Файл: Томский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Задачи исследования:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО- СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЮНОШЕЙ 14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ

Общая характеристика скоростно-силовых способностей

Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков

Применение средств скоростно-силовой подготовки в годичном цикле тренировки юных лыжников-гонщиков

Построение тренировочных занятий и микроциклов с направленным развитием скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Имитация одновременного бесшажного хода на тренажере

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Содержание и методика воспитания скоростно-силовых качеств в учебно-тренировочном процессе лыжников-гонщиков 14-15 лет

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

семидневные микроциклы, которые, совпадая по продолжительности с календарной неделей, хорошо согласуются с общим режимом жизни спортсменов. В подготовительном периоде чаще всего используются втягивающие, ударные и восстановительные микроциклы. Чем ближе к соревновательному сезону, тем чаще в тренировке лыжников-гонщиков используются ударные микроциклы [47].

В бесснежное время года в ударных тренировочных микроциклах используются, главным образом, имитация в подъемы с палками и передвижение на лыжероллерах по пересеченной местности; в соревновательном периоде передвижение на лыжах на сложных участках трассы или по сильно пересеченной местности [33].

Структура микроциклов зависит от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей спортсмена, периода годичного цикла и типа самого микроцикла. Эти факторы, по мнению В. Н. Платонова, оказывают принципиальное влияние на суммарную величину нагрузки в микроциклах, их преимущественные задачи, состав средств, методов и особенности сочетания отдельных занятий. Например, в ударных микроциклах на этапе предварительной базовой подготовки занятий с большими нагрузками практически не планируют, на этапе специализированной базовой подготовки таких занятий может быть от 1 до 3, а на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей 4-6. Это объясняется тем, что росту тренированности юных лыжников – гонщиков в достаточной мере способствуют микроциклы, в которых преимущественно используются занятия
со средними и значительными нагрузками [36].

Концентрация занятий с лыжероллерной подготовкой в одном или двух ударных микроциклах позволяет решать главную задачу подготовительного
периода вывод спортсменов на оптимальный уровень специальной физической подготовленности [1].

При чередовании микроциклов соблюдают следующее правило: чем выше нагрузки в ударных микроциклах, тем ниже они в восстановительных. Чем продолжительнее период напряженной работы, тем более длительно время, отводимое на восстановление. При планировании в мезоциклах 2-3 микроциклов с особо напряженными программами часто недостаточно одного недельного восстановительного микроцикла для полноценного восстановления и эффективного протекания в организме спортсменов адаптационных (восстановительных) процессов. Количество таких микроциклов может быть доведено до двух, а при непосредственной подготовке спортсменов к соревнованиям – даже до трех. Таким образом, продолжительность мезоциклов может достигать 5-6 недель.

Тренировочный процесс юных лыжников-гонщиков строится с учетом более широкого применения средств подготовки и большей вариативности функциональных воздействий на организм спортсмена. Развитие скоростно- силовых качеств при высокой напряженности функциональных систем чередуется со снижением тренировочных нагрузок в средствах более разностороннего воздействия большим рассредоточением тренировочных нагрузок) [46].

И. В. Листопад считает, что именно скоростно-силовая подготовка позволяет сохранить уровень результатов в период перехода из юношеского

спорта во взрослый и способствует продолжению спортивной карьеры [25].

В тренировочном процессе юных лыжников-гонщиков развитию скоростно-силовых качеств наибольшее внимание уделяется на первом и втором этапах подготовительного периода (бесснежной подготовки). На первом этапе наиболее распространенными средствами развития скоростно-силовых качеств у юных лыжников-гонщиков являются упражнения общефизической подготовки, упражнения из других видов спорта (легкой и тяжелой атлетики, гимнастики, гребли и др.), упражнения на тренажерах. На втором этапе
подготовительного периода основными средствами развития скоростно- силовых качеств являются упражнения СФП (различные виды имитации и передвижения на лыжероллерах). По такому принципу формируются комплексы упражнений для развития скоростно-силовых качеств у юных лыжников-гонщиков. Наиболее распространенные на практике комплексы упражнений ОФП и СФП, используемые для развития скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков на первом и втором этапах подготовительного периода, представлены в таблицах 2 и 3 [5].
Таблица 2 Методика развития скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков на

первом этапе подготовительного периода


По реком. Ю.О. Джаларидзе

По реком. В.И. Шапошниковой

Средства ОФП

Методика

развития

Средства ОФП

Методика

развития

Прыжки, многоскоки, упражнения общеразвивающего характера: для мышц рук, спины, ног, коленных и голеностопных суставов

30-кратные прыжки (выполнение до 20 с.). Отдых между повторениями 1 мин. Выполнение при значительном повышении частоты движений; окончание при снижении результатов в прыжках.

Методы: повторный, «до отказа», круговой

Многоскоки на равнине и в подъемы.

Упражнения с блоками и амортизаторами

На равнине 5х40 м; 2х30 м; на коротких подъемах – 6х30 м; на длинных подъемах – 7х50м. Отдых между сериями 5-

8 мин.

Упражнения с амортизаторами по 30 с. с максимальной частотой; по 60 с. со средней частотой



Таблица 3 Методика развития скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков на

втором этапе подготовительного периода


По реком. И.В. Еремина,

И.Г. Огольцова, Л.А. Кошкина

По реком. М.А. Аграновского,

И.Б. Листопада

Средства СФП

Методика развития

Средства СФП

Методика развития

Имитация лыжных ходов с палками и без палок

Имитация в подъемы малой (до 6˚) и средней (до 15˚) крутизны. Длина подъема 100-250 м. Метод повторный

Шаговая имитация

Шаговая имитация на подъемах средней крутизны (до 15˚).

При выполнении – совершенствование техники лыжных ходов. Длина

подъемов 50-150 м.

Передвижение на лыжероллерах

Одновременными ходами на равнине и в пологие подъемы. Длина подъемов – 150-250 м. Методы – повторный, контрольный и соревновательный.

Сериями: от 1 до 4-5

Прыжковая имитация

Прыжковая имитация на подъемах малой и средней крутизны. Длина подъемов: 80-

100 м;

100-150 м;

150-250 м.

Метод повторный







Передвижение на лыжероллерах на отрезках с

пересеченным рельефом

Передвижение на лыжероллерах на отрезках от 200 до 400 м. Метод

повторный. Сериями: от 2 до 5


Концентрированное (блочное) распределение скоростно-силовой нагрузки в годичном цикле подготовки позволяет более целенаправленно формировать
уровень подготовленности юных лыжников-гонщиков и более рационально управлять их тренировочным процессом [43].

Выявлено, что скорость передвижения на лыжах зависит от очень быстрого сокращения работающих мышц, что приводит к увеличению длины шагов, которая, в свою очередь, зависит от специальной скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков [44].
В современной системе подготовки юных лыжников-гонщиков важнейшее значение приобретает подготовительный период в системе годичной подготовки. В этом периоде выполняется большой объем нагрузки на развитие физических качеств, дальнейшее повышение функциональных возможностей спортсменов [37].

Авторами многих исследований убедительно доказано положительное влияние скоростно-силовой подготовки на функциональное развитие юных лыжников-гонщиков и их спортивные результаты.

На этапах многолетней подготовки важной является преемственность тренировочных нагрузок, средств и методов тренировки юных лыжников- гонщиков, которая должна обеспечить высокий уровень технического мастерства, скоростно-силовых качеств, функциональных возможностей и достижение на этой основе высоких спортивных результатов [17].

Таким образом, систематизация и анализ научно-методической литературы по проблеме воспитания скоростно-силовых качеств лыжников- гонщиков 14 -15 лет способствовало обобщению и выявлению систематических аспектов данной проблемы и нахождению путей реализации этих аспектов в индивидуальных условиях, что позволило определить проблему, цель, задачи, объект и предмет исследования. Однако в литературе отсутствуют данные о конкретных