ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- развитие монологической речи: умение подготовить высказывание на тему; умение передать прочитанное, услышанное; умение выразить свое отношение и др.;
- развитие диалогической речи: овладение различными видами диалога;
- развитие умения аудировать: восприятие на слух и понимание речи учителя или диктора, текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание;
- формирование, совершенствование, развитие навыков письма как графической системы: овладение графическими и орфографическими навыками и умение ими пользоваться в письменной форме на иностранном языке;
- развитие коммуникативных умений письма: умение письменно оформить и передать информацию в виде плана, выписки из текста, короткого поздравления, пожелания, анкеты и др. [1,6,7].
Содержание обучения
– это все то, чем должен овладеть учащийся на занятиях по языку. Основу содержания обучения составляют речевые навыки и умения.
Компоненты содержания обучения:
1. Языковой материал. Практическое владение языком предполагает усвоение определенного объема языкового материала (фонетического, лексического, грамматич.). Учитывая ограниченность учебного времени и трудоемкость процесса формирования навыков и умений, выдвигается требование минимизации языкового материала.
2. Речевой материал представлен в содержании обучения речевыми образцами (типовыми фразами), темами и ситуациями общения, текстами.
3. Знания. Необходимо знание правил оперирования речевым материалом, т.е. правил его образования и употребления в процессе общения. В учебниках содержание знаний представляется в виде правил и инструкций, которые зависят от цели обучения и определяются в первую очередь их практической необходимостью.
4. Навыки. Конечной целью овладения языком является формирование на основе приобретенных знаний речевых навыков и умений. Речевой навык - это автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности. Признаки навыка:правильность выполнения, бессознательность (автоматизированность), темп выполнения, прочность операции, способность к переносу (гибкость навыка, т.е. способность использовать его на новом материале). Принято выделять речевые навыки (фонетические, лексически, грамматические) и двигательные (обеспечивающие техническую сторону письма и произнесения звуков).
В минимизации, или в отборе языкового материала, можно выделить ряд этапов. Э. Васильченко и Т. Казесалу понимают под отбором следующее: «1) сам процесс отбора в узком понимании, т. е. установление круга языковых явлений, необходимого и достаточного для овладения языком в нужных пределах; 2) определение объема языкового материала; 3) организацию языкового материала разных уровней (фонетического, лексического, грамматического) в комплексных единицах обучения в целях введения отобранного материала в реальный процесс обучения; 4) организацию языкового материала во времени, т. е. установление количества и интервалов повторений, необходимых для создания и закрепления навыков» [1, с. 16]. Упомянутые этапы в полной мере относятся к единицам учебника и занятий. Однако, на наш взгляд, только два первых из названных этапов входят в рамки «что-методики», остальные скорее относятся к «как-методике». Задача минимизации языка состоит в достаточно быстром переходе от базовых учебно-методических средств к профессионально-ориентированным, что возможно с учетом прироста иноязычных коммуникативных знаний, умений и навыков после окончания базового курса изучения иностранного языка и их дальнейшего развития.
-
Разработайте фрагмент занятия по иностранному языку с использованием музыки или песен для 2 класса. Определите плюсы и минусы использования данной формы работы на уроке в целом.
-
Назовите пути и способы культуроведческого обогащения обучающихся средствами иностранного языка. Каковы основные виды и формы внеклассной работы на разных ступенях обучения? Проанализируйте методику проведения внеклассного мероприятия.
Сегодня уже общепризнано, что овладение иноязычной речью как средством между народного общения невозможно без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации, т.е. приобретения необходимого уровня коммуникативной компетенции. Коммуннкативно-деятельностный и лингво-страноведчеекий подходы к обучению иностранных языков взаимообусловлены и неразрывно связаны. Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения, что очень важно, т.к. обучение без мотивации неэффективно. Приобщение к материалам культуры содействует пробуждению познавательной мотивации, т.е. школьники не только осваивают программный материал, но знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, конечно, вызывает их интерес. Поэтому процесс обучения с учетом интересов школьников становится особенно эффективным.
Однако привлечение культуроведческих компонентов при обучении иностранным языкам абсолютно необходимо для достижения основной практической цели - формированию способности к общению на изучаемом языке.
Говоря о задачах культуроведческого образования средствами иностранных языков, представляется важным в их число включить такие, как:
• развитие культуры восприятия современного многоязычного мира;
• комплексное билингвистическое и поликультурное развитие языковой личности студента;
• развитие у студентов социокультурной компетенции, помогающей ориентироваться в изучаемых типах культур и цивилизаций и соотносимых с ними коммуникативных норм и форм общения, в стратегиях социокуль-
турного поиска в незнакомых культурных сообществах, в выборе культурно приемлемых форм взаимодействия с людьми в условиях современного межкультурного общения;
• развитие культуры систематизации и интерпретации фактов культуры;
• развитие основ культуры описания родной культуры в терминах, понятных для членов международных сообществ;
• обучение технологиям защиты от культурного вандализма, культурной ассимиляции, культурной дискриминации;
• создание условий для культурного творчества включая речетворчество.
Дидактический принцип поликультурности должен пронизывать и всю методику преподавания иностранного языка в школе. Он должен найти отражение в различных формах и методах обучения, применяемых в процессе изучения иностранного языка. Организация индивидуальной и групповой исследовательской деятельности учащихся, направленной на поиск страноведческих сведений из географии, истории, культуры народа изучаемого языка; применение ролевых игр, при которых ученик приобретал бы опыт решения проблем, связанных с особенностями взаимодействия в поликультурной среде, и способствующих формированию культуры общения. Празднование памятных дат исторического значения страны изучаемого языка; юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы и науки; организация выставок, коллажей, темы которых были бы связаны с культурно-исторической и социальной стороной жизни народа изучаемого иностранного языка – способствуют обогащению социального опыта учащихся, развитию толерантности, принятия и уважения к другой культуре.
Целью внеклассной работы по английскому языку является:
1) Расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью.
2) Стимулирование познавательного интереса и активности при изучении английского языка.
Внеклассная работа по английскому языку в единстве с обязательным курсом создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.
Многие методисты уделяют большое внимание определению целей и задач внеклассной работы по иностранному языку, но наиболее полно, на наш взгляд, раскрыл этот аспект В.С. Шатилов. Он считает, что в преподавании английского языка внеклассная работа занимает важное место. Она проводится в соответствии со спецификой данного предмета. При этом она решает две главные задачи:
-
во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; -
во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, трудового, нравственного и эстетического воспитания. -
К таким требованиям С.Ф. Шатилов относит следующие: -
1. Органическая связь урочной и внеурочной работы. Он считает, что эта связь может быть двусторонней. Внеклассная работа опирается на работу в классе. Внеклассные занятия английским языком основываются на владении навыками и умениями, созданными на уроках английского языка, поэтому важно, чтобы учащиеся пользовались этими навыками и умениями возможно полно, одновременно развивая и совершенствуя их в соответствии с условиями и особенностями внеклассной работы. -
Внеурочное общение учащихся на иностранном языке приближает в какой-то мере к естественно-мотивированному владению им. С.Ф. Шатилов подчеркивает, что «оно может служить важным средством мотивации, столь необходимой для речевой практики и овладения языком». -
2. Обязательность в выполнении учащимися добровольно взятых на себя внеклассных поручений в соответствующих видах работы (например, кружках, массовых мероприятиях). Без этого невозможно выполнение следующего, третьего требования. -
3. Целенаправленность и регулярность внеклассных занятий, в соответствии с особенностями видов внеурочной работы: еженедельная, ежемесячная, ежедневная, один раз в полугодие, год. -
4. Массовый охват разными видами внеклассной работы является одним из средств усиления её воздействия на учащихся. -
В основе функционирования системы внеклассной работы по иностранному языку лежит ряд принципов, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы. -
Исследуя литературу по организации внеклассной работы разных авторов (Рогова Г.В., Бим И.Л., Пассов Е.И., Савина С.Н., Шатилов С. Ф.), мы отмечаем, что Савина С.Н. наиболее подробно раскрывает видение внеклассной работы по иностранному языку и излагает основные принципы её организации: -
1. Реализация принципа связи с жизнью позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по английскому языку с условиями жизни и деятельности учащегося. -
2. Согласно принципу коммуникативной активности, внеклассная работа проводится в основном с использованием уже сформированных речевых умений и навыков и способствует их дальнейшему развитию. -
Соблюдение принципа коммуникативной активности, по мнению С.Н.Савиной, предполагает учет различных структур личностей. Она также отмечает, что коммуникативная активность учащихся во внеклассной работе во многом определяется отношением учителя к работе, его умением создавать благожелательные, дружелюбные отношения с детьми, оказать помощь и моральную поддержку. -
3. Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственность с уроками иностранного языка. -
С. Н. Савина обращает внимание на то, что во внеклассной работе учащиеся должны научиться сознательно применять знания, умения и навыки, включать изученный материал в свою речевую деятельность. От этого во многом зависит формирование познавательной активности и интереса ребёнка к иноязычной деятельности. -
4. Принцип учета возрастных особенностей учащихся. -
При проведении внеклассной работы по иностранному языку необходимо тщательно продумать её содержание, формы, методы этапов изучения иностранного языка в соответствии с психо-физиологическими особенностями учащихся. -
5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Проблема личности в коллективе и проблема организации тесно связаны. Коллективные формы работы независимо от возраста их участников влияют на формирование личности и определяют развитие самого коллектива. С.Н. Савина считает, что «объединенные общими интересами и деятельностью общения, учащиеся чутко реагируют на требования, предъявляемые коллективом и ситуацией общения, преодолевают психологическую скованность, проявляют свои задатки и способности». -
Подготовка коллективных мероприятий включает в себя групповые и индивидуальные формы работы с учащимися. В организации групповых видов деятельности во внеклассной работе, подчеркивает С.Н. Савина, необходимо учитывать, что иногда душевное равновесие и творческая активность школьника зависят не от признания его всем коллективом, а от симпатий его близких друзей. В общении с ними, в их поддержке и участии он больше всего заинтересован. В связи с этим С.Н.Савина выделяет один из способов формирования групп во внеклассной работе - предоставление учащимся свободы выбора партнеров по деятельности. Другой способ вовлечения учащихся в групповую работу, по её мнению, связан с организацией различных видов деятельности по интересам. -
6. Раскрывая значение принципа межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку, Савина С.Н. отмечает, что, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы является формирование всесторонне развитой, гармоничной личности; во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. Внеклассная работа по иностранному языку должна проводиться не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по различным предметам в работе кружков, клубов обогащает внеклассную работу по иностранному языку, способствует повышению активности и интереса к ней учащихся и качества её проведения.
-
Разработайте фрагмент занятия по иностранному языку с использованием страноведческой информации для 4 класса. Определите плюсы и минусы использования данной формы работы на уроке в целом.
-
Раскройте метод проекта как средство мотивации ученика и развития его творческих способностей. Расскажите о ходе работы над проектом, деятельности учителя и ученика в процессе работы.
Под технологией проектного обучения мы будем понимать технологию обучения, основанную на организации проектной деятельности учащихся. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика.
Этапы проектной деятельности
1. Организационно-подготовительный
Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.
Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.
2. Поисковый
Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.
Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.
3. Итоговый
Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.
Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей,