Файл: Методические рекомендации по проведению праздников и развлечений 52 Выводы по второй главе 54.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
1.1 Сущность художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте
1.2 Особенности, условия и средства художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте
2 Праздники и развлечения как условие художественно-эстетического развития дошкольников
2.1 Методика организации проведения праздников и развлечений
2.2 Обобщение собственного опыта по организации праздников и развлечений
приобщают к национальной культуре, развивают эстетические чувства.
При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического развития. И конечно, реализуют задачи эстетического развития.
Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления активности для каждого из воспитанников. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует. Нельзя ни кого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости [11].
Художественно - эстетического развитие – это формирование творческой активности личности, способной воспринимать и оценивать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое развитие — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного развития.
Художественно-эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности. Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.
Формирование личности ребенка, развитие у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи художественно-эстетического развития:
- Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
- Приобщать детей к деятельности в области искусства, развивая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.
- Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
- Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развивается его творческая деятельность.
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».
Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера.
Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране. Их можно разделить на праздники, связанные с общественной жизнью (8 Марта, 9 Мая, 12 июня и т.д.), и праздники, связанные с народной и религиозной традицией (Ураза-Байрам, Курбан - Байрам, Новый год). Могут быть праздники, отражающие события местного значения (День города, села), а также свои, детсадовские (юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы, воспитанников садика и т.д.).
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному развитию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического развития.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20—30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 40—45 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.
Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.
Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения. Но, конечно, нужны и новые номера. При составлении сценария надо соблюдать общие правила:
-начало должно быть ярким и торжественным;
-сюжет, в котором отражается основная идея праздника, должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей;
-все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по “техническим причинам”;
-длительность праздника – 30 минут для детей младших групп и 40-45 минут для старших детей, не больше. Длительные праздники утомляют детей, что приводит к капризам и слезам.
-оформление музыкального зала должно отвечать содержанию праздника, быть художественным, т.е. развивать у детей художественно эстетический вкус, а также создавать у всех радостное настроение и предвосхищать событие, т.е. вызывать интерес.
В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.
В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение.
Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В детском саду она состоит из песен и танцев. В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия. Детей необходимо научить различать музыкальные такты и ритм музыки, необходимо так же разучить движения танца. Пение так же представляется важным элементом.
Не последнюю роль в празднике играет речевая деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений и сценок. Отбор речевого материала должен быть в соответствии с состоянием речи и возможностями каждого конкретного ребенка. А также в подготовительной работе, предусматривающей полное и всестороннее изучение текста, позволяющее не только заучить и воспроизвести слова в определенной последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения, его смысл, а также овладеть всеми словами произведения и максимально использовать их в активном словаре.
Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность. Изобразительная деятельность обладает огромной познавательной силой. Навыки и умения,
При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического развития. И конечно, реализуют задачи эстетического развития.
Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления активности для каждого из воспитанников. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует. Нельзя ни кого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости [11].
Выводы по первой главе
Художественно - эстетического развитие – это формирование творческой активности личности, способной воспринимать и оценивать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое развитие — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного развития.
Художественно-эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности. Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.
Формирование личности ребенка, развитие у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи художественно-эстетического развития:
- Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
- Приобщать детей к деятельности в области искусства, развивая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.
- Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
- Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развивается его творческая деятельность.
2 Праздники и развлечения как условие художественно-эстетического развития дошкольников
2.1 Методика организации проведения праздников и развлечений
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».
Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера.
Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране. Их можно разделить на праздники, связанные с общественной жизнью (8 Марта, 9 Мая, 12 июня и т.д.), и праздники, связанные с народной и религиозной традицией (Ураза-Байрам, Курбан - Байрам, Новый год). Могут быть праздники, отражающие события местного значения (День города, села), а также свои, детсадовские (юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы, воспитанников садика и т.д.).
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному развитию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического развития.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20—30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 40—45 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.
Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.
Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения. Но, конечно, нужны и новые номера. При составлении сценария надо соблюдать общие правила:
-начало должно быть ярким и торжественным;
-сюжет, в котором отражается основная идея праздника, должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей;
-все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по “техническим причинам”;
-длительность праздника – 30 минут для детей младших групп и 40-45 минут для старших детей, не больше. Длительные праздники утомляют детей, что приводит к капризам и слезам.
-оформление музыкального зала должно отвечать содержанию праздника, быть художественным, т.е. развивать у детей художественно эстетический вкус, а также создавать у всех радостное настроение и предвосхищать событие, т.е. вызывать интерес.
В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.
В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение.
Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В детском саду она состоит из песен и танцев. В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия. Детей необходимо научить различать музыкальные такты и ритм музыки, необходимо так же разучить движения танца. Пение так же представляется важным элементом.
Не последнюю роль в празднике играет речевая деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений и сценок. Отбор речевого материала должен быть в соответствии с состоянием речи и возможностями каждого конкретного ребенка. А также в подготовительной работе, предусматривающей полное и всестороннее изучение текста, позволяющее не только заучить и воспроизвести слова в определенной последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения, его смысл, а также овладеть всеми словами произведения и максимально использовать их в активном словаре.
Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность. Изобразительная деятельность обладает огромной познавательной силой. Навыки и умения,