Файл: Томский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Задачи исследования:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО- СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЮНОШЕЙ 14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ

Общая характеристика скоростно-силовых способностей

Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков

Применение средств скоростно-силовой подготовки в годичном цикле тренировки юных лыжников-гонщиков

Построение тренировочных занятий и микроциклов с направленным развитием скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Имитация одновременного бесшажного хода на тренажере

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Содержание и методика воспитания скоростно-силовых качеств в учебно-тренировочном процессе лыжников-гонщиков 14-15 лет

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

у квалифицированных спортсменов их действие проявляется комплексно, одновременное техническое и функциональное совершенствование и развитие скоростно-силовых качеств.

На разных этапах подготовительного периода происходят изменения и в соотношении собственно скоростно-силовых средств подготовки. У лыжников-гонщиков 14-15 лет объем циклической нагрузки в беге с имитацией, равный 24 % от общего объема, считается наиболее оптимальным, позволяющим на 1-м и 2-м этапах подготовительного периода поддерживать достигнутый уровень развития скоростно-силовых качеств. Лыжероллерная подготовка в объеме 76 % обеспечивает дальнейшее развитие силовой выносливости. А. В. Пермяков считает, что изменение соотношения в специальных средствах (на тех же режимах интенсивности) в сторону увеличения до 85-90 % или уменьшения до 40-50 % в передвижении на лыжероллерах менее эффективно. Планирование бега с имитацией в подъемы по пересеченной местности в объеме 25-30 % создает основную базу
скоростно-силовой подготовки на втором этапе подготовительного периода [19].

Рациональное построение тренировочного процесса это, в первую очередь, оптимальное соотношение различных тренировочных средств, направленных на развитие ведущих для лыжников-гонщиков физических качеств.

Ф. П. Суслов считает, что увеличение средств силовой подготовки в лыжных гонках всегда сопровождается увеличением циклических аэробных нагрузок и, наоборот,
увеличение аэробных средств сопровождается увеличением силовых нагрузок при обязательном контроле за уровнем выносливости по критерию анаэробного порога. Снижение этого порога сигнал к коррекции как силовых, так и аэробных нагрузок. Время, затраченное на аэробную работу, превышает время, затраченное на силовую работу в 3-5 раз. Для воспитания силовой выносливости выполняются действия, соответствующие основному или аналогичному соревновательному упражнению с отягощениями или в утяжеленных условиях [19].

Учитывая важность скоростно-силовых нагрузок в подготовке юных лыжников-гонщиков, И. В. Листопад и И. Н. Лопухов предлагают концентрировать их в июле подготовительного периода. После использования специально разработанной системы скоростно-силовых упражнений они рекомендуют применять тренировочные нагрузки на выносливость. Такая последовательность в развитии физических качеств, по их мнению, обеспечивает лыжникам-гонщикам реализацию отставленного тренировочного эффекта скоростно-силовых нагрузок и способствует дальнейшему развитию специальных видов выносливости [25].

С целью повышения физической подготовленности юных лыжников- гонщиков в подготовительном периоде Р. Г. Гилязов рекомендует увеличить количество часов на развитие скоростно-силовых качеств до 30% времени от общего объема нагрузки за год. Автор предлагает сделать это поочередно: в первый год увеличить объем нагрузки для развития выносливости, на
следующий год увеличить объем нагрузки для развития

скоростно-силовых качеств.

Специальные исследования А. В. Кондрашова показали, что объемы скоростно-силовой подготовки пропорционально повышаются с ростом спортивной квалификации и возрастом спортсменов.

Большинство авторов считает, что планирование средств тренировки лыжников-гонщиков должно исходить из учёта многих факторов, главными из которых являются возрастные особенности, уровень подготовленности, спортивные способности и условия учебно-тренировочной деятельности.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Построение тренировочных занятий и микроциклов с направленным развитием скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков



В. Н. Платонов утверждает, что структура тренировочных занятий определяется многими факторами: целью и задачами, закономерными колебаниями функциональной активности организма спортсмена в процессе более или менее длительной мышечной деятельности, величиной нагрузки [36]. По направленности применяемых в занятиях средств и методов различают занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности. В последнее время в тренировочном процессе юных лыжников-гонщиков увеличение напряженности физических нагрузок осуществляется за счет увеличения количества средств скоростно-силовой направленности. Так, А. И. Першин на втором этапе подготовительного периода рекомендует применять занятия скоростно-силовой направленности не реже 2-3-х раз в недельном микроцикле. Первая тренировка проводится во 2-й день микроцикла с использованием бега по пересеченной местности. В 3-й день автор предлагает прохождение серии отрезков в подъем; в 5-й проведение

круговой тренировки [21].

Концентрированные скоростно-силовые нагрузки в тренировочном процессе юных лыжников-гонщиков, по мнению И. В. Листопада, дают
значительный прирост скоростно-силовых способностей и способствуют их реализации в совершенствовании техники лыжных ходов [25].

В построении тренировочных
занятий, направленных на развитие специальной силы, скоростно-силовой и силовой выносливости юных лыжников-гонщиков очень важным является равномерное распределение тренировочной нагрузки на все группы мышц, участвующих в передвижении на лыжах. Такое распределение упражнений весьма действенно осуществляется в круговой тренировке [15].

Порядок применения упражнений в круговой тренировке, направленной на развитие силы, скоростно-силовой и силовой выносливости юных лыжников-гонщиков, на 1-м этапе подготовительного периода выглядит следующим образом:

  • имитация попеременного двухшажного хода с резиновым амортизатором;

  • выпрыгивание из низкого приседа;

  • в висе подтягивание коленей к груди;

  • сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

  • прыжки со скакалкой;

  • подтягивание на перекладине;

  • многоскоки;

  • наклоны в стороны с гантелями в руках;

  • имитация одновременного бесшажного хода с резиновым амортизатором [8].

Комплекс составлен таким образом, что в нем соблюдено чередование упражнений для мышц рук, затем для мышц ног и туловища. Такая последовательность упражнений способствует лучшему восстановлению мышц после выполнения нагрузки. По рекомендациям В. М. Зациорского и Е. И. Кудрявцева продолжительность одного тренировочного занятия, направленного на развитие скоростно-силовых качеств, не должна превышать двух часов [16].
Серию занятий, проводимых в течение нескольких дней и обеспечивающих комплексное решение задач данного этапа подготовки, принято называть тренировочным микроциклом. Наиболее распространены