Файл: Исследование маркетинговой деятельности оао Махачкалинский мясокомбинат.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, признаки, относимые к сильным сторонам, имеют большее значение в определении эффективности функционирования, успехе в конкурентной борьбе и формировании мощной стратегии ПАО «Махачкалинский мясокомбинат».
Слабые стороны не носят фатального характера для деятельности и не представляют реальной опасности.
Анализ конкурентов и потребителей ОАО «Махачкалинский мясокомбинат» был проведен путем проведения опроса жителей города Махачкала. Мясокомбинаты сравнивались между собой по таким критериям, как:
- ассортимент;
- частота покупки колбасных изделий;
- предпочтения покупателей по видам колбасных изделий;
- критерии выбора колбасных изделий;
- предпочтения покупателей по местам покупок колбасных изделий;
- значимость торговой марки при выборе колбасного изделия.
Для получения необходимой информации о потребителях и их предпочтениях, а также оценки конкурентоспособности перечисленных выше мясоперерабатывающих комбинатов, было проведено исследование.
Основной формой сбора информации в исследовании являлся анкетный опрос, состоящий из 16 вопросов. Принять участие в опросе было предложено 100 респондентам. Первый вопрос исследования был направлен на определение, как часто респонденты покупают колбасные изделия.
Социально демографический состав опрошенных покупателей очень разнообразен: опрашивались респонденты разного пола, возраста, социального положения, уровня доходов. Опрос потребителей проводился в магазинах, реализующих продукцию, произведенную в ОАО «Махачкалинский мясокомбинат».
Рисунок 2.2 - Частота покупки колбасных изделий
Исходя из этого, дальнейший анализ будет проведен по ответам 80 респондентов.
Колбасная продукция обладает определенными характеристиками, которые принимаются во внимание при совершении покупки. Для большинства любителей колбасных изделий существенным критерием выбора является качество – на важность данной характеристики продукта указали 58% опрошенных.
Кроме перечисленных вариантов ответа, 4% опрошенных наиболее важным параметром считают срок годности.
Крайне важным фактором повышения уровня сбыта продукции является выбор производителями эффективных каналов дистрибьюции, который, в свою очередь, зависит от того, где махачкалинцы предпочитают покупать колбасные изделия. По данным опроса популярность мест приобретения колбасной продукции соотносится с основными тенденциями распределения покупателей между различными форматами продуктового ритейла г. Махачкала. Наиболее часто колбасные изделия приобретаются в супермаркетах – их выбирают 55% покупателей – представителей домохозяйств города.
Рисунок 2.3 - Предпочтения покупателей по местам покупок колбасных изделий
На втором месте находятся продуктовые магазины – в них колбасные изделия приобретают 27% покупателей. В специализированном магазине колбасную продукцию приобретают 15% покупателей. Наименьшее количество покупателей, всего 3%, приобретают колбасную продукцию на рынке. Такой низкий процент обусловлен тем, что на рынке условия хранения колбасной продукции не соответствует норме.
Одним из методов исследования конкурентоспособности продукции данного предприятия были использованы экспертные оценки: 80 потребителям предлагалось оценить продукцию ОАО «Махачкалинский мясокомбинат» и его основных конкурентов по пятибалльной шкале по основным показателям. Данные для анализа приведены в таблице 2.3
Таблица 2.5 – Оценка конкурентоспособности деятельности предприятия
Предприятия | Цена | Качество | Ассортимент | Вкус | Упаковка | Общая сумма баллов |
ОАО «Махачкалинский мясокомбинат» | 4,7 | 3,9 | 4,4 | 5 | 4,5 | 22,5 |
ОАО «Сочинский мясокомбинат» | 4 | 4,6 | 4,8 | 5 | 5 | 23,4 |
ОАО «Царицыно» | 3,5 | 4,5 | 4,1 | 5 | 5 | 22,1 |
ЗАО «Микаяновский мясокомбинат» | 3,8 | 4,3 | 4,9 | 5 | 4 | 22 |
ООО «КУМК» (Кизляр Урицкий Мясокомбинат) | 4,6 | 4 | 3,9 | 4,5 | 4 | 21 |
Мясокомбинат «ЧМПЗ» (Чиркизово) | 4,1 | 3,5 | 4,2 | 4,6 | 3 | 19,4 |
Источник: обобщение данных опроса потребителей. (Приложение 1)
Таким образом, места распределились в следующем порядке:
-
ОАО «Сочинский мясокомбинат»; -
ОАО «Махачкалинский мясокомбинат»; -
ОАО «Царицыно»; -
ЗАО «Микаяновский мясокомбинат»; -
ООО «КУМК» (Кизляр Урицкий Мясокомбинат); -
Мясокомбинат «ЧМПЗ» (Чиркизово).
То есть мы видим, что по сумме баллов, по мнению потребителей, лидирует продукция Сочинского мясокомбината. Второе место занимает ОАО «Махачкалинский мясокомбинат», не значительно уступая лидеру, а по показателю цены даже опережает всех. Предприятие использует мясо собственного забоя, использует только натуральные специи. Поэтому продукция исследуемого предприятия абсолютно безопасна для здоровья человека.
Маркетинговое исследование по изучению спроса потребителей на продукцию, реализуемую на ОАО «Махачкалинский мясокомбинат» показало, что потребители не отказывают себе в покупке мясопродукции, в том числе и колбасных изделий и приобретают их ежедневно/практически ежедневно (37,5%) или 1-3 раза в неделю (40%), наибольшим спросом пользуются вареные колбасы (25,6%), сосиски и сардельки (23,1%), сырокопченые (19,2%) и полукопченые колбасы (16,7%). Больше половины опрошенных, а именно 57,5%, не устраивает цена мясных изделий. 85% опрошенных при покупке обращают внимание на завод изготовителя. Потребителей не устраивает цена изделий (51,4%) и отсутствие гарантии качества (37,8%). Показателем качества продукта 48,4% опрошенных считают вкус, 40,3% - безопасность. При покупке мясных изделий 62,3% опрошенных руководствуются качеством продукции. В связи с этим 65% респондентов готовы платить больше за товар с гарантированным качеством. Но лишь 12,5% потребителей всегда уверены, что покупают качественный продукт. Более 80% опрошенных проверяют срок годности продукции при покупке и обращают внимание на качество упаковки.
Следующим этапом анализа маркетинговой среды является анализ поставщиков. При изучении поставщиков в первую очередь выяснению подлежит: стоимость поставляемого товара, гарантии качества товара, обязательность соблюдения условий и времени поставки и др. При повышении поставщиком стоимости поставляемого товара могут возникнуть перебои в снабжении, увеличение себестоимости продукции. В такой ситуации возможными ответными реакциями со стороны предприятия может быть поиск новых форм сотрудничества либо смена поставщика. Нарушение гарантий качества (поставка некачественного товара), нарушение условий и времени поставки также могут создать значительные трудности в деятельности предприятия, что заставит предприятие в первую очередь искать нового поставщика в целях сохранения собственной устойчивости.
Продукцию ОАО «Махачкалинский мясокомбинат» любят не только в Дагестане, но и за пределами республики - в Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Осетии, Ставропольском крае. Совсем недавно налажены поставки наших колбасных изделий в Абахию. Производимая продукция, четко сегментирована по потребительским группам - от простых вареных колбас и сосисок до элитных сортов, включая различные копчености и мясные деликатесы. Недавно на комбинате была запущена новая современная линия по производству сосисок, благодаря чему комбинат значительно увеличил количество выпускаемых сосисочных изделий.
Поставщиками продукции ОАО «Махачкалинский мясокомбинат» выступают: предприятия пищевой промышленности; сельскохозяйственные предприятия; торговые посредники; государственные учреждения и др.
ОАО «Махачкалинский мясокомбинат» работает на рынке мясопродукции с 2004 года. К сожалению, в последнее десятилетие предприятие часто оказывалось на гране банкротства. Причинами были, и тяжелая экономическая ситуация в стране и периодическая смена руководства. На сегодня на комбинате наблюдается положительная динамика по многим показателям. Однако в деятельности ОАО «Махачкалинский мясокомбинат» пока имеются моменты, которые отрицательно влияют конкурентоспособность продукции. Во многом это связано с низким уровнем маркетинга.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА
ПРЕДПРИЯТИИ
-
Методика разработки стратегического плана на
ОАО «Махачкалинский мясокомбинат»
Разработка стратегического плана на уровне отдельных стратегических хозяйственных единиц (СХЕ) осуществляется с учетом целей и стратегий развития организации в целом, приоритетов развития отдельных направлений бизнеса, а также ресурсов, выделенных на развитие этих направлений бизнеса из централизованных фондов.
Детализация стратегий осуществляется в программе действий. Программа действий (оперативно-календарный план) разрабатывается на год и/или более короткий интервал времени. Она вытекает из стратегического плана, в ней представлены только материалы из указанных разделов, характеризующие содержание заданий на рассматриваемый период. Если отсутствует стратегический план маркетинга и разрабатывается только годовой план маркетинга, то в нем могут присутствовать все рассматриваемые разделы стратегического плана.
В программе действий детально показано, что должно быть сделано, кто, когда, где, за счет каких ресурсов и как должен реализовать задания маркетинговых планов и программ, какие решения и действия должны быть скоординированы в целях выполнения плана маркетинга и реализации, представленных в нем стратегий.
Другими словами, программа действий - это совокупность мероприятий, которые должны осуществить маркетинговые и другие службы организации, чтобы с помощью выбранных стратегий можно было достичь цели маркетингового плана. Можно рекомендовать включить в программу действий следующие подразделения:
-
продуктовый план (что и в какое время будет выпускаться); -
план маркетинговой разработки новых продуктов; -
план функционирования каналов распределения: тип и число каналов сбыта, объемов поставок через каждый канал, управление этими каналами, повышение эффективности сбыта (численность, оснащенность новой современной техникой, обучение сотрудников сбытовых служб, стимулирование их работы, выбор их территориальной структуры); -
план функционирования физической системы распределения – хранение, доставка продуктов потребителям и др.; -
план цен, включая изменение цен в будущем; -
коммуникационный план (план рекламной работы, стимулирования продаж, личных продаж, связей с общественностью); -
план маркетинговых исследований и стратегического анализа (сегментирование и позиционирование, ситуационный и портфельный анализы); -
план организации маркетинга (совершенствование отдела работы маркетинга, его информационной системы, связь с другими подразделениями организации).