игра «В мире животных» или «Спящий кот и танцующие мышата», в одной дети изображают повадки и привычки животных (один ученик показывает, другие отгадывают), а в другой игре ленивый кот (которым может побыть сам педагог) мирно посапывает пока звучит музыка, дети в это время танцуют, но как только музыка замолкает кот встаёт и мышата должны замереть в красивой танцевальной фигуре. Если кто-то зашевелится раньше, чем снова зазвучит музыка, кот забирает в свой домик.

Чем старше будут становиться дети, тем сложнее будут упражнения, появятся в репертуаре танцы. Отработка и изучение отдельных танцевальных движений займет много времени и сил, вот тогда уж будет не до игр.

Л.Н. Толстой утверждал, что от рождения до 5 лет ребенок берет из окружающего мира во много раз больше для своего разума, чувств, воли и характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни.

Известно, что первое впечатление оставляет наиболее яркий свет в психике воспитанников и оказывает сильное воздействие на их отношение к занятиям в дальнейшем. В силу этого, организация и проведение занятий на начальном этапе обучения может стать фактором, определяющим весь дальнейший ход обучения, а, следовательно, и решающим для успеха обучения. И здесь все имеет значение: интонация, взгляд, настроение и даже внешний вид педагога.


В общении с детьми нужна приветливая, уважительная интонация. Каждый ребенок должен почувствовать, что его любят, в него верят, его понимают. Дети активно и благодарно откликаются на слова педагога, если чувствуют в нем старшего друга. Если на первом занятии допустить несобранность внимания, нарушение правил поведения, то серьезное отношение, с которым пришли дети, пропадет и восстановить его будет трудно: игры, упражнения превратятся в беспорядочную беготню, дети будут возбуждаться, и занятия потеряют всякий смысл.

Еще до начала занятий нужно поговорить с родителями об одежде детей, о гигиене, прическе, дисциплине. Хорошо, чтобы была единая форма: белые или цветные купальники у девочек, белые футболки и темные шорты у мальчиков. На ноги носочки и мягкая обувь (чешки или балетные туфли).

На каждом занятии проходятся все разделы программы – слушание музыки, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация.

С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить те простые правила, которые необходимы на занятиях хореографией:

- Музыка – хозяйка на занятиях, без нее не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях.

- Музыку надо «беречь», во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться, без музыки не разрешается двигаться.

- Музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания. О

дин из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетания. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что и в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.

Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Здесь необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее словесное объяснение может привести к потере внимания, вызовет скуку на занятиях. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и не осознано.

Не следует все время считать под музыку, так как это притупляет восприятие мелодии ребенком. Объяснив и показав, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо дать малышу возможность самому вслушиваться в музыку. Считать вслух можно в самом начале обучения новому движению. Не следует и все время громко командовать, иногда нужно объяснять тихо, но эмоционально. Это заставит детей соблюдать тишину и внимательно слушать объяснение преподавателя.