Файл: Выпускная квалификационная работа возможности сингапурских технологий в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет»

(ГГТУ)

Истринский профессиональный колледж – филиал ГГТУ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Возможности сингапурских технологий в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения


Выполнила:

Позднякова Софья Андреевна,

студентка группы ПНК18.1А

по специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

очной формы обучения

Руководитель:

Минькова Наталья Валерьевна

Оценка: _____________________

______________ /Карасева В.П.,

заместитель директора по учебной работе

Истра

2022

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения с использованием сингапурских технологий ……...…. 6

    1. Сущность понятия и условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий

    2. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

    3. Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения с помощью сингапурских технологий

Глава 2. Методические особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения с применением сингапурских технологий .……..….…27





    1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

    2. Практическое применение сингапурских технологий на уроках литературного чтения

Заключение ……………………………………………………….…………….….40

Список используемой литературы …………………………………………….…43

Приложение ………………………………………………………………….…….47
Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что одной из важных функций современного образования является воспитание личности, готовой жить в быстро меняющемся мире, постоянно развиваться и обучаться, для чего необходимым условием является сформированность коммуникативных компетенций.


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования школа должна сформировать у обучающихся комплекс универсальных учебных действий. В их число входят и коммуникативные универсальные учебные действия, позволяющие человеку успешно адаптироваться к социальной реальности, постоянно самосовершенствоваться, приобретая новый социальный опыт.

Обучение в школе – это процесс взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Ученик должен стать активным участником учебного процесса и решать реальные проблемы в сотрудничестве с педагогом или другими учениками. Коммуникативные умения и навыки должны развиваться на каждой учебной дисциплине, что требует наиболее эффективных приемов и методов организации сотрудничества и взаимодействия в обучении. Большие возможности по формированию навыков коммуникации предоставляет дисциплина «Литературное чтение».

Сингапурская методика обучения ориентирована на решение проблемы успешности коммуникативной деятельности обучающихся. В основе ее лежит технология сотрудничества, система кооперативного обучения Спенсера Кагана, идеи известного русского психолога Л.С. Выготского, советских педагогов В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Она позволяет каждому участвовать в работе на уроке, постоянно меняться ролями, учиться слушать, слышать, принимать решения, брать на себя ответственность за группу, за партнеров, помогать другим [18].

Таким образом, тема настоящей выпускной квалификационной работы является актуальной и может стать темой изучения.

Объект – коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников.

Предмет – возможности сингапурских технологий в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

Цель изучения – выявление возможностей сингапурских технологий в формировании коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. раскрыть сущность понятия и условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий;

  2. проанализировать особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения;

  3. изучить специфику формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения с помощью сингапурских технологий;

  4. практически выявить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;

  5. практически разработать и провести задания на формирование коммуникативных универсальных учебных действий по сингапурской технологии на уроках литературного чтения

  6. проанализировать результаты проведённой работы


Методы изучения:

  • теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения;

  • изучение и обобщение педагогического опыта;

  • количественный и качественный анализ результатов;

  • педагогическое наблюдение;

  • анкетирование.

Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что данный материал может быть использован в практической деятельности студентов, учителей начальных классов и других специалистов при подготовке уроков или внеклассных мероприятий в области литературного чтения с помощью сингапурских технологий.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения с использованием сингапурских технологий



    1. Сущность понятия и условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий



Общение занимает ключевое место в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на поведение отдельных людей и групп.

Общение – это сложный, многогранный процесс, который изучается различными науками: философией, психологией, социальной психологией, педагогикой, социологией, лингвистикой и т.д.

В педагогике А.Ю. Коджаспиров дает следующее определение: «общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. Общение является необходимым условием развития и формирования личностей и групп». [13; с.83]

Вступая в общение, то есть, взаимодействуя друг с другом, обычно преследуют конкретные цели. Р.С. Немов выделяет следующие:

  • обмен или передача информации;

  • формирование профессиональных умений и навыков;

  • развитие личностных и деловых качеств;

  • формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;

  • обмен деятельностью, инновационными приемами и техниками, средствами и технологиями;

  • осуществление коррекции, изменение мотивации поведения;

  • обмен эмоциональными состояниями и чувствами. [16; с. 318]


В отечественной психологии общение рассматривается как одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми.

Из работ психологов Л.С. Выготского, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева вытекает, что для полноценного общения человек должен обладать такими способностями, как правильно и быстро ориентироваться в условиях общения, правильно планировать свою речь, отбирать содержание общения, находить адекватные языковые средства для выражения мыслей и обеспечения обратной связи: умение оказывать и принимать знаки внимания, реагировать на критику, на поведение другого человека, умение просить, отвечать "нет" в нужной ситуации, принимать и оказывать сочувствие. [10; с. 240]

Младший школьник – это человек, который только осваивает навыки общения, открывает для себя различные стили коммуникации и учится отстаивать свое мнение.
В настоящее время согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования организация  учебной деятельности обучающихся строится на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе овладения универсальными учебными действиями. Универсальные учебные действия истолковываются, как умение учиться, способность обучающихся развиваться и совершенствоваться путем сознательного и активного приобретения нового социального опыта. Это навыки, которые должны закладываться на всех уроках в начальной школе.
В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия снабжают человека такими умениями как принимать позицию других людей, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить результативное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. [6]

Овладение коммуникативными навыками предполагает, что выпускник начальной школы научится:


  • принимать во внимание и координировать в сотрудничестве взгляды других людей, которые отличаются от собственных;

  • учитывать различные взгляды и интересы и обосновывать свою собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов в решении проблем;

  • обосновывать собственную позицию и согласовать ее с позицией партнеров по сотрудничеству, чтобы найти общее решение в совместной деятельности;

  • вносить вклад в разрешение конфликтов продуктивным способом, принимая во внимание интересы и позиции всех участников;

  • согласно целям коммуникации передавать партнеру необходимую информацию точно, последовательно и в достаточной полноте для дальнейшего построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в рамках сотрудничества;

  • правильно использовать речь для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планировать и регулировать собственную деятельность.
Именно коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, которые составляют основу умения учиться. Задача учителя – воспитать человека, компетентного в общении, поскольку сегодня