Файл: 1. Теоретические аспекты организации службы приема и размещения в гостиничных предприятиях.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Существенное влияние на равномерность внутригодовой динамики спроса на гостиничные услуги оказывает сезонность, характеризуемая коэффициентом сезонности, который рассчитывается на основе данных таблицы по формуле:
, где
О мес.i - объем услуг в i -ом месяце;
О мес. - среднемесячный объем услуг.
О мес. 2011 = 4029 /12 = 335,75тыс. руб.
О мес.2012 = 4379/12= 364,92 тыс. руб.
Рассчитанные значения коэффициента сезонности, абсолютное отклонение абсолютной от средней величины и квадрат абсолютного отклонения систематизированы в таблице 2.7.
Таблица 2.7. Расчетно-аналитические показатели для исследования сезонности производства.
Месяцы года | 2011 год | 2012 год | ||||
| Ксез. | Абсолютное отклонение | Квадрат абсолют. откл. | К сез. | Абсолютное отклонение | Квадрат абсолют. откл. |
Январь | 0,66 | 0,34 | 0,12 | 0,79 | 0,21 | 0,04 |
Февраль | 0,66 | 0,34 | 0,12 | 0,71 | 0,29 | 0,08 |
Март | 1,31 | 0,31 | 0,10 | 1,18 | 0,18 | 0,03 |
Апрель | 1,25 | 0,25 | 0,06 | 1,34 | 0,34 | 0,12 |
Май | 1,07 | 0,07 | 0,01 | 1,10 | 0,10 | 0,01 |
Июнь | 0,95 | 0,05 | 0,00 | 0,86 | 0,14 | 0,02 |
Июль | 0,80 | 0,20 | 0,04 | 0,71 | 0,29 | 0,08 |
Август | 0,77 | 0,23 | 0,05 | 0,81 | 0,19 | 0,04 |
Сентябрь | 1,43 | 0,43 | 0,18 | 1,40 | 0,40 | 0,16 |
Октябрь | 1,28 | 0,28 | 0,08 | 1,30 | 0,30 | 0,09 |
Ноябрь | 0,95 | 0,05 | 0,00 | 1,04 | 0,04 | 0,00 |
Декабрь | 0,86 | 0,14 | 0,02 | 0,74 | 0,26 | 0,07 |
Всего за год | 12,00 | 2,69 | 0,78 | 12,00 | 2,74 | 0,74 |
Из предоставленной таблицы следует, что в летний период (май - август) спрос на гостиничные услуги несколько ниже, чем в остальное время. Это связано с тем, что определенная часть клиентов гостиницы - это командированные. Такая же ситуация складывается и в других гостиницах г. Якутска.
Размах вариации, как показатель сезонности, характеризует разность между наибольшим и наименьшим значениями месячных коэффициентов сезонности. По данным таблицы на исследуемом предприятии размах вариации составляет:
за 2011 год1,43 - 0,66 = 0,77
за 2012 год 1,40 - 0,71 = 0,69.
Размах вариации снизился на 0,08 пункта, что свидетельствует об уменьшении сезонных колебаний в 2012 году.
Среднелинейное отклонение ( ơ ) за каждый год находим по формуле:
ơ = ơ абсолютных отклонений / 12
за 2011 год = 2,69 / 12 = 0,22
за 2012 год = 2,74 / 12 = 0,23.
Среднеквадратическое отклонение определено по формуле:
.
Коэффициент вариации вычисляется по формуле:
где .
Таблица 2.8. Показатели для сглаживания сезонности.
№ п/п | Показатели | 2011 год | 2012 год |
1. | Размах вариации | 0,77 | 0,69 |
2. | Среднелинейное отклонение | 0,22 | 0,23 |
3. | Среднеквадратическое отклонение | 0,065 | 0,062 |
4. | Коэффициент вариации | 6,5 | 6,2 |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что если в 2011 г. отклонение максимального объема реализации услуг от минимального составляло 6,5, то в 2012 оно составило 6,2.
При условии сглаживания сезонности возможно получение дополнительного объема реализации, который определяется по формуле:
О сез = Оф * Кv.
По данным за 2012 год дополнительный (недоданный) объем реализации:
О сез 2011 = 4029 * 0,065 = 261,9 тыс. руб.
О 2012 = 4379 * 0,062= 271,5 тыс. туб.
Для сглаживания сезонных колебаний спроса на гостиничные услуги должны предприниматься определенные усилия. Существуют возможные стратегии: многоцелевое использование, дифференциация цен, рекламные компании как составная часть маркетинга и т.д.
Практическая реализация мероприятий, направленных на равномерную загрузку гостиницы и сглаживания сезонных колебаний спроса, позволит улучшить в 2012 году дополнительный прирост объема реализации услуг в размере 1028,895 тыс. руб.
Анализ состояния и использования трудовых ресурсов.
Данные по использованию трудовых ресурсов являются ключевыми при анализе деятельности любого предприятия. Проведем анализ обеспечения трудовыми ресурсами гостиницы "Лена" за 2010-2012 годы.
Трудовые ресурсы предприятия - это совокупность физических лиц, состоящих с предприятием как с юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма, а также собственников и совладельцев предприятия, которые участвуют в производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия и получают оплату за свой трудовой вклад.
Обеспеченность гостиницы трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников по категориям за несколько лет. Для гостиницы определим три категории работников: руководители, специалисты, неспециалисты.
Таблица 2.9. Анализ обеспечения трудовыми ресурсами.
В 2012 году численность персонала увеличилась по сравнению с 2010 годом на 5 человек, что составило 121 %. По отношению к 2011 году, численность работников составила 108 %. Наибольшие изменения произошли в категории неспециалисты, так как по мере роста объёма оказываемых услуг, предприятие нуждалось в дополнительном обслуживающем персонале.
На рис. 2.2. представлена структура персонала за 2010, 2011 год в%.
Рис. 2.2 Динамика структуры персонала за 2010-2012 гг.
В процессе анализа состояния и использования трудовых ресурсов была проанализирована динамика структуры персонала на предприятии за период 2010-2012 гг.
Рис. 2.3 Структура численности работающих по категориям (%) за 2011, 2012г.
Анализ структуры показал, что руководители составляют 8% численности персонала, специалисты - 48%, неспециалисты - 44%. Таким образом, количество специалистов и неспециалистов примерно одинаково на предприятии.
Таблица 2.10 Структура численности работающих по категориям.
Категории работающих | Структура численности | Отклонения 2012 г. от | |||
| 2010 | 2011 | 2012 | 2010 | 2011 |
Списочная численность | 100 | 100 | 100 | | |
В т.ч. специалистов | 47,4 | 45,5 | 41,7 | -5,7 | -3,8 |
В т.ч. неспециалистов | 42,1 | 45,5 | 50 | 7,9 | 4,5 |
Из анализа структуры численности видно, что за 2012 год произошли незначительные изменения в составе персонала. За счёт увеличения численности в категории "неспециалист" снижается процент работников-специалистов. Из таблицы видно, что количество специалистов и неспециалистов на предприятии различается незначительно. Обе категории на протяжении всех трёх лет составляют в среднем 45% от общего числа работников.
Среднегодовая выработка одного работающего в 2011 г. составила:
4029 / 22 = 183,1 тыс. руб.
В 2012г. она составила: