Файл: Совершенствование государственного и муниципального управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 332

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕАЛИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО
КЛИМАТА В РЕГИОНАХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
РОССИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Вывод отечественной экономики на новую траекторию развития посредством ухода от экспортно-сырьевой зависимости и реализации в России сценария ин- новационного прорыва требует применения качественно новых инструментов государственного и муниципального управления
180
Среди ряда апробируемых в последние годы в России инструментов государ- ственного и муниципального управления заметное место занимают стандарты деятельности органов власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в субъектах РФ и муниципальных образованиях, направленные на ак- тивизацию инвестиционной деятельности в России в рамках отдельных терри- ториальных образований.
Рассмотрим далее основные этапы становления стандартов деятельности ор- ганов власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в реги- онах и муниципальных образованиях РФ от зарождения идеи и ее концептуаль- ного оформления до полномасштабного внедрения на всей территории Россий- ской Федерации.
Впервые идея реализации стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инве- стиционного климата в регионе была озвучена 21 октября 2011 года в Доме
Правительства РФ в ходе встречи руководства и ведущих экспертов Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов с членами наблю- дательного совета данной организации. В рамках обсуждения этой идеи Пред- седатель наблюдательного совета В. Путин акцентировал внимание на двух принципиальных моментах – необходимости гарантии соблюдения прав инве- сторов и ликвидации барьеров для запуска новых производств.
Разработка стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта
РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (реги- онального инвестиционного стандарта) стала совместной работой органов вла- сти и общественных организаций: Министерства регионального развития РФ,
Министерства экономического развития РФ, Агентства стратегических инициа- тив (АСИ) и Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
Концептуально региональный инвестиционный стандарт явился сводом 15 лучших инвестиционных практик, отобранных в результате анализа и оценки инвестиционной деятельности в экономически успешных регионах России; ми- нимальным набором требований, сконцентрированных на увеличении притока инвестиций в регионы, формировании инфраструктуры эффективной коммуни- кации между бизнесом и властью; комплексом мер, направленных на повыше- ние инвестиционной привлекательности региона, защиту прав инвесторов и по-
180
Петров А.М. Переход экономики России к инновационному типу развития: формирование инновационных предприятий // Инновации в науке. 2011. № 4. С. 107-112.


139 вышение прозрачности системы поддержки предпринимателей. Содержательно же региональный инвестиционный стандарт условно разделен на 3 группы ин- вестиционных практик: стратегия субъекта РФ в области благоприятного инве- стиционного климата, условия для осуществления инвестиционной деятельно- сти в субъекте РФ и гарантии инвесторам.
Пилотная апробация регионального инвестиционного стандарта прошла в
2012 году в соответствии с решениями наблюдательного совета АСИ в 11 реги- онах России: республиках Татарстан и Башкортостан, Пермском крае, Астра- ханской, Белгородской, Калужской, Липецкой, Свердловской, Ульяновской, Че- лябинской и Ярославской областях, причем в качестве пилотных были выбраны регионы с разным экономическим потенциалом, что обеспечивало возможность дальнейшей непредвзятой оценки «действенности» стандарта посредством ана- лиза его потенциального влияния на инвестиционную активность в регионе.
Полномасштабное внедрение регионального инвестиционного стандарта ста- ло возможным и обязательным для всех субъектов РФ после признания успеш- ным опыта его пилотного внедрения в ходе заседания Государственного совета
Российской Федерации, состоявшегося 27 декабря 2012 года.
В настоящее время (по состоянию на 1 июля 2015 года) 73 из 85 субъектов
РФ полностью завершили внедрение регионального инвестиционного стандар- та.
Исследование специфики реализации регионального инвестиционного стан- дарта целесообразно начать с выявления его роли в создании благоприятного инвестиционного климата в регионах и в стране в целом.
Представляется, что роль регионального инвестиционного стандарта в созда- нии благоприятного инвестиционного климата многогранна. Так, доктор наук
Удмурдского государственного университета Давыдова Н.С. высказывает мне- ние, что региональный инвестиционный стандарт даст мощный импульс акти- визации инвестиционной деятельности в субъектах РФ
181
, а доктор наук РАНХ и
ГС Горин Д.Г. считает, что региональный инвестиционный стандарт позволит раскрыть потенциал регионов в несырьевых секторах экономики
182
. Вместе с тем, гендиректор «Корпорация развития Волгоградской области» Боброва И.Е. небезосновательно полагает, что региональный инвестиционный стандарт – это инструмент создания среды для притока инвестиций и управленческих компе- тенций в автоматическом режиме, т.е. когда решение не зависит от качеств и свойств персонифицированных представителей власти и управления, а также региональный инвестиционный стандарт укладывается в логику простран- ственного развития страны, поэтапной децентрализации государственного и муниципального управления, повышения конкурентоспособности ее террито- рии
183
, а замминистра экономики Татарстана Здунов А.А. вполне справедливо рассматривает региональный инвестиционный стандарт как инструмент син-
181
Давыдова Н.С. Стандарт деятельности как инструмент повышения инвестиционной привлекательности региона // Вестник Удмуртского университета. 2013. №3. С. 31-35.
182
Горин Д.Г. Импульсы модернизации рождаются в регионах // Муниципальная власть. 2013. №1. С. 108-110.
183
Боброва И.Е. Региональный инвестиционный стандарт: цели, ценности, приоритеты // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 2. С. 215-225.


140 хронизации федеральной и региональной инвестиционной политики и повыше- ния прозрачности «правил игры» в инвестиционной сфере
184
. Кроме того, экс- перты полагают, что если региональный инвестиционный стандарт «приживет- ся как реальная практика взаимодействия власти, бизнеса и экспертного сооб- щества, то за ним последуетдецентрализация экономического пространства, развитие политического и бюджетного федерализма, антимонопольного законо- дательства, передача прав, бюджетных и налоговых полномочий территори- ям»
185
Однако на практике получению территориями перечисленных выше эконо- мических и управленческих результатов в процессе реализации регионального инвестиционного стандарта препятствует целый ряд проблем.
Во-первых, значительные различия в стартовых условиях реализации регио- нального инвестиционного стандарта. Власти ряда регионов, не входящих в число лидеров по объемам инвестиций, сталкиваются со специфическими про- блемами своих территорий, носящими фундаментальный характер, без преодо- ления которых невозможно создать благоприятный инвестиционный климат в регионе. Так, губернатор Красноярского края Л. Кузнецов утверждает, что инве- сторы за Урал пока даже «не заглядывают, потому что для многих очень важны рынки сбыта». Глава Дагестана Р. Абдуллатипов отмечает, что на Северный
Кавказ инвесторы плохо идут по другим причинам: «У меня в руках нет ника- ких рычагов, благодаря которым я мог бы обеспечить безопасность жизнедея- тельности предпринимателей». Глава Ингушетии Ю. Евкуров в дополнение к безопасности указывает и другую проблему – из-за исторически сложившегося дефицита генерирующих мощностей энергия в два-три раза дороже, чем в со- седних регионах. В свою очередь губернатор Тульской области В. Груздев вы- деляет проблему газоснабжения, решить которую «Газпром» планирует не ра- нее 2018 года. Подобные проблемы и у главы Мурманской области М. Ковтун:
«Мы, конечно, внедряем стандарт, создаем корпорацию развития, но она не по- может решить нам вопрос топливного дисбаланса и зависимости от завоза топ- лива. Мы, получается, живем для того, чтобы согреть территорию. Больше ни- каких задач в ближайшее время мы выполнять не сможем»
186
Во-вторых, принципиальная непоследовательность и непродуманность госу- дарственной экономической политики, прежде всего, по отношению к субъек- там малого и среднего предпринимательства. Так, президент «Опоры России»
А. Бречалов небезосновательно утверждает: «Если мы проведем «инвентариза- цию» сигналов от власти до 2012 года — все в минус. Там страховые взносы, там рост тарифов, рост цен на горючее. Поэтому у нас и в 2010 году и в 2011 году минус по количеству зарегистрированных субъектов малого предпринима- тельства»
187 184
Здунов А.А. Синхронизация федеральной и региональной инвестиционной политики через внедрение
«Стандарта» улучшения инвестиционного климата (на примере республики Татарстан) // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 9. С. 299-302.
185
Горин Д.Г. Импульсы модернизации рождаются в регионах // Муниципальная власть. 2013. №1. С. 108-110.
186
Цит. абзаца по: Граник И. Регионы ответили нестандартно // http://polpred.com
187
Цит. по: Граник И. Регионы ответили нестандартно // http://polpred.com


141
В-третьих, полное отсутствие нормативных стимулов для качественной реа- лизации регионального инвестиционного стандарта и тем самым улучшения ре- гионального инвестиционного климата, поскольку в настоящее время межбюд- жетные отношения построены таким образом, что инвестиционно-успешные регионы лишаются преференций и дотаций из федеральной казны, что соответ- ственно не стимулирует их к развитию.
В-четвертых, существенное нивелирование результатов реализации регио- нального инвестиционного стандарта компетенциями и полномочиями феде- ральных структур. Так, в Кировской области в результате ошибочного решения руководителя районного следственного комитета по проведению обыска на за- воде ИКЕА, под угрозой оказалось 150 млн. евро инвестиций.
В-пятых, отсутствие инфраструктуры сбора мнений предпринимательского сообщества для системного обзора реализации регионального инвестиционного стандарта, а также анализа направлений происходящей трансформации регио- нального инвестиционного климата для оперативного принятия решений, в том числе по корректировке сложившейся ситуации.
В-шестых, неравнозначный выбор между сроками и качеством реализации регионального инвестиционного стандарта, в первом случае минимизирующий время внедрения, а во втором случае потенциально максимизирующий будущий эффект от его реализации.
В-седьмых, технические трудности использования возможностей информа- ционных интернет-ресурсов по кадастровому учету земель или градострои- тельной информации с региональных интернет-ресурсов на специализирован- ных инвестиционных интернет-порталах
188
. Создание визуального образа инве- стиционных площадок с подробным планом межевания, областей назначения земельных участков и других важных аспектов в значительной степени облег- чит инвестору принятие решения о вхождении на рынок.
Нетрудно заметить, что вышеперечисленные проблемы, препятствующие по- лучению территориями экономических и управленческих результатов и эффек- тов в процессе реализации регионального инвестиционного стандарта, носят преимущественно экзогенный характер, что предполагает активное участие фе- деральных властей в «расшивке узких мест» при формировании благоприятного инвестиционного климата в регионах. А значит необходимо специализирован- ное сопровождение внедрения регионального инвестиционного стандарта со стороны вышестоящих органов власти по двум ключевым направлениям: спе- циальная дифференцированная поддержка отдельных регионов в вопросах энергообеспечения, инфраструктуры, безопасности, рынков сбыта и создание благоприятной деловой среды в стране в целом
189
. Таким образом, целесообраз- ным представляется формирование комплекса мер по созданию благоприятного климата в Российской Федерации как своеобразного аналога федерального ин- вестиционного стандарта.
188
Федулова Е.И. Практика внедрения регионального инвестиционного стандарта в регионах Сибирского федерального округа // Экономика и публичное управление. 2014. №2. С. 15-23.
189
Козельская И.Н., Бабич А.Ю. Развитие информационной инфраструктуры государственного управления в российских регионах // Информационная безопасность регионов. 2015. №2 (19). С. 5-10.


142
Вместе с тем, препятствием в получении потенциальных результатов и эф- фектов служит также и формальная реализация регионального инвестиционно- го стандарта. Практика показывает, что в качестве недостатков реализации ре- гионального инвестиционного стандарта в субъектах РФ можно выделить:
- представление обязательных требований инвестиционного стандарта в усе- ченном варианте: вместо полноценной инвестиционной стратегии – раздел об инвестиционной деятельности в общей стратегии региона, вместо отдельного специализированного сайта – страница на сайте министерства инвестиционного развития региона;
- информация по планируемым и реализуемым на территории региона инве- стиционным проектам дается бессистемно: отсутствуют данные по источникам финансирования, этапам освоения и привязке к интерактивной карте региона;
- данные на специализированном инвестиционном сайте / портале региона представлены в соответствие с установленной «нижней планкой» – только на двух языках (русском и английском), при этом не учитываются языки потенци- альных инвесторов, например, китайский, немецкий, французский;
- работа экспертной группы по мониторингу реализации отдельных положе- ний инвестиционного стандарта носит номинальный характер, по существу поддерживающий позицию проектного офиса, и тем самым нивелирует саму идею независимой экспертизы;
- функциями специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами наделены сами органы власти, что приводит к ситуации, когда инвестор должен дожидаться решения своих вопросов наравне со всеми остальными посетителями;
- интересы предпринимательского сообщества учитываются поверхностным образом, отсутствуют действующие механизмы обратной связи (он-лайн при- емные, телефоны «горячей линии» для связи с руководством региона по опера- тивному решению возникающих проблем);
- активность сотрудников специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами прямо пропорциональна размеру потенци- альных инвестиций.
Несмотря на вышеперечисленные объективные проблемы и субъективные недостатки реализации регионального инвестиционного стандарта, контент- анализ позволил выявить результаты его внедрения в субъектах РФ. Согласно проведенному исследованию подобные результаты имеют отложенный эффект, т.е. реальные измеримые итоги следуют с некоторым временным лагом. В этой связи такие результаты можно измерить преимущественно в пилотных субъек- тах РФ, завершивших внедрение регионального инвестиционного стандарта в
2012 г.
По оценкам участников и внешних экспертов I Всероссийского форума ин- ститутов развития (г. Екатеринбург, 4-5.04.2013) внедрение инвестиционного стандарта действительно улучшило институциональную среду и инвестицион-