Файл: Томский государственный педагогический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика скоростно-силовых способностей
Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков
Применение средств скоростно-силовой подготовки в годичном цикле тренировки юных лыжников-гонщиков
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Имитация одновременного бесшажного хода на тренажере
семидневные микроциклы, которые, совпадая по продолжительности с календарной неделей, хорошо согласуются с общим режимом жизни спортсменов. В подготовительном периоде чаще всего используются втягивающие, ударные и восстановительные микроциклы. Чем ближе к соревновательному сезону, тем чаще в тренировке лыжников-гонщиков используются ударные микроциклы [47].
В бесснежное время года в ударных тренировочных микроциклах используются, главным образом, имитация в подъемы с палками и передвижение на лыжероллерах по пересеченной местности; в соревновательном периоде – передвижение на лыжах на сложных участках трассы или по сильно пересеченной местности [33].
Структура микроциклов зависит от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей спортсмена, периода годичного цикла и типа самого микроцикла. Эти факторы, по мнению В. Н. Платонова, оказывают принципиальное влияние на суммарную величину нагрузки в микроциклах, их преимущественные задачи, состав средств, методов и особенности сочетания отдельных занятий. Например, в ударных микроциклах на этапе предварительной базовой подготовки занятий с большими нагрузками практически не планируют, на этапе специализированной базовой подготовки таких занятий может быть от 1 до 3, а на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей – 4-6. Это объясняется тем, что росту тренированности юных лыжников – гонщиков в достаточной мере способствуют микроциклы, в которых преимущественно используются занятия
со средними и значительными нагрузками [36].
Концентрация занятий с лыжероллерной подготовкой в одном или двух ударных микроциклах позволяет решать главную задачу подготовительного
периода – вывод спортсменов на оптимальный уровень специальной физической подготовленности [1].
При чередовании микроциклов соблюдают следующее правило: чем выше нагрузки в ударных микроциклах, тем ниже они в восстановительных. Чем продолжительнее период напряженной работы, тем более длительно время, отводимое на восстановление. При планировании в мезоциклах 2-3 микроциклов с особо напряженными программами часто недостаточно одного недельного восстановительного микроцикла для полноценного восстановления и эффективного протекания в организме спортсменов адаптационных (восстановительных) процессов. Количество таких микроциклов может быть доведено до двух, а при непосредственной подготовке спортсменов к соревнованиям – даже до трех. Таким образом, продолжительность мезоциклов может достигать 5-6 недель.
Тренировочный процесс юных лыжников-гонщиков строится с учетом более широкого применения средств подготовки и большей вариативности функциональных воздействий на организм спортсмена. Развитие скоростно- силовых качеств при высокой напряженности функциональных систем чередуется со снижением тренировочных нагрузок в средствах более разностороннего воздействия (с большим рассредоточением тренировочных нагрузок) [46].
И. В. Листопад считает, что именно скоростно-силовая подготовка позволяет сохранить уровень результатов в период перехода из юношеского
спорта во взрослый и способствует продолжению спортивной карьеры [25].
В тренировочном процессе юных лыжников-гонщиков развитию скоростно-силовых качеств наибольшее внимание уделяется на первом и втором этапах подготовительного периода (бесснежной подготовки). На первом этапе наиболее распространенными средствами развития скоростно-силовых качеств у юных лыжников-гонщиков являются упражнения общефизической подготовки, упражнения из других видов спорта (легкой и тяжелой атлетики, гимнастики, гребли и др.), упражнения на тренажерах. На втором этапе
подготовительного периода основными средствами развития скоростно- силовых качеств являются упражнения СФП (различные виды имитации и передвижения на лыжероллерах). По такому принципу формируются комплексы упражнений для развития скоростно-силовых качеств у юных лыжников-гонщиков. Наиболее распространенные на практике комплексы упражнений ОФП и СФП, используемые для развития скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков на первом и втором этапах подготовительного периода, представлены в таблицах 2 и 3 [5].
Таблица 2 Методика развития скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков на
первом этапе подготовительного периода
Таблица 3 Методика развития скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков на
втором этапе подготовительного периода
Концентрированное (блочное) распределение скоростно-силовой нагрузки в годичном цикле подготовки позволяет более целенаправленно формировать
уровень подготовленности юных лыжников-гонщиков и более рационально управлять их тренировочным процессом [43].
Выявлено, что скорость передвижения на лыжах зависит от очень быстрого сокращения работающих мышц, что приводит к увеличению длины шагов, которая, в свою очередь, зависит от специальной скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков [44].
В современной системе подготовки юных лыжников-гонщиков важнейшее значение приобретает подготовительный период в системе годичной подготовки. В этом периоде выполняется большой объем нагрузки на развитие физических качеств, дальнейшее повышение функциональных возможностей спортсменов [37].
Авторами многих исследований убедительно доказано положительное влияние скоростно-силовой подготовки на функциональное развитие юных лыжников-гонщиков и их спортивные результаты.
На этапах многолетней подготовки важной является преемственность тренировочных нагрузок, средств и методов тренировки юных лыжников- гонщиков, которая должна обеспечить высокий уровень технического мастерства, скоростно-силовых качеств, функциональных возможностей и достижение на этой основе высоких спортивных результатов [17].
Таким образом, систематизация и анализ научно-методической литературы по проблеме воспитания скоростно-силовых качеств лыжников- гонщиков 14 -15 лет способствовало обобщению и выявлению систематических аспектов данной проблемы и нахождению путей реализации этих аспектов в индивидуальных условиях, что позволило определить проблему, цель, задачи, объект и предмет исследования. Однако в литературе отсутствуют данные о конкретных
В бесснежное время года в ударных тренировочных микроциклах используются, главным образом, имитация в подъемы с палками и передвижение на лыжероллерах по пересеченной местности; в соревновательном периоде – передвижение на лыжах на сложных участках трассы или по сильно пересеченной местности [33].
Структура микроциклов зависит от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей спортсмена, периода годичного цикла и типа самого микроцикла. Эти факторы, по мнению В. Н. Платонова, оказывают принципиальное влияние на суммарную величину нагрузки в микроциклах, их преимущественные задачи, состав средств, методов и особенности сочетания отдельных занятий. Например, в ударных микроциклах на этапе предварительной базовой подготовки занятий с большими нагрузками практически не планируют, на этапе специализированной базовой подготовки таких занятий может быть от 1 до 3, а на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей – 4-6. Это объясняется тем, что росту тренированности юных лыжников – гонщиков в достаточной мере способствуют микроциклы, в которых преимущественно используются занятия
со средними и значительными нагрузками [36].
Концентрация занятий с лыжероллерной подготовкой в одном или двух ударных микроциклах позволяет решать главную задачу подготовительного
периода – вывод спортсменов на оптимальный уровень специальной физической подготовленности [1].
При чередовании микроциклов соблюдают следующее правило: чем выше нагрузки в ударных микроциклах, тем ниже они в восстановительных. Чем продолжительнее период напряженной работы, тем более длительно время, отводимое на восстановление. При планировании в мезоциклах 2-3 микроциклов с особо напряженными программами часто недостаточно одного недельного восстановительного микроцикла для полноценного восстановления и эффективного протекания в организме спортсменов адаптационных (восстановительных) процессов. Количество таких микроциклов может быть доведено до двух, а при непосредственной подготовке спортсменов к соревнованиям – даже до трех. Таким образом, продолжительность мезоциклов может достигать 5-6 недель.
Тренировочный процесс юных лыжников-гонщиков строится с учетом более широкого применения средств подготовки и большей вариативности функциональных воздействий на организм спортсмена. Развитие скоростно- силовых качеств при высокой напряженности функциональных систем чередуется со снижением тренировочных нагрузок в средствах более разностороннего воздействия (с большим рассредоточением тренировочных нагрузок) [46].
И. В. Листопад считает, что именно скоростно-силовая подготовка позволяет сохранить уровень результатов в период перехода из юношеского
спорта во взрослый и способствует продолжению спортивной карьеры [25].
В тренировочном процессе юных лыжников-гонщиков развитию скоростно-силовых качеств наибольшее внимание уделяется на первом и втором этапах подготовительного периода (бесснежной подготовки). На первом этапе наиболее распространенными средствами развития скоростно-силовых качеств у юных лыжников-гонщиков являются упражнения общефизической подготовки, упражнения из других видов спорта (легкой и тяжелой атлетики, гимнастики, гребли и др.), упражнения на тренажерах. На втором этапе
подготовительного периода основными средствами развития скоростно- силовых качеств являются упражнения СФП (различные виды имитации и передвижения на лыжероллерах). По такому принципу формируются комплексы упражнений для развития скоростно-силовых качеств у юных лыжников-гонщиков. Наиболее распространенные на практике комплексы упражнений ОФП и СФП, используемые для развития скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков на первом и втором этапах подготовительного периода, представлены в таблицах 2 и 3 [5].
Таблица 2 Методика развития скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков на
первом этапе подготовительного периода
По реком. Ю.О. Джаларидзе | По реком. В.И. Шапошниковой | ||
Средства ОФП | Методика развития | Средства ОФП | Методика развития |
Прыжки, многоскоки, упражнения общеразвивающего характера: для мышц рук, спины, ног, коленных и голеностопных суставов | 30-кратные прыжки (выполнение до 20 с.). Отдых между повторениями 1 мин. Выполнение при значительном повышении частоты движений; окончание при снижении результатов в прыжках. Методы: повторный, «до отказа», круговой | Многоскоки на равнине и в подъемы. Упражнения с блоками и амортизаторами | На равнине – 5х40 м; 2х30 м; на коротких подъемах – 6х30 м; на длинных подъемах – 7х50м. Отдых между сериями 5- 8 мин. Упражнения с амортизаторами по 30 с. с максимальной частотой; по 60 с. со средней частотой |
Таблица 3 Методика развития скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков на
втором этапе подготовительного периода
По реком. И.В. Еремина, И.Г. Огольцова, Л.А. Кошкина | По реком. М.А. Аграновского, И.Б. Листопада | |||
Средства СФП | Методика развития | Средства СФП | Методика развития | |
Имитация лыжных ходов с палками и без палок | Имитация в подъемы малой (до 6˚) и средней (до 15˚) крутизны. Длина подъема 100-250 м. Метод – повторный | Шаговая имитация | Шаговая имитация на подъемах средней крутизны (до 15˚). При выполнении – совершенствование техники лыжных ходов. Длина подъемов – 50-150 м. | |
Передвижение на лыжероллерах | Одновременными ходами на равнине и в пологие подъемы. Длина подъемов – 150-250 м. Методы – повторный, контрольный и соревновательный. Сериями: от 1 до 4-5 | Прыжковая имитация | Прыжковая имитация на подъемах малой и средней крутизны. Длина подъемов: 80- 100 м; 100-150 м; 150-250 м. Метод – повторный | |
| | Передвижение на лыжероллерах на отрезках с пересеченным рельефом | Передвижение на лыжероллерах на отрезках от 200 до 400 м. Метод – повторный. Сериями: от 2 до 5 |
Концентрированное (блочное) распределение скоростно-силовой нагрузки в годичном цикле подготовки позволяет более целенаправленно формировать
уровень подготовленности юных лыжников-гонщиков и более рационально управлять их тренировочным процессом [43].
Выявлено, что скорость передвижения на лыжах зависит от очень быстрого сокращения работающих мышц, что приводит к увеличению длины шагов, которая, в свою очередь, зависит от специальной скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков [44].
В современной системе подготовки юных лыжников-гонщиков важнейшее значение приобретает подготовительный период в системе годичной подготовки. В этом периоде выполняется большой объем нагрузки на развитие физических качеств, дальнейшее повышение функциональных возможностей спортсменов [37].
Авторами многих исследований убедительно доказано положительное влияние скоростно-силовой подготовки на функциональное развитие юных лыжников-гонщиков и их спортивные результаты.
На этапах многолетней подготовки важной является преемственность тренировочных нагрузок, средств и методов тренировки юных лыжников- гонщиков, которая должна обеспечить высокий уровень технического мастерства, скоростно-силовых качеств, функциональных возможностей и достижение на этой основе высоких спортивных результатов [17].
Таким образом, систематизация и анализ научно-методической литературы по проблеме воспитания скоростно-силовых качеств лыжников- гонщиков 14 -15 лет способствовало обобщению и выявлению систематических аспектов данной проблемы и нахождению путей реализации этих аспектов в индивидуальных условиях, что позволило определить проблему, цель, задачи, объект и предмет исследования. Однако в литературе отсутствуют данные о конкретных