Файл: Психодиагностика направление подготовки 37. 03. 01 Психология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(АНО ВО МГЭУ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.О.27 ПСИХОДИАГНОСТИКА
Направление подготовки 37.03.01 Психология
Направленность (профиль) основной профессиональной образовательной программы бакалавриата «Психологическое консультирование»
Формы обучения: очная, очно-заочная
Типы задач профессиональной деятельности: диагностический, коррекционно-развивающий, консультационный
Москва 2022 ФГОС ВО 3++
Приложение № 6 к ОПОП высшего образования, направление подготовки
37.03.01 Психология, направленность
(профиль) программы бакалавриата
«Психологическое консультирование»
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Казакова Светлана Николаевна
Должность: Проректор по учебной и методической работе
Дата подписания: 11.08.2022 17:19:18
Уникальный программный ключ:
9389453891e4c8b40aeb38d81d25093bfbc925cfb4e622bd8a36ef3b0a2ebab2
2
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(АНО ВО МГЭУ)
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Проректор по УМР АНО ВО МГЭУ
______________ С.Н. Казакова
«25» апреля 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.О.27 ПСИХОДИАГНОСТИКА
Направление подготовки 37.03.01 Психология
Направленность (профиль) основной профессиональной образовательной программы бакалавриата «Психологическое консультирование»
Формы обучения: очная, очно-заочная
Типы задач профессиональной деятельности диагностический, коррекционно-развивающий, консультационный
Москва 2022
3
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата) от 29 июля 2020 г.
N 839 (зарегистрировано в Минюсте России 21 августа 2020 г., регистрационный № 59374);
- учебными планами (очной и очно-заочной форм обучения) по направлению подготовки
37.03.01
Психология, направленность
(профиль) программы
«Психологическое консультирование».
Разработчик: доктор.психол.наук, доцент
Ю.А.Быстрова
Должность, ученая степень,
ученое звание
подпись
И.О. Фамилия
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на заседании кафедры психологии (протокол от 18.04.2022 № 9).
Заведующий кафедрой, канд.психол.наук________________Е.Ю. Небродовская-Мазур
4
Содержание
1.Цели и задачи обучения по дисциплине ................................................................................................ 5 2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.............................................................................. 5 3. Место дисциплины в структуре образовательной программы ........................................................... 7 4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся ............................................................................................... 7 5. Содержание дисциплины, структурированное по темам, с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий ................................................................... 8 6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ................................................................................................................................................ 17 7. Оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине ................................................................................................................... 18 8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины ............................................................................................................................................... 38 9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины ............................................................................................................................... 39 10.
Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины
«Психодиагностика»…………………………………………………………………………………….41 11.
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем ....................................................................................................... 44 12.
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине ............................................................................................ 44 13. Средства адаптации образовательного процесса по дисциплине к потребностям обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) .................................................. 45
5
1.Цели и задачи обучения по дисциплине
Цель обучения по дисциплине «Психодиагностика» – ознакомить обучающихся с теоретическими и практическими основами психодиагностики как науки, дать представление о месте, роли и значении психодиагностики в развитии психологической науки и в практической деятельности психолога.
Воспитательная цель
–
создание необходимых условий для формирования компетенций обучающихся, их духовно-нравственного и гражданского становления, обогащение личностного и профессионального опыта, а также содействие их социальной и творческой самореализации и приобщения к здоровому образу жизни.
Задачи изучения дисциплины «Психодиагностика»:
- сформировать понимание базовых принципов современной психодиагностики и методических подходов к решению психодиагностических задач;
- раскрыть теоретико-методологические и этические принципы психодиагностической деятельности при решении профессиональных научных и практических задач;
- сформировать представление о становлении и развитии психодиагностики как области психологической науки и практики (как инструментария дифференциальной психологии и как арсенала методов для решения практических задач);
- обеспечить формирование системы базовых знаний о теоретических основах психодиагностической деятельности психолога;
- познакомить с многообразием психодиагностических методов, историей их создания и практикой использования;
- показать специфику психодиагностических процедур и методов решения профессиональных задач в контексте научной и практической деятельности специалиста (в психологии образования, здравоохранения, организационной психологии, психологии труда и т.п.);
- способствовать формированию у обучающихся основ профессионального мышления и этики поведения в психодиагностических ситуациях.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с
планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Процесс изучения дисциплины «Психодиагностика» направлен на формирование у обучающихся по программе высшего образования – программе бакалавриата – по направлению подготовки 37.03.01 Психология, направленность (профиль) программы бакалавриата
«Психологическое консультирование» общепрофессиональной и профессиональных компетенций ОПК-2.2; ОПК-3.1; ОПК-3.2; ПК-1.1; ПК-1.2.
6
Код и наименование
компетенций
Код и наименование
индикатора
достижения
компетенции по
дисциплине
Планируемые результаты обучения по дисциплине
ОПК-2.
Способен применять
методы сбора, анализа
и интерпретации
эмпирических данных
в соответствии с
поставленной задачей,
оценивать
достоверность
эмпирических данных
и обоснованность
выводов научных
исследований
ОПК-2.2.
Формирует методическое обеспечение исследования
(теоретического/ эмпирического).
Знает:теорию и методы организации психологического исследования, методы интерпретации и представления результатов исследования, а также методы статистического анализа данных психологического исследования.
Умеет:применять методы верификации результатов исследования и проводить качественный анализ личностных и метапредметных образовательных результатов.
Владеет: методами качественной интерпретации эмпирических данных в соответствии с задачей исследования; методом аргументации научных выводов на основе интерпретированных данных.
ОПК-3.
Способен выбирать
адекватные, надежные
и валидные методы
количественной и
качественной
психологической
оценки,
организовывать сбор
данных для решения
задач
психодиагностики в
заданной области
исследований и
практики
ОПК-3.1.
Определяет степень валидности и надежности используемых психодиагностически х методик и осуществляет выбор методов коррекции
Знает:психологию личности, социальную психологию малых групп, количественные и качественные методы диагностики и оценки в психологии.
Умеет:подбирать и разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования, в том числе с использованием современных образовательных технологий.
Владеет: диагностическим инструментарием для количественной и качественной психологической оценки.
ОПК-3.2.
Проводит психологическую диагностику с использованием современных психодиагностически х технологий, включая информационные образовательные ресурсы.
Знает:методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи при реализации исследовательских и прикладных программ в сфере профессиональной деятельности.
Умеет:планировать и осуществлять диагностику и оценку при реализации исследовательских и прикладных программ в сфере профессиональной деятельности.
Владеет: технологиями сбора данных для решения задач психодиагностики в заданной области исследований и практики
ПК-1.
Способен
проводить
психологическую
диагностику клиентов.
ПК-1.1.
Проводит психологическую диагностику с использованием современного психодиагностическо го инструментария; определяет степень нарушения в психическом, личностном и социальном развитии клиента; составляет психолого- педагогические заключения по результатам диагностического обследования.
Знает: возрастную психологию и психологию малых групп; методы и технологии, позволяющие решить диагностические и развивающие задачи; способы интерпретации и представления результатов диагностического обследования.
Умеет: разрабатывать диагностический инструментарий, соответствующий целям исследования; проводить диагностическое обследование детей и взрослых для выявления возрастных и индивидуальных особенностей личностного и умственного развития на различных возрастных стадиях, включая кризисы возрастов; диагностировать эмоционально-волевые особенности, отклонения в поведении, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания; осуществлять диагностику социального климата в коллективе; составлять психологические заключения и характеристики личности обучающихся.
Владеет: методиками диагностики умственной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, поведения, межличностного общения и социализации обучающихся с учетом возраста и особенностей здоровья.
7
ПК-1.2.
Изучает мотивацию, интересы, склонности и способности клиента с целью консультирования по вопросам профессиональной ориентации и самоопределения личности
Знает: психологию развития личности; методы сбора и обработки информации, результатов диагностики, наблюдения и психологического эксперимента.
Умеет: планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного материала, включая обработку результатов; осуществлять диагностику одаренности и структуры способностей; использовать диагностический результат в создании консультативных и развивающих программ.
Владеет навыками дифференциальной диагностики и диагностики на основе обучающего эксперимента.
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина Б1.О.27 «Психодиагностика» реализуется в рамках обязательной части
Блока I «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата.
Дисциплина «Психодиагностика» реализуется в 5-м семестре для обучающихся в очной форме обучения и в 7-м семестре для обучающихся в очно-заочной форме обучения.
В качестве промежуточной аттестации по дисциплине предусмотрен экзамен в 5 семестре у обучающихся в очной форме обучения, экзамен в 7 семестре у обучающихся в очно-заочной форме обучения, который входит в общую трудоемкость дисциплины.
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических
часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам
учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся
Согласно учебным планам общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов).
Очная форма обучения
Вид учебной работы
Всего
часов
Семестр
5
Контактная работа* (аудиторные занятия)
всего, в том числе:
110
110
лекции
36 36 практические,
в том числе практической подготовки
20
20
20
20
семинарские
52 52 консультации
2 2
Самостоятельная работа*всего:
34 34
Промежуточная аттестация - экзамен
36
36
Общая трудоемкость
180
180
для обучающихся по индивидуальному учебному плану количество часов контактной и самостоятельной работы устанавливается индивидуальным учебным планом
Очно-заочная форма обучения
Вид учебной работы
Всего
часов
Семестр
7
Контактная работа* (аудиторные занятия)
всего, в том числе:
74
74
лекции
24 24
8 практические,
в том числе практической подготовки
14
14
14
14
семинарские
34 34 консультации
2 2
Самостоятельная работа*всего:
70
70
Промежуточная аттестация - экзамен
36
36
Общая трудоемкость
180
180
* для обучающихся по индивидуальному учебному плану количество часов контактной и самостоятельной работы устанавливается индивидуальным учебным планом
1
Дисциплина реализуется посредством контактной работы при проведении учебных занятий, включая проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, а также самостоятельной работы обучающихся.
Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций, семинаров и практических занятий.
В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу. Семинарские занятия предполагают разбор и конкретизацию материала, дискуссию по основным вопросам изучаемой темы. На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков.
При реализации дисциплины предусмотрена аудиторная контактная работа и внеаудиторная контактная работа посредством электронной информационно- образовательной среды МГЭУ. Внеаудиторная контактная работа включает в себя проведение текущего контроля успеваемости (тестирование) в электронной информационно-образовательной среде.
Также предусмотрены часы практической подготовки – формы организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы.
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам, с указанием отведенного
на них количества академических часов и видов учебных занятий
5.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий
Тематический план для очной формы обучения
№
Наименование темы
К
ол
и
ч
ес
тв
о
ч
ас
ов
п
о
уч
еб
н
ом
у
п
л
ан
у
К
ол
и
ч
ес
тв
о
к
он
та
к
тн
ы
х
ч
ас
ов
Из них, час
С
ам
ос
то
я
те
л
ьн
ая
р
аб
от
а
Ф
ор
м
и
р
уе
м
ы
е
к
ом
п
ет
ен
ц
и
и
л
ек
ц
и
и
п
р
ак
ти
ч
ес
к
и
е
за
н
я
ти
я
се
м
и
н
ар
ск
и
е
з
ан
я
ти
я
1
Примечание: для обучающихся по индивидуальному учебному плану - учебному плану, обеспечивающему освоение соответствующей образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (в том числе при ускоренном обучении, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов).