Файл: 1. Теоретические аспекты организации службы приема и размещения в гостиничных предприятиях.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4379 / 24 = 182,5 тыс. руб.
Существенное влияние на использование трудовых ресурсов оказывает характер и уровень движения кадров на предприятии (таблица 2.11).
Таблица 2.11 Движение кадров на предприятии за 2011 - 2012 года.
Из таблицы видно, что в 2011 году принято на работу 4 человека. В 2012 - 5 человек. Всего за два года произошло 1 увольнение по собственному желанию. Используя данные таблицы, рассчитаем коэффициенты движения кадров предприятия, которые являются важными показателями в качестве управления гостиницей.
Низкий коэффициент выбытия кадров показывает, что увольнения на предприятии явление редкое, и, следовательно, в коллективе гостиницы сложилась дружеская атмосфера, что благоприятно сказывается на всей деятельности предприятия. Высокий коэффициент приёма кадров свидетельствует о росте объёма производства и продажи услуг, что всегда требует дополнительного персонала. Отсутствие текучести кадров свидетельствует о качественном управлении трудовыми ресурсами и предприятием в целом. Анализ коэффициентов движения кадров показал, что предприятие работает стабильно.
Наиболее универсальным показателем производительности труда является выработка продукции на одного работника. На основе данных текущего и статистического учёта и баланса рабочего времени проанализирована динамика производительности труда рабочих за период 2011-2012 годы (таблица 2.12).
Таблица 2.12 Показатели использования рабочего времени и выработки одного рабочего за 2011-2012 годы.
№ п/п | Показатели | 2010 | 2011 | Темп прироста к 2010 г | 2012 | Темп прироста к 2011 г |
1 | Объем реализации, тыс. руб. | 3363 | 4029 | 120 | 4379 | 108,7 |
2 | Фонд заработной платы, тыс. руб. | 1900 | 2112 | 111,1 | 2304 | 109 |
3 | Численность всего, чел. | 19 | 22 | 115,8 | 24 | 109 |
4 | Средняя выработка одного работника, тыс. руб. | 177 | 183,13 | 103,5 | 182,45 | 99,6 |
5 | Средняя заработная плата одного работника, тыс. руб. | 7,5 | 7,8 | 104 | 8,1 | 103,8 |
6 | Заработная плата 1 рубль реализованных услуг, тыс. руб. | 1,77 | 1,9 | 107,3 | 1,9 | 100 |
7 | Соотношение между ростом производительности труда и ростом средней заработной платы, % | | | 99 | | 96 |
Из таблицы 2.12 видно, что темп прироста заработной платы за весь исследуемый период опережал темп прироста производительности труда, но незначительно: в 2011 году соотношение составило 99 %, в 2012 - 96 %.
Затраты заработной платы на 1 рубль реализованных услуг в 2011 и 2012 гг. увеличились, по сравнению с 2010 годом, на 0,13 тыс. руб. что свидетельствует о перерасходе фонда заработной платы в 2011 году на 523 тыс. руб., а в 2012 году на 569 тыс. руб.
Из анализа видно, что из-за несоблюдения принципа соотношения между ростом производительности труда и ростом средней заработной платы происходит перерасход фонда заработной платы, что негативно сказывается на рентабельности предприятия, в 2012 году рентабельность снизилась на 1,1%.
Чтобы избежать этого, необходимо обеспечить повышение производительности труда, то есть в первую очередь улучшить организацию труда, создать благоприятные условия для сокращения количества дней невыходов в связи с болезнью работников, а также принять меры по улучшению трудовой дисциплины и санкций за её нарушение, например лишение премий, выговоры, денежные штрафы.
Анализ себестоимости прибыли и рентабельности услуг гостиница "Лена".
Затраты на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, составляют себестоимость услуг. Себестоимость услуги оказывает непосредственное влияние на величину прибыли и рентабельность. В условиях рыночной экономики, когда гостиницы самостоятельно разрабатывают тарифы на основные и дополнительные услуги, значение себестоимости как основы формирования цен на гостиничный продукт ещё более возрастает.
Себестоимость услуг гостиничного предприятия представляет собой оценку суммы затрат на использованные в процессе оказания услуг природные ресурсы, сырьё, материалы, топливо, энергию, основные фонды, нематериальные активы, трудовые ресурсы и другие затраты на производство и реализацию продукции [27; 157].
Динамика показателей, характеризующих себестоимость, прибыль и рентабельность приведены в таблице 2.13.
Таблица 2.13 Динамика показателей, характеризующих затраты и рентабельность производства за 2010-2012 годы (в действующих ценах).
№ | Показатели | 2010 | 2011 | % 2011 к 2010 | 2012 | % 2012 к 2011 |
1 | Объём реализации, тыс. руб. | 3363 | 4029 | 119,8 | 4379 | 108,7 |
2 | Валовый доход, тыс.руб. | 1463 | 1917 | 131 | 2075 | 108,2 |
3 | Прибыль, тыс.руб. | 453428 | 869322 | 191,7 | 915877 | 105,3 |
4 | Количество реализованных койко-мест | 1100 | 1236 | 112,4 | 1311 | 106,1 |
5 | Средняя цена, тыс.руб. | 3,05 | 3,26 | 106,9 | 3,34 | 102,4 |
6 | Полная себестоимость реализованных услуг, тыс.руб. | 1089 | 1520280 | 139,6 | 1796070 | 118,1 |
7 | Средняя себестоимость одного койко-суток, тыс.руб | 0,990 | 1,23 | 124,2 | 1,37 | 111,4 |
8 | Затраты на 1 рубль реализованных услуг | 0,32 | 0,38 | 118,7 | 0,41 | 107,9 |
9 | Общие затраты, тыс.руб. | 2909572 | 3159678 | 108,6 | 3463123 | 109,6 |
10 | Рентабельность предприятия, % | 15,6 | 27,5 | 176,2 | 26,4 | 96 |
Из таблицы видно, что с каждым годом гостиница увеличивает объёмы реализации услуг. Благодаря этому заметно увеличивается валовый доход и прибыль предприятия, что положительно сказалось на рентабельности в 2011 году (по сравнению с 2010 годом рентабельность увеличилась на 11,9 %). Рост затрат в 2012 году вызванный повышением размера оплаты коммунальных услуг, а также незначительные изменения в объёмах продаж вызвали понижение процента рентабельности гостиницы на 1,1 %.
Анализ данных о размере и структуре затрат гостиницы является одним из важных в анализе технико-экономических показателей деятельности предприятия.
Таблица 2.14. Анализ данных о размере и структуре затрат гостиничного комплекса.
№ | Статьи затрат | 2011 | 2012 | Изменения, % | ||
| | тыс. руб | % | тыс. руб | % | |
1 | Фонд заработной платы | 2112 | 66,8 | 2304 | 66,5 | 99,5 |
2 | Отчисления на социальные нужды | 21,600 | 0,7 | 36,000 | 1 | 142,8 |
3 | Амортизация | 106,836 | 3,4 | 109,200 | 3,1 | 91,2 |
4 | Текущий ремонт | 108,000 | 3,4 | 108,000 | 3,1 | 91,2 |
5 | Коммунальные платежи | 436,458 | 13,8 | 496,591 | 14,3 | 103,6 |
6 | Административно-хозяйственные расходы | 150,000 | 4,7 | 150,000 | 4,5 | 91,5 |
7 | Прочие расходы | 224,784 | 7,2 | 259,332 | 7,5 | 105,6 |
8 | Общие затраты | 3159678 | | 3463123 | | |
Анализируя структуру затрат гостиницы можно сделать вывод, что более 50 % общих затрат составляют затраты на оплату труда персонала. Из таблицы видно, что в 2012 возрос фонд заработной платы, это в первую очередь связано с увеличением численности персонала и инфляцией. Значительный рост затрат по статье "коммунальные платежи", обуславливается ростом тарифов на коммунальные услуги. Основным пунктом прочих расходов можно считать расходы на рекламу. С каждым годом для того, чтобы повышать объёмы реализации и оставаться конкурентоспособным предприятием, необходимо продвигать и рекламировать свои услуги. Зная это, руководство гостиницы "Лена" старается как можно больше средств вкладывать в рекламу своих услуг. Из рис. 2.4. видно, что большую часть затрат предприятия составляют "Заработная плата" - 66,8% и "Коммунальные платежи" - 13,8%. Построим диаграмму затрат предприятия за 2011 год в % (рис. 2.4) Графически изобразим структуру затрат предприятия за 2012 год в % (рис. 2.5.).
рис.2.4. Структура затрат гостиницы в % за 2011 год
рис. 2.5.. Затраты предприятия за 2012 год в %
Анализируя динамику структуры себестоимости за 2 года можно сделать вывод о том, что в основном процентное соотношение между статьями затрат изменилось незначительно.
Рост отмечен статьями:
"Прочие расходы " (куда включены и затраты на рекламу) - доля затрат в общем объеме затрат выросла с 7,2% в 2011 году до 7,5% в 2012 году,
"Коммунальные платежи" - здесь доля затрат в общем объеме затрат выросла с 13,8% в 2011 году до 14,3% в 2012 году.
Можно сделать общий вывод о деятельности гостиницы "Лена".
В 2012 году происходит повышение объёмов реализации, несмотря на кризисную ситуацию в стране. Анализ динамики оборота кадров показал, что предприятие работает стабильно. Отсутствие текучести кадров свидетельствует о качественной работе персонала, так как основная часть сотрудников не меняется годами, и о грамотном управлении трудовыми ресурсами. В гостинице наблюдается ярко выраженная сезонность, низкая загрузка наблюдается в летний период. Это связано с тем, что гостиница ориентирована на деловых туристов. Анализируя затраты предприятия можно сделать вывод о том, что большая часть средств расходуется по таким статьям как: "Коммунальные платежи" и "Прочие расходы", куда включены управленческие расходы.
2.3 Анализ службы приёма и размещения в гостинице "Лена" и её основных конкурентов
Конкурентоспособность товара (услуги) - совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию.
Служба приема и размещения является первым подразделением, с которым знакомится гость, приезжая в гостиницу. Впечатления, полученные от этого знакомства, во многом формируют отзывы гостей о качестве обслуживания в целом.
Процесс обслуживания гостей можно разбить на несколько этапов:
) бронирование - предварительный заказ мест в гостинице;
) прием, регистрация и размещение гостей;
) предоставление услуг проживания;