Файл: Выпускная квалификационная работа возможности сингапурских технологий в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Истринский профессиональный колледж – филиал ГГТУ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Возможности сингапурских технологий в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения
Выполнила:
Позднякова Софья Андреевна,
студентка группы ПНК18.1А
по специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
очной формы обучения
Руководитель:
Минькова Наталья Валерьевна
Оценка: _____________________
______________ /Карасева В.П.,
заместитель директора по учебной работе
Истра
2022
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения с использованием сингапурских технологий ……...…. 6
-
Сущность понятия и условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий -
Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения -
Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения с помощью сингапурских технологий
Глава 2. Методические особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения с применением сингапурских технологий .……..….…27
-
-
-
Диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников -
Практическое применение сингапурских технологий на уроках литературного чтения
-
Заключение ……………………………………………………….…………….….40
Список используемой литературы …………………………………………….…43
Приложение ………………………………………………………………….…….47
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что одной из важных функций современного образования является воспитание личности, готовой жить в быстро меняющемся мире, постоянно развиваться и обучаться, для чего необходимым условием является сформированность коммуникативных компетенций.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования школа должна сформировать у обучающихся комплекс универсальных учебных действий. В их число входят и коммуникативные универсальные учебные действия, позволяющие человеку успешно адаптироваться к социальной реальности, постоянно самосовершенствоваться, приобретая новый социальный опыт.
Обучение в школе – это процесс взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Ученик должен стать активным участником учебного процесса и решать реальные проблемы в сотрудничестве с педагогом или другими учениками. Коммуникативные умения и навыки должны развиваться на каждой учебной дисциплине, что требует наиболее эффективных приемов и методов организации сотрудничества и взаимодействия в обучении. Большие возможности по формированию навыков коммуникации предоставляет дисциплина «Литературное чтение».
Сингапурская методика обучения ориентирована на решение проблемы успешности коммуникативной деятельности обучающихся. В основе ее лежит технология сотрудничества, система кооперативного обучения Спенсера Кагана, идеи известного русского психолога Л.С. Выготского, советских педагогов В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Она позволяет каждому участвовать в работе на уроке, постоянно меняться ролями, учиться слушать, слышать, принимать решения, брать на себя ответственность за группу, за партнеров, помогать другим [18].
Таким образом, тема настоящей выпускной квалификационной работы является актуальной и может стать темой изучения.
Объект – коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников.
Предмет – возможности сингапурских технологий в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения
Цель изучения – выявление возможностей сингапурских технологий в формировании коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-
раскрыть сущность понятия и условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий; -
проанализировать особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения; -
изучить специфику формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения с помощью сингапурских технологий; -
практически выявить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников; -
практически разработать и провести задания на формирование коммуникативных универсальных учебных действий по сингапурской технологии на уроках литературного чтения -
проанализировать результаты проведённой работы
Методы изучения:
-
теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения; -
изучение и обобщение педагогического опыта; -
количественный и качественный анализ результатов; -
педагогическое наблюдение; -
анкетирование.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что данный материал может быть использован в практической деятельности студентов, учителей начальных классов и других специалистов при подготовке уроков или внеклассных мероприятий в области литературного чтения с помощью сингапурских технологий.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения с использованием сингапурских технологий
-
Сущность понятия и условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Общение занимает ключевое место в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на поведение отдельных людей и групп.
Общение – это сложный, многогранный процесс, который изучается различными науками: философией, психологией, социальной психологией, педагогикой, социологией, лингвистикой и т.д.
В педагогике А.Ю. Коджаспиров дает следующее определение: «общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. Общение является необходимым условием развития и формирования личностей и групп». [13; с.83]
Вступая в общение, то есть, взаимодействуя друг с другом, обычно преследуют конкретные цели. Р.С. Немов выделяет следующие:
-
обмен или передача информации; -
формирование профессиональных умений и навыков; -
развитие личностных и деловых качеств; -
формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом; -
обмен деятельностью, инновационными приемами и техниками, средствами и технологиями; -
осуществление коррекции, изменение мотивации поведения; -
обмен эмоциональными состояниями и чувствами. [16; с. 318]
В отечественной психологии общение рассматривается как одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми.
Из работ психологов Л.С. Выготского, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева вытекает, что для полноценного общения человек должен обладать такими способностями, как правильно и быстро ориентироваться в условиях общения, правильно планировать свою речь, отбирать содержание общения, находить адекватные языковые средства для выражения мыслей и обеспечения обратной связи: умение оказывать и принимать знаки внимания, реагировать на критику, на поведение другого человека, умение просить, отвечать "нет" в нужной ситуации, принимать и оказывать сочувствие. [10; с. 240]
Младший школьник – это человек, который только осваивает навыки общения, открывает для себя различные стили коммуникации и учится отстаивать свое мнение.
В настоящее время согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования организация учебной деятельности обучающихся строится на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе овладения универсальными учебными действиями. Универсальные учебные действия истолковываются, как умение учиться, способность обучающихся развиваться и совершенствоваться путем сознательного и активного приобретения нового социального опыта. Это навыки, которые должны закладываться на всех уроках в начальной школе.
В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия снабжают человека такими умениями как принимать позицию других людей, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить результативное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. [6]
Овладение коммуникативными навыками предполагает, что выпускник начальной школы научится:
-
принимать во внимание и координировать в сотрудничестве взгляды других людей, которые отличаются от собственных; -
учитывать различные взгляды и интересы и обосновывать свою собственную позицию; -
понимать относительность мнений и подходов в решении проблем; -
обосновывать собственную позицию и согласовать ее с позицией партнеров по сотрудничеству, чтобы найти общее решение в совместной деятельности; -
вносить вклад в разрешение конфликтов продуктивным способом, принимая во внимание интересы и позиции всех участников; -
согласно целям коммуникации передавать партнеру необходимую информацию точно, последовательно и в достаточной полноте для дальнейшего построения действия; -
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в рамках сотрудничества; -
правильно использовать речь для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планировать и регулировать собственную деятельность.