Файл: Методические рекомендации по проведению праздников и развлечений 52 Выводы по второй главе 54.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
1.1 Сущность художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте
1.2 Особенности, условия и средства художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте
2 Праздники и развлечения как условие художественно-эстетического развития дошкольников
2.1 Методика организации проведения праздников и развлечений
2.2 Обобщение собственного опыта по организации праздников и развлечений
восприятие оформления должно быть целостным, ясно отражая цель праздника. Оформляя зал, я стараюсь передать праздничную атмосферу данного мероприятия, сделать зал незабываемым, всегда разным и привлекательным как для детей, так и для взрослых. Крайне необходимо чтобы дети осознавали свою роль в проведении мероприятия.
V этап. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.
VI этап – это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И наша задача на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи воспитателя выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.
VII этап – последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке. На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и отдельные действия. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.
Опыт работы на примере подготовки и проведения праздника, посвященного Дню Победы 9 Мая «Нам нужен разноцветный мир» и развлечения «День друзей» представлен ниже.
Календарный план работы – подготовительный этап, основной – реализация, заключительный – результаты.
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
На подготовительном этапе развлечения «День друзей» проведена беседа о дружбе, с целью формирования у детей навыки установления доброжелательных отношений друг с другом, расширения коммуникативных возможностей детей, развития нравственных эмоций и чувств; приобщения воспитанников к детской художественной литературе посредством создания ярких эмоционально окрашенных художественных образов. Поскольку этот праздник уже отмечался в прошлом году, было интересно выяснить, что дети запомнили, и при необходимости восполнить пробелы в памяти детей с помощью фотографий и видео. После того, как дети вспомнили, что это за праздник, разъясняется, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. Мы рассматривали иллюстрации к "Сказке о Дружбе" художника Н. Логвановой (Приложение 2), детские рисунки по данной теме. Читали и обсуждали такие литературные произведения как: «Песенка друзей» С. Михалков, «Бобик в гостях у Барбоса» Н. Носов, Ю. Ермолаева «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок»; С.Михалков «Хорошие товарищи», просмотрели мультфильм «Крошка енот». Музыкальный руководитель разучила с детьми песню «Дружба» слова А. Хайта, музыка Б. Савельева и А. Флярковского. Эта песня один из основных эмоциональных моментов на основном этапе проведения развлечения. На кружке по бумагопластике мы изготовили подарок для друга: «Кораблик». Во время проведения мероприятия царила праздничная, веселая, дружеская атмосфера. После завершения развлечения дети долго не отпускали клоунов, и просили, чтобы воспитатели не переодевались и всегда ходили в таких костюмах. Для закрепления эффекта мероприятия мы с ребятами нарисовали «Портрет друга» и сделали выставку работ.
Подготовительный этап праздника длительнее, чем этот же этап подготовки развлечения. Для начала нужно, чтобы дети четко понимали смысл и значение мероприятия, именно с целью ознакомления с темой праздника проводится беседа на тему: «Что такое День Победы?» Дети задавали много вопросов, например: «Это же было так давно, а мы все празднуем, зачем?», «Почему другие народы тоже отмечают, это же наш праздник?» На свои вопросы дети получили ответы.
Один из важнейших этапов - это знакомство и разучивание стихотворений.
Поскольку образы войны, мира, дружбы достаточно абстрактны для ребенка здесь нужно «брать» ребенка эмоциональностью и выразительностью. При первичном знакомстве детей со стихотворениями стараемся передать его эмоциональное составляющее. После прочтения стихотворения, которое было предложено выучить Азе, Муслим сказал: «Как же мне хочется такое же, я бы его так выучил, что все рты пооткрывали». «Какое такое?» «Ну, такое, как мысли». А Алия к своему стихотворению нарисовала дома рисунок. Аминина бабушка рассказала, что когда они разучивали стихотворение, Амина после каждого его прочтения спрашивала: «Бабушка, а у тебя тоже мороз по коже, как у меня?» Наверняка оно заставило задуматься ребенка, что и есть самое главное. Знакомство и разучивание песен для исполнения на празднике возлагается на музыкального руководителя. 9 мая - это особая дата. Поэтому и оформление должно быть по-особому торжественное, понятное, в чем- то даже лаконичное. К подготовке праздничного оформления, атрибутов необходимых для праздника, привлекаются дети. На кружке по бумагопластике мы с ребятами готовили реквизит для предстоящего праздника. В частности дети помогали в изготовлении голубей, что привело их в полный восторг, в итоге голубей у нас получилось почти в два раза больше чем нужно. Ну а слова детей: «Какие они у нас хорошенькие получаются!» или «Вот бы они еще и оживали!» наглядно показывают пользу от данной совместной работы. Еще к празднику мы сделали выставку работ «Знаменательная дата», это аппликация, что также способствует развитию эстетического вкуса ребенка.
Учить детей ориентироваться в пространстве и осваивать различные виды движений под музыку красиво, свободно, координационно помогают перестроения. Перестроения для праздника, посвященного Дню Победы должны быть четкими
, а использование флажков, воздушных шаров добавят торжественности, парадности и красоты. Движения используются уже знакомые, внося немного новых элементов, для того, чтобы не было долгого разучивания и репетирования. Репетиций же самого праздника не должно быть много. Для данного мероприятия были проведены две полных репетиции, остальные моменты отрабатывались по частям. Перед проведением праздника необходимо провести родительское собрание, на котором требуется обсудить вопросы, связанные с организацией праздника. Вот повестка родительского собрания, проведённого перед мероприятием:
Родители участвовали в обсуждении поставленных вопросов и впоследствии приняли активное участие в подготовке и проведении праздника.
Основной этап праздника состоялся 7.05.2022 года и прошел очень успешно. Все участники мероприятия, а так же гости, и зрители праздника получили радостное настроение и массу положительных эмоций. Выходя из зала, благодарили и говорили много хороших слов за организацию и проведение праздника. После праздничных выходных нужно было освежить в памяти детей пережитые эмоции, для этого был организован коллективный просмотр прошедшего праздника, записанного на диск. После просмотра детям было предложено нарисовать праздник. Дети с удовольствием приняли поставленную перед ними задачу, и передали в своих рисунках все полученные впечатления.
Чтобы ответить на поставленный ранее вопрос: насколько эффективны праздники и развлечения как средство для эстетического развития ребенка?- была проведена повторная диагностика 13.05. 2022 года.
Для решения поставленной цели использовались те же методы исследования, что и ранее.
Теперь можно сравнить полученные результаты (рисунок 2).
Рисунок 2 – Сравнительный анализ полученных в результате опытно – экспериментальной работы данных
Видно, что уровень художественно-эстетического развития детей повысился. Поэтому с уверенностью можно сказать, что праздники и развлечения являются эффективным средством художественно - эстетического развития детей.
Праздник и развлечение в детском саду – важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.
Праздник для детей – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения детей.
Мы выяснили, что праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности – общение. Это обуславливает возникающие в процессе подготовки праздника сложности: необходимость тщательного отбора речевого материала; разучивание стихов, песен, танцев; формирование необходимых навыков общения.
Мы отметили, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному развитию.
Изучение опыта работы позволяет нам сделать вывод о том, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие воспитателей, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности.
Обобщение опыта работы и анализ праздника и развлечения, позволяет нам выделить два различных подхода к проведению праздников: в одном из них основное внимание уделяется развитию детей, их речевой деятельности; в другом – зрелищности происходящего, эмоциональному общению детей, родителей и педагогов. Это определяет основные различия рассмотренных нами мероприятий.
Мы пришли к выводу, что в праздниках и развлечениях для детей необходимо сочетать и то и другое. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью
V этап. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.
VI этап – это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И наша задача на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи воспитателя выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.
VII этап – последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке. На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и отдельные действия. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.
Опыт работы на примере подготовки и проведения праздника, посвященного Дню Победы 9 Мая «Нам нужен разноцветный мир» и развлечения «День друзей» представлен ниже.
Календарный план работы – подготовительный этап, основной – реализация, заключительный – результаты.
Подготовительный этап
Дата | Содержание деятельности | Результат |
27.04.2022 | Беседа о дружбе с рассматриванием иллюстраций, чтением стихов о дружбе, просмотр мультфильма «Крошка енот» | Понимание значения слов друг, дружба |
29.04.2022 | «Наши руки не знают скуки». Кружок бумагопластика. | Подарок для друга |
28.04-30.04 | Разучивание песни «Дружба» Слова А. Хайта, музыка Б. Савельева и А. Флярковского | Знакомство с песней, исполнение песни «Дружба» |
21.04.2022 | Беседа: «Что такое День Победы». | Понимание смысла и значения праздника |
22.04.2022 | Чтение стихотворений из сценария праздника | Распределение стихов к празднику для заучивания |
23.04.2022 | Песни Победы | Знакомство с песнями для исполнения на утренники (разучивание на музыкальных занятиях) |
25.04.2022 | «Наши руки не знают скуки» кружок бумагопластика | Реквизит к празднику |
28.04.2022 | Парадные перестроения | Правильное ориентирование в пространстве при парадном перестроении |
30.04.2022 | Аппликация «Знаменательная дата» | Выставка детских работ |
30.04.2022 | Родительское собрание | |
6.05.2022 7.05.2022 | Репетиция праздника | Готовность к празднику |
Основной этап
Дата | Содержание деятельности | Результат |
11.04.2022 | Проведение развлечения «День друзей» | Радостное настроение, ощущение красоты, доброты, дружбы. |
8.05.2022 | Проведение праздника «Нам нужен разноцветный мир». | Понимание значимости слова «мир» для всех жителей планеты Земля |
Заключительный этап
Дата | Содержание деятельности | Результат |
14.04.2022 | Изготовление портрета друга | Выставка детских работ |
12.05.2022 | Просмотр записи праздника «Нам нужен разноцветный мир». | Освежить впечатления, полученные на празднике |
13.05 2022 | «Я рисую праздник» | Выставка рисунков |
На подготовительном этапе развлечения «День друзей» проведена беседа о дружбе, с целью формирования у детей навыки установления доброжелательных отношений друг с другом, расширения коммуникативных возможностей детей, развития нравственных эмоций и чувств; приобщения воспитанников к детской художественной литературе посредством создания ярких эмоционально окрашенных художественных образов. Поскольку этот праздник уже отмечался в прошлом году, было интересно выяснить, что дети запомнили, и при необходимости восполнить пробелы в памяти детей с помощью фотографий и видео. После того, как дети вспомнили, что это за праздник, разъясняется, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. Мы рассматривали иллюстрации к "Сказке о Дружбе" художника Н. Логвановой (Приложение 2), детские рисунки по данной теме. Читали и обсуждали такие литературные произведения как: «Песенка друзей» С. Михалков, «Бобик в гостях у Барбоса» Н. Носов, Ю. Ермолаева «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок»; С.Михалков «Хорошие товарищи», просмотрели мультфильм «Крошка енот». Музыкальный руководитель разучила с детьми песню «Дружба» слова А. Хайта, музыка Б. Савельева и А. Флярковского. Эта песня один из основных эмоциональных моментов на основном этапе проведения развлечения. На кружке по бумагопластике мы изготовили подарок для друга: «Кораблик». Во время проведения мероприятия царила праздничная, веселая, дружеская атмосфера. После завершения развлечения дети долго не отпускали клоунов, и просили, чтобы воспитатели не переодевались и всегда ходили в таких костюмах. Для закрепления эффекта мероприятия мы с ребятами нарисовали «Портрет друга» и сделали выставку работ.
Подготовительный этап праздника длительнее, чем этот же этап подготовки развлечения. Для начала нужно, чтобы дети четко понимали смысл и значение мероприятия, именно с целью ознакомления с темой праздника проводится беседа на тему: «Что такое День Победы?» Дети задавали много вопросов, например: «Это же было так давно, а мы все празднуем, зачем?», «Почему другие народы тоже отмечают, это же наш праздник?» На свои вопросы дети получили ответы.
Один из важнейших этапов - это знакомство и разучивание стихотворений.
Поскольку образы войны, мира, дружбы достаточно абстрактны для ребенка здесь нужно «брать» ребенка эмоциональностью и выразительностью. При первичном знакомстве детей со стихотворениями стараемся передать его эмоциональное составляющее. После прочтения стихотворения, которое было предложено выучить Азе, Муслим сказал: «Как же мне хочется такое же, я бы его так выучил, что все рты пооткрывали». «Какое такое?» «Ну, такое, как мысли». А Алия к своему стихотворению нарисовала дома рисунок. Аминина бабушка рассказала, что когда они разучивали стихотворение, Амина после каждого его прочтения спрашивала: «Бабушка, а у тебя тоже мороз по коже, как у меня?» Наверняка оно заставило задуматься ребенка, что и есть самое главное. Знакомство и разучивание песен для исполнения на празднике возлагается на музыкального руководителя. 9 мая - это особая дата. Поэтому и оформление должно быть по-особому торжественное, понятное, в чем- то даже лаконичное. К подготовке праздничного оформления, атрибутов необходимых для праздника, привлекаются дети. На кружке по бумагопластике мы с ребятами готовили реквизит для предстоящего праздника. В частности дети помогали в изготовлении голубей, что привело их в полный восторг, в итоге голубей у нас получилось почти в два раза больше чем нужно. Ну а слова детей: «Какие они у нас хорошенькие получаются!» или «Вот бы они еще и оживали!» наглядно показывают пользу от данной совместной работы. Еще к празднику мы сделали выставку работ «Знаменательная дата», это аппликация, что также способствует развитию эстетического вкуса ребенка.
Учить детей ориентироваться в пространстве и осваивать различные виды движений под музыку красиво, свободно, координационно помогают перестроения. Перестроения для праздника, посвященного Дню Победы должны быть четкими
, а использование флажков, воздушных шаров добавят торжественности, парадности и красоты. Движения используются уже знакомые, внося немного новых элементов, для того, чтобы не было долгого разучивания и репетирования. Репетиций же самого праздника не должно быть много. Для данного мероприятия были проведены две полных репетиции, остальные моменты отрабатывались по частям. Перед проведением праздника необходимо провести родительское собрание, на котором требуется обсудить вопросы, связанные с организацией праздника. Вот повестка родительского собрания, проведённого перед мероприятием:
-
Торжественное начало собрания: вступительное слово. -
Праздники в художественно-эстетическом развитии ребёнка. -
Беседа по проведению праздника «Нам нужен разноцветный мир».
Родители участвовали в обсуждении поставленных вопросов и впоследствии приняли активное участие в подготовке и проведении праздника.
Основной этап праздника состоялся 7.05.2022 года и прошел очень успешно. Все участники мероприятия, а так же гости, и зрители праздника получили радостное настроение и массу положительных эмоций. Выходя из зала, благодарили и говорили много хороших слов за организацию и проведение праздника. После праздничных выходных нужно было освежить в памяти детей пережитые эмоции, для этого был организован коллективный просмотр прошедшего праздника, записанного на диск. После просмотра детям было предложено нарисовать праздник. Дети с удовольствием приняли поставленную перед ними задачу, и передали в своих рисунках все полученные впечатления.
Чтобы ответить на поставленный ранее вопрос: насколько эффективны праздники и развлечения как средство для эстетического развития ребенка?- была проведена повторная диагностика 13.05. 2022 года.
Для решения поставленной цели использовались те же методы исследования, что и ранее.
Теперь можно сравнить полученные результаты (рисунок 2).
Рисунок 2 – Сравнительный анализ полученных в результате опытно – экспериментальной работы данных
Видно, что уровень художественно-эстетического развития детей повысился. Поэтому с уверенностью можно сказать, что праздники и развлечения являются эффективным средством художественно - эстетического развития детей.
Заключение
Праздник и развлечение в детском саду – важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.
Праздник для детей – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения детей.
Мы выяснили, что праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности – общение. Это обуславливает возникающие в процессе подготовки праздника сложности: необходимость тщательного отбора речевого материала; разучивание стихов, песен, танцев; формирование необходимых навыков общения.
Мы отметили, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному развитию.
Изучение опыта работы позволяет нам сделать вывод о том, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие воспитателей, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности.
Обобщение опыта работы и анализ праздника и развлечения, позволяет нам выделить два различных подхода к проведению праздников: в одном из них основное внимание уделяется развитию детей, их речевой деятельности; в другом – зрелищности происходящего, эмоциональному общению детей, родителей и педагогов. Это определяет основные различия рассмотренных нами мероприятий.
Мы пришли к выводу, что в праздниках и развлечениях для детей необходимо сочетать и то и другое. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью