Файл: Психодиагностика направление подготовки 37. 03. 01 Психология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
40 1. www.book.ru
Электронно-библиотечная система (ЭБС)
Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
2. www.biblioclub.ru
Электронно-библиотечная система (ЭБС)
«Университетская библиотека онлайн»
Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
в) перечень профессиональных баз данных
Современные профессиональные базы данных (СПБД) и информационные
справочные системы (ИСС)
Университетская информационная система РОССИЯ https://uisrussia.msu.ru/
Тематическая электронная библиотека и база для прикладных исследований в области экономики, управления, социологии, лингвистики, философии, филологии, международных отношений, права.
Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/
Удовлетворение потребностей органов власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций в разнообразной, объективной и полной статистической информации – главная задача Федеральной службы государственной статистики.
Международная экспертиза признала статистические данные Федеральной службы государственной статистики надежными. научная электронная библиотека
Elibrary http://elibrary.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - это крупнейший российский информационно-аналитический портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 26 млн. научных статей и публикаций, в том числе электронные версии более 5600 российских научно-технических журналов, из которых более 4800 журналов в открытом доступе портал Электронная библиотека: диссертации http://diss.rsl.ru/?menu=disscatalog/
Российская государственная библиотека предоставляет возможность доступа к полным текстам диссертаций и авторефератов, находящимся в электронной форме, что дает уникальную возможность многим читателям получить интересующую информацию, не покидая своего города. Для доступа к ресурсам ЭБД РГБ создаются Виртуальные читальные залы в библиотеках организаций, в которых и происходит просмотр электронных диссертаций и авторефератов пользователями. Каталог Электронной библиотеки диссертаций РГБ находится в свободном доступе для любого пользователя сети Интернет. сайт
Института научной информации по общественным наукам РАН.
Библиографические базы данных ИНИОН РАН по социальным и гуманитарным наукам ведутся с начала 1980-х годов. Общий объём массивов составляет более 3 млн. 500 тыс. записей (данные на
1 января 2012 г.). Ежегодный прирост — около 100 тыс. записей.
41 http://www.inion.ru
В базы данных включаются аннотированные описания книг и статей из журналов и сборников на 140 языках, поступивших в Фундаментальную библиотеку ИНИОН РАН.
Описания статей и книг в базах данных снабжены шифром хранения и ссылками на полные тексты источников из Научной электронной библиотеки.
Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс] – http://www.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование» – уникальный
интернет-ресурс в сфере образования и науки.
Ежедневно публикует самые актуальные новости, анонсы событий, информационные материалы для широкого круга читателей. Еженедельно на портале размещаются эксклюзивные материалы, интервью с ведущими специалистами – педагогами, психологами, учеными, репортажи и аналитические статьи.
Читатели получают доступ к нормативно-правовой базе сферы образования, они могут пользоваться самыми различными полезными сервисами – такими, как онлайн-тестирование, опросы по актуальным темам и т.д.
10. Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины
«Психодиагностика»
10.1. Общие методические рекомендации по освоению дисциплины для
обучающихся
Успешное овладение содержанием дисциплины «Психодиагностика» предполагает выполнение обучаемыми ряда рекомендаций.
Необходимо ориентироваться на приобретение общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.
Следует внимательно изучить материалы, характеризующие дисциплину и определяющие целевую установку, а также рабочую программу дисциплины. Это позволит четко представлять, во-первых, круг изучаемых проблем; во-вторых, глубину их постижения.
Следует ясно представлять цель освоения учебной дисциплины. Также необходимо уметь слушать и конспектировать лекции, на которых приводятся новейшие данные науки; систематически посещать практические занятия; отчитываться перед преподавателем за пропущенные занятия.
Необходимо готовиться и активно участвовать в интерактивных занятиях, требующих активной устной коммуникации, оцениваемой преподавателем.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО ++ по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий с целью формирования профессиональных навыков обучающихся. Интерактивные формы проведения занятий предполагают обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса
(преподаватель и обучающиеся) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации.
Основными видами учебной работы являются лекции, практические занятия, групповое обсуждение области применения полученных знаний в контексте специфических задач, решаемых преподавателем и обучающимися. Кроме того, важно
42 пользоваться индивидуальными консультациями, которые осуществляет преподаватель непосредственно в процессе решения учебных задач, а также посредством электронной информационной образовательной среды вуза.
В ходе лекционных занятий обучающимся рекомендуется:
- конспектировать учебный материал, обращая внимание на определения, раскрывающие содержание тех или иных явлений, выводы;
- задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо:
- ознакомиться с содержанием конспекта лекций, разделами учебников и учебных пособий, изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях;
- на полях конспектов лекций делать пометки, дополняющие материал лекции, вносить добавления из литературы, рекомендованной преподавателем.
Кроме того, нужно быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении, выполнению разноуровневых заданий различного характера.
Активное использование методов проектной работы, групповых дискуссий, просмотра и анализа учебных фильмов предполагает активное речевое участие, что требует включения мыслительной деятельности и выработки в себе навыков самостоятельной работы, критического анализа и навыков публичного выступления, участия в дискуссии с обоснованием своей позиции. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументированно. Можно обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д. Очень важно активно участвовать в дискуссии по обсуждаемым проблемам и при необходимости обращаться за консультацией к преподавателю.
Для успешного обучения необходимо иметь подборку литературы, достаточную для изучения дисциплины. Список основной литературы и источников предлагается в рабочей программе.
При этом следует иметь в виду, что нужна литература различных видов: а) основная литература – учебники, учебные и учебно-методические пособия; б) дополнительная литература – монографии, сборники научных статей, публикации в научных журналах; в) справочная литература
– энциклопедии, словари, тематические, терминологические справочники, раскрывающие категориально-понятийный аппарат информатики и информационных технологий.
В ходе практических занятий приобретаются навыки, необходимые для деятельности психолога. При этом используются средства современных информационных технологий для работы на персональном компьютере и в компьютерных сетях.
Необходимо соблюдать правила техники безопасности и защиты информации.
10.2. Методические рекомендации по самостоятельной работе и выполнению
контрольных работ по дисциплине «Психодиагностика» для обучающихся
Освоение содержания дисциплины предполагает самостоятельную работу по изучению определенных вопросов внутри каждой темы. Данные вопросы в п.5.2 рабочей программы дисциплины обозначены знаком (*).
При освоении вопросов для самостоятельной работы рекомендуется:
- Тема 1: углубленно изучить проблему диагностика как специфического вида познания. Охарактеризовать признаки, отличающие научную диагностику от магических, псевдо- и паранаучных методов. Рассмотреть основные критерии научности
43 диагностики. При изучении зарубежного опыты обратить на изменение общества к психологической диагностике, психологическому диагнозу и прогнозу.
- Тема 2: в рамках истории психодиагностики углубленно изучить отечественный опыт развития психодиагностики до запрета педологии и психотехники.
- Тема 3 предполагает самостоятельное изучение студентом Международных и национальных профессиональных стандартов в области психодиагностики.
- Темы 4, 5 и 6 являются фундаментом для понимания и в дальнейшем использования математических методов в психодиагностических исследованиях.
Обучающимся необходимо проанализировать понятие тестологии как междисциплинарной математизированной методологии и технологии кратких количественных испытаний. Изучить методы стандартизации и нормирования в психодиагностике. Виды надежности: ретестовая и синхронная.
- Темы 7, 8 и 9 носят информацию прикладного характера и посвящены психологической диагностике, составлению индивидуальных планов развития, адаптации и модификации учебных программ, составлению коррекционных занятий для лиц с ОВЗ. Эти темы формируют основные компетенции психолога-практика, способного эффективно выполнять основные типы задач (диагностика, коррекция, консультация, развитие и экспертиза) в образовательном учреждении с использованием инновационных технологий.
10.3
Методические
рекомендации
по
самостоятельному
освоению
пропущенных тем дисциплины
Форма отработки обучающимся пропущенного занятия выбирается преподавателем.
На отработку занятия обучающийся должен явиться согласно расписанию консультативных часов преподавателя, которое имеется на кафедре.
При себе обучающийся должен иметь выданное ему задание и отчет по его выполнению.
Отработка обучающимся пропущенных лекций проводится в следующих формах:
- самостоятельное написание обучающимся краткого реферата по теме пропущенной лекции с последующим собеседованием с преподавателем;
- самостоятельное написание обучающимся конспекта лекции с последующим собеседованием с преподавателем.
Отработка пропущенной лекции должна быть осуществлена до текщего контроля успеваемости по данной теме/разделу учебной программы.
Отработка обучающимся пропущенного семинарского занятия проводится в следующей форме:
- самостоятельная работа обучающегося над вопросами с кратким их конспектированием или схематизацией с последующим собеседованием с преподавателем.
Если пропущено практическое занятие (реализуемое в форме практической
подготовки, то оно отрабатывается одним из следующих способов:
- обучающийся посещает практическое занятие по этой же теме с обучающимися другой учебной группы,
- обучающийся приходит на практическое занятие по пропущенной теме в специально выделенное для этого время; он самостоятельно выполняет практическую работу и отвечает на вопросы преподавателя.
Пропущенные практические занятия должны отрабатываться своевременно, до текущего контроля успеваемости по соответствующему разделу учебной дисциплины.
44
1 2 3 4 5 6