ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фонетический навык - способность правильно воспринимать слышимый звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно воспроизводить. Показателем сформированное фонетическим навыком является доведение указанной способности до совершенства. Это значит, что восприятие слышимого звукового ряда и его воспроизведение осуществляются автоматизирование, безошибочно, быстро, стабильно. Наряду с лексическими и грамматическими навыками фонетический навык входит в состав умений, обеспечивающих успешность протекания речевой деятельности.
Принято выделять следующие стадии формирования фонетического навыка : восприятие, имитация, дифференцировка-осознание, звуковое комбинирование, интонационное комбинирование.
-
Подготовьте план-конспект фрагмента урока на формирование фонетического навыка.
-
Дайте понятие грамматического навыка. Покажите его роль в речевой деятельности, основную цель обучения грамматике как формирование речевых грамматических навыков в разных видах речевой деятельности на коммуникативно-достаточном уровне. Каковы этапы формирования грамматических навыков? Охарактеризуйте основные типы и виды грамматических упражнений.
Грамматические навыки делятся на две группы: рецептивные и продуктивные. К рецептивным грамматическим навыкам относятся аудирование и чтение, а к продуктивным — говорение и письмо. Обратимся к программе по иностранным языкам и увидим, что к продуктивным навыкам относятся: умение образовывать и употреблять грамматические формы и конструкции, выбирать их в зависимости от ситуации общения; распознавать грамматические конструкции при чтении, а также использовать грамматические явления в письменной речи.
Организующая роль грамматики. Цель грамматики состоит в передаче нюансов мысли, а не в простом сочетании лексических единиц. Следовательно, она выполняет коррекционно-уточняющую функцию по отношению к двусмысленным и неясным фразам путем должного сочетания лексем.
При обучении грамматике используется два подхода: имплицитный (без объяснения правил) и эксплицитный (с объяснением правил).Е.Н.Соловова отмечает, что на современном этапе эти методы редко используются изолированно. Учитель может варьировать использование тех или иных методов в процессе преподавания. Выбор метода зависит от многих причин: от возраста, уровня языковой подготовки учащихся, от изучаемого грамматического материала.
Существует два вида грамматического минимума: активный (способность употреблять грамматический материал во всех видах речевой деятельности) и пассивный (способность узнавать грамматический материал при чтении и аудировании). Основными критериями отбора грамматического минимума являются частотность употребления того или иного грамматического явления, важные исключения, синонимы, формы, образцовость и типичность грамматических конструкций. Активный грамматический минимум изучается в средней школе, а более сложные грамматические явления, отнесенные к пассивному минимуму — в старшей.
Основные методы работы над грамматикой
-
Коммуникативно-когнитивный (изучать язык осознанно, исходя из деятельностного подхода. Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции. -
Поисковый метод (например, найдите в тексте какое-то грамматическое явление). -
Сравнительно-сопоставительный (сопоставить явления родного и иностранного языка; сопоставить явления внутри языка). -
Дифференцированный метод (умение дифференцировать различные явления).
Для формирования грамматических навыков существует система языковых и речевых упражнений. В языковых упражнениях учащимся предлагается выполнить ряд задач, например таких, как: подстановка артиклей, написание окончаний слов, образование множественного числа существительных, выбор правильной формы глагола, видоизменение предложений и т.д. Эти упражнения направлены на формирование грамматических навыков. Речевые упражнения, к которым относятся упражнения в форме ответов на вопросы по тексту или упражнения в диалогической речи, или упражнения на подтверждение или опровержение информации в тексте — все эти упражнения носят репродуктивный характер.
Основные этапы работы над грамматикой
Первый этап — это ознакомление с грамматическим явлением.
Второй этап — закрепление нового материала (первичное и вторичное).
Третий этап — это использование грамматического явления в продуктивной речи.
Четвертый этап — контроль усвоения грамматического явления.
Ознакомление. Учитель представляет учащимся форму грамматического явления, его речевую функцию, его значение и его употребление в речи. Для объяснения грамматического явления целесообразно использовать схемы, таблицы и рисунки. Изучение грамматического явления необходимо начинать с опорой на изученные ранее правила. Изучая Past Continuous Tense необходимо повторить Present Continuous Tense, вспомнить особенности употребления данного времени в английском языке, провести аналоги на русском языке, объяснить, что в русском языке нет разграничения на действия, происходящие в данный момент и на действия, происходящие вообще.
Первичное закрепление грамматического материала- второй этап. Учитель может использовать готовые упражнения из учебника, различных дополнительных пособий или составить карточки с заданиями. Например, на этапе первичного закрепления материала (вводилось грамматическое время Past Continuous Tense) можно дать такое задание:прочитайте текст, подчеркните или выпишите глаголы в Past Continuous Tense. На этапе вторичного закрепления грамматического материала можно предложить выполнить такое задание: подставьте глаголы, данные в рамке, в текст по смыслу, не забудьте употребить правильные глагольные формы.
Этап продуктивного использования грамматических конструкций.
При обучении грамматике этап использования грамматического явления в продуктивной речи часто игнорируется,- отмечает Е.Н.Соловова. «Многие ученики и учителя считают, что процесс отработки грамматических навыков требует особого внимания, усидчивости, терпения и не может быть развлекательным элементом урока....Коммуникативный характер отработки грамматических структур вызывает недоверие не только у учителей, но часто и у учащихся».
Система упражнений на закрепление грамматического материала. Это упражнения:
-
подстановочные упражнения -
конструирующие упражнения (составьте предложения из слов) -
на дифференциацию материала
4. упражнения на трансформацию (например, раскройте скобки поставьте
глагол в нужной форме)
-
перефразируйте -
переводные упражнения (с русского на иностранный) -
игры (как на уроке, так и во внеурочное время) -
составление рассказов -
речевые упражнения на решение коммуникативных задач.
Классификация грамматических навыков неоднообразна. Так, С.Ф. Шатилов разделяет грамматические навыки на морфологические и синтаксические. Морфологические - это те навыки, которые обеспечивают правильное формообразование и формоупотребление (к примеру, образование личных окончаний глаголов), а синтаксические навыки отвечают за верное автоматизированное расположение слов во всех типах предложений.
-
Подготовьте план-конспект фрагмента урока на формирование грамматического навыка.
-
Охарактеризуйте цель обучения лексике – развитие лексических навыков в разных видах речевой деятельности на коммуникативно – достаточном уровне. Раскройте понятие лексических навыков в продуктивных видах речевой деятельности.
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Лексика – это совокупность слов (словарный запас) того или иного языка. Основной целью обучения лексическому материалу является формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности.
Существует шкала владения иностранным языком для рецепции, продукции и взаимодействия, дающая представление о том, что младшие ученики должны уметь, начав изучать язык:
Рецептивные умения | Умение взаимодействия | Продуктивные умения |
Узнавать знакомые слова и основные фразы, касающиеся окружающей среды. | Взаимодействовать на простом языке, но коммуникация зависит от стратегии повторов, перефразирования и повторов; задавать простые вопросы и отвечать на них, реагировать на простые утверждения в знакомых областях. | Продуцировать простые фразы и предложения о людях, их местоположении. |
Общие требования к лексическим правилам будут следующими:
-
лексические правила включают экспликации разного характера и разных уровней; -
разъяснения дают по-разному для активных лексических навыков и для пассивных лексических навыков; -
обязательной экспликации в лексических правилах подлежат значения слова, формообразования, предъявляются уровни сочетаемости, демонстрируется употребление в примерах; -
лексические правила строятся на сравнении-сопоставлении на межъязыковом и внутриязыковом уровнях; -
лексические правила и составляющие их экспликации «выводятся» совместно с учащимися – эвристическим путем; -
среди лексических правил следует различать правила-инструкции по распознанию и употреблению единичных учебных лексемно-семантических единиц и правила-обобщения, систематизирующие особенности определенных групп лексических единиц; -
лексические правила предъявляются в различных формулах: в модельных фразах, в ситуативных контекстах или иллюстрациях, в памятках инструкциях к действию, в алгоритмах.