Файл: Теоретические аспекты взаимодействия рынка и государства Сущность и содержание государственного регулирования рыночной экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
немалые трудности. Связано это с наличием ряда специфических факторов.
Принципами социальной политики государства являются:
- всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально- демографическим слоям и группам населения;
- гибкость системы социальных гарантий;
- наличие ресурсного обеспечения социальной политики.
Взаимосвязь между социальной политикой и уровнем экономического развития общества определяется пределами социальных выплат, которые должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства и его бюджетом. Государству нельзя допускать инфляционного обесценения социальных расходов, образования дефицита сбережений, роста безработицы. При определении объемов и сроков социальных выплат надо учитывать негативные последствия (при социальной помощи безработным важно установить объем пособий, чтобы не ослабить у них стремления к поиску рабочих мест). Границы участия государства в реализации социальной политики определяются прежде всего состоянием экономики.
Индикаторы эффективности социальной политики
Социальное равенство определяется прежде всего системой доходов. Они представляют собой совокупность всех получаемых человеком финансовых средств, необходимых для оплаты материальной стороны своей жизни. Доходы являются, как правило, результатом экономической деятельности.
Среди экономических данных, характеризующих социальную обеспеченность, видное место занимает показатель уровня жизни.
Его использование возможно в более узком и более широком смыслах. В первом случае ориентиром является потребление материальных благ, продуктов питания, промышленных товаров, жилья (прежде всего в расчете на душу населения).
Более широкое понимание уровни жизни предполагает использование такого критерия, как качество жизни. Этот показатель имеет обобщенный характер. Введение его в научный оборот связано с более зрелым пониманием обществом смысла
человеческого существования:
1. Уровень потребления материальных благ;
2. Уровень потребления социальных благ (социальные условия, окружающие человека в жизни) в сфере:
- образования;
-культуры;
- здравоохранения;
- отдыха и развлечений.
3. Степень свободы личности и ее самореализация.
Существует множество показателей эффективности социальной политики государства. где их условно можно разделить показатели в рамках международного сопоставления и национальной статистики.
К показателям международного сопоставления можно отнести индекс развития человеческого потенциала и индекс качества жизни.
Индекс качества жизни разработанный компанией Economist Intelligence Unit, основывается на методологии, которая связывает результаты исследований по субъективной оценке жизни в странах с объективными детерминантами качества жизни в этих странах.
Исследование использует девять факторов качества жизни для определения оценки страны. Ниже следует описание показателей, которые учитывались при составлении рейтинга:
1.
Здоровье: Ожидаемость продолжительности жизни (в годах). Источник: US
Census Bureau.
2.
Семейная жизнь: Уровень разводов (на 1 тыс. чел.), ставится оценка от 1 (мало разводов) до 5 (много разводов). Источники: ООН; Euromonitor.
3.
Общественная жизнь: Переменная принимает значение 1 если в стране высокий уровень посещаемости церкви или профсоюзного членства. Источник: World
Values Survey.
4.
Материальное благополучие: ВВП на душу населения, Паритет покупательной способности. Источник: Economist Intelligence Unit.


5.
Политическая стабильность и безопасность: Рейтинги политической стабильности и безопасности. Источник: Economist Intelligence Unit.
6.
Климат и география: Широта, для различения холодных и жарких климатов.
Источник: CIA World Factbook.
7.
Гарантия работы: Уровень безработицы (в процентах). Источник: Economist
Intelligence Unit.
8.
Политическая свобода: Средний индекс политической и гражданской свободы. Шкала от 1 (полностью свободная) до 7 (несвободная). Источник: Freedom
House.
9.
Гендерное равенство: Измеряется путём деления средней зарплаты мужчин на зарплату женщин. Источник: UNDP Human Development Report.
Исследование включает в себя данные по 80 странам (таблица 4.4.).
Таблица 4.4.
Индекс качества жизни по 80 странам мира

Таблица 4.4. показывает, что по индексу качества жизни Россия находится на 72 месте.
Индекс человеческого развития
(ИЧР)
— интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс был разработан в 1990 году группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком; его концептуальная структура была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекс публикуется в рамках

Программы развития ООН в ежегодных отчётах о развитии человеческого потенциала с
1990 года.
При подсчёте ИЧР учитываются 3 вида показателей:

Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.

Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.

Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.
К индикаторам социальной политики характеризующим национальную статистику можно отнести:
1. Децильный коэффициент - соотношение доходов – 10% населения, получающих наибольшие доходы, и 10% населения – наименьшие. В развитых странах Запада
(например, в скандинавских) он составляет обычно от 3 до 6. В России этот коэффициент значительно выше — около 15. Следует отметить, что, отставая от стран Северной
Европы (прежде всего Швеции), Россия имеет сравнительно небольшое отличие от США
— страны с жесткой капиталистической моделью, где этот показатель в среднем достигает уровня 10.
2. Индекс Джинни - Макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны.
3. Кривая Лоренца - График отражающий градацию населения на равные группы по численности и распределению доходов между этими группами (рис. 4.1.).


Рис. 4.1. Графическое отображение кривой Лоренца
На рисунке дано графическое изображение двух величин, градации населения на равные группы по численности и распределению доходов (между этими группами).
Методически условно (для простоты и наглядности) в общей совокупности населения выделяют пять групп (каждая при этом составляет 20% от общей численности). Сумма получаемых доходов также условно делится на такие же процентные группы. Из графика видно, что при строго равном распределении благ эта зависимость выглядит как биссектриса. Однако, такая прямая линия — лишь потенциальная возможность
В реальной жизни доходы никогда не распределяются равномерно. Истинная картина графически проявляется в виде прогнутой вниз линии. Эта изогнутость означает, что первые две группы населения (в графике группы разделены и зависимости от объема доходов: вначале приведены группы с относительно низкими доходами, затем средними доходами и высокооплачиваемыми) получают относительно небольшую часть от общей суммы доходов. Данные о характере дифференциации доходов населения в России приведены в таблице 4.5.
Таблица 4.5.
Распределение общего объема денежных доходов и характеристики дифференциации доходов населения
2 2
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/bednost/tabl/1-2-2.doc

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   21

Денежн
ые
доход

всего
в том числе по 20-процентным группам населения, в %:
Децильн
ый
коэффиц
иент
фондов, в
разах
Коэффиц
иент
Джини
первая (с
наимень
шими
доходами
)
вторая
третья
четверта
я
пятая (с
наиболь
шими
доходами
)
1970
100
7,8 14,8 18,0 22,6 36,8 1980
100
10,1 14,8 18,6 23,1 33,4 1990
100
9,8 14,9 18,8 23,8 32,7 1995
100
6,1 10,8 15,2 21,6 46,3 13,5 0,387 1996
100
6,1 10,7 15,2 21,6 46,4 13,3 0,387 1997
100
5,9 10,5 15,3 22,2 46,1 13,6 0,390 1998
100
6,0 10,6 15,0 21,5 46,9 13,8 0,394 1999
100
6,0 10,5 14,8 21,1 47,6 14,1 0,400 2000
100
5,9 10,4 15,1 21,9 46,7 13,9 0,395 2001
100
5,7 10,4 15,4 22,8 45,7 13,9 0,397 2002
100
5,7 10,4 15,4 22,7 45,8 14,0 0,397 2003
100
5,5 10,3 15,3 22,7 46,2 14,5 0,403 2004
100
5,4 10,1 15,1 22,7 46,7 15,2 0,409 2005
100
5,4 10,1 15,1 22,7 46,7 15,2 0,409 2006
100
5,3 9,9 15,0 22,6 47,2 15,9 0,415 2007
100
5,1 9,8 14,8 22,5 47,8 16,7 0,422 2008
100
5,1 9,8 14,8 22,5 47,8 16,6 0,421 2009
100
5,2 9,8 14,8 22,5 47,7 16,6 0,421 2010
100
5,2 9,8 14,8 22,5 47,7 16,6 0,421 2011
100
5,2 9,9 14,9 22,6 47,4 16,2 0,417 2012
100
5,2 9,8 14,9 22,5 47,6 16,4 0,420 2013
100
5,2 9,8 14,9 22,5 47,6 16,3 0,419 2014
100
5,2 9,9 14,9 22,6 47,4 16,0 0,416 2015
100
5,3 10,0 15,1 22,8 47,0 15,6 0,412
Кроме данных коэффициентов существует ряд показателей социальной политики, используемый Росстатом: уровень доходов, расходов, сбережений населения, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, численность пенсионеров и уровень пенсии, уровень расходов на здравоохранение, образование, науку, культуру, показатели миграции и демографии, показатели безработицы, число семей стоящих на учете для получения жилья, уровень бедности, показатели рынка труда и ряд других показателей.
Среди инструментов, используемых при проведении социально политики государства, можно назвать наиболее часто применяемые нормативы и механизмы:
1. Минимальный размер оплаты труда ( МРОТ) – нижний ее предел, устанавливаемый (теоретически) за наименее квалифицированный, простой труд. Данная
величина является точкой отсчета для всех остальных ставок заработной платы.
2. Минимальный размер пенсии (пособия и стипендии) – ее нижний предел, устанавливаемый соответствующими нормативными актами. Он рассчитывается исходя из сложившегося уровня минимальной заработной платы и прожиточного минимума.
3. Социальные гарантии, которые обеспечиваются на законодательной основе, фиксирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством.
4. Социальные стандарты – средство обеспечения прав граждан в области социальных гарантий, предусмотренных конституцией. Они также необходимы для определения финансовых нормативов.
5. Минимальный потребительский бюджет – служит основой для поддержки малообеспеченных слоев населения в период кризиса экономики, используется также для расчета минимальной оплаты труда, пенсий. В варианте повышенного стандарта он обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы, а в варианте пониженного стандарта является показателем прожиточного минимума.
6. Прожиточный минимум – минимальный размер дохода, который используется для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики, федеральных социальных программ, для обоснования минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования бюджетов всех уровней. Это стоимость условной потребительской корзины. В России в годовую потребительскую корзину трудоспособного человека входят 100 кг картофеля, 126,5 кг хлеба, макарон и крупы, 60 кг фруктов, 58 кг мяса, 210 яиц и т. д. Кроме еды, в корзину входят еще и непродовольственные товары, которые оцениваются в половину суммы, потраченной на продукты. Коммунальные платежи и прочие услуги — также берутся как
50% стоимости продуктовой корзины. При этом, прожиточный минимум рассчитывается отдельно по каждому региону. А также для трех групп населения — дети, пенсионеры и трудоспособные. Считается, что меньше всего денег нужно пенсионерам. Прожиточный минимум это условная величина, нужная для статистического учета.
7. Прогрессивная шкала подоходного налогообложения.


8. Контроль ценообразования (товары Гиффена).
9. Предоставление трансфертов в натуральной форме.
10. Установление социальных налогов.
11. Государственные программы переобучения и повышения квалификации.
12. Политика по формированию общественного мнения (институт семьи, сбор средств пострадавшим от наводнения).
13. Выплата пособий.
14. Институциональные нормы трудового законодательства.
15. Льготные кредиты на целевые нужды (ипотека для молодых семей, военнослужащих).
16. Прочие инструменты.
Особенности социальной политики в Российской Федерации
Исходя из статьи 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Данные по динамике численности населения Российской Федерации на период с
1990 по 2015 годы приведен в таблице 4.6.
Таблица 4.6.
Компоненты изменения общей численности населения Российской Федерации на период с 1990 по 2015 год
Годы Численность
населения
на 1 января
Изменения за год
Общий
прирост
за год,
процентов
общий
прирост
естественный
прирост
миграционный
прирост
1990 147665,1 608,6 333,6 275,0 0,41

1991 148273,7 241,0 104,9 136,1 0,16 1992 148514,7 47,0
-219,2 266,2 0,03 1993 148561,7
-205,8
-732,1 526,3
-0,14 1994 148355,9 104,0
-874,0 978,0 0,07 1995 148459,9
-168,3
-822,0 653,7
-0,11 1996 148291,6
-263,0
-776,5 513,5
-0,18 1997 148028,6
-226,5
-740,6 514,1
-0,15 1998 147802,1
-262,7
-691,5 428,8
-0,18 1999 147539,4
-649,3
-918,8 269,5
-0,44 2000 146890,1
-586,5
-949,1 362,6
-0,40 2001 146303,6
-654,3
-932,8 278,5
-0,45 2002 145649,3
-685,7
-916,5 230,8
-0,47 2003 144963,6
-630,0
-888,5 258,5
-0,43 2004 144333,6
-532,6
-793,0 260,4
-0,37 2005 143801,0
-564,4
-846,5 282,1
-0,39 2006 143236,6
-373,9
-687,1 313,2
-0,26 2007 142862,7
-115,2
-470,3 355,1
-0,08 2008 142747,5
-10,3
-362,0 351,7
-0,01 2009 142737,2 96,3
-248,9 345,2 0,07 2010 142833,5 31,9
-239,6 271,5 0,02 2011 142865,4 191,0
-129,1 320,1 0,13 2012 143056,4 290,7
-4,3 295,0 0,20 2013 143347,1 319,8 24,0 295,8 0,22 2014




0,21 2015 146267,3 277,4 32,0 245,4 0,19
Исходя из таблицы 4.6. видно, что с 1991 года, года распада Союза Советских
Социалистических Республик численность населения России стала неуклонно сокращаться. Наиболее полно данную тенденцию отражает показатель естественного прироста, где с 1992 по 2012 год наблюдается неуклонное сокращение численности населения России. За данный период общее сокращение населения по показателю естественного прироста (родившиеся – умершие) составило 13235 тыс. чел. При это сокращение численности населения сопровождалось миграционным замещением из стран
СНГ. При этом необходимо отметить, что в 1990-е и первую половину 2000-х годов во много миграция преимущественно характеризовалась возвратом русских из бывших республик СССР в Россию на постоянное место жительства. С целью стимулирования рождаемости государство стало проводить демографическую политику. 1 января 2007 года вступила в действие программа материнского капитала, которая предполагала государственную финансовую поддержки российских семей в случае рождения или