Файл: Методические рекомендации по проведению праздников и развлечений 52 Выводы по второй главе 54.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
1.1 Сущность художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте
1.2 Особенности, условия и средства художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте
2 Праздники и развлечения как условие художественно-эстетического развития дошкольников
2.1 Методика организации проведения праздников и развлечений
2.2 Обобщение собственного опыта по организации праздников и развлечений
цель практического исследования, которая состоит в выявлении особенностей эстетического развития детей в процессе подготовки, участия и восприятия праздников и развлечений.
Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования:
Тест В. С. Мухиной «Нарисуй самое красивое и самое некрасивое» помогает выявить уровень художественно - эстетического развития детей, дает возможность охарактеризовать проявления эмоционального отношения ребенка к предложенному. Тест В. С. Мухиной был модифицирован в соответствии с темой исследования: детям предлагалось нарисовать самый красивый и некрасивый праздник, тем самым сужая спектр изображаемого.
После выполнения детьми задания, им предлагалось объяснить, что нарисовано и почему нарисованное можно считать красивым или некрасивым. Анализировались детские работы согласно следующим параметрам творческих проявлений в рисунке:
- адекватность заданию;
- наличие мотивации выбранного содержания;
-использование выразительного цвета для создания полярных образов.
Обозначенные параметры позволили выделить три типичных уровня, названных согласно традиционной терминологии, «высокий», «средний», «низкий»:
Высокий - ребенок положительно относится к заданию, выполненный рисунок раскрывает эстетические характеристики «красивое-некрасивое», ребенок мотивирует их, проявляя положительный эмоциональный настрой; дает название выполненному рисунку, охотно рассказывает о нарисованном; в соответствии с отношением к изображаемому самостоятельно использует разнообразие оттенков цвета, использует выразительность цвета для создания образа и настроения в рисунке.
Средний - ребенок положительно относится к заданию, но затрудняется в передаче эстетической характеристики, эмоционольно-личностное отношение выражено слабо; название рисунку дает не всегда, рассказ о содержании выполненного рисунка сводится к перечислению изображенного; соответствии использует разнообразие оттенков цвета, использует выразительность цвета для создания образа и настроения в рисунке.
Низкий – ребенок затрудняется в изображении на заданную тему, рисунок может не соответствовать теме задания; ребенок затрудняется выразить свое отношение к собственной деятельности; название своим рисункам не дает, рассказывает неохотно; композиция не сложная; в
рисунке использует один-два цвета, изображение характеризуется небрежностью.
Некрасивый праздник дети изображали в темных тонах: преобладал черный, темно-синий, ярко малиновый коричневый цвета. Можно отметить, что задание нарисовать некрасивый праздник вызвало затруднение у большинства детей. Дети, рисунки которых были отнесены к работам с высоким уровнем творческих проявлений, положительно отнеслись к заданию, процесс работы сопровождался положительными эмоциональными реакциями, проявляли увлеченность и охотно рассказывали о нарисованном. Рисунки выглядят ярко. Как сказала Алия: «Я нарисовала свой праздник в радостных цветах!» В таких рисунках прослеживаются неотъемлемые атрибуты праздников: воздушные шары, подарки, салют, гости, цветы и так далее.
Творческий процесс детей со средним уровнем развития художественно эстетического вкуса отмечался положительным восприятием задания, но слабо выраженным эмоционально-личностным отношением. На вопрос о содержании рисунка и мотивации красивого и некрасивого изображения отвечают перечислением нарисованного.
У детей показавших низкий уровень художественно эстетических проявлений, возникли затруднения, неуверенность, вопросы: «Я не знаю, что рисовать помогите мне», «А воздушные шары можно рисовать?», «Если я нарисую много гостей на празднике – это будет красиво?» Это свидетельствовало об отсутствии представлений об эстетических качествах праздников, отсутствии самостоятельности, инициативы, что тормозит развитие творчества. В таких работах дети использовали один – два цвета невыразительных оттенков. Например, Адам (красивый праздник это – клоун, подсмотренный у соседа, из нескольких цветов, расположенный посередине листа; некрасивый (темное пятно на основное пространство листа) нарисовано быстро, небрежно, говорить о рисунке отказался. Это свидетельствует неприятие ребенком темы рисования. Также отмечены затруднения детей это группы в выражении своего отношения к результатам собственной работы. Однако, даже, несмотря на низкий уровень творчества, дети стремились выделить цветом красивое и некрасивое, например Камила – красивый праздник – розовым цветом заполнила лист «потому, что цвет такой получился красивый», некрасивый – темно-синими красками с черными мазками «чтобы страшно было».
Результаты тестового задания «Нарисуй самый красивый и самый некрасивый праздник» можно представить в диаграмме (рисунок 1):
Рисунок 1 - Результаты тестового задания «Нарисуй самый красивый и самый некрасивый праздник»
Можно сделать вывод, что большая часть детей показали средний и низкий уровни художественно - эстетических проявлений, хотя был и отмечен высокий уровень.
На основании полученных результатов применительно к эстетическому развитию приходится говорить о том, что проблемы художественно - эстетического развития дошкольников имеют место быть. Решение данной проблемы лежит на наш взгляд через активное включение детей в подготовку и проведение праздников и развлечений, так как праздники и развлечения в детском саду позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки. На данных мероприятиях дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники и развлечения являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.
Любая деятельность осуществляется поэтапно.
I этап – предварительное планирование. Любая работа начинается с планирования. Вначале были выбраны праздники и развлечения, сформулированы цели и задачи. Установлены примерные сроки их проведения (Приложение 1).
II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Музыкальная и речевая деятельность детей, на данном празднике, строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. Поэтому основная роль отводится выступлению детей, воспитателю остается только роль ведущего.
III этап – предварительное знакомство детей с праздником. Когда сценарий готов, в группе проводится занятие, на котором детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи воспитателя будет двигаться.
IV этап – репетиции. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника. Репетиции и постановка праздника это достаточно кропотливый процесс. Самое главное чтобы этот процесс не был навязчивым и не интересным.
Поэзия является одним из основных средств передачи эмоциональной наполненности на празднике. Поэтому разучивание стихотворений это важный этап. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции. Но главная функция стихотворения - это эмоциональный отклик. Стихи окажут должное влияние на внутренний мир ребенка и на его язык только в том случае, если определенные представления, впечатления, внутренняя жизнь предшествуют поэтическому словесному образу. Только ребенок, видевший воочию, как например «по небу синему, тая, румяные тучки плывут», поймет и почувствует красоту слова в связи с красотой образа. Для работы над песней (ознакомление, восприятие) применяются наглядный и словесный методы. Важно, чтобы дети почувствовали настроение, переданные в музыке, высказались о характере песни в целом, смене настроений в ее частях. Лишь яркое, выразительное исполнение способно вызвать положительные эмоции у детей, переживание содержания музыки. Беседа об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное ее исполнение, выбор соответствующего характеру песни звукообразования, дикции, дыхания. Так, если дети определили характер музыки как ласковый, нежный, спокойный, им объясняют, что и петь ее надо напевно, протяжно. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые неизбежно снижают интерес детей к песне. Упражнение же, данное в игровой форме, помогает преодолеть трудности, приобрести певческие навыки. Упражнения, имеющие игровой характер, дети с удовольствием поют не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности и дома. Ребятам нравятся попевки, связанные с близким им миром. Это мелодии из фольклора, подражание голосам птиц, животных, скороговорки, потешки, считалки. Обучение пению требует от ребенка немалых волевых усилий. Чтобы поддержать интерес к песне, сосредоточить внимание детей, важно уметь создавать игровые ситуации, использовать музыкально-дидактические игры, проблемные задания. В среднем песня разучивается на 8 — 9 занятиях. Самую большую заинтересованность дети проявляют на первых трех занятиях, потом интерес может падать. Нужно поддерживать его с помощью различных педагогических приемов, связывать пение с другими видами музыкальной деятельности: движениями, игрой на музыкальных инструментах.
При обучении ритмике используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический.
В наглядном методе это, прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов. Исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться показом. И насколько художественным, ярким будет это сочетание, настолько эффективным будет обучение ритмике. Исполняя музыкальное произведение, нужно творчески осмыслить и передать замысел композитора, в народной же музыке следует позаботиться о художественном уровне ее обработки. Показ движения нужно заранее хорошо продумать. Иногда музыкальный аккомпанемент на аккордеоне можно заменить грамзаписью, напеванием мелодии, под которую музыкальный руководитель в паре с воспитателем показывает движение. Можно использовать и тактильно-мышечную наглядность, т. е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т.д. Этот прием характерен для раннего и младшего дошкольного возраста.
Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т.д.) широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста детей. При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы. Такое построение занятий облегчает освоение навыка, и ребенок может сосредоточить внимание на образах, настроении музыки и передаче ее в выразительных движениях. Вместе с тем нельзя превращать подготовительные упражнения в тренаж — необходимо облекать их в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный методы.
Праздник в детском саду это социально значимое мероприятие, а также способ художественного воплощения содержания этого праздника.
Оформление зала очень важный момент. Продуманной и высоко эстетичной подачей оформления, можно вызвать у детей глубокое эмоциональное чувство, возможно даже переживание определенного характера. Чтобы вызвать эстетические чувства, эмоции,
Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования:
-
Тест В. С. Мухиной «Нарисуй самое красивое и самое некрасивое». -
Праксиметрический метод-анализ детских рисунков, наблюдение, беседа.
Тест В. С. Мухиной «Нарисуй самое красивое и самое некрасивое» помогает выявить уровень художественно - эстетического развития детей, дает возможность охарактеризовать проявления эмоционального отношения ребенка к предложенному. Тест В. С. Мухиной был модифицирован в соответствии с темой исследования: детям предлагалось нарисовать самый красивый и некрасивый праздник, тем самым сужая спектр изображаемого.
После выполнения детьми задания, им предлагалось объяснить, что нарисовано и почему нарисованное можно считать красивым или некрасивым. Анализировались детские работы согласно следующим параметрам творческих проявлений в рисунке:
- адекватность заданию;
- наличие мотивации выбранного содержания;
-использование выразительного цвета для создания полярных образов.
Обозначенные параметры позволили выделить три типичных уровня, названных согласно традиционной терминологии, «высокий», «средний», «низкий»:
Высокий - ребенок положительно относится к заданию, выполненный рисунок раскрывает эстетические характеристики «красивое-некрасивое», ребенок мотивирует их, проявляя положительный эмоциональный настрой; дает название выполненному рисунку, охотно рассказывает о нарисованном; в соответствии с отношением к изображаемому самостоятельно использует разнообразие оттенков цвета, использует выразительность цвета для создания образа и настроения в рисунке.
Средний - ребенок положительно относится к заданию, но затрудняется в передаче эстетической характеристики, эмоционольно-личностное отношение выражено слабо; название рисунку дает не всегда, рассказ о содержании выполненного рисунка сводится к перечислению изображенного; соответствии использует разнообразие оттенков цвета, использует выразительность цвета для создания образа и настроения в рисунке.
Низкий – ребенок затрудняется в изображении на заданную тему, рисунок может не соответствовать теме задания; ребенок затрудняется выразить свое отношение к собственной деятельности; название своим рисункам не дает, рассказывает неохотно; композиция не сложная; в
рисунке использует один-два цвета, изображение характеризуется небрежностью.
Некрасивый праздник дети изображали в темных тонах: преобладал черный, темно-синий, ярко малиновый коричневый цвета. Можно отметить, что задание нарисовать некрасивый праздник вызвало затруднение у большинства детей. Дети, рисунки которых были отнесены к работам с высоким уровнем творческих проявлений, положительно отнеслись к заданию, процесс работы сопровождался положительными эмоциональными реакциями, проявляли увлеченность и охотно рассказывали о нарисованном. Рисунки выглядят ярко. Как сказала Алия: «Я нарисовала свой праздник в радостных цветах!» В таких рисунках прослеживаются неотъемлемые атрибуты праздников: воздушные шары, подарки, салют, гости, цветы и так далее.
Творческий процесс детей со средним уровнем развития художественно эстетического вкуса отмечался положительным восприятием задания, но слабо выраженным эмоционально-личностным отношением. На вопрос о содержании рисунка и мотивации красивого и некрасивого изображения отвечают перечислением нарисованного.
У детей показавших низкий уровень художественно эстетических проявлений, возникли затруднения, неуверенность, вопросы: «Я не знаю, что рисовать помогите мне», «А воздушные шары можно рисовать?», «Если я нарисую много гостей на празднике – это будет красиво?» Это свидетельствовало об отсутствии представлений об эстетических качествах праздников, отсутствии самостоятельности, инициативы, что тормозит развитие творчества. В таких работах дети использовали один – два цвета невыразительных оттенков. Например, Адам (красивый праздник это – клоун, подсмотренный у соседа, из нескольких цветов, расположенный посередине листа; некрасивый (темное пятно на основное пространство листа) нарисовано быстро, небрежно, говорить о рисунке отказался. Это свидетельствует неприятие ребенком темы рисования. Также отмечены затруднения детей это группы в выражении своего отношения к результатам собственной работы. Однако, даже, несмотря на низкий уровень творчества, дети стремились выделить цветом красивое и некрасивое, например Камила – красивый праздник – розовым цветом заполнила лист «потому, что цвет такой получился красивый», некрасивый – темно-синими красками с черными мазками «чтобы страшно было».
Результаты тестового задания «Нарисуй самый красивый и самый некрасивый праздник» можно представить в диаграмме (рисунок 1):
Рисунок 1 - Результаты тестового задания «Нарисуй самый красивый и самый некрасивый праздник»
Можно сделать вывод, что большая часть детей показали средний и низкий уровни художественно - эстетических проявлений, хотя был и отмечен высокий уровень.
На основании полученных результатов применительно к эстетическому развитию приходится говорить о том, что проблемы художественно - эстетического развития дошкольников имеют место быть. Решение данной проблемы лежит на наш взгляд через активное включение детей в подготовку и проведение праздников и развлечений, так как праздники и развлечения в детском саду позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки. На данных мероприятиях дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники и развлечения являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.
Любая деятельность осуществляется поэтапно.
I этап – предварительное планирование. Любая работа начинается с планирования. Вначале были выбраны праздники и развлечения, сформулированы цели и задачи. Установлены примерные сроки их проведения (Приложение 1).
II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Музыкальная и речевая деятельность детей, на данном празднике, строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. Поэтому основная роль отводится выступлению детей, воспитателю остается только роль ведущего.
III этап – предварительное знакомство детей с праздником. Когда сценарий готов, в группе проводится занятие, на котором детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи воспитателя будет двигаться.
IV этап – репетиции. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника. Репетиции и постановка праздника это достаточно кропотливый процесс. Самое главное чтобы этот процесс не был навязчивым и не интересным.
Поэзия является одним из основных средств передачи эмоциональной наполненности на празднике. Поэтому разучивание стихотворений это важный этап. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции. Но главная функция стихотворения - это эмоциональный отклик. Стихи окажут должное влияние на внутренний мир ребенка и на его язык только в том случае, если определенные представления, впечатления, внутренняя жизнь предшествуют поэтическому словесному образу. Только ребенок, видевший воочию, как например «по небу синему, тая, румяные тучки плывут», поймет и почувствует красоту слова в связи с красотой образа. Для работы над песней (ознакомление, восприятие) применяются наглядный и словесный методы. Важно, чтобы дети почувствовали настроение, переданные в музыке, высказались о характере песни в целом, смене настроений в ее частях. Лишь яркое, выразительное исполнение способно вызвать положительные эмоции у детей, переживание содержания музыки. Беседа об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное ее исполнение, выбор соответствующего характеру песни звукообразования, дикции, дыхания. Так, если дети определили характер музыки как ласковый, нежный, спокойный, им объясняют, что и петь ее надо напевно, протяжно. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые неизбежно снижают интерес детей к песне. Упражнение же, данное в игровой форме, помогает преодолеть трудности, приобрести певческие навыки. Упражнения, имеющие игровой характер, дети с удовольствием поют не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности и дома. Ребятам нравятся попевки, связанные с близким им миром. Это мелодии из фольклора, подражание голосам птиц, животных, скороговорки, потешки, считалки. Обучение пению требует от ребенка немалых волевых усилий. Чтобы поддержать интерес к песне, сосредоточить внимание детей, важно уметь создавать игровые ситуации, использовать музыкально-дидактические игры, проблемные задания. В среднем песня разучивается на 8 — 9 занятиях. Самую большую заинтересованность дети проявляют на первых трех занятиях, потом интерес может падать. Нужно поддерживать его с помощью различных педагогических приемов, связывать пение с другими видами музыкальной деятельности: движениями, игрой на музыкальных инструментах.
При обучении ритмике используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический.
В наглядном методе это, прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов. Исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться показом. И насколько художественным, ярким будет это сочетание, настолько эффективным будет обучение ритмике. Исполняя музыкальное произведение, нужно творчески осмыслить и передать замысел композитора, в народной же музыке следует позаботиться о художественном уровне ее обработки. Показ движения нужно заранее хорошо продумать. Иногда музыкальный аккомпанемент на аккордеоне можно заменить грамзаписью, напеванием мелодии, под которую музыкальный руководитель в паре с воспитателем показывает движение. Можно использовать и тактильно-мышечную наглядность, т. е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т.д. Этот прием характерен для раннего и младшего дошкольного возраста.
Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т.д.) широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста детей. При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы. Такое построение занятий облегчает освоение навыка, и ребенок может сосредоточить внимание на образах, настроении музыки и передаче ее в выразительных движениях. Вместе с тем нельзя превращать подготовительные упражнения в тренаж — необходимо облекать их в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный методы.
Праздник в детском саду это социально значимое мероприятие, а также способ художественного воплощения содержания этого праздника.
Оформление зала очень важный момент. Продуманной и высоко эстетичной подачей оформления, можно вызвать у детей глубокое эмоциональное чувство, возможно даже переживание определенного характера. Чтобы вызвать эстетические чувства, эмоции,