Файл: Психодиагностика направление подготовки 37. 03. 01 Психология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25 2. Каким образом данная классификация соотносится с психодиагностическими подходами, предложенными Л.Ф. Бурлачуком?
3. Сформулируйте достоинства и недостатки малоформализованных методов
(наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности).
4. Дайте характеристику формализованным методам.
Творческое задание 5.
Конструирование методики – сложный творческий процесс работы психолога- психодиагноста, подчиняющийся ряду обязательных требований.
Познакомьтесь с методикой конструирования психологических тестов.
Вопросы:
1. Алгоритм разработки психодиагностической методики.
2. Содержание понятий
«валидность»,
«надежность»,
«стандартизация»,
«верификация»,
«рестандартизация»,
«внутренняя согласованность»,
«апробация»,«адаптация методик», «модификация методик».
Тема 4-6
(ОПК-2.2; ОПК-3.1; ОПК-3.2; ПК-1.1, ПК-1.2)
Практическое задание 1.
Познакомьтесь с описанием этических аспектов деятельности практического психолога.
Вопросы:
1. Какие этические принципы психодиагностики чаще всего рассматриваются специалистами?
2. Какие требования предъявляются к принципам работы психолога-психодиагноста, к его личностным и профессиональным качествам, к методическим средствам?
3. Какие требования предъявляются к пользователям диагностическим инструментарием, не имеющим специального психологического образования?
Сформулируйте:
1. Актуальность этических принципов психологической диагностики.
2. Особенности использования психодиагностических данных.
3. Основные правила сообщения результатов психодиагностики.
Практическое задание 2.
Познакомьтесь с современными проблемами и тенденциями развития психологической диагностики.
Вопросы:
1. Основные направления критики психодиагностики как отрасли психологической науки и практики.
2. Трудности в работе психолога, осуществляющего психодиагностическую функцию.
3. Проблемы объективности психодиагностической информации.
4. Критерии эффективности психодиагностической деятельности.
5. Коррекционные возможности психодиагностики.
6. Основные тенденции развития психодиагностики на современном этапе ее развития.
7. Перспективы развития психодиагностики как отрасли психологической науки и практики.
26
Практическое задание 3.
Познакомьтесь с основными категориями и понятиями по дисциплине
«Психодиагностика».
Составьте:
словарь-тезаурус (или глоссарий) основных категорий и понятий (психодиагностика, психодиагностический процесс, психологический диагноз, психологический прогноз, норма, метод, методика, психологический тест, опросник, валидность, надежность, стандартизация, адаптация методик, модификация методик, психологическое заключение и т.д.), указав полные выходные данные литературных источников, из которых Вы брали данную информацию.
Практическое задание 4.
Познакомьтесь с основными областями практического использования методов психодиагностики.
Вопросы:
1. Использование психодиагностики в образовательных учреждениях.
2. Использование психодиагностики в медицинских учреждениях.
3. Использование психодиагностики в консультировании.
4. Использование психодиагностики для решения проблем, относящихся к трудовой деятельности.
5. Использование психодиагностики в судебно-психологической экспертизе.
6. Использование психодиагностики в спорте.
Практическое задание 5.
Познакомьтесь с классической работой А. Анастази «Психологическое тестирование», которая считается «энциклопедией зарубежной тестологии».
Изучите:
1. Природа и назначение психологических тестов.
2. Этические и социальные аспекты тестирования.
Вопросы:
1. Почему необходим контроль за использованием психологических тестов?
2. Возможно ли предупреждение тестовой тревожности со стороны оптантов?
3. Каковы особенности сообщения результатов диагностики?
4. Существует ли специфика написания психологических заключений?
Тема 7-9
(ОПК-2.2; ОПК-3.1; ОПК-3.2; ПК-1.1, ПК-1.2)
Выполните творческие задания:
Практическое задание 1.
Педология, претендующая на роль единственной «марксистской науки о детях», была задумана как комплексная наука, предполагающая научный синтез данных психологии, физиологии, анатомии и педагогики, занимающаяся целостным изучением детей. Педология механически трактовала влияние таких факторов психического развития ребенка, как среды и наследственности; сводила качественные особенности развивающегося человека к биологической характеристике; преувеличивала роль и
27 значение тестов, рассматривая их как средство измерения умственной одаренности и метод отбора умственно отсталых детей.
Познакомьтесь с содержанием постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов».
Вопросы:
1. Кто стоял у истоков развития педологии как науки?
2. По каким причинам педология прекратила свое существование?
3. Какова роль постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» в развитии психодиагностики как самостоятельной отрасли психологического знания?
Практическое задание 2.
Традиционно все психодиагностические методы и методики делятся на две группы: формализованные и малоформализованные.
Малоформализованные методы и методики в большей степени основаны на профессиональном опыте практического психолога, достаточно трудоемки и дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы или явления чрезвычайно изменчивые по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.).
Познакомьтесь с характеристикой основных методов диагностики (формализованных и малоформализованных).
Вопросы:
1. В чем отличие малоформализованных методик от формализованных?
2. Каким образом данная классификация соотносится с психодиагностическими подходами, предложенными Л.Ф. Бурлачуком?
3. Сформулируйте достоинства и недостатки малоформализованных методов
(наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности).
4. Дайте характеристику формализованным методам.
Практическое задание 3.
Конструирование методики – сложный творческий процесс работы психолога- психодиагноста, подчиняющийся ряду обязательных требований.
Познакомьтесь с методикой конструирования психологических тестов.
Вопросы:
1. Алгоритм разработки психодиагностической методики.
2. Содержание понятий «валидность», «надежность», «стандартизация»,
«верификация», «рестандартизация», «внутренняя согласованность»,
«апробация»,«адаптация методик», «модификация методик».
Практическое задание 4.
Познакомьтесь с описанием этических аспектов деятельности практического психолога.
Вопросы:
1. Какие этические принципы психодиагностики чаще всего рассматриваются специалистами?
2. Какие требования предъявляются к принципам работы психолога-психодиагноста, к его личностным и профессиональным качествам, к методическим средствам?
28 3. Какие требования предъявляются к пользователям диагностическим инструментарием, не имеющим специального психологического образования?
Сформулируйте:
1. Актуальность этических принципов психологической диагностики.
2. Особенности использования психодиагностических данных.
3. Основные правила сообщения результатов психодиагностики.
Практическое задание 5.
Познакомьтесь с современными проблемами и тенденциями развития психологической диагностики.
Вопросы:
1. Основные направления критики психодиагностики как отрасли психологической науки и практики.
2. Трудности в работе психолога, осуществляющего психодиагностическую функцию.
3. Проблемы объективности психодиагностической информации.
4. Критерии эффективности психодиагностической деятельности.
5. Коррекционные возможности психодиагностики.
6. Основные тенденции развития психодиагностики на современном этапе ее развития.
7. Перспективы развития психодиагностики как отрасли психологической науки и практики.
Примерный комплект заданий для промежуточной аттестации
Типовые задания для тестирования (ОПК-2.2; ОПК-3.1; ОПК-3.2; ПК-1.1, ПК-1.2)
1.Психодиагностика – это…
1)научная дисциплина, разрабатывающая теорию, принципы и методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека
2)научная дисциплина, изучающая особенности разработки диагностического инструментария
3)раздел психологии, изучающий закономерности вынесения достоверного психологического диагноза
4)все ответы верны
2.Психодиагностика как наука опирается на данные:
1) дифференциальной психологии
2)психометрики
3)результаты практической психологии
4)все ответы верны
3.К предпосылкам развития психодиагностики не относят:
1) развитие дифференциальной психологии
2) развитие экспериментальной психологии
3) запросы медицинской и др. практики
4)развитие тестологии
4.Психодиагностика как научно-практическая дисциплина сформировалась :
1) в XVIII веке
2)в начале XIX века
29 3)в конце XIX — начале XX века
4)во второй половине ХХ века
5.Основной причиной, обуславливающей зарождение психодиагностики как науки, является:
1)необходимость в разработке диагностического инструментария
2)потребность в диагностике и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей
3)интерес к индивидуально-психологическим различиям
4)все ответы верны
6.Своеобразная преемственность между прошлой и современной процедурой психодиагностики заключается:
1)в целостном подходе к изучению человека
2)в создании экстремальных ситуаций
3)в социальной направленности
4)все ответы верны
7.Впервые термин «психодиагностика» предложил использовать:
1)В. Вундт
2)Г. Роршах
2)М. Семаго
3)Л. Бурлачук
8.Предмет психодиагностики как научной дисциплины- это…
1)психика человека
2)психологические особенности субъекта
3)природа индивидуальных различий
4)природа индивидуальных различий и метод их измерения
9.Основная цель психодиагностики как теоретической дисциплины – это…
1)анализ исторической обусловленности возникновения и эволюции ПД-идей
2)создание модели психодиагностического процесса
3)разработка эффективной системы диагностических методик
4)постановка психологического диагноза, обеспечивающего решение практических задач
10.Основной задачей практической психодиагностики является:
1)анализ исторической обусловленности возникновения и эволюции ПД-идей
2)создание модели психодиагностического процесса
3)разработка эффективной системы диагностических методик
4)постановка психологического диагноза, обеспечивающего решение практических задач.
11.Неразглашение результатов психодиагностики без персонального согласия на это того лица, который принимал участие в диагностике, - это содержание принципа:
1)конфиденциальности
2)личной ответственности
3)психопрофилактического изложения результатов
4)обеспечения суверенных прав личности
12.Специалисты в смежных с психологией областях при использовании в своей деятельности психологического диагностического инструментария должны:
30 1)предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач
2)при наличии аттестованных методик применить именно данный диагностический инструментарий
3)содействовать психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимать меры для предотвращения некорректного использования методик
4) все ответы верны
13.Конечный результат работы психодиагноста, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности, – это…
1)психодиагностический процесс
2)психодиагностическая деятельность
3)психологический диагноз
4)психологический прогноз
14. Конкретная частная процедура, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве в определенном классе ситуаций для решения определенных задач, называется:
1)методология
2)метод
3)методика
4)все ответы верны
15.Кто из перечисленных психологов впервые применил психологические тесты для оценки психических свойств человека, предложив свои особые (специфические) методы?
1)Ф.Гальтон
2)Д.Кэттелл
3)А.Бине
4)Г.Мюнстерберг
16.Кто из перечисленных психологов впервые вывел статистически обоснованный тест?
1)Ф.Гальтон
2)Д.Кэттелл
3)А.Бине
4)Г.Мюнстерберг
17.К заслугам Ф. Гальтона относят то, что он впервые:
1)создал измерительные процедуры и начальный статистический аппарат для оценки индивидуальных различий
2)ввел понятия нормы как среднего уровня способностей
3)предложил использовать в психодиагностике метод корреляций
4)основал Антропометрическую лабораторию (1884 г.), одной из целей которой стало получение статистических данных о человеческих способностях.
18.При психодиагностическом обследовании, проводимом в ситуации экспертизы, более обоснованно использовать:
1)проективные методики
2)личностные опросники мотиваций
3)экспертную оценку
4)методы измерения локуса контроля
31 19.К специальным принципам психодиагностики относят:
1)принцип развития
2)принцип конкретности
3)принцип безоценочности
4)принцип трансформации взаимодействия человека с окружающей средой
20.Скрининговая диагностика – это…
1)углубленное изучение индивидуальных особенностей личности
2)подготовка материалов диагностики для разных видов комиссий
3)диагностика, направленная на выделение группы людей, обладающих теми или иными особенностями
4)диагностика, прослеживающая динамику развития, эффективность обучения, коррекционно-развивающих мероприятий
21. Психологический диагноз – это конечный результат деятельности специалиста, …
1) основанный на определении и классификации имеющихся проявлений заболевания
2) выясняющий, в какой степени расстройства личности детерминированы органическими и психическими факторами
3) все ответы верны
4)направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности
22. Л.С. Выготский в постановке психологического диагноза выделил:
1) 3 ступени
2) 4 ступени
3) 5 ступеней
4)7 ступеней
23. Метод сравнения данных, полученных при помощи разных, однонаправленных
(исследующих одно и то же) методик, называется:
1) верификация
2)апробация
3)адаптация
4)стандартизация
24.Метод первичного предъявления стимульного материала для получения информации о том, как воспринимаются задания методики испытуемыми, каким образом они отвечают на поставленные вопросы, называется:
1)апробация
2)верификация
3)стандартизация
1)адаптация
25.Этиологический диагноз учитывает:
1)специфические особенности, присущие данному человеку
2)констатацию определенных психических особенностей или симптомов, по которым делается практический вывод
3)место и значение полученных результатов в среднестатистическом ряду, а также в целостной картине личности
4)наличие не только определенных психических особенностей (симптомов), но и причины их возникновения