Файл: Теоретические аспекты взаимодействия рынка и государства Сущность и содержание государственного регулирования рыночной экономики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 332
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и наиболее оптимистические прогнозы развития экономики, находится в определяющей зависимости от сохранения (и возвращения после некоторой кризисной паузы) благоприятной для нашей страны ценовой конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей и сырья, с которой непосредственно связана сформированная в России разновидность экспортно ориентированного хозяйства. Пока основанная на нефтегазодолларах финансовая ситуация остается относительно благоприятной, инерционный сценарий наверняка будет расцениваться в качестве основного. В любой стране риск радикальных реформ, чреватых сменой правящего режима, власти стремятся свести к минимуму, перекладывая разрешение накопившихся противоречий на плечи своих преемников. Ухудшение отношений с промышленно развитыми странами, которое произошло в 2013-2014 году, разыгрывающаяся санкционная война и падение цен на нефть на мировых рынках, способствовали развитию ряда отечественных предприятий и сокращению доли нефтегазового сектора в структуре доходов государства.
Макроэкономическая нестабильность, которая сформировалась в России, способствовала возникновению дефицита бюджета, сокращению инвестиции, росту инфляции в 2014-2015 году и падению реальных доходов населения. Сложившееся положение вынудило власти разрабатывать мероприятия по развитию ненефтегазовых отраслей российской экономики.
В настоящее время, когда в целом удалось обеспечить стабилизацию ситуации в российской экономике после второй волны нефтяных шоков середины 2015 – начала 2016 г. и наметились признаки ее адаптации к изменившимся внешним условиям, первостепенной задачей государственной макроэкономической политики становится создание условий и стимулов для поступательного и устойчивого экономического развития России. Сохранение модели экономического роста, основанной на экспорте сырьевых товаров и стимулировании потребления, даст лишь краткосрочный эффект, поскольку ее потенциал во многом исчерпан в предшествующие годы. В настоящее время востребованной является стратегия, направленная на преодоление структурных проблем российской экономики, улучшение качества функционирования социально- экономических институтов, обеспечение макроэкономической, в том числе финансовой и ценовой, стабильности. При этом важно сформировать у всех членов общества, в первую
Макроэкономическая нестабильность, которая сформировалась в России, способствовала возникновению дефицита бюджета, сокращению инвестиции, росту инфляции в 2014-2015 году и падению реальных доходов населения. Сложившееся положение вынудило власти разрабатывать мероприятия по развитию ненефтегазовых отраслей российской экономики.
В настоящее время, когда в целом удалось обеспечить стабилизацию ситуации в российской экономике после второй волны нефтяных шоков середины 2015 – начала 2016 г. и наметились признаки ее адаптации к изменившимся внешним условиям, первостепенной задачей государственной макроэкономической политики становится создание условий и стимулов для поступательного и устойчивого экономического развития России. Сохранение модели экономического роста, основанной на экспорте сырьевых товаров и стимулировании потребления, даст лишь краткосрочный эффект, поскольку ее потенциал во многом исчерпан в предшествующие годы. В настоящее время востребованной является стратегия, направленная на преодоление структурных проблем российской экономики, улучшение качества функционирования социально- экономических институтов, обеспечение макроэкономической, в том числе финансовой и ценовой, стабильности. При этом важно сформировать у всех членов общества, в первую
очередь участников экономических отношений, понимание того, что источники экстенсивного роста во многом исчерпаны. Для того чтобы за фазой восстановления экономической активности последовал переход к устойчивому росту экономики и благосостояния населения, необходимо создание внутренних источников развития, стимулов для повышения производительности и эффективности экономической деятельности, улучшение качества управления на всех уровнях как в государственном, так и частном секторе. На формирование такой долгосрочной стратегии и на создание у всех хозяйствующих субъектов стимулов к интенсивному развитию должны быть направлены скоординированные действия всех ветвей власти, контрольно-регулирующих органов и системы государственного управления в целом.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 21
Вопросы для самоконтроля
Что собой представляет экономическая политика государства? Каковы ее цели и задачи?
Проведите классификацию различных видов экономической политики.
Какими ресурсами располагает государство для осуществления мер по регулированию рынка?
Означает ли дерегулирование ликвидацию системы государственного вмешательства в национальную экономику?
Сопоставьте прямые и косвенные методы регулирования экономических процессов. Оправданно ли абсолютное разграничение данных методов? Каковы отличия административных и командно-административных методов?
В каких сферах необходимо использование административных методов регулирования рыночной экономики?
Какие вам известны концепции государственного регулирования национальной экономики?
Назовите не менее десяти инструментов государственного регулирования экономики.
В чем состоят различия между либералами и государственниками в вопросе о
степени участия государства в преодолении трудностей переходного периода?
Подтвердился ли жизнью теоретический постулат о высокой степени управляемости процесса трансформации централизованно планируемой экономики в экономику рыночную?
Как осуществляется переход от плановой экономики к рыночной — стихийно или сознательна? Каковы способы скорейшего прохождения обществом точки невозврата к прежней экономической системе?
Чем опасно пассивное ожидание момента, когда внутренние силы рынка выведут экономику из трансформационного спада? К каким последствиям может привести отказ государства от регулирования социально-экономических процессов в переходный период?
Воплощением чьих взглядов можно считать сложившуюся в настоящее время российскую модель экономической системы — либералов или государственников?
В чем заключается противоречие между экспортно ориентированными отраслями ("валютным укладом") и отраслями, ориентированными на внутренний рынок, в экономике современной России?
Какова роль ТЭК в экономике нашей страны в советский период ее развития и в период рыночных реформ?
Социальная политика государства
Сущность, задачи, инструменты социальной политики государства. Методы социальной
коррекции рынка
История экономического развития человеческого общества покалывает сложную комбинацию между понятиями "экономика" и "социальное равенство". На начальных
этапах эволюции хозяйственный прогресс в обществе в значительной мере был связан с резко выраженным и неравенствам, несправедливостью, давлением одних слоев населения на другие.
Исторически первые крупные шаги в социальной области были предприняты в
Западной Европе лишь в конце XIX в. Пионером выступило германское государство. По указанию О. Бисмарка и 1883,1884, 1889 гг. были введены страхование работников от
Подтвердился ли жизнью теоретический постулат о высокой степени управляемости процесса трансформации централизованно планируемой экономики в экономику рыночную?
Как осуществляется переход от плановой экономики к рыночной — стихийно или сознательна? Каковы способы скорейшего прохождения обществом точки невозврата к прежней экономической системе?
Чем опасно пассивное ожидание момента, когда внутренние силы рынка выведут экономику из трансформационного спада? К каким последствиям может привести отказ государства от регулирования социально-экономических процессов в переходный период?
Воплощением чьих взглядов можно считать сложившуюся в настоящее время российскую модель экономической системы — либералов или государственников?
В чем заключается противоречие между экспортно ориентированными отраслями ("валютным укладом") и отраслями, ориентированными на внутренний рынок, в экономике современной России?
Какова роль ТЭК в экономике нашей страны в советский период ее развития и в период рыночных реформ?
Социальная политика государства
Сущность, задачи, инструменты социальной политики государства. Методы социальной
коррекции рынка
История экономического развития человеческого общества покалывает сложную комбинацию между понятиями "экономика" и "социальное равенство". На начальных
этапах эволюции хозяйственный прогресс в обществе в значительной мере был связан с резко выраженным и неравенствам, несправедливостью, давлением одних слоев населения на другие.
Исторически первые крупные шаги в социальной области были предприняты в
Западной Европе лишь в конце XIX в. Пионером выступило германское государство. По указанию О. Бисмарка и 1883,1884, 1889 гг. были введены страхование работников от
несчастных случаев, выплаты по болезни, пенсии по старости и инвалидности.
Для минимизации такого сбоя рынка как высокая дифференциация между бедными богатыми государство проводит социальную политику. Социальная политика государства
– система государственных мер по формированию общественной структуры и предоставлению гарантий социальной безопасности, предполагающих поддержку тех общественных групп и слоев населения, которые оказываются в более трудном положении, чем остальные, и не могут своими силами улучшить собственное положение
Целью социальной политики государства является обеспечение определенных возможностей для социального и экономического развития путем гармонизации общественных отношений на основе согласования личных, групповых и общественных
(государственных) интересов.
Субъектами социальной политики выступают органы государственного муниципального управления, политические партии, церковь, профсоюзы, иные общественные организации, производственные коллективы, отдельные граждане. При этом необходимо отметить, что в России социальная политика во многом основана на центральной роли государственных и муниципальных органах власти. В промышленно развитых странах существенна доля пожертвований со стороны наиболее успешных граждан.
Объектами социальной политики выступают индивиды, социальные группы и категории населения (дети, семьи, пенсионеры, инвалиды, неимущие, безработные), ущемленные и социально и экономически, которые находятся друг с другом в общественных отношениях по поводу их положения, роли в обществе, условий их жизнедеятельности и образа жизни.
При этом необходимо учитывать, что уровень потребления членов общества определяется факторами: размер семьи, количества работающих и иждивенцев в семье, здоровья, географические и климатические условия.
Социальное государство сопровождают следующие характеристики:
Ответственность государства за уровень благосостояния граждан;
Ориентация единой социальной политики на всех членов общества;
Наличие социального бюджета (социальных выплат);
Для минимизации такого сбоя рынка как высокая дифференциация между бедными богатыми государство проводит социальную политику. Социальная политика государства
– система государственных мер по формированию общественной структуры и предоставлению гарантий социальной безопасности, предполагающих поддержку тех общественных групп и слоев населения, которые оказываются в более трудном положении, чем остальные, и не могут своими силами улучшить собственное положение
Целью социальной политики государства является обеспечение определенных возможностей для социального и экономического развития путем гармонизации общественных отношений на основе согласования личных, групповых и общественных
(государственных) интересов.
Субъектами социальной политики выступают органы государственного муниципального управления, политические партии, церковь, профсоюзы, иные общественные организации, производственные коллективы, отдельные граждане. При этом необходимо отметить, что в России социальная политика во многом основана на центральной роли государственных и муниципальных органах власти. В промышленно развитых странах существенна доля пожертвований со стороны наиболее успешных граждан.
Объектами социальной политики выступают индивиды, социальные группы и категории населения (дети, семьи, пенсионеры, инвалиды, неимущие, безработные), ущемленные и социально и экономически, которые находятся друг с другом в общественных отношениях по поводу их положения, роли в обществе, условий их жизнедеятельности и образа жизни.
При этом необходимо учитывать, что уровень потребления членов общества определяется факторами: размер семьи, количества работающих и иждивенцев в семье, здоровья, географические и климатические условия.
Социальное государство сопровождают следующие характеристики:
Ответственность государства за уровень благосостояния граждан;
Ориентация единой социальной политики на всех членов общества;
Наличие социального бюджета (социальных выплат);
Наличие государственной системы социальной защиты;
Наличие государственной системы социального обеспечения;
Ответственность государства за обеспечение занятости;
Наличие правовых основ социальной регуляции;
Ответственность за формирование гражданского общества.
Первые шесть характеристик выступают задачами социального государства, а
последние две – непременными условиями их достижения. Очевидно, что государство
вынуждено жертвовать краткосрочной экономической эффективностью ради
социальной защиты населения.
Проявлением тенденции к определенному социальному выравниванию в наиболее развитых странах следует считать формирование во второй половине XX в. так называемого среднего класса. К этому социальному слою относят часть населения, которая имеет стабильный и относительно высокий уровень доходов. Например, в США средний класс составляет примерно 70% всего населения.
Таким образом, рыночная экономика по своей природе олицетворяет две
противоположные тенденции: формирование имущественного неравенства, с одной стороны, и определенное социальное выравнивание — с другой. По отношению ко второму феномену имеется два объяснения.
1. рынок по своей природе есть форма компромисса между его участниками. Они самостоятельны, противостоят друг другу (поскольку имеют противоположные интересы), но вместе с тем зависят друг от друга. Их интересы могут реализоваться только к результате обоюдного, встречного удовлетворения потребностей;
2. на продвинутой ступени развития при насыщенности рынка и жесткой конкуренции участники сбыта заинтересованы в высоких доходах потребителей. На начальном этапе в условиях относительного товарного дефицита такого интереса у продавцов не было. Конкуренция была на стороне спроса, а не предложения.
В то же время следует учитывать, что рыиок никогда не дает полного равенства.
Это обусловлено следующим:
- персональные участники рынка всегда различаются между собой (по знаниям, умениям или способностям);
- на продвинутой фазе своего развития рынок, как мы отметили, достигает условий определенною социального равенства. Однако в рамках этого положения продолжается естественное стремление каждого участника к своему личному выигрышу.
Итак, рынок обеспечивает предпосылки для определенного социального равенства.
Но в определенных пределах.
Уровень благосостояния в любом обществе всегда дифференцирован. Существует множество факторов, определяющих расхождение в уровне доходов (таблица 4.1.)
Таблица 4.1.
Причины расхождения уровня жизни
С развитием общества глубина дифференциации проявляет следующую динамику: на первоначальном этапе рыночною развития дифференциация неизбежно увеличивается.
На зрелой фазе она уменьшается благодаря социальной политике государства.
Исходя из видов взаимоотношений между субъектами и объектами регулирования можно определить следующий перечень задач стоящих перед государством в сфере социальной политики:
- перераспределение финансовых ресурсов между социальными группами;
- стимулирование занятости и повышения производительности трудовых ресурсов;
- своевременное обнаружение и разрешение социальных противоречий и конфликтов, обеспечение политической устойчивости;
- снижение уровня бедности;
- обеспечение равенства социальных возможностей для достижения приемлемого уровня жизни;
- улучшение демографической ситуации, обеспечение ее соответствия экономическому развитию;
- снижение уровня криминализации в обществе;
- сохранение физического, интеллектуального и нравственного потенциала общества;
- развитие отраслей социального комплекса (образование, искусство, культура, здравоохранение и т.д.);
- формирование благоприятной для человека жизненной среды.
Пробелам рынка, связанным с социальной сферой, общество стремится противопоставить целенаправленные действия. Они заключаются в первую очередь в разработке определенных принципов коррекции рыночных сбоев:
1. Умелое определение государством соотношения интересов различных общественных групп. Нахождение разумных компромиссов между социальными интересами.
2. Формирование в обществе правильного понимания фактора свободы (что является элементом цивилизованного мировоззрения). Свобода предполагает наличие чувства ответственности и самоконтроля.
Стремление общества к выработке обстоятельных социальных программ не проходит гладко. В целом сложилось два варианта решения этого вопроса, эволюционный и радикальный. В ходе исторического развития свою эффективность показал именно эволюционный путь (таблица 4.2).
Таблица 4.2.
Методы социальной коррекции рынка
Путь коррекции
Метод коррекции
Содержание
Эволюционный путь
Социальное маневрирование
Социально-направленная политика фирм и государства (пример: страны Западной Европы
со второй половины 20 в).
Социализация экономической жизни
Рост экономической мощи стран позволяющий существенно повышать благосостояние нации
(пример: США).
Радикальный путь
Социализм
(интернациональный вариант)
Экономика, которая управляется не институтом свободно складывающихся экономических интересов, а системой централизованных команд, позволяет радикально быстро перераспределять имеющееся богатство по уравнительному принципу. Исходная установка
– экспроприация материальных благ у социального слоя капиталистов. Дальнейший ориентир: не позволять активным слоям общества добиваться заметного превосходства в жизненном уровне по сравнению с основной массой населения (Пример: СССР).
Социализм
(национальный вариант)
Экономика, функционирование которой основано на частной собственности на средства производства, но общий руководящий контроль над всей экономикой в руках правительства.
Исходная установка
– экспроприация материальных благ у "недостойных наций" в пользу лучшей нации ( пример: Германия в период 1933-1945 гг.).
Контрасты социальной политики, осуществляемой эволюционным и радикальным методами, содержали в основе глубинные теоретические расхождения. Если радикализм строился на концепциях марксизма и национал-социализма, то эволюционный путь базировался на теории благосостоянии - составном элементе неоклассики.
Теория благосостояния была развита на рубеже XIX и XX вв. несколькими экономистами. Заметную роль в ее развитии сыграл итальянский экономист А. Парето, разработавший так называемый оптимум Парето.
Смысл концепции Парето состоит в том, что критерием общественной полезности следует считать тот случай. когда при определенных условиях (наличии ресурсов, системе распределения, запросах потребителей, ценах) никто не может улучшить свое положение, не ухудшая при этом положения кого-либо другого.
Целью в этих теоретических построениях было не столько выявление целевых задач правительства, сколько определение условий, при которых рыночный процесс распределения (благ, ресурсов, доходов) осуществляется наиболее рациональным образом. Речь шла о нахождении критериев, соблюдение которых могло обеспечить
Социализация экономической жизни
Рост экономической мощи стран позволяющий существенно повышать благосостояние нации
(пример: США).
Радикальный путь
Социализм
(интернациональный вариант)
Экономика, которая управляется не институтом свободно складывающихся экономических интересов, а системой централизованных команд, позволяет радикально быстро перераспределять имеющееся богатство по уравнительному принципу. Исходная установка
– экспроприация материальных благ у социального слоя капиталистов. Дальнейший ориентир: не позволять активным слоям общества добиваться заметного превосходства в жизненном уровне по сравнению с основной массой населения (Пример: СССР).
Социализм
(национальный вариант)
Экономика, функционирование которой основано на частной собственности на средства производства, но общий руководящий контроль над всей экономикой в руках правительства.
Исходная установка
– экспроприация материальных благ у "недостойных наций" в пользу лучшей нации ( пример: Германия в период 1933-1945 гг.).
Контрасты социальной политики, осуществляемой эволюционным и радикальным методами, содержали в основе глубинные теоретические расхождения. Если радикализм строился на концепциях марксизма и национал-социализма, то эволюционный путь базировался на теории благосостоянии - составном элементе неоклассики.
Теория благосостояния была развита на рубеже XIX и XX вв. несколькими экономистами. Заметную роль в ее развитии сыграл итальянский экономист А. Парето, разработавший так называемый оптимум Парето.
Смысл концепции Парето состоит в том, что критерием общественной полезности следует считать тот случай. когда при определенных условиях (наличии ресурсов, системе распределения, запросах потребителей, ценах) никто не может улучшить свое положение, не ухудшая при этом положения кого-либо другого.
Целью в этих теоретических построениях было не столько выявление целевых задач правительства, сколько определение условий, при которых рыночный процесс распределения (благ, ресурсов, доходов) осуществляется наиболее рациональным образом. Речь шла о нахождении критериев, соблюдение которых могло обеспечить
достижение оптимума в использовании ресурсов и благ, что в конечном счете обеспечивало рост благосостояния нации.
Необходимость социального баланса. В условиях сохранении неравенства доходов перед государством стоит цель обеспечить определенное сглаживание разницы доходов между слоями общества В этой направленности заложен социально-экономический смысл, проявляющийся в двух аспектах. Один связан с чисто моральными соображениями
(нравственными, духовными, религиозными), другой — с прикладной, прагматической стороной жизни. Государству как институциональному органу управления понятно, что успех экономическое развития во многом определяется атмосферой социальной удовлетворенности в обществе.
Направления социальной политики. Сложившаяся практика социальной политики в развитых странах выработала несколько типичных направлений (таблица 4.3.).
Таблица 4.3.
Направления социальной политики государства
Направление политики
Содержание
Социальное страхование
Установление системы пенсионного обеспечения. Пенсионный фонд создается на основе участия трех субъектов: фирмы, работника, государства. Основная проблема – старение населения, увеличение доли неработающего населения и постепенное оскудение Пенсионного фонда
Социальная защита занятых
Законодательное введение системы договоров, заключаемых между работодателем и наемной рабочей силой
Политика в области оплаты труда
Установление для всех предприятий минимума заработной платы
Социальные меры на рынке труда
Меры государства, способствующие повышению спроса на труд (помощь фирмам в переобучении персонала, в повышении его квалификации)
Жилищная политика
Льготные кредиты домостроительным фирмам.
Создание социального жилья для неимущих
Демографическая политика
Политика государства в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры
Политика развития социальных институтов общества
Меры государства по модернизации и развитию предприятий здравоохранения, образования, культуры, науки и др.
Реализация социальной политики в трансформируемой экономике встречает
Необходимость социального баланса. В условиях сохранении неравенства доходов перед государством стоит цель обеспечить определенное сглаживание разницы доходов между слоями общества В этой направленности заложен социально-экономический смысл, проявляющийся в двух аспектах. Один связан с чисто моральными соображениями
(нравственными, духовными, религиозными), другой — с прикладной, прагматической стороной жизни. Государству как институциональному органу управления понятно, что успех экономическое развития во многом определяется атмосферой социальной удовлетворенности в обществе.
Направления социальной политики. Сложившаяся практика социальной политики в развитых странах выработала несколько типичных направлений (таблица 4.3.).
Таблица 4.3.
Направления социальной политики государства
Направление политики
Содержание
Социальное страхование
Установление системы пенсионного обеспечения. Пенсионный фонд создается на основе участия трех субъектов: фирмы, работника, государства. Основная проблема – старение населения, увеличение доли неработающего населения и постепенное оскудение Пенсионного фонда
Социальная защита занятых
Законодательное введение системы договоров, заключаемых между работодателем и наемной рабочей силой
Политика в области оплаты труда
Установление для всех предприятий минимума заработной платы
Социальные меры на рынке труда
Меры государства, способствующие повышению спроса на труд (помощь фирмам в переобучении персонала, в повышении его квалификации)
Жилищная политика
Льготные кредиты домостроительным фирмам.
Создание социального жилья для неимущих
Демографическая политика
Политика государства в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры
Политика развития социальных институтов общества
Меры государства по модернизации и развитию предприятий здравоохранения, образования, культуры, науки и др.
Реализация социальной политики в трансформируемой экономике встречает