Файл: Выпускная квалификационная работа возможности сингапурских технологий в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 303
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изучение педагогической литературы показало наличие большого разнообразия методического арсенала для повышения коммуникативной активности младших школьников на уроке литературного чтения:
-
различные игры (народные, сюжетно-ролевые, психологические, речевые, дидактические, языковые), настроенные на формирование коммуникативных умений и навыков (Е.Н. Костенко, О.М. Арефьева, Э.В. Ивченко, Г.Б. Адлер и др.); -
упражнения, направленные на обогащение словарного запаса ребенка, и развитие навыков монологической и диалогической речи (А.А. Капустина, Г.А. Немтышкина, Л.А. Юрченко, и др.); -
беседы, дискуссии, речевые состязания и иные коммуникативные ситуации, инициирующие применение полученных коммуникативных умений и повышение внутренней активности детей (О.В. Оськина, О.А. Колосова, О.А. Черкашина, Т.В. Иванова Н.А. Амельченкова и др.); -
дыхательная и артикуляционная гимнастика с проговариванием скороговорок и чистоговорок (И.А. Брякотнина, Н.И. Конченко и др.); -
различные формы индивидуальной, групповой, коллективной деятельности (дискуссии, конференции, дебаты, проектная деятельность) для выполнения творческих работ (Е.А. Обухова, Э.В. Ивченко, С.А. Мезенцева, В.П. Чернятина, М.С. Ларина, Н.Н. Чупахина и др.) – для развития способности вести свое рассуждение, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, выслушивать и воспринимать вопросы и возражения на свое рассуждение взрослых и детей; -
инсценировки и театрализация сказок (М. Г. Бахарева, О. В. Добрынина, Э. В. Ивченко и др.) – для развития воображения и способности примерять на себя различные роли – игровые и социальные.
Это лишь некоторые формы работы на уроках литературного чтения, но даже с их помощью можно увидеть какое влияние литературное чтение оказывает на формирование коммуникативной компетенции [24].
Педагог-практик А.С. Баранова в своей статье считает наиболее оптимальными для формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе по ФГОС НОО следующие условия:
-
организация деятельности младшего школьника в рамках проблемной ситуации, учебной задачи, ситуации затруднения, что в целом формирует поисковый характер образовательной деятельности и создает условия для формирования потребности в речи; -
использование в образовательном процессе диалоговый ситуаций, которые будут способствовать развитию диалоговой речи; -
использование частых обсуждений личных впечатлений об изученном, прочитанном и пр.; -
применение элементов мотивации учащихся, например, через поощрение за удачный вопрос, удачную реплику, высказывание; -
создание условий психологической безопасности; -
организация совместной деятельности, учебно-содержательного общения [7, с. 146].
Пройденный курс литературного чтения в начальных классах позволит освоить учащимся правила построение монолога, пересказа, ведения диалога и обоснование своего мнения во время дискуссии.
Использование этих видов деятельности в классе повысит коммуникативную активность учеников. От уровня сформированности их коммуникативных навыков зависит, прежде всего, успешность детей младшего школьного возраста в процессе социализации, а также эффективность обучения и развития личности в целом.
-
Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения с помощью сингапурских технологий
Современный учитель может столкнуться с проблемой отсутствия интереса к чтению и творчеству у учащихся, а это важные составляющие урока литературного чтения. Сингапурская методика обучения на уроке увеличивает разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в том числе творческую, активность учащихся, позволяет включать каждого обучающегося в процесс, т.к. большинство структур направленно на взаимодействие обучающихся: дети задают вопросы, учатся слушать и принимать отличную от собственной точку зрения, регулировать поведение в коммуникации.
Применение прогрессивных обучающих структур позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс и направить обучение в сторону групповых и парных форм работы с учениками.
Если правильно использовать сингапурские технологические структуры, можно повысить уровень развития навыков совместной работы и интереса к учебной деятельности. Проблемы сотрудничества были изучены и описаны многими исследователями. О.В. Герасимова пишет: «Сотрудничество – это совместная деятельность детей в образовательном процессе» [8]. Суть сотрудничества в образовании заключается в том, что все активно взаимодействуют и работают над достижением общей цели. В совместной деятельности возможности и способности учеников реализуются более открыто, а понимание и принятие знаний происходит гораздо эффективнее.
В.Я. Лаудис рассматривает сотрудничество как сочетание двух основных аспектов. Во-первых, совместная деятельность ученика с учителем и другими учениками. В процессе сотрудничества развивается не только познавательная деятельность, но и система взаимодействия учителя и ученика, которая определяет характер мотивации учебной деятельности и эффективность формирования познавательной деятельности учащихся. Во-вторых, целью этой деятельности является не только приобретение знаний, но и построение системы отношений и форм общения [15; с. 36].
Навыки сотрудничества – это доведенные до привычек способы поведения детей в ситуациях, когда им необходимо найти лучшее применение своему личному потенциалу в совместной работе.
В данном аспекте одним из эффективных средств развития навыков совместной работы у младших школьников является использование сингапурских образовательных технологических структур.
Анализ литературы и опыта использования сингапурской технологии показывает, что именно в процессе сотрудничества со сверстниками приобретаются такие качества, как умение договариваться, умение слушать и принимать чужую точку зрения, даже если она отличается от собственной, умение ставить общую цель совместной работы и умение добиваться результата совместных действий. В то же время эта технология повышает интерес к предмету и, как следствие, улучшает качество обучения, позволяет индивидуализировать и дифференцировать, а также ускоряет процесс обучения [18].
Сингапурские обучающие структуры основываются на следующих принципах:
-
равные возможности для индивидуальной работы, и ответа в паре или группе; -
графические схемы для визуализации очередности ответов, мнений и понятий; -
обеспечение сменного состава пар и групп; -
использование речевых клише; -
возможность услышать разные точки зрения, и сверить правильность ответов.
Методика представляет собой набор обучающих структур, из которых учитель конструирует урок, соединяя их в любой последовательности. Выбор структур определяется этапом урока и его целями. Каждая структура осуществляется в соответствии с четким алгоритмом. Их реализация предполагает иную расстановку парт – по две вместе, где ученики сидят лицом друг к другу в командах по 4 человека. Ключевым является понятие «партнер». У каждого ученика по два партнера – «партнер по лицу» (ученик, сидящий напротив) и «партнер по плечу» (ученик, сидящий рядом). [19]
Использование сингапурских структур позволяет учителю выстраивать продуктивный урок. Большинство структур направлено на взаимодействие учащихся, обсуждение поставленного вопроса. Каждый школьник имеет возможность высказать свое мнение, услышать чужую точку зрения, задать вопросы, организовать обсуждение. Все эти составляющие важны для урока литературного чтения.
Структуры сингапурской методики направлены на развитие креативности обучающихся, так как большинство из них предполагают свободу творчества и не накладывают ограничений. Школьникам предоставляется возможность вырабатывать новые знания, обосновывать свои действия и выводы. Она побуждает изобретать что-то новое, выдвигать свои гипотезы и доказывать их. [23]
Таким образом, применение сингапурской методологии на уроках литературного чтения будет очень эффективным. У каждого будет возможность высказаться на основе личного жизненного опыта и организовать обсуждение в группах или парах.
Такая организация работы на уроках литературного чтения позволит активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие литературы. Ученики окажутся в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.
Работа в группе и парах проходит по определенным принципам. Рассмотрим варианты:
-
Round Table – обучающая структура, в которой четыре участника по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги; -
Rally Table – обучающая структура, в которой два участника поочередно записывают свои ответы на одном (на двоих) листе бумаги; -
Simultaneous Round Table – обучающая структура, в которой четыре участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу; -
Simultaneous Rally Table – обучающая структура, в которой два ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу [23].
Обучающих структур существует около 250. Рассмотрим применение некоторых из них на уроках литературного чтения:
-
Структура Quiz-QuizTrade – обучающиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами, полученные каждым учеником заранее. По сигналу учителя дети встают из-за парт, ищут себе партнеров и по очереди задают вопрос с карточки, затем обмениваются карточками, ищут других партнеров и вновь обмениваются вопросами. Особенность данной структуры с точки зрения формирования коммуникативной культуры заключается в том, что обучающийся получает возможность подсказать партнеру, разъяснить учебный материал, похвалить за правильный ответ. Кроме того, за небольшой временной промежуток весь класс прорабатывает значительное количество вопросов (по количеству учеников класса). Применение структуры оправдано при работе с понятиями по теме, уточнению содержания прочитанного, выявление второстепенных деталей и смыслов текста. -
Структура Jot Thoughts – оперативное выполнение задания в письменном виде, с проговариванием его вслух. Все ученики получают по четыре листочка, на каждом по очереди записывают придуманное слово по теме, указанной учителем, проговаривают его вслух и кладут листочек на середину стола, затем всей командой классифицируют написанные слова по разным признакам. Структура учит школьников слышать партнера, корректировать свои действия в зависимости от работы других обучающихся [19]. -
Структура Tic-Tac-Toe – участники придумывают девять слов на определенную тему, заданную учителем, раскладывают карточки по принципу 3х3. Затем выбирают ряд (по диагонали, вертикали или горизонтали). Задание – придумать три предложение с использованием этих слов. В ходе выполнения задания обучающиеся советуются друг с другом, выбирают наилучший вариант, аргументируя свое мнение. -
Структура Mix-Pair-Share предполагает произвольное передвижение под музыку с образованием случайных пар и обсуждение темы в коротких или в полных ответах. В ходе выполнения задания дети двигаются по классу. По хлопку (или остановке музыки) нужно остановиться и ответить друг другу на заданный вопрос или обсудить предложенную тему. -
Структура Corners – организация проверки теоретических знаний и практической умений. Применение структуры возможно на основном этапе урока, этапе подведения итогов и на последнем (рефлексивном). Особую роль в формировании коммуникативных навыков данная методика имеет при обсуждении проблемных вопросов, поставленных учителем после прочтения литературного произведения. В углах класса размещены таблички с вариантами ответа на вопрос. Ученики распределяются по углам в зависимости от выбранных вариантов. Варианты «углов» могут быть различными [21]. Например, при изучении произведения «Русалочка» Г.Х. Андерсена можно задать вопрос: «Сбылась ли в итоге мечта русалочки?», названия углов при этом будут «Да» и «Нет». При изучении произведения «Путешествие Алисы» Кира Булычёва можно поставить вопрос «Какое, на ваш взгляд, качество самое главное в Алисе?», углы могут быть следующие: «Отзывчивость», «Сообразительность», «Храбрость», «Любознательность». В каждом углу в парах обсуждается выбор учеником данной позиции по вопросу. Затем предлагается выбрать несколько учеников, которые озвучат позиции своего партнера, чем достигается цель умение слушать партнера и корректно выражать его мысли. Возможно, что после аргументированного доказательства позиции обучающиеся из других групп захотят поменять «угол». -
Структура Тicket for the exit – учитель дает задание (небольшая самостоятельная работа, экспресс-тест), выполнив которое, ученик получает право покинуть кабинет по окончании урока, оставив учителю выполненное задание на проверку знаний. -
Структура Timed – Pair – Share – партнеры «по плечу» делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени для выявления первичного восприятия текста, затем дети делятся впечатлениями от прочитанного рассказа с партнером «по лицу». -
Структура «Fоur Box Synectics Review» – рассмотрение какой-либо темы с разных сторон, не имеющих отношение к изучаемой теме, путем составления аналогий. Передавая лист по кругу в команде, ученики складывают лист А4 вчетверо, разворачивают его, рисуют в центре квадрат, нумеруют внешние прямоугольники, рисуют во внешних прямоугольниках неодушевленные предметы, один из которых – двигающийся предмет, записывают их названия. Понятие по теме заносят во внутренний квадрат, затем записывают аналогии рядом с изображениями предметов. Структура используется при подведении итогов урока, когда учителю важно увидеть, поняли ли обучающиеся суть изучаемого понятия [22]. -
Структура Anticipation-Reaction Guide – каждый участник занятия получает листок с таблицей. В столбике «До» дети ставят «+», если согласны с утверждением, или «-», если не согласны с ним. Чтобы принять решение, нужно учитывать свой личный опыт, знания и убеждения. После изучения темы еще раз читаются все утверждения и в столбике «После» дети ставят «+», если согласны с утверждением, или «–», если не согласны с ним. Сравниваются столбики «До» и «После». В группах обсуждается, изменились ли убеждения и почему. -
Структура Clock Baddies – каждый ученик на листочках указывает время и человека, с которым он хотел бы пообщаться в данный момент. Так формируются пары, которые по команде учителя, встречаются и обсуждают определенные вопросы [21]. -
Структура Stir the Class – учитель задает вопрос, дети записывают несколько ответов за определенный промежуток времени. Далее все встают из-за парт и задвигают стулья. Учитель засекает время, за которое учащиеся должны поменяться ответом с участником из другой команды. Если данный ответ, уже присутствует в списке команды, то он помечается галочкой. Если такого варианта не было – его просто дописывают ниже. -
Структура Teambuilding – каждый участник команды на маленьком листочке записывает ответ на заданный вопрос. На это даётся 30 секунд. Затем лист бумаги нужно сложить так, чтобы образовались три треугольника в верхней части (как будто начинаете делать самолетик). На двух крайних треугольниках и одном нижнем прямоугольнике проставляются цифры 1,2,3. Центральный треугольник подписывается «Everybody» («все»). Каждый участник проговаривает один из своих ответов, остальные слушают и знаком (большой палец вверх или вниз) показывают, есть ли у них такой же ответ. Если ответ у всех имеется, то слово записывается в центральный треугольник. Если согласны трое - в прямоугольник под номером 3, двое - во второй треугольник, и т.д. И так по кругу пока не истечет время [19].
Практика показывает, что новая технология формирует в детях важные в наше время качества, такие как коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность, повышается уровень вовлечённости обучаемых и равного участия всех, позитивного учебного взаимодействия между обучаемыми, осознания учебных целей обучаемыми.
Итак, значимость развития именно коммуникативных универсальных учебных действий обусловлена тем, что сформированность коммуникативных умений позволит обучающимся младшего возраста плодотворно работать в команде, договариваться, приходить к общему результату в рамках совместной деятельности, строить взаимодействие в зависимости от учебной задачи, принимать существование различных мнений. Школьный предмет «Литературное чтение» имеет свои особенности, а именно: процесс усвоения материала происходит через чтение и анализ текста, его осмысление и обсуждение. Важной составляющей успешного урока литературного чтения является эмоциональность урока. Этим требованиям отвечает урок, организованный с помощью сингапурской методики обучения. Использование сингапурских структур позволяет учащимся взаимодействовать с разными партнерами, делиться своими точками зрения, обсуждать изучаемый материал. А форма организации урока, напоминающая игру, вызывает интерес у учащихся, побуждает их активно участвовать в учебном процессе [22].