Файл: Психодиагностика направление подготовки 37. 03. 01 Психология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9 1
Введение в психодиагностику
в том числе, практической
подготовки
16 12 4/2
*
2 2
6 4
ОПК-2.2; ОПК-3.1;
ОПК-3.2 2
История психодиагностики
в том числе, практической
подготовки
16 12 4/2
*
2 2
6 4
ПК-1.1, ПК-1.2,
ОПК-3.1 3
Профессионально-этические нормы психодиагностике.
Профессиональные стандарты в психодиагностике
в том числе, практической
подготовки
16 12 4
2/2
*
2 6
4
ПК-1.1, ПК-1.2,
ОПК-3.2 4
Основные принципы диагностики, использование тестов для диагностики детей дошкольного возраста
в том числе, практической
подготовки
16 12 4
2 2
6 4
ОПК-2.2; ОПК-3.1;
ОПК-3.2; ПК-1.1,
ПК-1.2 5
Тестовые шкалы, нормы и репрезентативность
в том числе, практической
подготовки
16 12 4
2 2
6 4
6
Надежность, точность, валидность и достоверность психодиагностических измерений
в том числе, практической
подготовки
16 12 4
2 2
6 4
7
Классификация методов психодиагностики
в том числе, практической
подготовки
16 12 4
2 2
6 4
8
Современные информационные технологии в психодиагностике
в том числе, практической
подготовки
16 12 4
2 2
6/4*
4 9
Возрастная психодиагностика
в том числе, практической
подготовки
16 12 4
4/4
*
4 4
2
Консультации
2 2
ОПК-2.2; ОПК-3.1;
ОПК-3.2; ПК-1.1,
ПК-1.2
Промежуточная аттестация
по дисциплине – экзамен
36
Итого:
180
110
36/4
*
20/4
*
52/4* 34
в том числе, практической
подготовки
20
* часы занятий, проводимых в активной и интерактивной формах
10
Тематический план для очно-заочной формы обучения
№
Наименование темы
К
ол
и
ч
ес
тв
о
ч
ас
ов
п
о
уч
еб
н
ом
у
п
л
ан
у
К
ол
и
ч
ес
тв
о
к
он
та
к
тн
ы
х
ч
ас
ов
Из них, час
С
ам
ос
то
я
те
л
ьн
ая
р
аб
от
а
Ф
ор
м
и
р
уе
м
ы
е
к
ом
п
ет
ен
ц
и
и
л
ек
ц
и
и
п
р
ак
ти
ч
ес
к
и
е
за
н
я
ти
я
се
м
и
н
ар
ск
и
е
з
ан
я
ти
я
1
Введение в психодиагностику
в том числе, практической
подготовки
14 6
2/2
*
4 8
ОПК-2.2; ОПК-3.1;
ОПК-3.2 2
История психодиагностики
в том числе, практической
подготовки
16 8
2/2
*
2 2
4 8
ПК-1.1, ПК-1.2,
ОПК-3.1 3
Профессионально-этические нормы психодиагностике.
Профессиональные стандарты в психодиагностике
в том числе, практической
подготовки
18 10 4
2 2
4 8
ПК-1.1, ПК-1.2,
ОПК-3.2 4
Основные принципы диагностики, использование тестов для диагностики детей дошкольного возраста
в том числе, практической
подготовки
18 10 4
2 2
4 8
ОПК-2.2; ОПК-3.1;
ОПК-3.2; ПК-1.1,
ПК-1.2 5
Тестовые шкалы, нормы и репрезентативность
в том числе, практической
подготовки
16 8
2 2
2 4
8 6
Надежность, точность, валидность и достоверность психодиагностических измерений
в том числе, практической
подготовки
16 8
2 2
2 4
8 7
Классификация методов психодиагностики
в том числе, практической
подготовки
14 6
2 4
8 8
Современные информационные технологии в психодиагностике
в том числе, практической
подготовки
16 8
2 2
2 4/2*
8 9
Возрастная психодиагностика
в том числе, практической
подготовки
14 8
4 2/2
*
2 2
6
Консультации
2 2
ОПК-2.2; ОПК-3.1;
ОПК-3.2; ПК-1.1,
ПК-1.2
Промежуточная аттестация
по дисциплине – экзамен
36
Итого:
180
74
24/4
*
14/2
*
34/2* 70
в том числе, практической
14
11
подготовки
* часы занятий, проводимых в активной и интерактивной формах
Практические занятия, проводимые в форме практической подготовки
№
Наименование разделов (тем)
Ф
ор м
а за ня ти я
К
ол ич ес тв о ча со в
Описание видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью
1.
Тема 1. Ведение в психодиагностику пр ак ти че ск ое
2
Обучающиеся рассматривают понятие психологического диагноза. анализируют конкретное психологическое заключение, определяют психологический диагноз клиента. С использованием тестовых и экспертных методов по заданной структуре составляют психологическое заключение.
2.
Тема 2. История психодиагностики.
Исторический аспект проблемы определения нормативности развития. пр ак ти че ск ое
2
Обучающиеся самостоятельно и в малых группах подбирают оптимальные методы диагностики и диагностический материал в соответствии с возрастом и нозологией обследуемых.
Составляют таблицы диагностики детей младенческого возраста по месяцам с опорой на стандартизированные методики
«Маленькие ступеньки» или таблицы О. В. Баженовой.
Знакомятся с методикой M-CHAT-R, проводят анализ её вопросов по ссылке https://test.autism.help по сферам развития ребенка.
3.
Тема 3. Профессиональные стандарты в диагностике. Три диагностических подхода: объективный, субъективный, проективный. Подходы к психолого- педагогическому анализу и оценке данных психодиагностики. пр ак ти че ск ое
2
Обучающиеся самостоятельно, на основе выбранного диагностического материала в соответствии с возрастом и нозологией обследуемых, составляют программу и проводят диагностический обучающий эксперимент.
Проводят обследование ребенка с помощью рисуночного теста «Дом -дерево-человек»
(проективный подход).
12 4.
Тема
4.
Основные принципы диагностики, использование тестов для диагностики детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста: особенности организации обследования.
Специфика патопсихологического обследования детей младшего школьного возраста.
Диагностика познавательной сферы лиц подросткового возраста.
П
ра кт ич ес ко е
2
Обучающиеся самостоятельно определяют, какие компоненты включает в себя «школьная готовность»?
Подбирают психодиагностические методики для диагностики познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Внимание:
• методика Пьерона-Рузера;
• Корректурная проба
• Счет за Крепелин.
Память:
• Запоминание двух групп слов;
•
Исследование опосредованного запоминания.
Перцептивно-деятельностный компонент познавательной деятельности
• Исследование представлений о размере предмета;
• «Доски Сегена»;
• Разрезные картинки; мышления:
• Методика Выготского-Сахарова;
• Предметная классификация (3-8 лет);
• Понимание скрытого содержания метафор; коротких рассказов;
• Установление последовательности событий.
Демонстрируют навыки владения данным методиками.
5.
Тема 5. Тестовые шкалы, нормы и репрезентативность
П
ра кт ич ес ко е
2
Графическое представление распределения тестовых баллов: обучающиеся самостоятельно строят графики нормального и анормального распределений по проведенным тестам и дают их интерпретацию.
6.
Тема 6. Надежность, точность, валидность и достоверность психодиагностических измерений
П
ра кт ич ес ко е
2
Обучающиеся на практике изучают методы проверки надежности (тест-ретест корреляция или внутренняя согласованность тестовых заданий). С помощью формул на малой выборке проводят корреляционный анализ по тесту и повторному или подобному тесту.
7.
Тема 7. Общие основы и требования к проведению диагностирования, в т.ч. лиц с ОВЗ. Методы диагностики дизонтогенетического развития.
Дифференциальная диагностика отдельных видов дизонтогенетического развития.
Ранняя диагностика дизонтогенетического развития
(Е. А. Стребелева, О. В. Баженова)
П
ра кт ич ес ко е
2
Обучающиеся в малых группах изучают образцы конкретных методик, представляющих определенный метод (или класс методов) психодиагностики.
По методике Кьорна-Йерасека проводят самостоятельно диагностирование одного респондента.
На практическом занятии презентуют результаты исследования.
Проведят исследование эмоционального развития респондента подросткового возраста, который имеет умственную отсталость с помощью психодиагностических методик
«Эмоциональная идентификация»
А. Изотовой,
«Оцени поведение»
Т. Марцинковского,
«Рисунок красивого, самого ужасного» В. Мухиной
13 8.
Тема
8.
Современные информационные технологии в психодиагностике. Обучающий и формирующий эксперимент как разновидность психологического эксперимента. Эксперимент и его виды.
Программа проведения эксперимента.
Обучающий эксперимент (А. Я. Иванова)
П
ра кт ич ес ко е
Обучающиеся составляют программу обучающего эксперимента по исследованию конкретно заданного психического процесса.
Проводят его с помощью компьютерной программы. Виды помощи и результаты фиксируют в протоколах.
9.
Тема 9. Возрастная психодиагностика
П
ра кт ич ес ко е
2
Мастер-класс
– метод обучения, раскрывающий творческий потенциал обучающихся, постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций. Обучающиеся самостоятельно и в малых группах определяют прогноз и направления коррекционно-развивающих занятий в зависимости от результатов диагностики, разрабатывают рекомендации
Формы учебных занятий с использованием активных и интерактивных
технологий обучения
№
Наименование разделов (тем), в
которых используются активные и/или
интерактивные образовательные
технологии
Образовательные технологии
1.
Лекция
Тема 1. Введение в психодиагностику
Вводная лекция - дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует обучающегося в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит обучающихся с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой обучающимся, уточняются сроки и формы отчетности.
2.
Лекция
Тема 2. История психодиагностики
Лекция-визуализация - визуальная форма подачи лекционного материала средствами
ТСО или аудиовидеотехники (видеолекция). Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.
3.
Практическое занятие
Тема 3. Профессионально-этические нормы в психодиагностике.
Профессиональные стандарты в психодиагностике
Круглый стол – способ организации обсуждения вопроса, обобщение идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы
Семинарское занятие
Тема 8. Современные информационные технологии в психодиагностике
Разбор психологических ситуаций. Под разбором психологических ситуаций понимается техника обучения, использующая описание психологических ситуаций, при которой обучающиеся должны проанализировать проблему, разобраться в ее сути, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
4.
Практическое занятие
Мастер-класс – метод обучения, раскрывающий
14
Тема 9. Возрастная психодиагностика творческий потенциал обучающихся, постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание ситуации обучающего эксперимента как вида диагностики
5.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам
Тема 1. Введение в психодиагностику
(ОПК-2.2; ОПК-3.1; ОПК-3.2)
Понятие психодиагностики. Предмет психологической диагностики. Различные подходы к пониманию предмета психодиагностики. Понятие психологического свойства как предмета психодиагностического измерения. Понятие психологического типа как предмета качественной психодиагностики. Двухуровневое представление структуры объекта психодиагностики: феноменологический уровень (уровень признаков, индикаторов) и уровень причинных оснований (уровень латентных переменных, факторов).
Соотношение психодиагностики с дифференциальной психологией, тестологией, практической психологией. Научные и практические функции психодиагностики.
Разделение задач исследования и обследования. Понятие психологического исследования, психологического тестирования, психодиагностической деятельности. Диагностика как специфический вид познания
*
. Признаки, отличающие научную диагностику от магических, псевдо- и паранаучных методов*.
Психологический механизм самосбывающегося пророчества и чувствительность человека к программирующему эффекту психологического диагноза. Виды диагностических задач. Понятие психологического диагноза. Тестовые и экспертные методы. Ситуации клиента и экспертизы.
Тема 2.История психодиагностики
(ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-3.1)
Предыстория психодиагностики. Ранний период развития: экспериментальная психология, психофизика, индивидуальные различия. Становление метода тестов в психодиагностике. Исследование индивидуальных различий Ф.Гальтоном, Дж.
Кэттеллом. Система тестов Бине-Симона. Тесты интеллекта.
Становление клинического подхода и экспертных методов психодиагностики.
Проективные тесты, многошкальные опросники. Методики Г. Роршаха, Г. Мюррея.
История отечественной психодиагностики. Профили Г.И. Россолимо.
Отечественная психодиагностика до запрета педологии и психотехники*.
Тема 3. Профессионально-этические нормы в психодиагностике.
Профессиональные стандарты в психодиагностике
(ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-3.2)
Этические нормы в психодиагностике. Конфиденциальность психодиагностической информации в ситуации клиента (психологической помощи) и в ситуации экспертизы
(диагностики в интересах организации). Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Этические проблемы, возникающие на различных этапах психодиагностического процесса. Правила и алгоритмы этичного поведения психодиагноста в ситуации клиента и ситуации экспертизы. Международные и национальные профессиональные стандарты в области
*
Для самостоятельного изучения.