Файл: Методические указания лабораторных занятий для студентов очного обучения по специальности 15. 02. 10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Красноярского края
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Красноярский политехнический техникум»

(КГБПОУ КПТ)

ОП.09 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ

Методические указания лабораторных занятий

для студентов очного обучения по специальности 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)

Красноярск 2020 г.





Рассмотрено на заседании цикловой комиссии электротехнических и электромеханических дисциплин

и рекомендовано к утверждению:

Протокол № ___ от «____»_____202_ г.

Председатель ______ В.В. Бузаев





УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_________Л.А. Афанасьева

«___» _________202_ г


Одобрено на заседании методического совета техникума

протокол № ___ от _________202_ г

председатель _____________

Разработал Лобанов И.Г. – преподаватель электротехнических дисциплин
Рецензенты:

Содержание



ВВЕДЕНИЕ

4

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

5

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

6

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТАХ В ЛАБОРАТОРИИ

8

Лабораторное занятие № 1

Исследование однофазного двухобмоточного силового трансформатора методом холостого хода и короткого замыкания

10

Лабораторное занятие № 2

Исследование трехфазного двухобмоточного силового трансформатора методом холостого хода и короткого замыкания

13

Лабораторное занятие № 3

Опытное определение групп соединения обмоток трехфазных двухобмоточных трансформаторов

16

Лабораторное занятие № 4

Исследование трехфазного АД методом непосредственной нагрузки

20

Лабораторное занятие № 5

Исследование способов пуска трехфазного АД с короткозамкнутым ротором

25

Лабораторное занятие № 6

Исследование трехфазного синхронного двигателя

30

Лабораторное занятие № 7

Исследование генератора постоянного тока независимого возбуждения.

35

Лабораторное занятие № 8

Исследование двигателя постоянного тока параллельного возбуждения.

41

Лабораторное занятие № 9

Исследование двигателя постоянного тока последовательного возбуждения.

45

Лабораторное занятие № 10

Исследование электромашинного усилителя поперечного поля.

49




ВВЕДЕНИЕ
Методические указания составлены в соответствии с программой учебной дисциплины «Электрические машины и электроприводы» очной формы обучения, но могут быть использованы и для других электротехнических дисциплин, содержащих раздел «Электрические машины».

Учебная дисциплина «Электрические машины и электроприводы» базируется на знании учебных дисциплин и прежде всего математики, физики электротехники и электроники. Программой учебной дисциплины «Электрические машины и электроприводы» предусмотрено 20 часов лабораторных работ по ОП.09.

Дидактическая цель лабораторных работ – осмыслить и закрепить материал лекций, а также получить первые практические навыки в изучении разделов ОП.

Лабораторные занятия являются одним из важнейших элементов учебного процесса. При проведении лабораторных занятий преследуется три основные цели: возможность на практике убедиться в теоретических положениях; развитие творческого мышления (критическое осмысление результатов эксперимента); пробудить любознательность и воображение студента.

Поэтому приобретенные практические навыки при выполнении лабораторных работ не могут быть восстановлены другими видами учебных занятий. Подготовке, выполнению и защите лабораторных работ, обработке и анализу полученных результатов студенты должны уделять самое серьезное внимание. Все этапы работы, связанные с лабораторными занятиями, должны отвечать определенным требованиям.

В данный сборник входит 10 лабораторных работ, в каждой работе даются краткие методические указания, и их следует строго выполнять. Далее указаны номер, наименование и количество часов, отведенного на каждую работу.

В результате выполнения лабораторных работ студент должен:

уметь:

  • определять электроэнергетические параметры электрических машин, электротехнических устройств и систем;

знать:

  • технические параметры, характеристики и особенности различных видов электрических машин.



ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ


Номер работы

Тема

Наименование работы


Кол-во часов

Семестр

1

1.1

Исследование однофазного двухобмоточного силового трансформатора методом холостого хода и короткого замыкания

2

4 (2*)


2

1.1

Исследование трехфазного двухобмоточного силового трансформатора методом холостого хода и короткого замыкания

2

4 (2*)


3

1.1

Опытное определение групп соединения обмоток трехфазных двухобмоточных трансформаторов

2

4 (2*)


4

2.1

Исследование трехфазного АД методом непосредственной нагрузки

2

4 (2*)


5

2.1

Исследование способов пуска трехфазного АД с короткозамкнутым ротором

2

4 (2*)


6

2.2

Исследование трехфазного синхронного двигателя

2

4 (2*)


7

3.1

Исследование генератора постоянного тока независимого возбуждения.

2

4 (2*)


8

3.2

Исследование двигателя постоянного тока параллельного возбуждения.

2

4 (2*)


9

3.2

Исследование двигателя постоянного тока последовательного возбуждения.

2

4 (2*)


10

3.2

Исследование электромашинного усилителя поперечного поля.

2

4 (2*)








ИТОГО:

20 часов


ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
1) Предварительная (домашняя) подготовка к выполнению лабораторной работы.

Перед выполнением лабораторных работ студент должен строго выполнить весь объем домашней подготовки; знать, что выполнению каждой работы предшествует проверка готовности студента.

Подготовка к выполнению лабораторной работы должна включать в себя следующее:

  • повторение соответствующего теоретического раздела курса по учебнику и конспекту лекций;

  • тщательное изучение содержания работы по руководству и усвоение ее целевого назначения и программы;

  • составление заготовки отчета или конспекта каждым студентом отдельно.

Заготовка отчета должна включать в себя: цель и порядок работы, рабочие схемы, таблицы и основные расчетные соотношения.

2) Получение допуска к работе. Знакомство в лаборатории с оборудованием стенда и требованиями техники безопасности.

К выполнению лабораторных работ могут быть допущены студенты, прошедшие инструктаж по ТБ. Инструктаж проводится в учебной группе в начале семестра на первом лабораторном занятии. На этом же занятии студентов знакомят с основными требованиями, предъявляемыми к выполнению лабораторных работ и оформлению отчетов по ним. На последующих занятиях студенты обязаны придерживаться указаний преподавателя в отношении мер предосторожности, а также целесообразной сборки электрических цепей.

Студенты допускаются к лабораторным занятиям, во-первых, только после представления преподавателю отчета по лабораторной работе, выполненной на предыдущем занятии, во-вторых, после того, как представлены каждым студентом заготовки нового отчета. При этом студенты должны показать удовлетворительные знания при ответах на контрольные вопросы на допуск, составленные к данной лабораторной работе, знать порядок выполнения работы.

3) Проведение лабораторной работы и предварительная обработка полученных результатов.

Уяснив последовательность эксперимента, усвоив электрическую схему соединения отдельных элементов цепи, студенты записывают паспортные данные электрических машин, аппаратов, измерительных приборов и элементов исследуемой электрической цепи.

Изучая теоретическое обоснование, студент должен иметь в виду, что основной целью изучения теории является умение применить ее на практике для решения практических задач.


4) Составление отчета и представление его преподавателю.

После выполнения работы студент должен представить отчет о проделанной работе с полученными результатами и выводами и устно ее защитить. Отчеты по лабораторным работам выполняются в отдельной тетради в клетку. Необходимо оставлять поля шириной 25…30 мм для замечаний преподавателя. Содержание отчета должно включать в себя: цель работы, порядок выполнения, электрические схемы, основные расчетные соотношения, таблицы данных наблюдений и расчетов, диаграммы и кривые, выводы по работе, представленные в виде письменных ответов на вопросы. Все таблицы, графики и диаграммы должны иметь заголовки, поясняющие зависимость, которую они характеризуют. Вычерчивание схем, таблиц, графиков необходимо выполнять чертежным инструментом (линейка, циркуль, лекало и т.д.) карандашом либо чернилами. Элементы схем должны быть вычерчены тщательно с использованием обозначений по ГОСТ.

Дифференцированный зачет выставляется по итогам выполнения и защиты каждой лабораторной работы. При отсутствии студента по неуважительной причины студент выполняет работу самостоятельно, в свое личное время и защищает на консультации по указанию преподавателя.

Неаккуратное выполнение лабораторной работы, несоблюдение принятых правил и плохое оформление чертежей и схем могут послужить причиной возвращения работы для доработки.


ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТАХ В ЛАБОРАТОРИИ
Лабораторные стенды в лаборатории «Электрические машины и приводы» являются действующими электроустановками, отдельные элементы которых находятся под напряжением. Поэтому при определенных условиях, возникающих из-за нарушения установленных правил, лабораторные стенды могут стать источником поражения человека электрическим током и других видов травматизма. Положение усугубляется еще и особенностью монтажа элементов лабораторного стенда, предусматривающего максимальную доступность учащихся к приборам, машинам и пускорегулирующей аппаратуре, создающего дополнительные опасности при выполнении лабораторных и практических работ.

Тело человека обладает электропроводностью, а поэтому при соприкосновении с двумя неизолированными элементами установки, находящимися под напряжением через тело человека проходит электрический ток. Достигнув опасных значений, этот ток приводит либо к сильным ожогам (электрическая травма), либо к тяжелым поражениям нервной, сердечной и дыхательной систем организма человека (электрический удар). Последствия поражения электрическим током бывают тяжелыми и могут привести к смертельному исходу.


Специфика работы студентов с электрооборудованием состоит в том, что при несоблюдении правил техники безопасности студенты подвергается не только опасности поражения электрическим током, но и опасности механических ударов со стороны вращающихся частей электрических машин и тормозных устройств. Необходимо помнить, что многие элементы схемы лабораторной установки, находящиеся под напряжением, доступны для прикосновения, а вращающиеся части, хотя и имеют обычно защитные устройства, все же не исключают «захвата» частей одежды или механического удара. Поэтому студенты в лаборатории должны соблюдать исключительную осторожность и правила техники безопасности:

  1. студент, находясь в лаборатории, должен быть предельно дисциплинированным и внимательным; беспрекословно выполнять все указания преподавателей и лаборантов; находиться непосредственно у исследуемой лабораторной установки;

  2. запрещается подходить к другим установкам, распределительным щитам и пультам и делать на них какие-либо включения или переключения; включать схему под напряжение, если кто-нибудь касается ее неизолированной токоведущей части; производить какие-либо пересоединения в схеме, находящейся под напряжением; во время работы электрической машины касаться вращающихся частей или наклоняться к ним близко; оставлять без наблюдения лабораторную установку или отдельные приборы под напряжением;

  3. при перемещениях движков и рукояток пускорегулирующей аппаратуры необходимо следить за тем, чтобы рука была в соприкосновении только с изолированной рукояткой;

  4. одежда студента не должна иметь свободно свисающих концов шарфов, косынок, галстуков и т. п., а прическа или головной убор должны исключать возможность «свисания» прядей волос;

  5. если схема содержит конденсаторы, то после ее отключения необходимо разрядить конденсаторы, замкнув накоротко их выводы;

  6. при работе с лабораторной установкой, находящейся под напряжением, студенты должны стоять на изоляционных резиновых ковриках, имеющихся у каждой лабораторной установки;

  7. о всех замеченных случаях неисправности в работе установок и нарушении правил техники безопасности каждый студент должен немедленно доложить преподавателю;

  8. если произошел несчастный случай, лабораторную установку следует немедленно отключить, оказать пострадавшему первую помощь и сообщить об этом преподавателю.