Файл: Совершенствование государственного и муниципального управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 337
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
128 лиза инновационного и научно-технического потенциала предприятий и выяв- ления факторов, сдерживающих инновационное развитие
162
Балансы продовольственных ресурсов как система сбалансированных данных по источникам поступления ресурсов основных видов сельскохозяйственных продуктов, сырья и продовольствия и направлениям их использования, отража- ет движение продукции от момента производства до момента конечного ее ис- пользования, позволяет проводить анализ и прогноз развития продовольствен- ного рынка, определить потребность в импортной продукции, рассчитать уро- вень самообеспечения страны и субъектов РФ, определять фонды потребления продуктов питания и рассчитывать среднедушевой уровень потребления основ- ных продуктов питания.
Постановлением Росстата от 25.12.2006 № 82 «Об утверждении Методиче- ских указаний по составлению годовых балансов продовольственных ресурсов» органами государственной статистики за календарный год в натуральном выра- жении составляются балансы зерна, продуктов переработки зерна, картофеля, овощей и бахчевых культур, фруктов, мяса, молока, яиц, масла растительного, сахара – в целом по РФ и по входящим в ее состав субъектам
163
В соответствии с Приказом Росстата от 21.10.2013 № 419 «Об утверждении методики составления баланса рыбы и рыбопродуктов для определения средне- душевого уровня их потребления» разрабатываются баланса рыбы и рыбопро- дуктов
164
С целью совершенствования оценки общего объема товарных ресурсов, от- дельных продовольственных и непродовольственных товаров для продажи че- рез розничную торговую сеть, общественное питание, а также через организа- ции социальной сферы в виде социальных трансфертов населению в натураль- ной форме, отдельных видов продукции производственно-технического назна- чения для реализации на внутреннем рынке; определения доли импорта отдель- ных товаров в их товарных ресурсах разработана официальная статистическая методология балансовых расчетов товарных ресурсов отдельных товаров (в со- ответствии с Приказом Росстата от 29.11.2013 № 457 «Об утверждении офици- альной статистической методологии балансовых расчетов товарных ресурсов отдельных товаров»)
165
Методология определения величины товарных ресурсов, в основу которой положен балансовый метод, учитывающий все имеющиеся источники их фор- мирования, предполагает проведение балансовых расчетов товарных ресурсов отдельных потребительских товаров и балансовых расчетов товарных ресурсов отдельных видов продукции производственно-технического назначения в целом по Российской Федерации на федеральном уровне.
162
Абрамова М.И. Анализ факторов, сдерживающих развитие отечественной инновационной сферы // Известия
Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 5-1. С. 149-159.
163
Постановление Росстата от 25.12.2006 № 82 «Об утверждении Методических указаний по составлению годовых балансов продовольственных ресурсов».
164
Приказ Росстата от 21.10.2013 № 419 «Об утверждении методики составления баланса рыбы и рыбопродуктов для определения среднедушевого уровня их потребления».
165
Приказ Росстата от 29.11.2013 № 457 «Об утверждении официальной статистической методологии балансовых расчетов товарных ресурсов отдельных товаров».
129
Данные материальных балансов позволяют определить полный объем ис- пользования продукции на внутреннем рынке и служат базой для анализа ис- пользования отдельных видов продукции, рассчитать уровень самообеспечения региона продовольственной продукцией (отношение объема произведенной в регионе продукции к объему ее потребления в регионе), долю импорта в объеме потребляемой в регионе продукции, производство и потребление продукции на душу населения, показатели специализации региона.
В соответствии с Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утвержде- нии Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» для оценки состояния и обеспечения продовольственной безопасности Правитель- ство Российской Федерации обеспечивает ежегодную разработку балансов ре- сурсов и использования основных видов сельскохозяйственной и рыбной про- дукции, сырья и продовольствия
166
. Механизмы обеспечения продовольствен- ной безопасности устанавливаются в соответствующих нормативных правовых актах, определяющих условия функционирования экономики страны и ее от- дельных отраслей, обеспечиваются финансовыми ресурсами федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Меры и механизмы, обеспечивающие продовольственную безопасность, направлены на надежное предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности и должны разрабатываться одновременно с государственными прогнозами со- циально-экономического развития страны.
Для определения соотношения между имеющимися трудовыми ресурсами на территории и потребностями в них и оценки степени удовлетворения потреб- ностей территории в трудовых ресурсах разрабатывается баланс трудовых ре- сурсов – система показателей, отражающих численность трудовых ресурсов, их состав, распределение трудовых ресурсов на занятых в экономике (по сферам, видам экономической деятельности и формам собственности), на учебе с отры- вом от производства и в домашнем хозяйстве, а также на незанятых граждан.
Баланс трудовых ресурсов составляется по РФ в целом, субъектам РФ и муни- ципальным образованиям. Использование балансов трудовых ресурсов муни- ципальных районов и городских округов субъекта РФ позволяет изучить теку- щую ситуацию на локальных рынках труда, акцентировать внимание на терри- ториях с напряженной ситуацией и давать обобщающую характеристику трудо- вых ресурсов в целом по региону.
Аналитический материал баланса трудовых ресурсов региона может быть ис- пользован при разработке планов и прогнозов социально-экономического раз- вития территорий; формировании квоты на привлечение иностранной рабочей силы; формировании планов подготовки специалистов и рабочих кадров в учреждениях профессионального образования; решении вопросов об открытии новых производств на территории городов и районов области; планировании
166
Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности
Российской Федерации».
130 развития межрайонных автомобильных дорог для повышения мобильности ра- бочей силы и решении других вопросов
167
Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред.28.07.2012) «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям федеральных органов государствен- ной власти в сфере занятости населения отнесена разработка прогноза баланса трудовых ресурсов РФ
168
, которая в соответствии с Постановлением Правитель- ства РФ от 3 июня 2011 г. № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ре- сурсов» осуществляется Министерством труда и социальной защиты РФ во вза- имодействии с федеральными органами исполнительной власти, государствен- ными внебюджетными фондами и Центральным банком РФ ежегодно, начиная с
2012 года на очередной год и плановый 2-летний период. Органам исполни- тельной власти субъектов РФ рекомендуется разрабатывать прогноз баланса трудовых ресурсов по субъектам РФ
169
Прогноз баланса трудовых ресурсов разрабатывается в целом по РФ и по субъектам РФ по видам экономической деятельности на уровне разделов Обще- российского классификатора видов экономической деятельности на очередной год и плановый 2-летний период в целях оценки сбалансированности потенци- ального предложения на рынке труда и потенциального спроса на рабочую си- лу; определения структурных пропорций предложения и спроса на рынке труда; выявления перспективных направлений развития рынка труда с учетом страте- гий развития отдельных сфер и отраслей экономики; повышения эффективно- сти регулирования процессов формирования и использования трудовых ресур- сов, а также принятия управленческих решений.
При оценке сбалансированности трудовых ресурсов осуществляется сопо- ставление их численности с суммой численности занятых в экономике и чис- ленности населения, не занятого в экономике. Трудовые ресурсы считаются сбалансированными, если их численность равна сумме численности занятых в экономике в прогнозном периоде и численности населения, не занятого в эко- номике, в прогнозном периоде.
Если численность трудовых ресурсов не равна сумме численности занятых в экономике в прогнозном периоде и численности населения, не занятого в эко- номике, в прогнозном периоде, то имеется дисбаланс трудовых ресурсов, тре- бующий устранения. Выбор наиболее оптимального варианта устранения дис- баланса трудовых ресурсов осуществляется рабочей группой по рассмотрению результатов прогноза.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 февраля 2012 г. № 178н «Об утверждении методики разра- ботки прогноза баланса трудовых ресурсов» основным принципом разработки прогноза является его согласованность с прогнозом социально-экономического развития РФ на соответствующий прогнозный период
170
. Эффективно выстро-
167
Масленникова Е.В. О классификации видов деятельности в органах власти // Власть
. 2009.
№ 12. С. 35-38.
168
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
169
Постановление Правительства РФ от 3 июня 2011 г. № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов».
170
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 февраля 2012 г. № 178н «Об утверждении методики разработки прогноза баланса трудовых ресурсов».
131 енная система взаимодействия отраслевых министерств при разработке прогно- за баланса трудовых ресурсов и реализации региональных программ содействия занятости населения позволит повысить уровень сбалансированности регио- нальных рынков труда.
Как показывает практика отечественной статистики, одним из инструментов анализа показателей уровня жизни населения, лежащих в основе экономического прогнозирования и планирования и служащих для разработки системы целевых социальных прогнозов, является баланс денежных доходов и расходов населения. Сбалансированность доходов и расходов населения на федеральном и региональном уровнях является одним из главных условий обеспечения пропорциональности бюджетов различных уровней, роста реальных располагаемых денежных доходов населения и устойчивости денежного обращения.
В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 16.07.1996 № 61 «Об утверждении методики расчета баланса денежных доходов и расходов населе- ния и основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населе- ния» баланс денежных доходов и расходов населения - система показателей государственной статистической отчетности, отчетов финансовых органов и внебюджетных социальных фондов, характеризующих объем и структуру де- нежных доходов, расходов и сбережений населения
171
. Баланс разрабатывается по РФ в целом, по субъектам РФ и муниципальным образованиям, позволяет определить общий объем и структуру денежных доходов и расходов населения, реальные и номинальные доходы и покупательную способность населения, рас- пределение населения по уровню доходов, уровень бедности, и является про- межуточным этапом для построения системы макроэкономических показателей и обоснования необходимости вмешательства государства в сферу распределе- ния и обеспечения социальной защиты населения от бедности, безработицы, инфляции.
В связи с широким применением данных баланса для оценки благосостояния населения и степени его экономической дифференциации приобретает особую актуальность вопрос о надежности статистической информации, отражаемой в балансе. Ценность ряда исчисляемых показателей снижается в связи с отсут- ствием достаточно разработанной информационной базы; трудностями в сборе информации, которые заключаются в имеющемся в настоящее время сокрытии от налогообложения части доходов населения, получаемых от индивидуальной предпринимательской деятельности, заработной платы, выплачиваемой в ком- мерческих структурах в виде покупки работникам жилья, садовых участков, предметов длительного пользования и т.п.; практическом отсутствии в выборке при проведении выборочных бюджетных обследований домашних хозяйств се- мей с наиболее высокими доходами; отсутствием возможностей учета торговой статистикой покупки товаров через неорганизованную торговлю.
171
Постановление Госкомстата РФ от 16.07.1996 № 61 «Об утверждении методик расчета баланса денежных доходов и расходов населения и основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения».
132
В целях совершенствования анализа показателей уровня жизни населения
Приказом Росстата от 02.07.2014 № 465 «Об утверждении Методологических положений по расчету показателей денежных доходов и расходов населения» была отменена методика расчета баланса денежных доходов и расходов населения, утвержденная постановлением Госкомстата России от 16 июля 1996 г. № 61; регламент разработки, корректировки и публикации показателей денежных доходов и расходов населения, утвержденный руководителем
Росстата от 20 сентября 2006 года, и введены новые методологические положения по расчету показателей денежных доходов и расходов населения, определяющие основные принципы разработки показателей денежных доходов и расходов населения, а также порядок и алгоритмы формирования отдельных компонентов денежных доходов, расходов и сбережений населения для годового, квартального и месячного отчетного периода.
Статистические показатели денежных доходов и расходов населения характе- ризуют общий объем и структуру денежных доходов и расходов населения, ди- намику реальных денежных доходов, а также используются для оценок распре- деления населения по уровню доходов и доли малоимущего населения и для других экономических расчетов на федеральном и на региональном уровнях, разрабатываются на уровне Российской Федерации в целом и по субъектам Рос- сийской Федерации с использованием единых принципов и перечня информа- ционных источников, определяемых в настоящих методологических положени- ях.
Разработка статистических показателей денежных доходов и расходов насе- ления по новой методике станет основой для оценки уровня, структуры и тен- денций в области экономического благосостояния населения; для оценки эф- фективности мер социальной политики; для формирования отдельных компо- нентов национальных счетов, проверки качества оценок, полученных из других источников, и согласования оценок с данными микроуровня; для формирования весов, используемых для исчисления индекса потребительских цен.
Баланс доходов и расходов населения является одним из инструментов соци- ально-экономического анализа, характеризующих уровень жизни населения, и обоснования необходимости вмешательства государства в сферу распределения и обеспечения социальной защиты населения от бедности, безработицы, ин- фляции.
Бюджет – форма обра зования и расходования денежных средств, предназна- ченных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. К бюджетам бюджетной системы РФ в соответствии с Бюд- жетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных госу- дарственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципаль- ных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и