Файл: Методические рекомендации по проведению праздников и развлечений 52 Выводы по второй главе 54.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


ВВЕДЕНИЕ 2

1 Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста 5

1.1 Сущность художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте 5

1.2 Особенности, условия и средства художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте 12

Выводы по первой главе 20

2 Праздники и развлечения как условие художественно-эстетического развития дошкольников 23

2.1 Методика организации проведения праздников и развлечений 23

2.2 Обобщение собственного опыта по организации праздников и развлечений 37

2.3 Методические рекомендации по проведению праздников и развлечений 52

Выводы по второй главе 54

Заключение 56

Список использованной литературы: 58

Приложения 61





ВВЕДЕНИЕ


На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью образовательного процесса в дошкольном образовании является всестороннее развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного развития, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

На сегодняшний день проблема эстетического развития с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.

А формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества.


Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие.

Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетическое развитие тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое развитие действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Такой аспект можно проследить в работах Оразалиевой М.А., Еламановой С.А., Сулейменовой Б.Р, Мендаякова К.М., Праслова Г.А., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Они считают особенно ценным и оправданным для этого этапа в жизни человека комплексный метод в изучении искусств, утверждают, что для гармонического развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Все эти виды искусства можно сочетать в праздниках и развлечениях проводимых в дошкольном учреждении. Таким образом, все выше изложенное определило тему исследования «Праздники и развлечения как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

Цель исследования: Разработка методических рекомендаций по художественно-эстетическому развитию дошкольников через организацию праздников и развлечений.

Объект исследования: процесс эстетического развития дошкольников.



Предмет исследования: праздники и развлечения как условие художественно - эстетического развития дошкольников.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1)  рассмотреть сущность эстетического развития детей дошкольного возраста;

2)  рассмотреть праздники и развлечения как условие художественно - эстетического развития дошкольников;

3)  обобщить собственный опыт по организации праздников и развлечений;

Гипотеза: методически правильная организация праздников и развлечений способствует художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

Теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Эмпирические – анкетирование, наблюдение, беседа.

Обобщение опыта.

Структура ВКР представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы, приложением.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования практических материалов педагогами дошкольных образовательных учреждений в своей профессиональной деятельности.


1 Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

1.1 Сущность художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте


В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п.2.6 говорится о том, что содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

  • социально-коммуникативное развитие;

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие – это формирование творческой активности личности, способной воспринимать и оценивать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного развития.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии. В процессе осуществления эстетического развития необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.


Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического развития у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Исследованиями в области данного вопроса занимались известные русские педагоги. С.П.Баранов определяет эстетическое развитие как воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Оно предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов, убеждений, обеспечивающих удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим эстетическое развитие формирует у дошкольников стремление, готовность и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также посильно проявлять себя в искусстве. В процессе исследования следует обратить внимание, что часто среди педагогов бытует мнение о разграничении эстетического и художественного развития. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим развитием следующую цель: "Эстетическое развитие служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты". Из определения видно, что автор важное место в эстетическом развитии отводит искусству. Искусство-это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть по возможности творить в искусстве" [31]. Эстетическое же развитие гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое развитие формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое развитие, используя для