Файл: Вопросы к экзамену по экологическому аудиту.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7.11.3. Экоаудиторское заключение должно:

- содержать краткий перечень проверенной отчетности аудируемой организации с указанием отчетного периода;

- включать заявления о том, что ответственность за ведение отчетности и ее достоверность возложена на аудируемую организацию, ответственность аудитора заключается только в выражении мнения о соответствии деятельности аудируемой организации и порядка ведения государственной статистической отчетности законодательству;

- описывать область, объем аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо стандартом корпоративного объединения, в состав которого входит аудируемая организация;

- содержать заявление о том, что аудит был проведен на выборочной основе с целью обеспечения разумной уверенности аудиторов в том, что представленная документация и отчетность не содержат существенных искажений;

- содержать заявление аудитора относительно того, что аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности документации и отчетности во всех существенных отношениях.

7.11.4. Для выражения аудиторского мнения используются слова: «По нашему мнению, документация и отчетность организации отражают достоверно ее деятельность в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от ЧС».

7.11.5. Аудитор должен датировать аудиторское заключение числом, когда был выполнен план аудита. Данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на документацию, отчетность и экоаудиторское заключение события и операции, известные аудитору, и возникшие до этой даты.

7.11.6. Аудиторское заключение должно быть утверждено руководителем экоаудиторской организации или уполномоченным им лицом. Подписи должны быть скреплены печатью. В случае если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, аудиторское заключение должно быть подписано только аудитором.

Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном экоаудиторской организацией (аудитором) и аудируемой организацией, но и экоаудиторская организация и аудируемая организация должны получить не меньше чем по одному экземпляру аудиторского заключения.


7.11.7. В соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности мнения аудиторов о соответствии деятельности аудируемой организации, ее документации и отчетности законодательству представляется в одной из следующих форм:

 безоговорочно положительное мнение, если экоаудиторская группа аудитор приходит к заключению о том, что документация и отчетность дают достоверное представление о деятельности аудируемой организации в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от ЧС;

 модифицированное аудиторское заключение, если возникли факторы:

- не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемой организации и раскрытой в документации и отчетности;

- влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

7.11.8. Аудиторское заключение может быть модифицировано посредством включения части, привлекающей внимание к ситуации, влияющей на документированную отчетность, но рассмотренной в пояснениях к отчетности.

7.11.9. Часть, не влияющая на аудиторское мнение, обычно включается после части с выражением мнения и содержит указание на то, что данная ситуация не является основанием для включения оговорки в аудиторское мнение.

7.11.10. Аудитор не в праве выразить безоговорочно положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

а) ограничен объем работы аудитора;

б) имеется разногласие с руководством относительно:

- допустимости осуществляемой деятельности, способов и приемов ее проведения;

- адекватности раскрытия информации в документации и отчетности.

Обстоятельства, указанные в подпункте «а», могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения.

Обстоятельства, указанные в подпункте «б», могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отрицательному мнению.

7.11.11. Мнение с оговоркой должно быть выражено, если аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно содержать формулировку: «за исключением влияния обстоятельств...» (указать обстоятельства, к которым относится оговорка).



7.11.12. Отказ от выражения мнения имеет место, когда ограничение области и объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности документации и отчетности.

7.11.13. Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда наличие какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для документации и отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер документации и отчетности.

7.11.14. Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно положительного, он должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении. Как правило, эта информация излагается в отдельной части, предшествую¬щей части с выражением мнения или с отказом от выражения мнения, и может включать ссылку на более подробную информацию (при ее наличии) в пояснениях к документации или отчетности.

Примерная форма экоаудиторского заключения дана в приложении 9.

Согласно приказа РПН РФ №447 критерии аудита в области охраны атмосферного воздуха содержатся в приложении 5. В приложении обозначено 28 критериев, которые характеризуют:

  • внесение платы за выбросы;

  • учет выбросов вредных веществ в атмосферу;

  • наличие разрешения на выбросы вредных веществ стационарными источниками выбросов;

  • наличие предельно допустимых выбросов веществ для конкретных источников выбросов;

  • наличие установок очистки газа на источниках выбросов;

  • своевременный вывоз отходов, загрязняющих атмосферный воздух;

  • инвентаризация источников и выбросов в атмосферных воздух;

  • производственный контроль за охраной воздуха и мониторинг состояния атмосферного воздуха на объектах НВОС;

  • осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий загрязнения воздуха.

Все критерии описаны в статьях 9 (часть 1), 12 (части 3-5), 14 (части 1,3), 15 (части 3,4), 16 (части 3,7), 18, 19 (часть 3), 22 (часть 1), 25, 30 Федерального закона № 96 от 4 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха»

  1. Критерии аудирования в области обращения с опасными отходами.

Согласно приказа РПН РФ №447 критерии аудита в области обращения с отходами содержатся в приложении 4. В приложении обозначено 66 критериев, которые характеризуют:


  • наличие лицензии на обращение с отходами;

  • наличие и инвентаризация мест размещения отходов;

  • мониторинг состояние ОС на ОРО;

  • отнесение отходов к конкретному классу опасности;

  • запрет на размещение отходов в границах населенных пунктов, ООПТ, местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем, водосборных участках и т.д.;

  • нормативы образования и утилизации отходов, их учет;

  • предоставление отчетности об обращении с отходами в органы Росприроднадзора;

  • оплату производителем экосбора.

Все критерии описаны в статьях 10, 11, 12, 14, 18, 19, 24, 26 Федерального закона от 22.05.98 № 89 «Об отходах производства и потребления».

  1. Критерии аудирования в области осуществления платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно приказа РПН РФ №447 критерии аудита в области осуществления платежей за негативное воздействие на ОС содержатся в всех приложениях. В целом, критерии характеризуют: Все критерии описаны в статьях 20 (часть 4), 45 (части 1-4), 54, 56 и 71 закона Российской Федерации от 19.12.98 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды».





  1. Критерии аудирования по экосбору. Определение экосбора.

На основании пункта 1 статьи 24.1 Закона 89-ФЗ утилизацию отходов от использования товаров, утративших потребительские свойства, обязаны обеспечивать их производители либо импортеры. Но чтобы выполнить это требование, отходы нужно собрать. Производители, импортеры товаров могут либо самостоятельно организовать сбор, обработку, утилизацию отходов от использования аналогичных товаров, либо заключить соответствующий договор с лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (п. 4 ст. 24.1 Закона 89-ФЗ). Производитель (импортер), не осуществляющий утилизацию вышеозначенными способами, уплачивает экологический сбор.

Нормативы утилизации устанавливаются для каждой группы товаров, подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров за истекший календарный год. Раз в три года они пересматриваются. Нормативы на 2015–2017 годы приведены в распоряжении Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р.


Взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Расчет суммы экологического сбора производится по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 (зарег. в Минюсте России). Он представляется ежегодно в срок до 15 апреля в территориальный орган Росприроднадзора с приложением копии платежных документов об уплате экологического сбора.

Постановлением № 1073 (п. 25) установлено: в случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора в установленные сроки территориальный орган Росприроднадзора направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности. Если в течение 30 календарных дней со дня получения такого требования плательщик не погасит задолженность в добровольном порядке, она будет взыскана в судебном порядке. Штрафов за неисполнение данной обязанности не предусмотрено, судебной практики пока тоже нет. Кроме того, Росприроднадзор в письме от 16.03.2017 № АС-10-02-36/5284 предупреждает: на основании статьи 29 Закона № 89-ФЗ деятельность юридических лиц, осуществляемая с нарушением законодательства в области обращения с отходами, может быть прекращена.