Файл: Теоретические аспекты взаимодействия рынка и государства Сущность и содержание государственного регулирования рыночной экономики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 335
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исходя из определения, которое использует Центральный банк Российской
Федерации денежная масса - сумма денежных средств, находящихся в распоряжении резидентов Российской Федерации (за исключением органов государственного управления и кредитных организаций). Для целей экономического анализа рассчитываются различные денежные агрегаты – например, наличные деньги в обращении, денежная масса в национальном определении, широкая денежная масса.
Наличные деньги в обращении - включают банкноты и монеты, которые находятся в обращении и обычно используются для осуществления расчетов и платежей. В состав денежной базы входят все наличные деньги, находящиеся вне Банка России. В состав денежной массы входят все наличные деньги, находящиеся вне Банка России, за исключением тех, что находятся в кассах кредитных организаций.
Широкая денежная база - включает наличные деньги в обращении (вне Банка
России) и все средства кредитных организаций на счетах и в облигациях Банка России.
Широкая денежная масса (М2х) - включает наличные деньги в обращении и средства резидентов Российской Федерации (нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц) на расчетных, текущих и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием банковских карт), в срочных депозитах и иных срочных инструментах, открытых в банковской системе в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, а также начисленные проценты по ним.
Денежная масса в национальном определении (М2) - включает наличные деньги в обращении и средства резидентов Российской Федерации (нефинансовых и финансовых
(кроме кредитных) организаций и физических лиц) на расчетных, текущих и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием банковских карт), в срочных депозитах и иных срочных инструментах, открытых в банковской системе в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним.
Денежная база - сумма отдельных компонентов наличных денег и средств кредитных организаций на счетах и в облигациях Банка России в валюте Российской
Федерации.
Денежная база в узком определении включает наличные деньги в обращении (вне
Банка России) и средства кредитных организаций на счетах по учету обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствам в валюте Российской
Федерации.
Одним из аспектов контрольной функции за движением денег является установка на достижение оптимального баланса между объемами товарной и денежной масс.
Задача нахождения равновесного соотношения между двумя компонентами предполагает четкую трактовку состава денежной массы. В отношении структурных элементов денежной массы принято использовать рекомендации Международного валютного фонда (МВФ), которые формируют своего рода международные стандарты В соответствии с ними выделяют денежные агрегаты, отличающиеся друг от друга но степени ликвидности
5
(Таблица 5.2.).
Таблица 5.2.
Денежная масса и ее структурные компоненты
Наиболее ликвидными денежными агрегатами являются М0 и М1. В финансовой практике их нередко называют "деньгами в узком смысле слова", или "настоящими деньгами". Менее ликвидны агрегаты М2 и М3, в состав которых включен значительный объем "квази-денег".
Рассмотрен понятие денежной массы и ее структурных компонентов, обратимся к вопросу об оптимальном соотношении между товарной и денежной массами. В рамках данной пропорции принято использовать денежный агрегат
Балансовое соотношение между двумя показателями теоретически принято рассчитывать на основе следующей формулы: где:
Р - уровень цен;
Q - объем произведенных благ;
5
Ликвидность представляет собой возможность того или иного актива легко превращаться в средство обмена и сохранять свою стоимость неизменной.
V - количество оборотов, которое совершает каждая единица денежной массы в течение года.
В реальной практике баланс определяется коэффициентом монетизации экономики
(КМ), который рассчитывается по формуле:
Процесс функционирования денег создал специфический вид рынка – денежный, на котором происходят преимущественно краткосрочное кредитование и заимствование денег. Этот рынок институционально обслуживают коммерческие банки, фирмы и государство. Понятие "денежный рынок" имеет свою специфику: деньги на нем "не продаются" и "не покупаются" (в том смысле, который мы вкладываем в понятие покупка и продажа товаров и услуг") Ценой на таком рынке служит категория процент.
Продавцами на рынке денег выступают владельцы временно свободных денежных средств. У разных субъектов экономики свободные денежные средства образуются по различным причинам (таблица 5.3.)
Таблица 5.3.
Причины формирования временно свободных денежных средств
Субъект экономики
Причины
Домашние хозяйства
Откладывание денег на старость, на экстренный случай, накопление денег для дорогостоящих покупок, ожидание падения цен на товары, поиск нужных товаров.
Фирмы
Накопление сумм для периодических выплат (зарплаты, дивидендов, процентов, налогов и тд); накопление сумм для значительных платежей
(для замены оборудования, формирования фонда для погашения кредитов и тд.); высвобождение средств в связи с сезонным характером производства.
Государство (центральный банк)
Наличие полномочия эмитировать денежную массу.
Покупателями на рынке денег выступают лица, не имеющие достаточных собственных средств, необходимых для покуики предметов потребления (домохозяйства),
расширения своих деловых операций (частные фирмы), выполнения своих функции
(государство).
Поскольку основная масса сбережений совершается домохозяйствами, а инвестиции осуществляются фирмами, возникает необходимость в механизме, который бы позволял перемещать потоки денежных средств от домашних хозяйств к фирмам. В качестве продавцов и покупателей на рынке денег фигурируют также различные посредники банки и небанковские финансовые институты.
В условиях рыночной экономики временно свободные денежные средства находят применение в форме кредитных ресурсов - стоимостных потоков, передаваемых одним субъектом экономики другому на условиях срочности, возвратности и платности.
Активная практика использования кредитных отношений привела к формированию разнообразных форм кредита (таблица 5.4.).
Таблица 5.4.
Формы кредита
Кредит
Субъекты,
предоставляющие
кредит
Объект кредита
Целевые установки
Коммерческий
Предприятия
(формы)
Товарный капитал
Облегчение платежей, отсрочка платежей между предприятиями
Банковский
Банки, специализированные кредитные учреждения, фирмы, государство, домашние хозяйства
Денежный капитал
Предоставление ссуды капитала или ссуды денег
Потребительский
Фирмы, домашние хозяйства
Товары длительного пользования
Облегчение системы оплаты за товары отсрочкой платежа
Ипотечный
Фирмы, домашние хозяйства
Долгосрочные ссуды под залог недвижимости
Инвестиции в сельское хозяйство и жилищное строительство
Государственный
Субъекты государственном власти, фирмы, домашние хозяйства
Кредиты на финансирование бюджетного дефицита, на жилищное строительство развитие инфраструктуры
Использование системы внутренних займов для решения бюджетных проблем, а также для межрегионального экономического выравнивания
(государство).
Поскольку основная масса сбережений совершается домохозяйствами, а инвестиции осуществляются фирмами, возникает необходимость в механизме, который бы позволял перемещать потоки денежных средств от домашних хозяйств к фирмам. В качестве продавцов и покупателей на рынке денег фигурируют также различные посредники банки и небанковские финансовые институты.
В условиях рыночной экономики временно свободные денежные средства находят применение в форме кредитных ресурсов - стоимостных потоков, передаваемых одним субъектом экономики другому на условиях срочности, возвратности и платности.
Активная практика использования кредитных отношений привела к формированию разнообразных форм кредита (таблица 5.4.).
Таблица 5.4.
Формы кредита
Кредит
Субъекты,
предоставляющие
кредит
Объект кредита
Целевые установки
Коммерческий
Предприятия
(формы)
Товарный капитал
Облегчение платежей, отсрочка платежей между предприятиями
Банковский
Банки, специализированные кредитные учреждения, фирмы, государство, домашние хозяйства
Денежный капитал
Предоставление ссуды капитала или ссуды денег
Потребительский
Фирмы, домашние хозяйства
Товары длительного пользования
Облегчение системы оплаты за товары отсрочкой платежа
Ипотечный
Фирмы, домашние хозяйства
Долгосрочные ссуды под залог недвижимости
Инвестиции в сельское хозяйство и жилищное строительство
Государственный
Субъекты государственном власти, фирмы, домашние хозяйства
Кредиты на финансирование бюджетного дефицита, на жилищное строительство развитие инфраструктуры
Использование системы внутренних займов для решения бюджетных проблем, а также для межрегионального экономического выравнивания
Международный
Государство транснациональные банки
(ТИБ), транснациональные компании
(ТНК)
Международный валютный фонд
(МВФ)
Международные и банковские
Кредиты
Реализация международных предпринимательских и банковских программ, международная кредитная помощь
Свою монетарную политику государство проводит через двухуровневую (как минимум) кредитную систему.
Первый уровень представлен центральным
(национальным, федеральным резервным и т.п.) банком — разнообразие названий не меняет его сути. Этот банк либо находится в государственной собственности (как Банк
России, а также Великобритании, Франции, Нидерландов), либо, по меньшей мере, функционирует под пристальным государственным контролем. Последнее относится не только к центробанкам смешанного типа, часть капитала которых (как, например, в
Австрии, Швейцарии или Японии) принадлежит государству, но и центробанкам акционерным, чей капитал находится под контролем частных банковских сообществ и страховых компаний (как в США или Италии). Второй же уровень представлен многочисленными коммерческими банками. На практике существуют и более низкие уровни — специализированные банки (ипотечные, инвестиционные, внешнеторговые и др.), а также кредитно-финансовые учреждения небанковского типа (пенсионные фонды, страховые, финансовые компании и т.п.). Старейшими среди центральных банков являются Банк Англии и Банк Швеции, основанные в конце XVII в. Однако современная модель центральных банков начала формироваться лишь в XIX в. — в экономике с бумажными деньгами и многочисленными конкурирующими между собой коммерческими банками. Сегодня в любом, даже самом маленьком государстве имеется свой центральный банк. В такой крупной стране, как США, функции центробанка выполняет Федеральная резервная система (ФРС), состоящая из правления в Вашингтоне и 12 региональных банков, самостоятельность которых ограничена. При этом ни одна организация не может сравниться с ФРС по степени своего влияния на протекающие на нашей планете хозяйственные процессы. Правда, 1 января 1999 г. у нее появился мощный конкурент — Европейский центральный банк (ЕЦБ), осуществляющий руководство
денежно-кредитной политикой в самой большой экономической системе современного мира (зоне евро) и опирающийся в своей деятельности на относительно самостоятельные центробанки всех стран — членов ЕС. Общая характеристика банковской системы приведена в таблице 5.5.
Таблица 5.5.
Характеристика банковской системы
Тип кредитного института
Характеристика института
Центральный банк
Главный эмиссионный центр
Виды операций:
- эмиссия банкнот;
- денежно-кредитное регулирование экономики;
- поддержание курса национальной валюты;
- кредитование коммерческих банков;
- выпуск и погашение государственных ценных бумаг;
- хранение резервного фонда других кредитных учреждений;
- кассовое обслуживание государственных учреждений. правительственных органов (в том числе по бюджетным операциям);
- кредитование правительства;
- хранение государственных золотовалютных резервов.
Коммерческие (деловые) банки
Кредитно-финансовые учреждения универсального характера
Вид операций:
- активные (выдача кредитов);
- пассивные (прием депозитов);
- денежные платежи и расчеты;
- посреднические операции (по поручению клиентов);
- доверительные операции (в области управления имуществом и ценными бумагами).
Специализированные кредитно- финансовые институты
Кредитно-финансовые учреждения специализированного типа
Виды учреждений:
- пенсионные фонды; страховые компании;
- инвестиционные банки и компании;
- ипотечные банки;
- ссудно-сберегательные ассоциации.
Международные банки
Кредитно-финансовые учреждения, обслуживающие внешнеэкономические отношения
Современная банковская система России представлена двумя уровнями,
центральным банком и коммерческими банками (российскими и иностранными).
Таблица 5.5.
Характеристика банковской системы
Тип кредитного института
Характеристика института
Центральный банк
Главный эмиссионный центр
Виды операций:
- эмиссия банкнот;
- денежно-кредитное регулирование экономики;
- поддержание курса национальной валюты;
- кредитование коммерческих банков;
- выпуск и погашение государственных ценных бумаг;
- хранение резервного фонда других кредитных учреждений;
- кассовое обслуживание государственных учреждений. правительственных органов (в том числе по бюджетным операциям);
- кредитование правительства;
- хранение государственных золотовалютных резервов.
Коммерческие (деловые) банки
Кредитно-финансовые учреждения универсального характера
Вид операций:
- активные (выдача кредитов);
- пассивные (прием депозитов);
- денежные платежи и расчеты;
- посреднические операции (по поручению клиентов);
- доверительные операции (в области управления имуществом и ценными бумагами).
Специализированные кредитно- финансовые институты
Кредитно-финансовые учреждения специализированного типа
Виды учреждений:
- пенсионные фонды; страховые компании;
- инвестиционные банки и компании;
- ипотечные банки;
- ссудно-сберегательные ассоциации.
Международные банки
Кредитно-финансовые учреждения, обслуживающие внешнеэкономические отношения
Современная банковская система России представлена двумя уровнями,
центральным банком и коммерческими банками (российскими и иностранными).
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации
Федеральным законом о "Центральном банке Российской Федерации", Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Банк России является юридическим лицом. Целями деятельности Банка
России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
- развитие финансового рынка Российской Федерации;
- обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Банк
России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.
Инструменты денежно–кредитной политики
Денежно-кредитная политика — это комплекс регулирующих мер государства в сфере денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение неинфляционного экономического роста, полной занятости, а также на сглаживание конъюнктурных циклов деловой активности. При этом между фундаментальными целями роста ВВП
(обеспечиваемого неуклонным нарастанием совокупного спроса) и контроля над инфляцией (в той степени, в какой она зависит от находящейся в обращении денежной массы) объективно существует определенное противоречие, разрешение которого требует неустанного поиска меры в действиях монетарных властей по регулированию параметров предложения денег. Реализуя наряду с другими направлениями экономической политики государства (фискальной, структурной, внешнеэкономической и т.п.) эти конечные целевые установки, монетарная политика параллельно преследует и свои собственные, промежуточные цели, к которым относится достижение оптимального размера денежной массы, процентных ставок и обменного курса. Но не они являются основными. Денежная
и финансовая политика, должны быть направлены на достижение и поддержание оптимальных темпов роста экономики, а не замыкаться на собственных задачах, например, сокращения или ограничения предложения денег.
Стремясь к достижению тех или иных промежуточных целей, центральный банк может устанавливать определенные режимы денежно-кредитной политики.
1. Таргетирование (от англ. target — "цель") обменного курса, при котором либо осуществляется фиксация курса валюты данной страны по отношению к валюте страны с низким уровнем инфляции (прежде всего к доллару, евро или иене), выступающей при этом в роли валюты-якоря, в надежде на постепенное выравнивание динамики цен в обеих странах, либо устанавливается так называемый валютный коридор, в пределах которого допускается свободное движение курса национальной валюты. Понятно, что этот исторически наиболее ранний режим монетарной политики сегодня в принципе неприменим для США, стран ЕС и Японии, чья валюта используется другими странами в роли якорной. Подобный режим более подходит для развивающихся государств либо государств, в которых развернулись рыночные реформы. Так, Китай, зафиксировав обменный курс юаня к доллару в 1995 г., успешно поддерживал его вплоть до июня 2005 г. С гораздо меньшим успехом, особенно для динамики ВВП, в период 1995-1998 гг. российскими властями был использован инструмент валютного коридора. При достижении некоторой степени ценовой стабильности плавающий курс более выгоден для экономики, поскольку способствует эффективному регулированию межстранового перетока капитала и не ставит под угрозу прочность финансовой системы. Таргетирование валютного курса может затруднять проведение экономической политики:
- необходимость поддержания установленных пределов изменения номинального обменного курса национальной валюты ограничивает возможность использования этого механизма для стабилизации ситуации в случае возникновения внутренних непредвиденных обстоятельств;
- при резкой девальвации курса национальной валюты, Центральный банк вынужден тратить золотовалютные резервы на поддержание курса, которые могут закончиться;
- возникает возможность спекулятивных атак на национальную валюту, поскольку игроки рынка просчитывают политику валютной интервенции ЦБ;
Стремясь к достижению тех или иных промежуточных целей, центральный банк может устанавливать определенные режимы денежно-кредитной политики.
1. Таргетирование (от англ. target — "цель") обменного курса, при котором либо осуществляется фиксация курса валюты данной страны по отношению к валюте страны с низким уровнем инфляции (прежде всего к доллару, евро или иене), выступающей при этом в роли валюты-якоря, в надежде на постепенное выравнивание динамики цен в обеих странах, либо устанавливается так называемый валютный коридор, в пределах которого допускается свободное движение курса национальной валюты. Понятно, что этот исторически наиболее ранний режим монетарной политики сегодня в принципе неприменим для США, стран ЕС и Японии, чья валюта используется другими странами в роли якорной. Подобный режим более подходит для развивающихся государств либо государств, в которых развернулись рыночные реформы. Так, Китай, зафиксировав обменный курс юаня к доллару в 1995 г., успешно поддерживал его вплоть до июня 2005 г. С гораздо меньшим успехом, особенно для динамики ВВП, в период 1995-1998 гг. российскими властями был использован инструмент валютного коридора. При достижении некоторой степени ценовой стабильности плавающий курс более выгоден для экономики, поскольку способствует эффективному регулированию межстранового перетока капитала и не ставит под угрозу прочность финансовой системы. Таргетирование валютного курса может затруднять проведение экономической политики:
- необходимость поддержания установленных пределов изменения номинального обменного курса национальной валюты ограничивает возможность использования этого механизма для стабилизации ситуации в случае возникновения внутренних непредвиденных обстоятельств;
- при резкой девальвации курса национальной валюты, Центральный банк вынужден тратить золотовалютные резервы на поддержание курса, которые могут закончиться;
- возникает возможность спекулятивных атак на национальную валюту, поскольку игроки рынка просчитывают политику валютной интервенции ЦБ;
- девальвационные ожидания могут приводить к росту номинальных процентных ставок и инфляционных ожиданий;
- происходит снижение информативности проводимой денежно-кредитной политики.
2. Таргетирование денежных агрегатов, под которым понимается установление центральным банком пределов изменения денежной массы в обращении, независимо от состояния государственного бюджета, динамики курсов валют, процентных ставок и т.п.
Сторонники такого режима полагают, что в этом случае в соответствии с обновленной количественной теорией денег инфляционные процессы скорее всего не выйдут из-под контроля монетарных властей, однако практика последних десятилетий ставит данное предположение под сомнение. Если денежное таргетирование выбирается в условиях стабильной инфляции, то оно может повлечь за собой высокие издержки, связанные с резким ростом процентных ставок и снижением экономической активности.
3. Таргетирование инфляции, когда центральный банк, во многом жертвуя своими промежуточными целями и не обращая внимания на динамику ВВП и занятости населения, делает главный упор на достижение заранее заданного инфляционного ориентира (рассчитываемого обычно на базе индекса потребительских цен).
Целями денежно – кредитной политики являются:
- устойчивые темпы роста национального производства;
- стабильные цены;
- высокий уровень занятости населения;
- равновесие платежного баланса.
Приоритетная цель денежно-кредитной политики – стабилизация общего уровня цен, а промежуточной целью является объем денежной массы и уровень процентных ставок, которые обеспечивают деловую активность в стране.
Этапы денежно-кредитного регулирования условно можно разделить на два этапа:
1. На первом этапе ЦБ воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д.
2. На втором этапе изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.
Особенностью монетарных методов является то, что с их помощью государство стремится воздействовать преимущественно на совокупное предложение. Наиболее активный элемент при этом — влияние (через кредит) на действия, связанные с инвестированием. Для финансового же регулирования более типично воздействие (через прямые и косвенные субсидии) на совокупный спрос.
Субъектами монетарного регулирования выступают как центральный банк, так и коммерческие (деловые) банки. При этом центральный банк реализует монетарную политику прямо, непосредственно" в то время как коммерческий косвенно.
В рамках монетарной политики центральный банк выполняет две основные функции:
- обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой, которая составляет важнейший элемент инфраструктуры рынка;
- воздействие на кредитную деятельность деловых банков (в интересах макроэкономической политики).
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Центрального
Банка являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) обязательные резервные требования;
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени;
9) другие инструменты, определенные Банком России.
Процентные ставки по операциям Центрального банка. Данный вид операций относится к давно сложившимся методам регулировании. ЦБ выступает в роли кредитора по отношению к деловым банкам. На основании закона банк имеет право манипулировать ставкой процента, но которой он выдает кредиты. Уровень "цены кредита" получил в экономической науке и практике обозначение официальной учетной ставки. Получая