Файл: Выпускная квалификационная работа возможности сингапурских технологий в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
компетентность, а также грамотность в общении являются одной из составляющих успеха в любой сфере жизни. Коммуникативные универсальные учебные действия имеют многогранный характер. В связи с этим необходимо выделение возрастных особенностей коммуникативных действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования.
Большинство исследователей, таких как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С. Мучина, С.Л. Рубинштейн, работы которых посвящены психолого-педагогическим аспектам воспитания детей младшего школьного возраста, утверждают, что возраст от 6 до 10 лет – один из самых сложных периодов жизни детей. В этот период ученик понимает свое ограниченное место в системе отношений "ребенок-взрослый". В своих действиях он выражает желание быть значимым, быть в центре внимания. В то же время ребенок осознает свои способности и понимает их ограничения. Ученик осознает себя, определяет себя и свое место в обществе. [10; с. 244]

Для младшего школьника характерны определенные особенности в психической деятельности и в деятельности поведения: восприимчивость, внушаемость, податливость; отзывчивость, способность к сопереживанию; общительность; легкая возбудимость, эмоциональность.; любознательность и запечатлеваемость; отчетливое проявление в поведении типологических свойств высшей нервной деятельности; бодрое и радостное настроение; преобладающие мотивы связаны с интересом к миру взрослых; установление положительных отношений с окружающими; отчетливое проявление в поведении типологических свойств высшей нервной деятельности; пластичность нервной системы; подвижность, непоседливость; импульсивность поведения; общая недостаточность воли; неустойчивость, непроизвольность внимания [9; с.75].

С поступлением в школу у детей появляются новые потребности: овладение новыми знаниями, точное выполнение учебных требований, проявление пунктуальности и организованности. Ребенок данного возраста нуждается в одобрении со стороны родителей и учителя, стремится занять определенную социальную позицию в обществе.

Помимо всего этого, в системе личностных взаимоотношений тоже происходят определенные изменения: если раньше ребенок мог беззаботно играть, то сейчас ему приходится прикладывать определенные усилия для удержания внимания, контроля поведения и воли. К тому же ребенок должен проделать огромный труд для выстраивания взаимоотношений на новых основаниях с учителями и одноклассниками [27].

При общении со сверстниками первоклассники в первую очередь обращают внимание на те качества, которые легко показать внешне, а также те, на которые чаще всего указывает преподаватель. Ближе к концу начальной школы критерии несколько меняются. Внешний вид остается на первом месте, но добавляется общественная активность. В этом возрасте для детей становятся важными определенные личные качества: уверенность в себе, честность и независимость. Младшие школьники начинают считать друзьями тех, кто помогает им, разделяет их интересы, откликается на их просьбы [14].
Рассматривая коммуникативные умения детей, стоит отметить, что коммуникативные умения – это всегда осознанные действия при общении, подтверждением чему является способность ребенка школьного возраста строить свое общение, основываясь на поставленные задачи, анализируя и оценивая взаимодействие со взрослыми и ровесниками, выверяя коммуникативную ситуацию и отношения с собеседниками [17]. Коммуникативные умения детей подразумевают их умения и навыки, которые необходимы в общении для создания и определения действий, соответствующих коммуникативной ситуации.

Проблематика развития коммуникативных умений детей достаточно широко представлена в работах психологов и педагогов разных поколений. Непосредственно изучением проблемы формирования коммуникативных умений у младших школьников занимались российские ученые: Н.В. Кузьмина, В.С. Мухина, В.Н. Мясищева, Р.С. Немов, Т.А. Ладыженская, В.Ю. Липатова, Л.Р. Мунирова, А.А. Максимова, Л.Г. Антонова и др. В своих работах авторы придают младшему школьному возрасту значение важного этапа социализации и развития коммуникативных умений детей. Они рассматривают структуру коммуникативных умений, определяют критерии их сформированности.

Л.Г. Антонова выделяет следующие основные характеристики коммуникативных умений младших школьников по отношению к ровесникам:

- степень адресованности высказываний, умение привлечь к себе внимание партнера;

- степень доброжелательности;

- аргументированность высказываний, характеризующееся наличием или отсутствием значимых для сверстника обоснований в них. [5, с. 36]

Предлагаемая система выявления особенностей коммуникативных навыков младших школьников по отношению к их сверстникам позволяет более точно определить и описать степень овладения коммуникативными умениями, каждым ребенком и детским коллективом в целом.

На основе анализа имеющейся теоретической психолого-педагогической базы изучения особенностей развития коммуникативных умений детей, можно выделить следующие коммуникативные умения детей младшего школьного возраста:



- умение взаимодействовать в общении;

-умение внятно и ясно выражать свои мысли, доносить их до собеседника;

- умение задавать вопросы;

- умение четко вести свое рассуждение;

- умение давать свой отклик во время общения;

- умение слушать собеседника и быть внимательным к тому, что он говорит;

- умение вести живое обсуждение вопроса;

- умение убеждать и доказывать свою точку зрения;

- умение сочувствовать и понимать настроение других.

Эти умения в своем развитии дают основу для формирования соответствующих навыков: ясности, разнообразии и выразительности речи, понятности, точности в словарной передаче и других [11].

Формирование коммуникативных качеств младшего школьника может происходить при помощи разнообразных видов учебной и внеучебной деятельности:

  • учебное сотрудничество (коллективно-распределенная деятельность: коллективная дискуссия, групповая работа, работа в парах и т.д.);

  • творческое сотрудничество (театрализация и инсценирование, совместное художественное творчество и конструирование и т.п.);

  • игровая деятельность;

  • проектная деятельность;

  • социально-значимая деятельность (волонтерство, участие в социальных проектах, осуществляющих помощь сиротам, ветеранам, больным, животным и трудовых акциях) и т. д. [11]

Содержание и методы общения определяют развитие способности ребенка регулировать поведение и действия, познавать мир и определять образ «Я» как систему представлений о себе и отношения к себе. Поэтому в программе развития универсальных учебных действий особое внимание следует уделить развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

Предметом изучения данной работы является формирование коммуникативной культуры на уроках литературного чтения.



    1. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения



Основная образовательная программа начального общего образования определяет литературное чтение как осмысленную, творческую духовную деятельность, обеспечивающую освоение идейно­нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия и включающую формирование всех видов УУД. Предмет «Литературное чтение» обладает широким спектром возможностей, которые повышают коммуникативную культуру [7; с. 146].


Дисциплина способствует развитию умения вести конструктивный диалог, отстаивать свою точку зрения, приводя при этом различные факты и аргументы. Оно так же способствует развитию информационной компетентности – учит работать с объёмами различной информации: позволяет находить нужную информацию в различных словарях и справочниках, учит самостоятельно ориентироваться в учебнике и в отдельно взятом тексте [25].

Помимо информационной и коммуникативной компетентности, формируется ещё и читательская компетентность, которая позволяет выделять главное и второстепенное в тексте, анализировать его, осознавать и воспроизводить в дальнейшем прочитанное окружающим.

Развитие коммуникативных умений младших школьников основывается на их активной речевой деятельности. Именно на этом должно быть сосредоточено внимание учителя.

На уроках литературного чтения ребенок сталкивается со всевозможными формами и видами коммуникации:

  • Диалог. Простыми словами, диалог – это обмен репликами между двумя и более людьми, имеющий определённое смысловое содержание. Такую форму коммуникации можно встретить в различных художественных текстах: в сказках, рассказах, стихотворениях. Такая форма, как диалог способствует формированию у детей тактичности, норм этикета и общества, произведение о котором он читает.

  • Монолог. Монолог – это реплика одного человека. Иногда эта реплика может достигать размера целого текста. Монолог можно, как и диалог, встретить в художественной литературе, чаще всего в рассказах и стихотворениях. Монолог позволяет ребёнку научиться высказывать собственное мнения, вести рассказы, согласно определённой структуре (вступление - основная часть - заключение), приводить аргументы в защиту собственного мнения.

  • Чтение. В процессе чтения учащиеся могут узнать новые слова, вследствие чего пополнить свой словарный запас. Такой вид чтения, как выразительное чтение, позволяет ребёнку познакомиться с интонацией и позволит в дальнейшем осознанно использовать её в своей речи.

  • Пересказ. Пересказ способствует развитию навыка построения речи, а так же развитию умения высказывать свою точку зрения, приводя подходящие аргументы. Существует несколько видов пересказа: краткий, частичный (выборочный), подробный, творческий.

  • Дискуссия. Дискуссия – это публичный спор. В отличие от обычной словесной перепалки, она подразумевает под собой анализ различных точек зрения и поиск единого решения проблемных ситуаций. Такая форма работы на уроке позволяет сформировать у ребёнка умение прислушиваться к мнению других, анализировать услышанные аргументы и выстраивать аргументы в защиту своего мнения [4, с. 253].


На уроках литературного чтения для формирования коммуникативных универсальных учебных действий могут быть успешно использованы следующие методические приемы:

1) Чтение как кооперация (чтение по ролям, драматизация). Существуют формы драматизации различной сложности, которые вводятся постепенно. Основными формами драматизации являются:

  • анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображённых на них героев, истолкование значения «эмоционального знака»;

  • постановка индивидуальных и групповых «живых картин». «Живая картина» — это момент из художественного произведения, запечатлённый не на полотне и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите;

  • подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений);

  • чтение по ролям;

  • драматизация развёрнутой формы — самая сложная, заключающая в себе все средства драматической выразительности, поэтому она вводится не сразу, а постепенно. В зависимости от целей урока, этапа обучения, подготовленности класса развёрнутой драматизации может подвергаться один эпизод, несколько связанных между собой эпизодов, небольшое произведение целиком.

2) Учет позиции собеседника, обоснование строчками из текста заявленного чужого мнения.

3) Постановка вопросов по изучаемому произведению. Вопросы, составляющие беседу, должны быть целесообразны, т. е. нужно знать, зачем, для чего, с какой целью задан тот или иной вопрос. Вопросов и заданий к тексту должно быть немного. Их назначение в том, чтобы направить внимание на такую особенность художественной детали произведения, которая может остаться незамеченной, возбудить мысль и чувства школьников, чтобы способствовать обогащению их духовного мира, вызвать живой обмен мнениями. Побуждая учащихся к свободному обмену мнениями, не стоит забывать о вопросах, выявляющих отношение к прочитанному.

4) Ситуации формирования речевых умений:

  • участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках;

  • умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;

  • владение монологической речью (умение находить монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);

  • оформление своих мыслей в устной и письменной форме (на уровне предложений и небольшого текста) [7; с. 147].