Файл: Выпускная квалификационная работа возможности сингапурских технологий в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Методические особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения с применением сингапурских технологий
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Изучение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий является весьма сложной задачей. Одна из поставленных задач - выяснить, как ребёнок относится к другим людям, как он контролирует свое поведение в процессе общения и как управляет своими эмоциями.
Практическая часть выпускной квалификационной работы была реализована в процессе прохождения преддипломной практики в период с 20.04.2022 по 17.05.2022 в МБОУ «Космодемьянская СОШ», в 4 классе. В данном классе 24 человека. Из них 12 девочек и 12 мальчиков.
Целью практического изучения является выявление влияния сингапурских технологий на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения.
Практическое изучение осуществлялось в пять этапов:
-
Проведение первичной диагностики и анализ полученных результатов; -
Разработка и проведение урока литературного чтения в 4 классе без применения сингапурских технологий; -
Разработка и проведение уроков литературного чтения в 4 классе с применением сингапурских технологий; -
Сравнение полученных результатов, обработка данных; -
Проведение повторной диагностики уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников; обобщение результатов и подведение итогов.
Для выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий использовалась методика российского учёного, доктора педагогических наук М.И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников».
Цель: выявление уровня сформированности коммуникации как общения у младших школьников.
Метод оценивания: индивидуальная работа с детьми.
Проведение методики: методика представляет собой анкету на 10 вопросов: на каждый вопрос следует ответить только «А» - да; «Б» - не всегда; «В» - нет.
Вопросы анкеты представлены в приложении 1.
Критерии оценивания: каждый ответ «А» оценивается в 3 балла, «Б» - 2 балла и «В» - 1 балл.
Затем общее число баллов суммируется и подводятся итоги:
-
высокий уровень – 25 – 30 баллов (ребёнок очень общительный,ребенку свойственнылюбопытность и разговорчивость); -
средний уровень – 20 – 24 баллов (нормальная коммуникабельность,ребёнок визвестной степени общителен и в незнакомой обстановке чувствует себя вполне уверенно); -
низкий уровень – 10 – 19 баллов (ребенок не коммуникабелен,замкнут,неразговорчив, предпочитает одиночество, и поэтому у него, наверное, мало друзей) [20].
Первичная диагностика была проведена перед уроком литературного чтения без применения сингапурских технологий.
В результате первичной диагностики уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий по данной методике у учащихся 4 класса МБОУ «Космодемьянская СОШ» были выявлены следующие данные:
У 6 человек коммуникативные универсальные учебные действия сформированы на высоком уровне, что составляет 25% от всего класса. 14 человек показали средний уровень, что составляет 58%, и 4 человека – низкий уровень, что приравнивается к 17%. Данные отражены на диаграмме:
Вторичная диагностика была проведена в конце преддипломной практики после проведения комплекса уроков с применением сингапурских технологий.
В результате при завершении практического изучения 9 человек имеют высокий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, что составляет 37% от всего класса, 12 человек показали средний уровень, что приравнивается к 50%, низкий уровень у 3 человек, что составляет 13%. Данные отражены на диаграмме:
Ниже представлена сравнительная диаграмма результатов диагностики в начале и при завершении практического изучения:
Таким образом, в результате диагностических работ было выявлено, что по завершению практического изучения с применением сингапурских технологий количество обучающихся с высоким уровнем сформированности коммуникативных универсальных учебных действий увеличилось на 12%. На 8% снизилось количество человек со средним уровнем сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. Также уменьшилось количество учеников с низким уровнем сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. В начале практического изучения их количество составляло 17%, но теперь их число составляет 13%.
2.2. Практическое применение сингапурских технологий на уроках литературного чтения
Исходя из цели практического изучения, для повышения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий был разработан и проведён комплекс уроков по литературному чтению с внедрением сингапурских технологий. В этот комплекс входили уроки по следующим темам:
-
«К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра»; -
«К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра»; -
«Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»»; -
«Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы»; -
«Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Деление произведения на части»; -
«Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев».
Вторым этапом практического изучения является разработка и проведение урока литературного чтения в 4 классе без применения сингапурских технологий. Для этого, согласно календарно-тематическому планированию на период преддипломной практики (Приложение 3), была взята тема «Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа». Данная тема принадлежит к разделу «Страна Фантазия» [12; с. 143]. Технологическая карта урока представлена в приложении 4.
Данный урок был проведен без использования сингапурских технологий.
Целью урока было обеспечение знакомства обучающихся с новым разделом учебника, знакомство с понятием «научно-фантастическая литература», с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова, с произведением «Приключения Электроника», развитие умение анализировать поступки героев. Занятие состояло из следующих этапов: организационный момент, постановка учебной задачи, учебное действие, физкультминутка, действие контроля и самоконтроля, действие оценки и самооценки.
На первом этапе организуется проверка готовности к уроку и настрой на предстоящую работу.
На этапе «Постановка учебной задачи» педагог заинтересовывает учащихся с помощью отрывка из художественного фильма «Приключения Электроника». Организует беседу для знакомства с новым разделом. Задает наводящие вопросы с целью постановки темы и цели урока.
На этапе «Учебное действие» организуется освоение темы урока. Учитель рассказывает о жизни и творчестве Е.С. Велтистова. Затем организует чтение произведения обучающимися по цепочке. Задаёт вопросы для усвоения полученной информации.
После этого этапа проводится физкультминутка с целью восстановления умственной активности, снижения напряжения и статической нагрузки.
На четвертом этапе проводится проверка и закрепление новых знаний.
Для закрепления учитель даёт задание по рядам составить синквейн.
На этапе «Действие оценки и самооценки» учитель вместе с учениками соотносит поставленную в начале урока цель с результатами, полученными в ходе урока. Также ученики проводят самоанализ и самооценку своей деятельности на уроке.
В ходе урока дети были рассеяны, отвлекались, их было достаточно сложно заинтересовать, поскольку они уже привыкли к подобной форме подачи материала. Уровень работы же был средним, дети выполнили все предложенные им задания, но сделали это не с первого раза. Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, зачастую приходилось вновь обращаться к тексту учебника, так как дети не запоминали деталей изучаемого произведения. За весь урок дети мало контактировали между собой.
Второй урок был на тему «К. Булычев «Путешествие Алисы» [12, 150] Особенности фантастического жанра». На данном уроке были применены сингапурские технологии. Технологическая карта урока представлена в приложении 5. Урок был направлен на знакомство с жизнью и творчеством писателя фантаста К. Булычева, чтение отрывка из повести «Путешествие Алисы». Занятие состояло из следующих этапов: организационный момент, постановка учебной задачи, учебное действие, физкультминутка, действие контроля и самоконтроля, действие оценки и самооценки.
На первом этапе организуется проверка готовности к уроку и настрой на предстоящую работу.
На этапе «Постановка учебной задачи» педагог показывает детям видеоматериалы из мультфильма «Тайна третьей планеты». Задает наводящие вопросы с целью постановки темы и цели урока.
На этапе «Учебное действие» организуется освоение темы урока. Рассказывает о жизни и творчестве Кира Булычева. Организует чтение текста на с. 150-156 учебника. Задаёт следующие вопросы для усвоения полученной информации: «От чьего имени ведется рассказ?», «Как герои сначала отнеслись к истории с кустиками? Изменилось ли их отношение потом?», «Сколько кустиков выкопали?», «Для чего папа Алисы приготовил камеру?», «Что знала Алиса о кустах?», «С чем сравнила Алиса кустики?».
После этого этапа проводится физкультминутка с целью восстановления умственной активности, снижения напряжения и статической нагрузки.
На четвертом этапе проводится проверка и закрепление новых знаний с помощью сингапурской системы Quiz-QuizTrade. Обучающиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами, полученные каждым учеником заранее. По сигналу учителя дети встают из-за парт, ищут себе партнеров и по очереди задают вопрос с карточки, затем обмениваются карточками, ищут других партнеров и вновь обмениваются вопросами. Были следующие вопросы: «Сколько раз облетел пустыню космокатер?», «С кем отец Алисы сравнивал кустики?», «О ком идет речь? Вид у него был испуганный, и борода развевалась, словно от ветра.» и другие. После проведения структуры Quiz-QuizTrade детям повторно были заданы вопросы, на которые они не смогли ответить сразу, а именно: «Сколько кустиков выкопали?», «Для чего папа Алисы приготовил камеру?», «С чем сравнила Алиса кустики?».
На этапе «Действие оценки и самооценки» учитель вместе с учениками соотносит поставленную в начале урока цель с результатами, полученными входе урока. Также ученики проводят самоанализ и самооценку своей деятельности на уроке.
Цели урока были достигнуты. Материал был хорошо структурирован, доступным языком. На уроке дети были активными, заинтересованными. Высокая работоспособность обучающихся поддерживалась сменой видов деятельности: фронтальной, парной и индивидуальной, также применялись здоровьесберегающие и сингапурские технологии. Все это способствовало созданию положительной атмосферы во время урока. Также стоит отметить, что на этапе «Учебное действие» дети не смогли правильно ответить на все вопросы после прочтения текста. Но после проведения сингапурской структуры Quiz-QuizTrade, они смогли ответить на сложные для себя вопросы. Данная структура помогает развивать коммуникативные навыки за счет общения в парах со всеми одноклассниками и построения ответа на заданный вопрос. Также благодаря Quiz-QuizTrade абсолютно каждый ученик отвечает на все вопросы и этим самым углубляет свои знания по изучаемому произведению. Обучающиеся учатся осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в рамках сотрудничества.
Третий урок проведен был на тему «К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра» [12, 150]. Технологическая карта урока представлена в приложении 6. Урок был направлен на продолжение знакомства с повестью «Путешествие Алисы», развитие умения составлять портрет персонажа, сравнивать героев рассказов. Занятие состояло из следующих этапов: организационный момент, постановка учебной задачи, учебное действие, физкультминутка, действие контроля и самоконтроля, действие оценки и самооценки.