ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- окружающая среда в границах санитарно-защитной зоны объектов экоаудируемого субъекта, в процессе деятельности которого оказывается воздействие на окружающую среду;
- хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказать воздействие на состояние окружающей среды;
- документация экоаудируемого субъекта (техническая, технологическая, эксплуатационная и др.);
- бизнес-планы инвестиционных проектов при проведении модернизации или реконструкции действующего производства, создании нового производства и ежегодные бизнес-планы развития хозяйственной и иной деятельности, при которой имеется вероятность возникновения экологического риска;
- другие объекты, связанные с охраной окружающей среды, использованием природных ресурсов, обеспечением экологической безопасности.
-
Экологический и финансовый аудит. Сходства и различия.
Из сравнения экологического аудита с финансовым следует, что экологической аудит является добровольным видом деятельности, который осуществляется на основе разработанных базовых положений и принципов и не имеет жёсткой регламентации и ограничений.
В настоящее время разрабатывается ряд установочных положений для приближения модели экологического аудита к модели финансового. Результатом этих ограничений, вероятно, будут два типа экологического аудита, которые будут проводиться в соответствии с целями внутренней политики компании и внешних контролирующих структур, что приближается к системе внутреннего и внешнего финансового аудита. Как и в финансовом аудите, предполагается проверка деятельности компании и её аттестация сторонними организациями.
Сравнение экологического и финансового аудита.
Финансовый аудит Экологический аудит
1 Установленные законом требования (условия) 1 Добровольная деятельность предприятия
2 Ежегодное событие 2 Нет фиксированного расписания
3 Подтверждение в официальном бюллетене 3 Советы и рекомендации
4 Осуществляется внешней 4 Является внутренним механизмом управления предприятием организацией и опубликовывается
5 В рамках существующих стандартов, 5 Несколько правил и стандартов, в
правил, законов том числе международных, установленных на данный момент
времени
6 Установленный законом минимальный 6 Требования к выполняемой работе
объём работы, необходимый для оговариваются индивидуально.
предоставления перед аттестацией
-
Виды и параметры аудита.
В зависимости от исполнителя экоаудита общепризнанны следующие виды экоаудита:
-
внутренний (аудит «первой стороны»): проводится специалистами из состава персонала проверяемой организации или иной организации от ее имени; экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость только в рамках проверяемой организации; -
внешний:- аудит «второй стороны», проводимый сторонами, заинтересованными в деятельности аудируемой организации предприятия (например: органом управления корпоративного объединения в отношении организации, входящей в корпоративное объединение; органом административного управления юридического лица в отношении его филиала); экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость в рамках корпоративного объединения;
- аудит «третьей стороны», проводимый независимой экоаудиторской организацией или индивидуальным аудитором-экологом; экоаудиторское заключение имеет юридическую значи-мость во взаимоотношениях проверяемой организации с заинтересованными сторонами, включая природоохранные органы, судебные органы, граждан и их объединения, инвесторами, стра-ховщиками и т.д.;
-
комплексный: всех видов основной производственной деятельности и Деятельности по жизнеобеспечению аудируемой организации; -
совместный: проводится одновременно несколькими независимыми экоаудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами-экологами; -
плановый (внеплановый).
При определении параметров экологического аудита следует принимать во внимание:
• степень детальности анализа деятельности предприятия, которая используется в аудите, т.е. касающаяся отдельных сторон или всей деятельности компании;
• выработка концепции и мер, направленных на достижение согласования с нормативами и лимитами, установленными природоохранными органами;
• географическое положение объекта (число офисов и местоположение заводов);
• временная структура (частота проведения аудитов);
• предмет экологического аудита (воздух, вода, земли, энергопотребление, отходы).
-
Процедура аудирования.
Процедура экологического аудита должна обеспечивать возможность оценки соответствия проверяемого объекта установленным, для него критериям экологического аудита - Процедура проведения экологического аудита простой и доступной в управлении и исполнении.
Перед проведением аудита необходимо:
• идентифицировать процессы, используемые в коммерческой деятельности или производственном процессе объекта аудирования;
• четко установить целевую направленность политики и планов предприятия;
• определить компетенцию аудита, включая его структуру и масштаб;
• разработать процедуры, устанавливающие порядок выполнения аудита.
Основными этапами процедуры экологического аудита являются:
• проверка первичной документации, журналов регистрации и прочих материалов, регистрирующих показатели природоохранной деятельности; Сбор информации в рамках проведения аудита, включая собеседование с персоналом;
• визуальное обследование объекта, проверка состояния и эксплуатации технических средств;
• инструментальный анализ параметров окружающей среды и факторов негативного воздействия;
• выработка рекомендаций пo совершенствованию природоохранной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов.
При проведении аудита предприятие получает ряд преимуществ:
• определение возможных путей достижения экологизации деятельности предприятия и выявление причин, препятствующих достижению этой цели;
• снижение вероятности подвергнуться риску судебной тяжбы и выплаты большой компенсации за причиненный ущерб, а также экологических платежей и штрафов;
• усиление экологизации деятельности и политики предприятия, экологической сознательности и повышение экологической ответственности
персонала предприятия;
• определение степени соответствия деятельности предприятия экологическим нормативам качества окружающей среды, установленным органами федеральной государственной власти и субъектами федерации;
• разработка мер по улучшению экологической деятельности предприятия и одновременно по снижению стоимости производимой продукции;
• разработка информационной базы немедленного реагирования на случай возникновения опасности;
• улучшение методов управления при решении экологических проблем;
• Уэкономическое стимулирование проектов, обеспечивающих снижение отрицательного воздействия на окружающую природную среду;
• улучшение взаимоотношений со структурами власти и общественностью;
• оценка-риска и ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды в результате производственной или иной деятельности предприятия;
• соответствие стандарта, устанавливающим преемлемый уровень экологического риска, или экологоэточеским критерием.
Процедура экологического аудирования предусматривает оформление его результатов в виде экологического аудиторского заключения (далее аудиторское заключение), представляемого Заказчику. Аудиторское заключение — официальный документ, заверенный подписью и печатью эколога аудитора или
аудиторской организацией и содержащий заключение о соответствии отчетности и деятельности хозяйствующего субъекта действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и
природоохранных органов и рекомендациям по устранению выявленных недостатков.
Аудиторское заключение составляется по установленной форме и должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.
1. В вводной части указываются:
• для аудиторской организации — юридический адрес и телефоны; порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчётного счёта; фамилия, имя и отчество всех аудиторов, принимавших участие в проверке;
• для аудитора, работающего самостоятельно, — фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчётного счёта.
2. В аналитической части указываются:
• наименование субъекта экологического аудита и период его деятельности, за который проводится проверка;
• результаты экспертизы соответствия действующему экологическом законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписания государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности, составлению соответствующей отчётности и состоянию внутреннего контроля, обеспечивающему выполнение требований экологической безопасности;
• факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений экологического законодательства и правил составления нормативной и статистической документации предприятия (субъекта экологического аудита), а также нарушений экологического законодательства, которые нанесли или могут нанести ущерб государству и проживающему населению.
3. В итоговой части аудиторского заключения содержится запись подтверждении соответствия действующему экологическому законодательств экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и
природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности. В случае если субъектом — Заказчиком в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения природоохранительного законодательства, в итоговой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения
соответствия действующему экологическому законодательству экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности.