Файл: Принципы организации занятий по хореографии с дошкольниками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отношение к творчеству имеют способности к дивергентному мышлению. Дивергентное мышление – это способность давать различные ответы, в том числе и неожиданные, неконформистские (нестандартные) на стандартизированные тестовые задания. Непосредственное отношение к творческим способностям имеет также оценивающее мышление, от которого зависит чувствительность к проблемам, которые другие люди, менее творческие, не замечают [19, с. 55-56].

Творчество – человеческая деятельность, порождающая нечто качественное, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно – историческую ценность. Комментируя подобную точку зрения, Л.С. Выготский писал, что в таком случае «творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь, усовершенствования в области техники».

В более широком весьма распространенном в психологии) смысле, творчество (или творческая деятельность) – это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты) [1, с. 536].

Творчество несет человеку большие радости. Есть у него и свои страдания, получившие крылатое обозначение – муки творчества. Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества, и отсюда возникает мучительное чувство страдания, что мысль не пошла в слова, как говорит Достоевский [3, с. 33]. Хореография это не тот вид искусства, преуспевать в котором можно без усилий.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям
о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

В основе творческого вида деятельности лежат творческие способности. Творческие способности – это способность находить решение нестандартных задач, создавать оригинальные продукты деятельности, реконструировать ситуацию с целью получения нового результата; способность к продуктивному мышлению, формированию новых образов воображения. Это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [16, с. 236].

Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

  1. способности это индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

  2. только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

  3. способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, уже выработанным у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

Теплов указывает на то, что, помимо успеха в деятельности, способность детерминирует скорость и легкость овладения той или иной деятельностью. К вышеперечисленным признакам имело бы смысл, еще добавить такой второстепенный признак, как темперамент. Как мы знаем, что каждый человек индивидуальность и ему присущи разные типы темпераменты. Наличие того или иного темперамента может препятствовать развитию той или иной виду деятельности. Не каждый холерик будет заниматься тем видом деятельности, где необходима усидчивость. Данный признак необходим, но недостаточен

применительно к способностям.

Чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ей овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той или иной сфере, в которой он не имеет способности [20, c. 268].

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям, свойственно так называемое дивергентное мышление [5, с. 436].

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

  1. способность видеть проблему там, где её не видят другие.

  2. способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

  3. способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

  4. способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

  5. способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

  6. способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

  7. гибкость мышления.

  8. способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

  9. способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

  10. способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

  11. лёгкость генерирования идей.

  12. творческое воображение.

  13. способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [13, с. 6-36].


Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

  1. реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

  2. умение видеть целое раньше частей первоначально все видишь целостно, а затем уже начинаешь отделять каждую часть на отдельный сегмент.

  3. надситуативно преобразовательный характер творческих решений

способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

  1. экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях [11, с. 54-55]. Нам бы хотелось обратить внимание на следующие универсальные креативные способности, как умение выделить целое раньше частей и экспериментирование. С точки зрения хореографии, данные способности являются ведущими.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм
решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

  1. Способность рисковать.

  2. Дивергентное мышление.

  3. Гибкость в мышлении и действиях.

  4. Скорость мышления.

  5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

  6. Богатое воображение.

  7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

  8. Высокие эстетические ценности.

  9. Развитая интуиция [21].

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

    1. Развитие воображения.

    2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются уже в самом раннем детстве.

Поэтому в настоящее время один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей.

1.2 Роль хореографических движений и комбинаций, публичных выступлений в развитие творческих хореографических способностей у дошкольников

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое