Файл: Психодиагностика направление подготовки 37. 03. 01 Психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32 26.Психологический прогноз бывает:
1) утешительным и неутешительным
2)кратковременным и долговременным
3)симптоматическим и типологическим
4)количественным и качественным
27. В контексте получения психологической информации диагностический процесс может рассматриваться в таких аспектах, как:
1)общение между психологом и тестируемым
2)создание обстановки доброжелательности, доверия, сопереживания
3)как ряд изменений, происходящих в восприятии и убеждениях психолога и клиента
4)как получение определенного ответа на вопрос с помощью психодиагностических средств
28.Продолжительность психодиагностического процесса для подростков составляет:
1)25-30 минут
2)30-40 минут
3)50-60 минут
4)60-90 минут
29.К малоформализованным методам относятся:
1)опросники, проективная техника, психофизиологические методики, беседа
2)беседа, проективная техника, наблюдение, анализ продуктов деятельности
3)опросники, проективная техника, психофизиологические методики
4)беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности
30.Стандартизированное психологическое наблюдение начинается:
1) с беседы
2)с постановки цели
3)с выбора метода
4)с подготовки регистрационных бланков
31.В объективном подходе диагностика осуществляется на основе:
1)успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения предложенных заданий
2)сведений, сообщаемых о себе, и самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях
3)анализа особенностей взаимодействия с внешненейтральным, как бы безличным материалом (стимулом)
4)все ответы верны
32.Отличительная особенность метода тестов от любого другого вида диагностического инструментария заключается в том, что они:
1)содержат всегда большое количество заданий
2)состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ
3)имеют вероятностный характер полученных результатов
4)все ответы верны
33. Личностные опросники включены в состав:
1) объективного подхода

33 2) субъективного подхода
3)проективного подхода
4)все ответы верны
34.Герменевтику как метод оценки личности предложил:
1)Г. Айзенк
2)Г. Роршах
3)В. Дильтей
4)Ф. Гальтон
35. Критерием отбора психодиагностической методики должны служить:
1)надежность
2)валидность
3)стандартизация
4)все ответы верны
36.Валидность методики – важнейший критерий:
1)доброкачественности методики, характеризующей точность измерения исследуемого свойства
2)адекватность теста исследуемой проблеме
3)адаптации тестовых материалов
4)процедуры проведения методики для получения сравниваемых с нормой результатов
37. Стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных
(и качественных) индивидуально-психологических различий в психодиагностике называют…
1) беседой
2) социометрией
3) анкетированием
4) тестированием
38. Какое понятие в переводе с английского обозначает испытание, пробу, проверку…
1) опрос
2) тест
3) анкета
4) беседа
39. Обозначение единообразия всех условий проведения тестирования и обработки результатов относится к…
1) стандартизированности
2) валидности
3) надежности
4) репрезентативности
40. Можно ли инструкцию к тесту предъявлять испытуемому в измененном виде, например с пояснениями…
1) да
2) нет
3) иногда возможно
4) это зависит от опыта экспериментатора


34 41. Традиционный прием математической статистики – нормирование результатов применяется в...
1) тестах, ориетированных на статистическую норму
2) критериально-ориентированных тестах
3) проективных тестах
4) личностных опросниках
42. Самым большим в мире личностным опросником является…
1) 16 PF
2) ММРI
3) Тест Г.Айзенка
4) Опросник Р.Б. Кеттелла
43. Какие тесты не предполагают сопоставления данных испытуемых с итогами предварительного тестирования выборки…
1) тесты, ориетированные на статистическую норму
2) критериально-ориентированные тесты
3) проективные тесты
4) тесты способностей
44. Кем был введен термин «тест» в психодиагностику…
1) Г. Айзенком
2) Р. Кеттеллом
3) Ф. Гальтоном
4) А.В. Петровским
45. Первые тесты, в виде испытаний применялись в…
1) период античности
2) раннего средневековья
3) позднего средневековья
4) эпоху Просвещения
46. Какие тесты обеспечивают изучение уровня развития мышления и познавательных процессов в целом…
1) достижений
2) способностей
3) проективные
4) интеллекта
47. Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ) – это…
1) новое направление в диагностике умственного развития учащихся;
2) методики, основанные на особых способах конструирования и обработки;
3) методики, для построения заданий, в которых используется материал учебных программ, из которого отбираются учебные задания, отвечающие определенным требованиям;
4) все вышеперечисленное.
48. Какие задания называют ключевыми?
1) социальные задания
2) символические задания
3) задания, при выполнении которых нужно вводить в мышление учащихся новые термины, понятия, ситуации

35 4) задания, при выполнении которых нужно учитывать мультифакторную теорию интеллекта
49. Первый критерий, выступающий как показатель учебных достижений? Исключите неверный вариант...
1) критерий, который обобщает ключевые задания из тех разделов учебных программ, изучение которых уже завершено
2) критерий, который позволяет устанавить уровень умственного развития отдельного учащегося или группы учащихся.
3) критерий, как показатель логико-психологической подготовленности учащегося к выполнению ключевых заданий из состава разделов программы, которые предстоит изучать
4) критерий, который направлен на оценку достигнутого уровня сформированности умений
50. Назовите в чем отличия КОРТ и НОРТ. Выберите верный вариант…
1) критериально-ориентированные тесты КОРТ предназначены в основном для работы с индивидуальным клиентом, так будто других в выборке нет. Здесь не ставятся цели посмотреть лучше или хуже результаты данного испытуемого, добился он или нет каких- то конкретных успехов
2) критериально-ориентированные тесты (КОРТ) не предназначены для работы с индивидуальным клиентом, так будто других в выборке нет. Здесь ставятся цели посмотреть лучше или хуже результаты данного испытуемого, добился он или нет каких- то конкретных успехов
3) нормативно-ориентированные тесты НОРТ предназначены в основном для работы с индивидуальным клиентом, так будто других в выборке нет. Здесь не ставятся цели посмотреть лучше или хуже результаты данного испытуемого, добился он или нет каких- то конкретных успехов
4) нормативно-ориентированные тесты НОРТ не предназначены для работы с индивидуальным клиентом, так будто других в выборке нет. Здесь ставятся цели посмотреть лучше или хуже результаты данного испытуемого, добился он или нет каких- то конкретных успехов
51. Назовите в чем отличия КОРТ и НОРТ. Выберите верный вариант…
1) нормативно-ориентированные тесты НОРТ не предназначены для работы с группами испытуемых, которые важно сравнить их между собой
2) нормативно-ориентированные тесты НОРТ предназначены в основном для работы с группами испытуемых, которые важно сравнить их между собой
3) критериально-ориентированные тесты (КОРТ) не предназначены для работы с группами испытуемых, которые важно сравнить их между собой
4) критериально-ориентированные тесты (КОРТ) предназначены в основном для работы с группами испытуемых, которые важно сравнить их между собой
52. Характерный пример использования НОРТ (нормативно-ориентированные тесты)…
1) итоговая аттестация уровня обученности студентов
2) итоговая аттестация уровня профессиональной подготовки кадров
3) конкурсный отбор кандидатов на обучение
4) итоговая аттестация уровня школьных знаний и умений
53. Характерный пример использования КОРТ (критериально-ориентированные тесты)…
1) итоговая аттестация уровня обученности студентов, уровня профессиональной подготовки кадров


36 2) конкурсный отбор кандидатов на обучение
3) диагностика соответствия интровертированному типу личности
4) диагностика степени «близости» обследуемого гипертимному типу личности
54. Швейцарский психолог Мейли Ришар известен своими работами в области…
1) факторного анализа
2) времени реакции
3) проблем неврологии
4) остроты зрения
55. Теория IRT (Item Response Theory)…
1) основана на применении связанных математических моделей для тестирования данных;
2) относится к фокусу теории вопроса;
3) моделирует ответ каждого испытуемого на каждый элемент теста;
4) все вышеперечисленное.
56. Теория IRT (Item Response Theory)…
1) набор методов для выявления недостоверных результатов
2) набор методов, предназначенных сгладить искажения из-за осторожности обследуемого
3) набор методов, позволяющих оценить искренность ответов обследуемого
4) набор методов, позволяющий оценить вероятность правильного ответа испытуемых на задания различной трудности.
57. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта…
1) У. Джемсом;
2) В. Вундтом;
3) Х. Вольфом;
4) З. Фрейдом
58. Первые попытки изучения индивидуальных различий представлены в трудах…
1) Дж. Локка
2) Гиппократа
3) Р. Декарта
4) Софокла
59. Основателем научной психодиагностики считается…
1) З. Фрейд
2) Дж. Уотсон
3) Ф. Гальтон
4) Э. Толмен
60. Ф. Гальтон предложил использовать для изучения индивидуальных различий следующий метод…
1) Наблюдение
2) Беседа
3) Тест
4) Опрос
Экзамен проводится по билетам, которые включают в себя 2 (два) теоретических вопроса и 1 (одно) практическое задание.

37
Теоретические вопросы для подготовки к экзамену позволяют оценить уровень сформированности знаний, соответствующих закреплённым за дисциплиной компетенциям на данном этапе их формирования.
Практические задания для подготовки к экзамену позволяют оценить уровень сформированности умений и навыков, соответствующих закреплённым за дисциплиной компетенциям на данном этапе их формирования.
Практические задания экзаменационного билета формируются из заданий, представленных в разделе оценочных материалов для текущего контроля успеваемости.
1   2   3   4   5   6

Вопросы для подготовки к экзамену
(ОПК-2.2; ОПК-3.1; ОПК-3.2; ПК-1.1, ПК-1.2)
1.
Исторические аспекты становления психодиагностики как научной дисциплины.
(ОПК-2.2)
2.
Особенности становления психодиагностики в России. (ОПК-2.2)
3.
Предмет и объект психодиагностики. (ОПК-2.2)
4.
Цели и задачи психодиагностики. (ОПК-2.2)
5.
Принципы психодиагностики. (ОПК-2.2)
6.
Структура психодиагностики как научного знания. (ОПК-2.2)
7.
Особенности постановки психологического диагноза. (ПК-1.1, ПК-1.2)
8.
Сущность психологической задачи. (ОПК-3.2)
9.
Этапы психодиагностического процесса. (ОПК-2.2)
10.
Типы данных психодиагностики. (ОПК-3.1)
11.
Этический кодекс психодиагноста. (ОПК-2.2)
12.
Классификация методов психодиагностики. (ОПК-3.2; ПК-1.2; ПК-1.2)
13.
Основные требования к методам психодиагностики. (ОПК-3.2)
14.
Сущность и содержание метода наблюдения. (ПК-1.1; ПК-1.2; ПК-3.2)
15.
Метод эксперимента и особенности его применения. (ПК-1.1; ПК-1.2; ПК-3.2)
16.
Возможности использования метода интервью и анкетного опроса. (ПК-1.1; ПК-
1.2; ПК-3.2)
17.
Контент-анализ и его содержание. (ОПК-2.2)
18.
Вербальные методы психодиагностики. ( ПК-1.2; ОПК-3.2)
19.
Основные проективные методы психодиагностики. (ОПК-3.2; ПК-1.1)
20.
Семантический дифференциал и его специфика. (ПК-1.2; ОПК-3.1)
21.
Требования предъявляемые к тестам. (ОПК-3.1)
22.
Правила проведения тестирования. (ПК-1.2; ПК-1.1)
23.
Классификация тестов. (ПК-1.2)
24.
Сущность тестов интеллекта. ( ПК-1.2)
25.
Сущность тестов достижений. (ПК-1.2)
26.
Сущность тестов способностей. (ПК-1.2)
27.
Ситуации психодиагностики. (ОПК-2.2; ПК-1.2)
28.
Дифференциальная психометрика и её элементы. ( ОПК-3.1)
29.
Основные измерительные шкалы: наименование и сущность. (ОПК-3.1)
30.
Распределение признака: сущность и показатели. (ОПК-3.1)
31.
Краткая характеристика нормального распределения признака. (ОПК-3.1)
32.
Сущность среднеарифметического показателя распределения. (ОПК-3.1)
33.
Дисперсия и её показатели. (ОПК-3.1)
34.
Сущность понятий «медиана и мода». (ОПК-3.1)
35.
Сущность понятия «корреляция». (ОПК-3.1)

38 36.
Виды измерений и их содержание: нормативное, критериальное и ипсативное.
(ОПК-3.1)
37.
Валидность и её типы. (ОПК-2.2, ОПК-3.1)
38.
Надёжность теста и способы её обеспечения. (ОПК-2.2, ОПК-3.1)
39.
Сущность понятия «дискриминативность теста». (ОПК-3.1)
40.
Стандартизация тестового балла и тестовая норма. (ОПК-3.1)
Примерные практические задания к экзамену (ПК-1.1, ПК-1.2)
1. Составьте схему «Классификация психодиагностических методик».
2. Составьте схему «Классификация психодиагностических процедур».
3. Представьте в виде таблицы «Методики определения характеристик памяти».
4. Приведите классификацию
«Исследование непосредственного запоминания».
5. Приведите классификацию «Методики диагностики внимания»
6. Составьте схему «Классификация методик диагностики способностей и структуры интеллекта».
7. Составьте схему «Классификация методик диагностики характеристик мышления».
8. Подберите батарею методик диагностики фрустрации, тревожности и агрессивности.
9. Подберите батарею методик диагностики самосознания и уровня развития личности.
10. Подберите батарею методик диагностики индивидуальных свойств личности, влияющих на межличностные отношения.
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для
освоения дисциплины
Основная литература:
1. Романова, Е.С. Психодиагностика : учебное пособие / Романова Е.С. — Москва :
КноРус, 2020. — 332 с. — ISBN 978-5-406-07733-7. — URL: https://book.ru/book/933605 . — Текст : электронный.
2. Архиреева, Т.В., Психодиагностика : учебник / Т.В. Архиреева. — Москва :
КноРус, 2022. — 405 с. — ISBN 978-5-406-08414-4. —
URL:https://book.ru/book/942092 (дата обращения: 04.08.2022). — Текст : электронный.
Дополнительная литература:
1. Психодиагностика: курс лекций : [16+] / сост. А.С. Лукьянов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-
Кавказский федеральный университет». – Ставрополь : СКФУ, 2018. – 325 с. : ил. –
Режим доступа: по подписке. –
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=563343. – Библиогр. в кн. – Текст
: электронный


39 2. Хинканина, А.Л. Психодиагностика : учебное пособие / А.Л. Хинканина ;
Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола :
ПГТУ, 2016. – 80 с. : схем., ил. – Режим доступа: по подписке. –
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459524. – Библиогр. в кн. – ISBN
978-5-8158-1738-8. – Текст : электронный.
3. Архиреева, Т.В., Основы психодиагностики : учебно-методическое пособие / Т.В.
Архиреева. — Москва : Русайнс, 2021. — 120 с. — ISBN 978-5-4365-5459-4. —
URL:https://book.ru/book/936951 (дата обращения: 04.08.2022). — Текст : электронный.
Периодические издания:
1. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология / гл. ред. Ю.П.
Зинченко ; учред. Московский государственный университет имени М.В.
Ломоносова, Факультет психологии МГУ. – Москва : Московский
Государственный Университет, 2020, 2019, 2018, 2017. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=journal_red&jid=596035 . –
ISSN 0137-0936. – Текст : электронный.
2. Психология обучения: журнал / гл. ред. Т.Н. Березина ; учред. Современная гуманитарная академия. – Москва : Современный гуманитарный университет,
2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009. – Режим доступа: по подписке.

URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=journal_red&jid=577330 . – ISSN 1561-2457. –
Текст : электронный.
3. Научное мнение: педагогические, психологические и философские науки / гл. ред.
В.В. Лаптев ; Санкт-Петербургский университетский консорциум. – Санкт-
Петербург : Санкт-Петербургский университетский консорциум, 2020, 2019, 2018,
2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=journal_red&jid=595666 . – ISSN 2222-4378. –
Текст : электронный.
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
необходимых для освоения дисциплины
а) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
-
Российское образование. Федеральный образовательный портал - Режим доступа: www.edu.ru;
-
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/
;
-
Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.gnpbu.ru;
-
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rsl.ru.
б) электронно-библиотечные системы (ЭБС):
№ п/п
Ссылка на информационный ресурс
Наименование разработки в электронной форме
Доступность