Файл: Методические указания лабораторных занятий для студентов очного обучения по специальности 15. 02. 10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Красноярского края
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Красноярский политехнический техникум»
(КГБПОУ КПТ)
ОП.09 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ
Методические указания лабораторных занятий
для студентов очного обучения по специальности 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)
Красноярск 2020 г.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии электротехнических и электромеханических дисциплин и рекомендовано к утверждению: Протокол № ___ от «____»_____202_ г. Председатель ______ В.В. Бузаев | | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР _________Л.А. Афанасьева «___» _________202_ г |
Одобрено на заседании методического совета техникума
протокол № ___ от _________202_ г
председатель _____________
Разработал Лобанов И.Г. – преподаватель электротехнических дисциплин
Рецензенты:
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ | 5 |
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ | 6 |
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТАХ В ЛАБОРАТОРИИ | 8 |
Лабораторное занятие № 1 Исследование однофазного двухобмоточного силового трансформатора методом холостого хода и короткого замыкания | 10 |
Лабораторное занятие № 2 Исследование трехфазного двухобмоточного силового трансформатора методом холостого хода и короткого замыкания | 13 |
Лабораторное занятие № 3 Опытное определение групп соединения обмоток трехфазных двухобмоточных трансформаторов | 16 |
Лабораторное занятие № 4 Исследование трехфазного АД методом непосредственной нагрузки | 20 |
Лабораторное занятие № 5 Исследование способов пуска трехфазного АД с короткозамкнутым ротором | 25 |
Лабораторное занятие № 6 Исследование трехфазного синхронного двигателя | 30 |
Лабораторное занятие № 7 Исследование генератора постоянного тока независимого возбуждения. | 35 |
Лабораторное занятие № 8 Исследование двигателя постоянного тока параллельного возбуждения. | 41 |
Лабораторное занятие № 9 Исследование двигателя постоянного тока последовательного возбуждения. | 45 |
Лабораторное занятие № 10 Исследование электромашинного усилителя поперечного поля. | 49 |
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания составлены в соответствии с программой учебной дисциплины «Электрические машины и электроприводы» очной формы обучения, но могут быть использованы и для других электротехнических дисциплин, содержащих раздел «Электрические машины».
Учебная дисциплина «Электрические машины и электроприводы» базируется на знании учебных дисциплин и прежде всего математики, физики электротехники и электроники. Программой учебной дисциплины «Электрические машины и электроприводы» предусмотрено 20 часов лабораторных работ по ОП.09.
Дидактическая цель лабораторных работ – осмыслить и закрепить материал лекций, а также получить первые практические навыки в изучении разделов ОП.
Лабораторные занятия являются одним из важнейших элементов учебного процесса. При проведении лабораторных занятий преследуется три основные цели: возможность на практике убедиться в теоретических положениях; развитие творческого мышления (критическое осмысление результатов эксперимента); пробудить любознательность и воображение студента.
Поэтому приобретенные практические навыки при выполнении лабораторных работ не могут быть восстановлены другими видами учебных занятий. Подготовке, выполнению и защите лабораторных работ, обработке и анализу полученных результатов студенты должны уделять самое серьезное внимание. Все этапы работы, связанные с лабораторными занятиями, должны отвечать определенным требованиям.
В данный сборник входит 10 лабораторных работ, в каждой работе даются краткие методические указания, и их следует строго выполнять. Далее указаны номер, наименование и количество часов, отведенного на каждую работу.
В результате выполнения лабораторных работ студент должен:
уметь:
-
определять электроэнергетические параметры электрических машин, электротехнических устройств и систем;
знать:
-
технические параметры, характеристики и особенности различных видов электрических машин.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Номер работы | Тема | Наименование работы | Кол-во часов | Семестр |
1 | 1.1 | Исследование однофазного двухобмоточного силового трансформатора методом холостого хода и короткого замыкания | 2 | 4 (2*) |
2 | 1.1 | Исследование трехфазного двухобмоточного силового трансформатора методом холостого хода и короткого замыкания | 2 | 4 (2*) |
3 | 1.1 | Опытное определение групп соединения обмоток трехфазных двухобмоточных трансформаторов | 2 | 4 (2*) |
4 | 2.1 | Исследование трехфазного АД методом непосредственной нагрузки | 2 | 4 (2*) |
5 | 2.1 | Исследование способов пуска трехфазного АД с короткозамкнутым ротором | 2 | 4 (2*) |
6 | 2.2 | Исследование трехфазного синхронного двигателя | 2 | 4 (2*) |
7 | 3.1 | Исследование генератора постоянного тока независимого возбуждения. | 2 | 4 (2*) |
8 | 3.2 | Исследование двигателя постоянного тока параллельного возбуждения. | 2 | 4 (2*) |
9 | 3.2 | Исследование двигателя постоянного тока последовательного возбуждения. | 2 | 4 (2*) |
10 | 3.2 | Исследование электромашинного усилителя поперечного поля. | 2 | 4 (2*) |
| | ИТОГО: | 20 часов |
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
1) Предварительная (домашняя) подготовка к выполнению лабораторной работы.
Перед выполнением лабораторных работ студент должен строго выполнить весь объем домашней подготовки; знать, что выполнению каждой работы предшествует проверка готовности студента.
Подготовка к выполнению лабораторной работы должна включать в себя следующее:
-
повторение соответствующего теоретического раздела курса по учебнику и конспекту лекций; -
тщательное изучение содержания работы по руководству и усвоение ее целевого назначения и программы; -
составление заготовки отчета или конспекта каждым студентом отдельно.
Заготовка отчета должна включать в себя: цель и порядок работы, рабочие схемы, таблицы и основные расчетные соотношения.
2) Получение допуска к работе. Знакомство в лаборатории с оборудованием стенда и требованиями техники безопасности.
К выполнению лабораторных работ могут быть допущены студенты, прошедшие инструктаж по ТБ. Инструктаж проводится в учебной группе в начале семестра на первом лабораторном занятии. На этом же занятии студентов знакомят с основными требованиями, предъявляемыми к выполнению лабораторных работ и оформлению отчетов по ним. На последующих занятиях студенты обязаны придерживаться указаний преподавателя в отношении мер предосторожности, а также целесообразной сборки электрических цепей.
Студенты допускаются к лабораторным занятиям, во-первых, только после представления преподавателю отчета по лабораторной работе, выполненной на предыдущем занятии, во-вторых, после того, как представлены каждым студентом заготовки нового отчета. При этом студенты должны показать удовлетворительные знания при ответах на контрольные вопросы на допуск, составленные к данной лабораторной работе, знать порядок выполнения работы.
3) Проведение лабораторной работы и предварительная обработка полученных результатов.
Уяснив последовательность эксперимента, усвоив электрическую схему соединения отдельных элементов цепи, студенты записывают паспортные данные электрических машин, аппаратов, измерительных приборов и элементов исследуемой электрической цепи.
Изучая теоретическое обоснование, студент должен иметь в виду, что основной целью изучения теории является умение применить ее на практике для решения практических задач.
4) Составление отчета и представление его преподавателю.
После выполнения работы студент должен представить отчет о проделанной работе с полученными результатами и выводами и устно ее защитить. Отчеты по лабораторным работам выполняются в отдельной тетради в клетку. Необходимо оставлять поля шириной 25…30 мм для замечаний преподавателя. Содержание отчета должно включать в себя: цель работы, порядок выполнения, электрические схемы, основные расчетные соотношения, таблицы данных наблюдений и расчетов, диаграммы и кривые, выводы по работе, представленные в виде письменных ответов на вопросы. Все таблицы, графики и диаграммы должны иметь заголовки, поясняющие зависимость, которую они характеризуют. Вычерчивание схем, таблиц, графиков необходимо выполнять чертежным инструментом (линейка, циркуль, лекало и т.д.) карандашом либо чернилами. Элементы схем должны быть вычерчены тщательно с использованием обозначений по ГОСТ.
Дифференцированный зачет выставляется по итогам выполнения и защиты каждой лабораторной работы. При отсутствии студента по неуважительной причины студент выполняет работу самостоятельно, в свое личное время и защищает на консультации по указанию преподавателя.
Неаккуратное выполнение лабораторной работы, несоблюдение принятых правил и плохое оформление чертежей и схем могут послужить причиной возвращения работы для доработки.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТАХ В ЛАБОРАТОРИИ
Лабораторные стенды в лаборатории «Электрические машины и приводы» являются действующими электроустановками, отдельные элементы которых находятся под напряжением. Поэтому при определенных условиях, возникающих из-за нарушения установленных правил, лабораторные стенды могут стать источником поражения человека электрическим током и других видов травматизма. Положение усугубляется еще и особенностью монтажа элементов лабораторного стенда, предусматривающего максимальную доступность учащихся к приборам, машинам и пускорегулирующей аппаратуре, создающего дополнительные опасности при выполнении лабораторных и практических работ.
Тело человека обладает электропроводностью, а поэтому при соприкосновении с двумя неизолированными элементами установки, находящимися под напряжением через тело человека проходит электрический ток. Достигнув опасных значений, этот ток приводит либо к сильным ожогам (электрическая травма), либо к тяжелым поражениям нервной, сердечной и дыхательной систем организма человека (электрический удар). Последствия поражения электрическим током бывают тяжелыми и могут привести к смертельному исходу.
Специфика работы студентов с электрооборудованием состоит в том, что при несоблюдении правил техники безопасности студенты подвергается не только опасности поражения электрическим током, но и опасности механических ударов со стороны вращающихся частей электрических машин и тормозных устройств. Необходимо помнить, что многие элементы схемы лабораторной установки, находящиеся под напряжением, доступны для прикосновения, а вращающиеся части, хотя и имеют обычно защитные устройства, все же не исключают «захвата» частей одежды или механического удара. Поэтому студенты в лаборатории должны соблюдать исключительную осторожность и правила техники безопасности:
-
студент, находясь в лаборатории, должен быть предельно дисциплинированным и внимательным; беспрекословно выполнять все указания преподавателей и лаборантов; находиться непосредственно у исследуемой лабораторной установки; -
запрещается подходить к другим установкам, распределительным щитам и пультам и делать на них какие-либо включения или переключения; включать схему под напряжение, если кто-нибудь касается ее неизолированной токоведущей части; производить какие-либо пересоединения в схеме, находящейся под напряжением; во время работы электрической машины касаться вращающихся частей или наклоняться к ним близко; оставлять без наблюдения лабораторную установку или отдельные приборы под напряжением; -
при перемещениях движков и рукояток пускорегулирующей аппаратуры необходимо следить за тем, чтобы рука была в соприкосновении только с изолированной рукояткой; -
одежда студента не должна иметь свободно свисающих концов шарфов, косынок, галстуков и т. п., а прическа или головной убор должны исключать возможность «свисания» прядей волос; -
если схема содержит конденсаторы, то после ее отключения необходимо разрядить конденсаторы, замкнув накоротко их выводы; -
при работе с лабораторной установкой, находящейся под напряжением, студенты должны стоять на изоляционных резиновых ковриках, имеющихся у каждой лабораторной установки; -
о всех замеченных случаях неисправности в работе установок и нарушении правил техники безопасности каждый студент должен немедленно доложить преподавателю; -
если произошел несчастный случай, лабораторную установку следует немедленно отключить, оказать пострадавшему первую помощь и сообщить об этом преподавателю.