Файл: Совершенствование государственного и муниципального управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 335
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
133
Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутриго- родских районов.
Бюджетная система Российской Федерации основана в том числе на принци- пах самостоятельности и сбалансированности бюджетов.
Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффектив- ность использования бюджетных средств.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотрен- ных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшен- ных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюдже- тов
172
. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обес- печения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.
Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств феде- рального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граж- дан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покры- тия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратеги- ческом планировании в Российской Федерации» разрабатывается бюджетный прогноз РФ и субъектов РФ
173
На создание условий для эффективной реализации полномочий органов госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного само- управления в сфере межбюджетных отношений направлены «Методические ре- комендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отно- шений на региональном и муниципальном уровнях», подготовленные с учетом положений Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием межбюджетных отношений» и Федерального закона от 29 ноября 2014 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Россий- ской Федерации»
174
Для эффективного функционирования бюджетной системы на субфедеральном уровне при формировании межбюджетных отношений на
172
«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
173
Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
174
«Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях».
134 региональном уровне целесообразно учитывать критерий вертикальной сбалансированности, при котором доля расходных обязательств местных бюджетов в общем объеме расходных обязательств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации соответствует доле доходов местных бюджетов после распределения трансфертов в общем объеме доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Предлагаемые механизмы формирования межбюджетных отношений носят рекомендательный характер и не ограничивают бюджетные полномочия субъек- тов Российской Федерации и муниципальных образований по формированию межбюджетных отношений в рамках действующего федерального законода- тельства
175
Сбалансированность внешнеэкономической деятельности имеет большое значение с точки зрения масштабов притока или оттока финансовых ресурсов, зависимости регионального воспроизводственного процесса от возможностей сбыта иностранным контрагентам своей продукции или, наоборот, поставок иностранного сырья, оборудования, продовольствия. Для осуществления ана- лиза внешней торговли РФ, контроля за поступлением в бюджет РФ таможен- ных платежей, валютного контроля, торгового и платежного балансов РФ тамо- женные органы в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации» ведут сбор и обра- ботку сведений о перемещении товаров через таможенную границу Таможенно- го союза, представляемых в таможенной декларации на товары в соответствии со статьей 180 Таможенного кодекса Таможенного союза
176
Торговый (внешнеторговый) баланс характеризует соотношение фактически осуществленных поступлений и платежей по экспортно-импортным товарным операциям и является сводным показателем оценки эффективности внешнеэко- номической деятельности, разрабатывается по РФ в целом и по субъектам РФ.
Сальдо торгового баланса, товарная (отраслевая) и географическая структура внешней торговли, отраженные в торговом балансе, позволяют наметить стра- тегические задачи развития внешнеэкономических отношений и стабилизации показателей торгового баланса: повышение конкурентоспособности отече- ственной продукции; протекционизм отечественных товаропроизводителей; развитие импортозамещающих производств; налаживание эффективных внеш- неэкономических отношений со странами дальнего и ближнего зарубежья на основе долгосрочной интеграции.
Платежный баланс представляет собой статистический отчет, отражающий все экономические операции между резидентами данной страны и резидентами других экономик (нерезидентами), которые имели место в течение определен- ного периода времени. Разработка платежного баланса осуществляется в соот- ветствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.1994 № 849 «О порядке
175
Данилова С.Н. К вопросу о повышении конкурентоспособности муниципального образования
// Социально- экономические тенденции развития мировых и российских рынков: теория и практика Материалы международной научно-практической конференции. Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. С. 38-41.
176
Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской
Федерации».
135 разработки и представления платежного баланса Российской Федерации» в це- лях осуществления контроля за процессами, происходящими во внешнеэконо- мическом секторе экономики, и проведения взвешенной внешнеторговой, де- нежно-кредитной, финансовой и валютной политики, определения стратегии в области валютного регулирования, анализа развития внешней торговли в тече- ние отчетного периода, динамики и объема доходов, полученных из-за границы и выплаченных за границу, привлечения иностранных инвестиций, погашения внешней задолженности
177
Одним из важнейших разделов современной системы национальных счетов является межотраслевой баланс производства и использования товаров и услуг, отражающий систему межотраслевых производственных связей, особенности формирования добавленной стоимости, промежуточного и конечного спроса на уровне отраслевых группировок товаров и услуг
178
. Особое значение в развитии работ по построению системы региональных счетов имеет разработка регио- нальных межотраслевых балансов, методологически и информационно совме- стимых с межотраслевым балансом страны. Разработка межотраслевых балан- сов осуществляется в настоящее время только на федеральном уровне и ослож- нена недостаточной статистической отчетностью для их разработки из-за отсут- ствия детализированной информации о затратах на производство и реализацию продукции.
На решение данной проблемы направлено Распоряжение Правительства РФ от 14.02.2009 № 201-р «Об информации о межотраслевых связях и структурных пропорциях экономики Российской Федерации», в соответствии с которым Фе- деральной службой государственной статистики в целях формирования офици- альной статистической информации о межотраслевых связях и экономических пропорциях, повышения качества статистических и прогнозных расчетов мак- роэкономических показателей регулярно 1 раз в 5 лет должна осуществляться разработка базовых таблиц «затраты – выпуск» и представляться в Правитель- ство РФ
179
По данным Федеральной службы государственной статистики таблицы «за- траты-выпуск» представляют собой систему макроэкономических показателей, всесторонне характеризующих структуру экономики страны, включают детали- зированную информацию о структурных пропорциях и межотраслевых связях по видам экономической деятельности и продукции, и тем самым представляют большую ценность для органов власти и научно-исследовательских организа- ций для прогнозирования и принятия решений в области экономической поли- тики, для получения более точных оценок ВВП. В советский период межотрас- левые балансы регулярно разрабатывались с 1959 по 1987 год, последние были разработаны за 1995 год, таблицы «затраты-выпуск» за 2011 год будут включать
177
Постановление Правительства РФ от 18.07.1994 № 849 «О порядке разработки и представления платежного баланса Российской Федерации».
178
Жданов С.А., Козлова О.Ю., Коноваленко Н.П. Совершенствование стратегического планирования развития межотраслевых комплексов национальной экономики в условиях вступления в ВТО // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 4 (48). С. 9-14.
179
Распоряжение Правительства РФ от 14.02.2009 № 201-р «Об информации о межотраслевых связях и структурных пропорциях экономики Российской Федерации».
136 188 отраслей и 338 групп продуктов. Система таблиц «затраты-выпуск» вклю- чает таблицы ресурсов товаров и услуг, использования товаров и услуг в ценах покупателей и основных ценах, симметричную таблицу «затраты-выпуск», из- вестную как межотраслевой баланс производства и распределения товаров и услуг.
Очередные базовые таблицы «затраты-выпуск» должны быть представлены в
Правительство Российской Федерации и официально опубликованы в установ- ленный срок. Помимо таблиц ресурсов и использования товаров и услуг и сим- метричной таблицы «затраты-выпуск» публикация будет содержать комплекс аналитических показателей, рассчитанных на основе этих таблиц и характери- зующих основные макроэкономические пропорции – коэффициенты прямых и полных затрат, структуры промежуточного и конечного спроса, добавленной стоимости и т.д.
Базовые таблицы «затраты-выпуск» являются инструментом для анализа и прогнозирования экономики с целью выработки мер ее государственного регу- лирования; проведения сценарных расчетов для оценки влияния различных факторов на развитие экономики (снижение импорта, рост цен на отдельные виды продукции, изменение ставок налогов, увеличение конечного спроса на отдельные товары и услуги и т.д.); выявления дисбалансов в производстве и ис- пользовании товаров и услуг.
Таблицы «затраты-выпуск», представляющие собой систему макроэкономи- ческих показателей, всесторонне характеризующих структуру экономики стра- ны, дают детализированную информацию по видам экономической деятельно- сти и продукции и могут обеспечить органы власти и научно-исследовательские организации детализированной информацией о структурных пропорциях и межотраслевых связях в экономике страны, необходимой для прогнозирования и принятия решений в области экономической политики. Базовые таблицы «за- траты-выпуск» необходимы для получения более точных оценок ВВП.
Сводный материально-финансовый баланс, являясь инструментом согласования годовых потоков продукции и доходов с накопленным национальным богатством, отражает накопленный на определенную дату объем средств производства и предметов потребления, годовые потоки продуктов и доходов.
Для комплексной характеристики регионального воспроизводственного процесса необходима разработка экономического баланса региона как системы взаимосвязанных балансов, интегрированных со сводным материально-финансовым балансом и отражающих и материально- вещественные связи региона и стоимостные пропорции, связанные с трудовыми и финансовыми аспектами воспроизводства и формированием межрегиональных связей.
Технология разработки материальных, трудовых, финансовых балансов явля- ется в целом отработанной, однако схемы, методика разработки многих балан- сов требуют уточнений, существенных изменений. Проблема доступности и до- стоверности информации, информационная недостаточность требуют совер- шенствования информационно-аналитического обеспечения территориального
137 управления с использованием балансового метода, приближения к международ- ным стандартам разработки статистических показателей анализа территориаль- ного развития. На протяжении многих лет балансы разрабатывались изолиро- ванно, без взаимной увязки. Необходима интеграция финансового баланса с другими балансами с целью наиболее полного описания процесса образования, перераспределения и использования территориальных финансовых ресурсов.
Для системного анализа развития экономики необходимо построение синтети- ческих экономических балансов (межотраслевого баланса производства и ис- пользования товаров и услуг, сводного материально-финансового баланса) и их интеграция в единый экономический баланс. Разработка этих балансов в насто- ящее время, особенно на региональном и муниципальном уровне практически не осуществляется.
Совершенствование балансового метода государственного и муниципального управления, направленное на поддержание оптимальных пропорций, обеспече- ние правильного учета потребностей национальной экономики и эффективное использование ресурсов для их удовлетворения, должно стать основой решения проблем сбалансированности экономики и обеспечения ее устойчивости.
138
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12