Файл: Вопросы к экзамену по экологическому аудиту.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обстоятельства, указанные в подпункте «б», могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отрицательному мнению.

7.11.11. Мнение с оговоркой должно быть выражено, если аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руко-водством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно содер-жать формулировку: «за исключением влияния обстоятельств...» (указать обстоятельства, к кото-рым относится оговорка).

7.11.12. Отказ от выражения мнения имеет место, когда ограничение области и объема ауди-та настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности документации и отчетности.

7.11.13. Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда наличие какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для документации и отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер документации и отчетности.

7.11.14. Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно положительного, он должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении. Как правило, эта информация излагается в отдельной части, предшествующей части с выражением мнения или с отказом от вы-ражения мнения, и может включать ссылку на более подробную информацию (при ее наличии) в пояснениях к документации или отчетности.

Примерная форма экоаудиторского заключения дана в приложении 9.


  1. Отчет по аудиту.

7.10. Подготовка отчета по экоаудиту.

7.10.1. Отчет об аудите составляет руководитель экоаудиторской группы (с участием аудиторов), который несет ответственность за полноту, достоверность и доступность для по-нимания отчета.

7.10.2. Отчет должен быть подписан всеми аудиторами и утвержден руководителем эко-аудиторской организации.

7.10.3. Срок подготовки отчета определяется в зависимости от объема аудита заказчиком и руководителем аудиторской организации.

Форма титульного листа и рекомендуемое содержание отчета представлены в приложении 8.

В содержание отчета следует включать следующее:

· Подпись руководителя команды по аудиту,


· Любые дополнительные комментарии (неохваченные области, неразрешенные противоположные взгляды с аудитируемым и т.п.),

· Свидетельства проведенных испытаний/калибровок,

· Обнаруженные отклонения,

· Можно включить проверенные вопросы, по которым не было выявлено отклонений,

· Слабые места, предупреждающие действия и действия по улучшению, выявленные при аудите,

· Сильные моменты, выявленные при аудите,

· Важно поддерживать последовательную нумерацию страниц, включая общее количество страниц,

· Следование плану аудита (подробно или со ссылкой на документ, который содержит план аудита),

· Область применения аудита (проверяемая деятельность),

· Критерии аудита и вся подвергшаяся оценке документация системы менеджмента лаборатории (в этом случае важно рассматривать текущую редакцию документов),

· Цели аудита,

· Информация о тех, кто присутствовал на заключительном совещании,

· Информация об аудитируемом, указание имен или задач,

· Дата отчета,

· Информацию о команде по аудиту, с ясным указанием, кто исполнял роль руководителя команды по аудиту,

· Дату проведения аудита,

· Название, например, “Отчет по аудиту в соответствии с критериями стандарта ISO XXXX в лаборатории XXXX”,

· Ссылку на отчет (уникальный идентификатор),

· Рекомендуется получить подтверждение о получении отчета от аудитируемого.

........................

Результатом экологического аудита является составление экологического отчета предприятия.

Отчет о проведении экоаудита должен отражать:

· соответствие системы экологического менеджмента целям экологической политики предприятия, законодательным требованиям и требованиям заинтересованных групп;

· выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки и эффективность корректирующих действий;

· заключение и рекомендации по улучшению системы менеджмента.

Информативные экологические отчеты содержат в себе:

· общие сведения о предприятии (5%);

· руководящие экологические принципы предприятия (5%);

· представление системы экологического менеджмента (10%);

· экологические программы и цели (15%);

· представление материальных и энергетических потоков (10%);



· анализ и оценку экологических проблемных областей (10%);

· описание экологических аспектов продуктов (15%);

· влияние природоохранных мероприятий на уровень выручки (5%);

· коммуникацию с адресатами (группами интересов) (5%);

· возможность обратной связи (5%);

· достоверность (5%);

· принципы составления баланса (5%);

· соответствие запросам целевых групп (5%).

  1. Документирование и поддержание записей по программе экоаудита.

В целях обоснованности результатов экоаудита аудитор обязан иметь достаточно представительные свидетельства экоаудита — ссылки на информацию, содержащуюся в документации организации, характеризующую ее деятельность в перечисленных выше областях и имеющую отношение к критериям аудита.

Аудитор должен документально оформлять записи, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и корпоративным стандартом.

Под документацией понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора, получаемые и хранимые аудитором на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

Документация экоаудиторской группы должна содержать:

-план аудита;

-программу аудита;

-план-график аудита;

-результаты проверки документации и отчетности аудируемой организации (рабочие записи аудитора);

-протоколы выявленных отклонений (несоответствий);

-статус мероприятий по устранению отклонений (срочность их выполнения);

-протоколы вводного и заключительного совещания аудиторской группы с руководством аудируемых подразделений.

Рабочие записи используются аудитором:

-при осуществлении текущего контроля выполненной работы (итоги которой обычно подводятся в конце рабочего дня на совещании аудиторов);

-для фиксирования аудиторских доказательств, подтверждающих выводы аудитора.

Аудитор должен составлять рабочую документацию в форме и объеме, необходимых и достаточных для понимания выполненных им аудиторских процедур, их результатов и сделанных выводов.

В случаях, когда аудитор оценивал сложные принципиально важные вопросы деятельности или высказывал по ним профессиональное суждение, в рабочую документацию следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.


Аудитор вправе определять состав и объем документации, руководствуясь своим профессиональным мнением. Вместе с тем объем документации должен быть таков, чтобы в случае передачи работы другому аудитору он смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять результаты проделанной работы и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.

Допускается использовать графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемой организацией. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы оформлены надлежащим образом.

Рабочие документы обычно содержат:

-информацию, касающуюся организационно правовой формы деятельности и административной структуры аудируемой организации;

-копии юридических документов, соглашений и протоколов или извлечения из них;

информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемая организация осуществляет свою деятельность;

-информацию, отражающую процесс корректировки плана-графика аудита;

-доказательства понимания аудитором документации госстатотчетности и результатов -производственного экологического контроля;

-иллюстрацию наиболее важных экологических показателей деятельности организации и тенденций их изменения;

-сведения о характере, временных рамках, объеме ранее проведенных аудиторских процедур и результатах их выполнения;

-копии сообщений, направленных другим аудиторам, техническим экспертам и третьим лицам, и полученных от них ответы;

-копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемой организации или обсуждавшимся с ними, выявленные существенные отклонения, письменные заявления, полученные от аудируемой организации;

-выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе аудита, и сведения -о действиях, предпринятых им в связи с этим;

-отклонения (несоответствия) и подтверждающие их свидетельства аудита, классифицированные и ранжированные, проанализированные руководителем аудиторской группы и руководителем аудируемого подразделения для подтверждения объективности свидетельств аудита.

Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы соответствовать целям аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведе­ния. Рекомендуется использовать разработанные аудиторской организацией типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения, отчета, заключения, протоколов, совещаний и т.д.).


В случае проведения аудиторских проверок в течение ряда лет некоторые файлы рабочих документов (папки) могут быть отнесены к категории постоянных, обновляемых по мере поступления новой информации.

Рабочие документы являются собственностью аудитора.

Они могут быть предоставлены аудируемой организации по усмотрению аудитора, но не должны служить заменой каких-либо записей и документации аудируемой организации.

После подготовки экоаудиторского отчета и экоаудиторского заключения (завершения экоаудита) и при отсутствии каких-либо разногласий по форме принятого экоаудиторского заключения рабочие документы передаются экоаудиторской организации для проведения технического контроля (при необходимости) и уничтожения в надлежащем порядке.

  1. Экоаудиторское заключение.

7.11. Экоаудиторское заключение

7.11.1.Экоаудиторское заключение: официальный документ, разрабатываемый по результатам экоаудиторской проверки, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение экоаудиторской организации или индивидуального аудитора-эколога о соответствии деятельности проверяемой организации в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от ЧС природного и техногенного характера требованиям законодательства, правилам, инструкциям и стандартам, а также о достоверности ее государственной статистической отчетности в указанных областях деятельности.

7.11.2. Экоаудиторское заключение имеет следующую структуру:

а) название: «Экоудиторское заключение о деятельности»; организации»;

б) сведения об аудируемой организации и адресате (собственник аудируемой организации, акционеры, совет директоров и т.д.);

в) сведения об экоаудиторской организации (индивидуальном аудиторе) с указанием членства в профессиональном объединении аудиторов-экологов;

г) введение;

д) область и объем аудита;

е) мнение аудиторов, представленное в одной из установленных федеральными правилами (стандартами) форм – положительное; модифицированное; отрицательное;

ж) дата аудиторского заключения;

з) подписи аудиторов.

Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.