Файл: Теоретические аспекты взаимодействия рынка и государства Сущность и содержание государственного регулирования рыночной экономики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
революции (18 в.). В современных условиях характерна для наименее развитых стран
(Афганистан, Бангладеш, Сомали и т.п.).
- рыночная система, в которой центральную роль играет не государство, а рынок. В целом эта система основана на частной собственности. Принцип свободного предпринимательства, рыночное ценообразование, договорные отношения между хозяйствующими субъектами, ограниченное вмешательство государства в хозяйственную жизнь. Исключительно теоретизированная модель. Многие черты присущи странам
Европы 19 века, где роль государства в экономике была минимальной.
- командно-административная система, в которой государство господствует в форме диктата и регламентации хозяйственной деятельности. Его регулирующие функции носят тотальный характер как в производстве, так и в распределении товаров и услуг. По существу в этой системе рано или поздно интерес бюрократии, ведомства подменяет все остальные интересы и выдается за общественный. Государственная собственность на средства производства, директивное планирование, централизованное распределение произведенной продукции, государственные цены, возможность концентрации ресурсов по приоритетам, дефицитность, затратность производства, слабая восприимчивость к научно – технического прогресса. Преимущества системы в том, что в условиях внешней угрозы у государства есть возможность в краткие сроки перераспределить ресурсы по приоритетным направлениям. Эффективна во время войны (СССР во время Великой отечественной войны).
- смешанная система - государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. Присутствует многоукладность: регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:
обеспечение занятости;
полное использование производственных мощностей;
стабилизация цен;
(Афганистан, Бангладеш, Сомали и т.п.).
- рыночная система, в которой центральную роль играет не государство, а рынок. В целом эта система основана на частной собственности. Принцип свободного предпринимательства, рыночное ценообразование, договорные отношения между хозяйствующими субъектами, ограниченное вмешательство государства в хозяйственную жизнь. Исключительно теоретизированная модель. Многие черты присущи странам
Европы 19 века, где роль государства в экономике была минимальной.
- командно-административная система, в которой государство господствует в форме диктата и регламентации хозяйственной деятельности. Его регулирующие функции носят тотальный характер как в производстве, так и в распределении товаров и услуг. По существу в этой системе рано или поздно интерес бюрократии, ведомства подменяет все остальные интересы и выдается за общественный. Государственная собственность на средства производства, директивное планирование, централизованное распределение произведенной продукции, государственные цены, возможность концентрации ресурсов по приоритетам, дефицитность, затратность производства, слабая восприимчивость к научно – технического прогресса. Преимущества системы в том, что в условиях внешней угрозы у государства есть возможность в краткие сроки перераспределить ресурсы по приоритетным направлениям. Эффективна во время войны (СССР во время Великой отечественной войны).
- смешанная система - государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. Присутствует многоукладность: регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:
обеспечение занятости;
полное использование производственных мощностей;
стабилизация цен;
параллельный рост заработной платы и производительности труда;
равновесие платежного баланса.
Отличительные черты:
приоритетность рыночной организации экономики;
многосекторность экономики;
государственное управляющее предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
ориентация финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;
социальная защита населения.
Данный тип экономической системы характерен для большинства стран мира:
России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, США и других. Различные модели смешанной экономики представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Модели смешанной экономики
Модель
Основные характеристики
Американс кая модель
• Малый удельный вес государственной собственности
• Минимальная регулирующая роль государства
• Всемерное поощрение предпринимательства
• Высокая дифференциация на богатых и бедных
• Приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения
Японская модель
• Высокий уровень государственного воздействия на основные направления экономики
• Составление планов развития экономики
• Социальная направленность модели
• Незначительные различия в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими
Немецкая модель
• Высокий уровень государственного воздействия на экономику
• Прогнозирование основных макроэкономических показателей
• Незначительные различия в уровне заработной платы
Шведская модель
• Социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных граждан
• Государство активно вмешивается в ценообразование
• Высокий удельный вес государственного сектора
Французск ая модель
• Высокая регулирующая роль государства
• Вмешательство государства в процесс накопления капитала
• Значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства
Южнокоре
• Использование планирования экономического развития
йская модель
• Длительное время действовала государственная монополия в кредитно- финансовой сфере
•
Регулирование внешнеэкономической сферы направлено на стимулирование экспорта
Китайская модель
• Переход от "централизованной плановой экономики" к "социальной плановой товарной экономике"
• Сочетание рынка с государственным планированием
• В сельском хозяйстве осуществлен переход от "народных коммун" к системе "семейного подряда"
• оживление хозяйственной деятельности предприятий госсектора путем отделения "права собственности" от "права хозяйствования"
• Установление прямых хозяйственных связей между предприятиями
Эволюция экономики смешанного типа протекает в рамках тех или иных моделей экономических систем, весьма отличающихся по своим качественным и количественным характеристикам и сложившихся под влиянием исторических, социальных и национальных условий, а также достигнутых уровней экономического развития. Одна и та же по своей природе система, как известно, может иметь несколько моделей: социально ориентированная рыночная экономика, шведская модель китайская социалистическая рыночная экономика, германское социальное рыночное хозяйство, англосаксонская модель фондового рынка и др. Не ставя задачу детального анализа всех существующих в современном обществе разновидностей смешанных экономических систем, рассмотрим некоторые их модели.
Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности. Малообеспеченным слоям создается приемлемый уровень жизни за счет разнообразных льгот и пособий. Однако задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. У подобной ориентации имеется и обратная сторона: агрессивность, авантюризм, алчность, легкомыслие американцев. Последнее проявляется сегодня, например, в крайне низкой
(вплоть до нуля) сберегательной активности населения и его стремлении к потреблению в долг, что делает США мировым чемпионом по задолженности. Хотя США считаются страной с либеральной экономикой, тяготеющей к минимальной границе государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, на практике данная граница явно не соблюдается. Об активном участии правительства в регулировании социально-
• Длительное время действовала государственная монополия в кредитно- финансовой сфере
•
Регулирование внешнеэкономической сферы направлено на стимулирование экспорта
Китайская модель
• Переход от "централизованной плановой экономики" к "социальной плановой товарной экономике"
• Сочетание рынка с государственным планированием
• В сельском хозяйстве осуществлен переход от "народных коммун" к системе "семейного подряда"
• оживление хозяйственной деятельности предприятий госсектора путем отделения "права собственности" от "права хозяйствования"
• Установление прямых хозяйственных связей между предприятиями
Эволюция экономики смешанного типа протекает в рамках тех или иных моделей экономических систем, весьма отличающихся по своим качественным и количественным характеристикам и сложившихся под влиянием исторических, социальных и национальных условий, а также достигнутых уровней экономического развития. Одна и та же по своей природе система, как известно, может иметь несколько моделей: социально ориентированная рыночная экономика, шведская модель китайская социалистическая рыночная экономика, германское социальное рыночное хозяйство, англосаксонская модель фондового рынка и др. Не ставя задачу детального анализа всех существующих в современном обществе разновидностей смешанных экономических систем, рассмотрим некоторые их модели.
Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности. Малообеспеченным слоям создается приемлемый уровень жизни за счет разнообразных льгот и пособий. Однако задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. У подобной ориентации имеется и обратная сторона: агрессивность, авантюризм, алчность, легкомыслие американцев. Последнее проявляется сегодня, например, в крайне низкой
(вплоть до нуля) сберегательной активности населения и его стремлении к потреблению в долг, что делает США мировым чемпионом по задолженности. Хотя США считаются страной с либеральной экономикой, тяготеющей к минимальной границе государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, на практике данная граница явно не соблюдается. Об активном участии правительства в регулировании социально-
экономических процессов свидетельствует, например, существование Федеральной контрактной системы, которая обеспечивает размещение на конкурсной основе и реализацию заказов для государственных нужд, или жесткая протекционистская защита внутреннего рынка от импорта японских автомобилей, аргентинского мяса, российского металла и др. Это дало основания П. Самуэльсону охарактеризовать в учебнике "Экономикс" (1964) американскую экономику как смешанную систему государственного и частного предпринимательства. Характерной чертой американской модели по сей день остается масштабная гонка вооружений. И несмотря на завершение, казалось бы, холодной войны, избыточно милитаризованная экономика США настойчиво продолжает бесплодно перемалывать немалую долю ВВП и нацеливать пирамиду создаваемого чудовищного госдолга на закрепление своего лидирующего статуса в нынешнем во многом однополярном мире.
Японская модель характеризуется органическим сочетанием свободного предпринимательства с активной структурно-инвестиционной и внешнеэкономической политикой государства, направленной напоследовательное достижение приоритетных макроэкономических целей. В своей социальной политике власти осознанно стремятся здесь к определенному отставанию уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от динамики производительности труда. За счет этого достигается снижение издержек производства и неуклонное повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке. Видимых препятствий к имущественному расслоению населения не ощущается. Интересы нации ставятся заведомо выше интересов конкретного человека, население психологически готово к немалым материальным жертвам в настоящем во имя процветания страны и ее мирового господства в будущем. Очень сильны традиции коллективизма, групповых целей, что находит свое выражение в относительной слабости элементов свободного рынка, прежде всего рынка труда.
Всемерно поощряется верность компании, крайне редки случаи увольнения или перехода из одной компании в другую. В результате перекрестного акционирования экономическая структура японской экономики приобрела некую корпоративную целостность и закрытость.
Японская модель характеризуется органическим сочетанием свободного предпринимательства с активной структурно-инвестиционной и внешнеэкономической политикой государства, направленной напоследовательное достижение приоритетных макроэкономических целей. В своей социальной политике власти осознанно стремятся здесь к определенному отставанию уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от динамики производительности труда. За счет этого достигается снижение издержек производства и неуклонное повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке. Видимых препятствий к имущественному расслоению населения не ощущается. Интересы нации ставятся заведомо выше интересов конкретного человека, население психологически готово к немалым материальным жертвам в настоящем во имя процветания страны и ее мирового господства в будущем. Очень сильны традиции коллективизма, групповых целей, что находит свое выражение в относительной слабости элементов свободного рынка, прежде всего рынка труда.
Всемерно поощряется верность компании, крайне редки случаи увольнения или перехода из одной компании в другую. В результате перекрестного акционирования экономическая структура японской экономики приобрела некую корпоративную целостность и закрытость.
Шведская модель, которую восприняли и другие Скандинавские страны, а также наиболее успешные, хотя и отстающие от Швеции по уровню экономического развития постсоциалистические государства Восточной Европы, отличается сильной социальной ориентацией экономики. Ведущими макроэкономическими целями здесь признаны справедливость и полная занятость, поэтому социальная политика государства направлена в основном на сокращение имущественного расслоения путем перераспределения национального дохода в пользу наименее защищенных слоев населения. Такое перераспределение осуществляется с помощью высокопрогрессивной шкалы налогообложения физических лиц, при которой с ростом доходов населения резко увеличиваются ставки налогов. Не исключая конечно же существования теневой экономики, высокие налоговые ставки оказались вполне совместимыми с высоким уровнем лояльности налогоплательщиков, поскольку для этой страны характерна социальная солидарность, национальное и культурное единение населения. При этом достаточно обширный для страны с рыночной экономикой государственный сектор (не с точки зрения размеров госсобственности, которая здесь невелика, а по критерию соотношения величины госбюджета и ВВП) позволяет правительству последовательно искоренять глубинные причины безработицы. На этом особо настаивают сохранившиеся в
Швеции независимые от правительства профсоюзы. Шведская модель получила название функциональной социализации, поскольку функции производства выполняются частными предприятиями, действующими на конкурентной рыночной основе, а решение задач обеспечения высокого уровня жизни и развития инфраструктуры возложено на государство. Впрочем, данной модели (как некоему современному олицетворению кейнсианской модели государственного регулирования экономики) присущи серьезные дефекты, проявляющиеся в долгосрочном периоде в подрыве конкурентоспособности национальной экономики, особенно в связи с высокой налоговой нагрузкой и ростом издержек на оплату труда. Они явно дают о себе знать в обстановке экономического подъема, когда правительство зачастую не имеет возможности адекватно сокращать объем социальных обязательств для противодействия нарастающей инфляции.
Немецкая модель социального рыночного хозяйства основывается на предоставлении всем хозяйственным формам равных возможностей устойчивого
развития. Особым покровительством властей пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство, не воспринимая роль "ночного сторожа", активно влияет здесь на цены, таможенные пошлины, технологические стандарты и т.п. В формировании и реализации социально-экономической политики активно участвуют разнообразные общественные институты экологические движения, профсоюзы, общества потребителей. Эта модель имеет немало сходных черт со шведской моделью, и поэтому их зачастую объединяют в германо-скандинавскую, или балтийскую, модель — модель социально ориентированной рыночной экономики. Если в либеральной (англосаксонской, атлантической) модели на долю 20% наиболее состоятельных граждан приходится примерно 50% доходов, а доля 10% самых богатых обычно составляет около 33—35%, то в балтийской модели эти цифры заметно скромнее: 40 и менее 25% соответственно.
Южнокорейская модель опирается на сочетание плановых и рыночных методов регулирования. В рамках структурной политики здесь традиционно определяются отрасли, способные стать "полюсами роста", т.е. обладающие конкурентными преимуществами на мировом рынке. Разрабатываются и активно внедряются система правительственных мер по обеспечению перелива трудовых и капитальных ресурсов из традиционных отраслей в новые, а также проекты свертывания производства в неперспективных сферах деятельности. Параллельно с этим запускаются государственные программы переподготовки высвобождаемой рабочей силы. Структурная политика включает разработку централизованных планов в интересах обеспечения тех прогрессивных сдвигов, которые недостижимы на основе рыночных механизмов. Банки и финансовые ресурсы, объем и структура иностранных инвестиций в экономику и экспортно-импортные операции, строительство крупных промышленных объектов находятся под жестким административным контролем правительства. Государство оказывает мощную поддержку экспортно-ориентированным отраслям в виде льготных кредитов, выгодных условий для приобретения оборудования, предоставления налоговых льгот и разного рода монопольных прав. Для южнокорейской модели характерен высокий уровень монополизации промышленности: примерно половина производимого здесь национального продукта приходится на пять крупнейших конгломератов (таких, как "Самсунг"), представляющих интересы страны на мировых рынках.
Южнокорейская модель опирается на сочетание плановых и рыночных методов регулирования. В рамках структурной политики здесь традиционно определяются отрасли, способные стать "полюсами роста", т.е. обладающие конкурентными преимуществами на мировом рынке. Разрабатываются и активно внедряются система правительственных мер по обеспечению перелива трудовых и капитальных ресурсов из традиционных отраслей в новые, а также проекты свертывания производства в неперспективных сферах деятельности. Параллельно с этим запускаются государственные программы переподготовки высвобождаемой рабочей силы. Структурная политика включает разработку централизованных планов в интересах обеспечения тех прогрессивных сдвигов, которые недостижимы на основе рыночных механизмов. Банки и финансовые ресурсы, объем и структура иностранных инвестиций в экономику и экспортно-импортные операции, строительство крупных промышленных объектов находятся под жестким административным контролем правительства. Государство оказывает мощную поддержку экспортно-ориентированным отраслям в виде льготных кредитов, выгодных условий для приобретения оборудования, предоставления налоговых льгот и разного рода монопольных прав. Для южнокорейской модели характерен высокий уровень монополизации промышленности: примерно половина производимого здесь национального продукта приходится на пять крупнейших конгломератов (таких, как "Самсунг"), представляющих интересы страны на мировых рынках.
Китайская модель трансформации экономики, реализуемая в Китае в конце ХХ- начале XXI века. Китайское руководство выработало и реализовало специфическую модель преобразований социально-экономической системы страны, которая оказалась наиболее успешной по сравнению со всеми другими переходными экономиками по своим результатам. В последние три десятилетия Китай добился наивысших в мире темпов экономического развития, превратившись во вторую державу мира по объёмам производства, первую – по экспорту и по валютным резервам. Был существенно повышен жизненный уровень населения. Китаю удалось добиться существенного снижения рождаемости, улучшив тем самым демографическую ситуацию в стране. Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., Китаю удалось сохранились высокие темпы экономического роста.
Основные черты китайской модели преобразований:
Инициатором и мотором преобразований выступила китайская компартия, которая сохранила свои доминирующие позиции в государстве и обществе. Большую роль в выборе пути сыграл руководитель КПК Дэн Сяопин;
Китай не разрушил целиком прежний механизм централизованной административно-командной экономической системы, как это было сделано практически во всех бывших социалистических странах, а начал параллельно и в конкуренции активно развивать рыночную систему. Элементы прежней системы постепенно вытеснялись и преобразовывались, а новой - рыночной - расширялись и развивались ("двухсистемная модель преобразований");
Главным путём создания частного сектора экономики стала не приватизация госсобственности, как в других социалистических странах, а саморазвитие частного сектора, которому власть создавала в целом благоприятные условия.
Начальным этапом преобразований стала аграрная реформа, главным содержанием которой был роспуск коммун в деревне и распределение земли в пользование крестьянам на основе "семейного подряда". Крестьяне платили налоги и могли распоряжаться произведённой продукцией по своему усмотрению. В результате реформ Китай в целом смог накормить огромное население страны;
Был выбран экспортно-ориентированный тип развития и открытость экономики для внешней и внутренней конкуренции;
Круг директивных показателей для предприятий постепенно сужался до ограниченного количества;
Государство сохраняло значительный контроль за денежно-кредитной системой.
Далее необходимо провести анализ структуры социально – экономической системы.
Национальная экономика, сектора экономики, отрасли, фирмы
Одна из проблем экономики заключается в ее постоянно меняющемся состоянии.
Это свойство проявляется не только и волнообразном движении, и наличии циклов.
Стремление к переменам является свойством и самой структуры экономики.
Национальная экономика (народное хозяйство) — исторически сложившийся комплекс (совокупность) отраслей производства данной страны, взаимосвязанных между собой разделением труда.
Понятие "структура национальной экономики" охватывает совокупность различных взаимодействующих элементов.
- отраслей и секторов;
- субъектов;
- процессов;
- направлении деятельности;
- экономических пространств.
Для их обозначения и систематизации используются соответствующие агрегированные величины. В формализованном виде структуру национальной экономики можно обозначить формулой: где Е - национальная экономика; е - отдельный элемент национальной экономики (субъектный, отраслевой, пространственный).
Для характеристики трансформируемого состояния экономики используется временной подход (базирующийся на анализе временных статистических рядов).
Наиболее показательными являются два метода учета: подоле производимой отраслью общенационального (или секторального) ВВП и по доле занятой рабочей силы.
При оценке тенденций в области структуры и расчет берутся долговременные процессы. Перемены, скачанные с сезонными и конъюнктурными обстоятельствами
(например, вызванными изменениями погоды, падением или ростом курса валют, акций) в данном случае не учитываются.
Наглядным примером отраслевых структурных перемен могут служить процессы в экономике, происходящие на фоне роста среднегодового дохода на душу населения.
Рассмотрим наиболее обобщенный вариант структуры экономики, представляющий национальное хозяйство в форме следующих секторов:
1. Первичного сектора (сельское и лесное хозяйство, добыча рыбы, охота);
2. Вторичного сектора (промышленность и другие обрабатывающие отрасли, такие как металлургия, предприятия ВПК и др.);
3. третичного сектора (сферы услуг - культура; образование; здравоохранение; социальное обеспечение; строительство; транспорт (перевозки); связь; торговля; общественное питание; материально-техническое обеспечение (логистика; наука, управление, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и др.).
Графическое обозначение динамики секторов национальной экономики приведено на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1. Структурные изменения в ходе экономического развития
На рисунке отражены две закономерности:
1) по мере роста доходов потребительский спрос постепенно перемещается от первично необходимых для жизни товаров (прежде всего продуктов питания, производимых сельским хозяйством) в сторону потребительских товаров
(промышленного производства), а затем к услугам. При высоких доходах спрос на услуги начинает приобретать непропорционально высокие масштабы (в частности, в области проведения своего свободного времени, особенно развлечений, в сфере культуры и медицины);
2) аналогичные изменения происходят и в сфере занятости. В первичном секторе она сокращается не только из-за снижении спроса на данную продукцию. Сказывается и другой фактор: рост производительности труда заметно снижает потребности в занятости.
Во вторичном секторе проявляются два противоположных эффекта, расширение спроса на данную продукцию способствует росту занятости, в то время как повышение производительности труда ее сокращает. Во временных координатах сначала действует повышательная тенденция, однако позже начинает преобладать действие производительности труда, в ходе чего занятость уменьшается. В третичном секторе численность занятых увеличивается как абсолютно, так и относительно. При этом особенно заметную роль играет невысокая производительность труда.
Если структуру экономики рассматривать в более детализированном виде, то