ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Важным этапом урока является методика организации домашнего задания. Учитель должен не только назвать задание, но и дать необходимые пояснения о приемах его выполнения, а иногда и выполнить одно-два предложения и записать для примера в тетрадь.
6. На завершающем этапе подводятся итоги, отражающие достигнутое на уроке. Нужно оценить работу как можно большего количества учащихся. Студенту-практиканту целесообразно составить таблицу, которая должна заполняться оценками в процессе хода урока по мере выполнения заданий каждым учеником. Общая оценка за урок выставляется на основе всех видов работы ученика, которые он выполнял на уроке. Сам процесс выставления оценок и комментарии учителя целесообразно использовать для обучения аудированию.
Из всех перечисленных этапов урока этап введения (2) и этап тренировки (3) являются переменными и присутствуют только на уроке введения и уроке тренировки или формирования языковых навыков. Все остальные этапы являются постоянными и присутствуют на всех типах и видах уроков.
Требование к уроку:
ü Каждый урок должен обеспечивать достижение практической, воспитательной и развивающей целей через решение конкретных задач;
ü Адекватность, необходимость /достаточность (количество упражнений), завершенность
ü Содержательность урока: значимость самого материала, которым оперируют на уроке, адекватность приемов и упражнений задачам урока, оптимальное соотношение тренировки уч-ся в усвоении материала и его использовании в речи.
ü Активность уч-ся: должна проявляться в их речемыслительной деятельности, это связано с воспитанием их речевой инициативы.
ü Мотивационная обеспеченность урока: осознание уч-ся успешности изучения ИЯ, ощущение прогресса в учении. Только в этом случае урок будет иметь смысл для школьника. Большую роль здесь играет доступность и посильность предлагаемых заданий. Уч-ся легко и с желанием выполняет задания, если они содержат преодоление трудностей. Способствовать мотивации могут различные приемы и формы работы, а также сама организация урока.
Особенность урока иностранного языка заключается в том, что иноязычная речь служит и целью, и средством обучения одновременно. Планируя урок, на первое место ставится активность, творчество и самостоятельность учащихся. Современный урок должен характеризоваться высокой активностью каждого ученика. Ученик на уроке должен превратиться из объекта обучения в субъекта учебной деятельности
Эффективность урока во многом зависит от профессионализма учителя. Он должен уметь:
-
правильно планировать время урока (объяснение – закрепление – практика – контроль); -
понятно и целенаправленно объяснять материал; -
использовать материал, интересный и доступный для учащихся; -
правильно направлять работу учащихся; -
использовать ТСО и средства наглядности; -
использовать приемы индивидуальной, групповой, хоровой, парной работы; -
стимулировать активность учащихся на уроке; -
обеспечивать мотивационную сторону урока.
Главные правила, которыми следует руководствоваться при составлении плана урока следующие: планирование начинается с уяснения цели урока и выбора организационной формы конкретного урока на основе целей и задач; планирование должно осуществляться реверсным путѐм: сначала планируется последнее упражнение, тот результат, к которому следует прийти, а затем начинается постепенное выстраивание «ступеней», ведущих к планируемому результату. В последнюю очередь проводится работа над экспозицией урока, решается проблема, с чего начать; в плане должны присутствовать две линии – для учителя и для обучающихся; в ходе планирования необходимо строго выверить регламент урока, убрать всѐ лишнее; принципиально важно составлять план урока в письменном виде: молодому учителю – подробный план, опытному – более краткий; планировать не только речевое поведение и последовательность упражнений, но и неречевое поведение.
-
Подготовьте план-конспект фрагмента урока на формирование лексического навыка.
-
Расскажите о письме как виде речевой деятельности. Какова роль и место письма на различных этапах обучения иностранному языку?
Принято выделять основные и вспомогательные виды речевой деятельности. Первые подразделяются на продуктивные (направленные на порождение и сообщение информации - это говорение и письменная речь) и рецептивные (ориентированы на прием информации - это аудирование и чтение).
Обучение письменной речи, как виду речевой деятельности включает в себя: обучение письму и собственно письменной речи.
Обучение письму:
-
Графика (упражнения на каллиграфию и звуко-буквенное соотношения); -
Орфография (упражнения на создания графического образа слов и запоминание написания слов); -
Запись (учебная деятельность, не решает коммуникативных задач).
Обучение письменной речи:
-
Отсутствие связи между говорящим и слушающим; -
Тщательно организована; -
Подготовительные и речевые упражнения.
Письмо обеспечивает прочность и надежность запоминания материала, совершенствует устную речь и чтение, развивает логическое мышление, совершенствует творческий материал на практике.
Письменная речь – это речь без собеседника, ее мотив и замысел полностью определяется субъектом. Особенность письменной речи состоит в том, что весь процесс контроля над письменной речи остается в пределах деятельности самого пишущего, без коррекции со стороны слушателя.
Письменная речь не имеет почти никаких внеязыковых, дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знания ситуации адресатом, она не располагает средствами жестов, мимики, интонации, пауз.
Письменная речь включает в свой состав ряд уровней:
-
Фонематический уровень: поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование отдельных звуков в буквы, сочетание отдельных звуков и букв в целые слова. -
Лексический уровень: подбор слов и словесных выражений, их противопоставление. -
Синтаксический уровень: сознательное построение фразы с опорой на правила грамматики и синтаксиса.
Согласно ФГОС начального общего образования, ученик начальной школы должен научиться:
-
выписывать из текста слова, словосочетания и предложения; -
писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днем рождения (с опорой на образец); -
писать по образцу краткое письмо зарубежному другу.
В области графики, каллиграфии, орфографии выпускник научится:
-
воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы английского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов); -
пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нем; -
списывать текст; -
восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей; -
отличать буквы от знаков транскрипции.
Выделяют два вида письменной речи:
-
Учебная письменная речь –выполнение в письменной форме разнообразных языковых и условно-речевых упражнений. Является не только эффективным средством обучения, но и средством контроля.
Упражнения: письменное описание картинки/серии картинок по теме, письменное изложение, сочинение, составление плана и тезисов сообщения, письмо.
-
Коммуникативная письменная речь – экспрессивный вид речевой деятельности, целью которого является создание сообщения в письменной форме, чтобы выразить свои мысли, соблюдая графические и орфографические навыки. Здесь главным является создание различных типов текстов.
Содержание обучения письму в школе включает в себя три компонента:
Лингвистический компонент содержания обучения иностранному языку включает все аспекты языка, структурные единицы и жанры речи. В современной методике лингвистические основы преподавания языка выделяются в самостоятельную дисциплину, которая считается одним из направлений прикладной лингвистики Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М., 2001. .
Лингвистический компонент содержания обучения письму включает в себя:
а) знание активного лексического, грамматического и фонетического материала;
б) знание графической системы языка;
в) трудности, связанные с усвоением особенностей звукобуквенных соответствий;
г) правила орфографии, которые могут опираться на различные принципы (исторический, грамматический, звуковой);
д) знание специальных знаков письма (умлаут, диакритические знаки);
е) специальные формулы, характерные для письменной речи.
Психологический компонент включает в себя:
а) навыки и умения письма;
б) умения выражать мысли в письменной форме;
в) характер взаимодействия письменной речи с другими видами и формами речи;
г) учет интересов и мотивов учащихся.
методологический обучения компонент включает в себя:
а) навыки самостоятельной работы по совершенствованию письменной речи;
б) навыки использования различных опор в виде правил правописания;
в) навыки использования различных орфографических справочников.
В начале обучения овладение графикой и орфографией составляет цель усвоения техники письма в новом для обучающихся языке. Далее письмо рассматривается как важное средство в изучении языка: оно помогает прочному усвоению языкового материала (лексического, грамматического) и формированию навыков в чтении и устной речи.
-
Представьте фрагмент урока с обучением технической стороне письма.
Какова роль слухопроизносительных навыков в обучении иностранному языку? Раскройте основную цель обучения фонетике на коммуникативно-достаточном уровне. Дайте характеристику основным этапам формирования фонетических навыков.
Основная цель обучения фонетике — формирование фонетических навыков — включает ряд задач:
— формировать умения слушать и слышать, развивать фонематический слух;
— формировать навыки произношения, т. е. довести до определенной степени автоматизма владение артикуляторной базой изучаемого языка и способами интонирования;
— развивать внутреннюю речь (внутреннее проговаривание) как психофизиологическую основу для внешней речи
Большую роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся играют языковые навыки, на сформированности которых базируется речевая деятельность. К языковым навыкам мы относим лексические, грамматические и фонетические навыки.
Под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка, совокупность всех языковых средств, которые составляют его материальную сторону:
- звуки
- звукосочетания
- интонация
Умение пользоваться произносительными навыками оказывает влияние на все виды РД (речевой деятельности).
Целью формирования фонетического навыка следует считать постановку произношения, максимально близкого к произношению носителей языка.
Фонетические навыки входят автоматизированными компонентами в умения говорения, аудирования, чтения и письма, т.е. в рецептивные и репродуктивные виды речевой деятельности.
Фонетические навыки можно разбить на две большие группы: слухопроизносительные и ритмико-интонационные. Слухопроизносительные навыки, в свою очередь, делятся на аудитивные (слуховые) и собственно произносительные.
Под слухопроизносительными навыками понимают навыки фонемно правильного произнесения всех звуков в потоке речи, понимание всех звуков при аудировании речи других.
Аудитивные, или слуховые, навыки предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений и т.д.
Собственно произносительные навыки предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях. Последнее требует и правильного ударения, паузации и интонирования.
В методике известны два основных подхода к обучению фонетики: артикуляторный подход и акустический. Современные методы построены на синтезе основных положений этих двух подходов.