Файл: Психодиагностика направление подготовки 37. 03. 01 Психология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15 психодиагностики*. Система принципов и конкретных требований (профессиональных стандартов) к разработчикам и пользователям методик. Стандарты квалификации психодиагноста и процедура сертификации. Требования к психометрической подготовке специалистов. Использование методик специалистами-смежниками и неспециалистами.
Правила публикации психодиагностических методик. Понятие лицензионной чистоты психодиагностической методики. Профессиональная тайна.
Тема 4. Основные принципы диагностики, использование тестов для диагностики
детей дошкольного возраста
(ОПК-2.2; ОПК-3.1; ОПК-3.2; ПК-1.1, ПК-1.2)
Понятие теста как измерительной психодиагностической методики. Тестовые задания, ключи, нормы и тестовые шкалы. Понятие тестологии как междисциплинарной математизированной методологии и технологии кратких количественных испытаний*.
Тесты в технике (автомобилестроение и программное обеспечение компьютеров).
Основные этапы конструирования тестов. Адаптация зарубежных психодиагностических методик. Требования к построению и проверке методик. Понятие спецификации теста.
Моделирование психодиагностических задач теста. Создание первичной формы теста.
Пилотажное исследование и стандартизация теста. Матричная структура массива тестовых данных.
Статистическая обработка массива тестовых данных с целью измерения психометрических параметров теста: репрезентативности тестовых норм, надежности, валидности и достоверности.
Тема 5. Тестовые шкалы, нормы и репрезентативность
(ОПК-2.2; ОПК-3.1; ОПК-3.2; ПК-1.1, ПК-1.2)
Нормы как критические точки (диапазоны) на шкале тестовых баллов. Понятие сырых и стандартизированных тестовых баллов. Стандартизация и нормирование*. Виды диагностических норм: абсолютные, статистические, критериальные. Процентильные нормы на порядковых тестовых шкалах. Параметрические нормы на интервальных тестовых шкалах. Понятие процентиля (доля от выборки стандартизации). Виды стандартных шкал. Количественные параметры и статистический смысл наиболее популярных стандартных шкал: шкала 1Q, Т-шкала, шкала стенов. Графическое представление распределения тестовых баллов: графики нормального и анормального распределений и их интерпретация в психодиагностике. Понятие репрезентативности.
Способы повышения репрезентативности тестов. Проверка нормальности и проверка устойчивости норм.
Тема 6. Надежность, точность, валидность
и достоверность психодиагностических измерений
(ОПК-2.2; ОПК-3.1; ОПК-3.2; ПК-1.1, ПК-1.2)
Понятие надежности. Надежность как устойчивость к побочным факторам. Виды надежности: ретестовая и синхронная*. Принципы и основные процедуры оценки надежности тестов. Корреляционный подход к измерению надежности. Надежность целого теста и его отдельных пунктов. Фи-коэффициент Гилфорда. Информация о надежности для пользователя. Понятие психодиагностической ошибки (ошибки измерения). Дисперсионное определение надежности, формула Рюлона. Точность измерительной процедуры. Формула Кьюдера-Ричардсона и альфа – коэффициент
Кронбаха. Измерение методом расщепления теста. Методы проверки надежности (тест- ретест корреляция или внутренняя согласованность тестовых заданий). Понятие
16 валидности. Валидность как соответствие результатов диагностируемому свойству.
Соотношение валидности и надежности. Виды валидности. Очевидная, текущая и прогностическая валидность. Способы эмпирического измерения валидности. Измерение валидности методом крайних (экстремальных) групп. Схема проверки прогностической валидности теста. Информация о валидности для пользователя. Конвергентная и дискриминантная валидность. Валидность: содержательная, критериальная, конструктная.
Понятие достоверности или защищенности методики от фальсификации со стороны испытуемого. Понятие социальной желательности ответа. Способы защиты теста от искажения. Достоверность как информационная безопасность тестовой технологии
(защита от утечки «ключей» к тесту). Мотивационные искажения.
Методы обеспечения достоверности и информационной безопасности.
Тема 7. Классификация методов психодиагностики
(ОПК-2.2; ОПК-3.1; ОПК-3.2; ПК-1.1, ПК-1.2)
Основания классификации методов психодиагностики
(по предмету и операционально-технологическому приему).
Предметная классификация.
Операциональная классификация. Объективные и субъективные методы. Субъективность испытуемого и диагноста. Высокоформализованные и низкоформализованные методы.
Экспериментальные и ситуационно-поведенческие методы (в частности, метод установки). Методы объективных тестов, тест-опросников и шкалирования. Проективный метод. Анализ продуктов деятельности (в частности, контент-анализ). Методы наблюдения. Интервью. Беседа. Психосемантический подход к диагностике личности и групповых представлений. Использование психодиагностических методов в различных отраслях психологии*.
Общие основы и требования к проведению диагностирования, в т.ч. лиц с ОВЗ.
Методы диагностики дизонтогенетического развития. Дифференциальная диагностика отдельных видов дизонтогенетического развития.
Ранняя диагностика дизонтогенетического развития (Е. А. Стребелева, О. В. Баженова)
Образцы конкретных методик, представляющих определенный метод (или класс методов) психодиагностики.
1 2 3 4 5 6
Тема 8. Современные информационные технологии
в психодиагностике
(ОПК-2.2; ОПК-3.1; ОПК-3.2; ПК-1.1, ПК-1.2)
Простейшие приемы группировки и отображения психодиагностической информации в электронных таблицах и базах данных. Стандартизация сырых тестовых баллов в электронных таблицах. Новые технологии в тестировании. Критериально- ориентированное тестирование (КОРТ): концепции, критерии, разработка и применение.
Отличия КОРТ и НОРТ (нормативно-ориентированного тестирования). Круг задач и ситуаций, в которых эффективнее КОРТ. Теория IRT как базис современной тестологии на Западе. Понятие кейс-упражнения и кейс-теста в профдиагностике. Обучающий и формирующий эксперимент как разновидность психологического эксперимента.
Эксперимент и его виды. Программа проведения эксперимента. Обучающий эксперимент
(А. Я. Иванова).
Компьютеризация психодиагностических процедур. Понятие рандозимизированного формирования тестовых заданий на основе банка заданий. Адаптивное тестирование.
Общая характеристика компьютеризированных психодиагностических методик, используемых в современной отечественной психологической практике. Компьютерные психодиагностические системы. Понятие экспертной системы как основы для автоматизированной интерпретации в психодиагностике. Преимущества и ограничения
17 применения компьютерных технологий в психодиагностике.
Интернет- психодиагностика*. Проблема валидности игровых (имитационных) компьютерных тестов.
Опасность утечки профессионально-секретной информации
(нарушения профессиональной тайны).
Тема 9. Возрастная психодиагностика
(ОПК-2.2; ОПК-3.1; ОПК-3.2; ПК-1.1, ПК-1.2)
Виды психодиагностики по специфике объекта и типам задач практической психологии (возрастной аспект). Психодиагностика как часть консультативной практики и основание для создания программ психологического предупреждения (превенции) и вмешательства
(интервенции).
Понятие психодиагностической компетентности специалиста. Администрирование в психодиагностике. Психодиагностическая ситуация и психодиагностическая задача.
Интерпретация диагностических данных. Специфика психологического диагноза.
Качество психологического диагноза. Уровень прогностичности психодиагностических методик. Критерии качества психологического диагноза (адекватность, оперативность, дифференцированность, мотивационно-эмоциональная позитивность-негативность).
Соотношение диагноза и прогноза. Ступени развития диагноза: симптоматический, этиологический, типологический. Психологический диагноз как разновидность функционального диагноза. Виды психологического диагноза: по способу обоснования
(клинический, статистический), по характеру постановки (первичный, вторичный), по степени сложности (мономерный, многомерный). Учет различных факторов при подготовке диагностических заключений. Психологический диагноз как основа психокоррекционной и развивающей работы специалиста.
Особенности развития детей 3-7 лет. Основные параметры умственного развития дошкольников. Рекомендации по психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста. Исследование познавательной деятельности и ее отдельных компонентов*. Понятие «школьной готовности».
Тактика и технология обследования детей младшего школьного возраста.
Исследование познавательной деятельности и отдельных ее компонентов. Параметры нормативного психофизического развития ребенка младшего школьного возраста*.
Факторы, которые следует учитывать при отборе методик для диагностического обследования детей младшего школьного возраста*.
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку обучающегося к аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по изучаемой дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности обучающегося на занятиях и в качестве выполненных тестовых заданий, репродуктивных заданий, практических заданий и других форм текущего контроля.
Самостоятельная работа по дисциплине «Психодиагностика» включает следующие виды деятельности:
• работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;
• поиск (подбор) и обзор литературы, электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
• выполнение домашнего задания к занятию;
18
• изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку
(отдельные темы, параграфы);
• подготовка к практическим занятиям;
• подготовка к экзамену.
№п/п
Вид учебно-методического обеспечения
1
Общие методические рекомендации по изучению дисциплины
«Психодиагностика» для обучающихся (см. пункт 10.1 данной программы).
2
Методические рекомендации по самостоятельной работе и выполнению контрольных работ по дисциплине «Психодиагностика» для обучающихся (см. пункт 10.2 данной программы).
3
Репродуктивные задания
4
Практические задания
5
Тестовые задания
6
Вопросы к экзамену
7. Оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся по дисциплине
Порядок, определяющий процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих уровень сформированности компетенций, определен в Положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в АНО ВО МГЭУ и институтах (филиалах).
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе
освоения образовательной программы.
Этапы формирования компетенций в процессе освоения ОПОП прямо связаны с местом дисциплин в образовательной программе. Каждый этап формирования компетенции характеризуется определенными знаниями, умениями и навыками и (или) опытом профессиональной деятельности, которые оцениваются в процессе текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине (практике) и в процессе государственной итоговой аттестации.
Дисциплина «Психодиагностика» продолжает формирование компетенций ОПК-2.2,
ОПК-3.1 и ОПК-3.2 в процессе освоения ОПОП и основывается на изучении такой дисциплины, как
«
Методологические основы психологии», «История психологии»,
«Общая психология», «Зоопсихология и сравнительная психология», «Общий психологический практикум», также формирующие данные компетенции.
Дисциплина «Психодиагностика» является начальным этапом формирования компетенций ПК-1.1 и ПК-1.2 в процессе освоения ОПОП и предшествует изучению такой дисциплины, как «Психологическая служба и психологическое консультирование».
Также формирование компетенций происходит в процессе учебно-ознакомительной практики,
производственной практики в профильных организациях; преддипломной практика; подготовки к процедуре защиты и защиты выпускной квалификационной работы, также формирующие данные компетенции.
Итоговая оценка сформированности компетенций ОПК-2.2; ОПК-3.1; ОПК-3.2; ПК-1.1, ПК-1.2 определяется в период государственной итоговой аттестации.
19
В процессе изучения дисциплины компетенции также формируются поэтапно.
Основными этапами формирования компетенций ОПК-2.2; ОПК-3.1; ОПК-3.2; ПК-1.1,
ПК-1.2при изучении дисциплины «Психодиагностика» является последовательное изучение содержательно связанных между собой тем учебных занятий. Изучение каждой темы предполагает овладение обучающимися необходимыми дескрипторами
(составляющими) компетенций. Для оценки уровня сформированности компетенций в процессе изучения дисциплины «Психодиагностика» предусмотрено проведение текущего контроля успеваемости по темам (разделам) дисциплины и промежуточной аттестации по дисциплине – экзамен.
7.2. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их
формирования, описание шкал оценивания
На этапах текущего контроля успеваемости обучающихся по дисциплине «Основы дефектологии» показателями оценивания уровня сформированности компетенций являются критерии оценки выполнения практических и тестовых заданий, устных/письменных ответов на теоретические вопросы, выполнение творческих заданий и контрольных работ.
Критерии оценки результатов тестирования
% верных решений (ответов)
Отметка
85-100 5 – Отлично
71-84 4 – Хорошо
50-70 3 – Удовлетворительно
0-49 2 – Неудовлетворительно
В ходе промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Психодиагностика» показателями являются результаты обучения по дисциплине (знает, умеет, владеет).
Основные критерии и показатели оценки ответа на теоретические вопросы
Критерии
Показатели
Использование современной научной литературы
Диапазон и качество
(уровень) используемого информационного пространства
Владение языком дисциплины
(понятийно- категориальным аппаратом)
Четкое и полное определение рассматриваемых понятий
(категорий), приводя соответствующие примеры в строгом соответствии с рассматриваемой проблемой
Самостоятельная интерпретация описываемых фактов и проблем
Умелое использование приемов сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений. Личная оценка (вывод), способность объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению
Язык и стиль работы
Соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка
Аккуратность оформления и корректность цитирования
Оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации, методических