Файл: 1. Теоретические аспекты организации службы приема и размещения в гостиничных предприятиях.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Директор номерного фонда несет ответственность за создание основных гостиничных услуг и поддержание номерного фонда в соответствии с принятыми на предприятии стандартами.
В функции службы приема и размещения входит бронирование, регистрация, распределение номеров, взимание платы за проживание, ведение необходимой документации и поддержание в порядке базы данных.
Служба горничных является в большинстве случаев наиболее функционально значимым подразделением. Это подразделение отвечает за уборку номеров, холлов, туалетов, коридоров, внутренних помещений, в которых осуществляется прием и обслуживание клиентов. Горничные превращают использованный продукт, каким является гостиничный номер после отъезда гостей, в готовый для последующей реализации чистый и уютный номер. Директор по общественному питанию руководит подразделениями общественного питания, включающие в себя ресторан, кафе, бар, подразделение по обслуживанию банкетов и конференций, а также пищеблок (кухню). Руководитель службы общественного питания составляет меню, обеспечивает поставку необходимых исходных продуктов, распределяет по участкам обслуживающий персонал, контролирует качество готовой продукции и обслуживания, соблюдая при том разумный режим экономии. Менеджер по персоналу решает вопросы подбора, расстановки и повышения квалификации кадров. В его обязанности также входит ведение личных дел всех сотрудников гостиницы.
Служба безопасности поддерживает порядок и безопасность, так как гостиница несет ответственность за обеспечение безопасности своих клиентов. Основная цель деятельности предприятия заключается в удовлетворении общественных потребностей, развитии предпринимательской деятельности, получении прибыли.
2.2 Основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы "Лена"
Финансовое состояние - важнейшая характеристика деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так и его партнеров.
Из всех форм бухгалтерской отчетности важнейшей является баланс. Данные баланса необходимы: собственникам - для контроля над вложенным капиталом, руководству организации - при анализе и планировании, банкам и другим кредиторам - для оценки финансовой устойчивости. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной форме финансовое положение предприятия по состоянию на отчетную дату. По балансу характеризуется состояние материальных запасов, расчетов, наличие денежных средств, инвестиций.
Анализ основных технико-экономических показателей деятельности гостиницы "Лена" проводился на основе данных об объеме, численности, выработке, себестоимости и др. за 2010, 2011, 2012 гг. Исходные данные для анализа гостиницы "Лена" сведены в таблицу 2.3.
Доля прироста объема реализации за счет роста производительности труда определяется по формуле:
, где
Др.о. - доля роста объема за счет роста производительности труд, в %;
Рч. - рост численности работающих, в%;
Рр.о. - рост объема реализации, в %.
Расчеты показывают, что происходило увеличение объёма реализации.
Таблица 2.3. Основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы "Лена"
№ п/п | Показатели | Абсолютное значение | Темп прироста 2009 г., %, | |||
| | 2010 | 2011 | 2012 | к 2010 | к 2011 |
1 | Объем реализации в стоимостном выражении, тыс. руб. | 3363 | 4029 | 4379 | 130,2 | 108,7 |
2 | Количество реализованных койко- мест | 1100 | 1236 | 1311 | 119,1 | 106 |
3 | Численность работающих, всего, чел. | 19 | 22 | 24 | 126,3 | 109 |
4 | Среднегодовая выработка одного работающего, тыс. руб. | 170 | 183,13 | 182,4 | 107,3 | 99,6 |
5 | Фонд заработной платы, тыс. руб. | 1900 | 2112 | 2304 | 121,3 | 109 |
6 | Затраты на 1 рубль реализованных услуг, тыс. руб. | 0,32 | 0,37 | 0,41 | 128,1 | 110,8 |
7 | Зарплата на 1 рубль реализованных услуг, тыс. руб. | 1,77 | 1,9 | 1,9 | 107,3 | 100 |
8 | Средняя цена одного койко-суток | 3,05 | 3,26 | 3,34 | 109,5 | 102,4 |
9 | Рентабельность услуг, %. | 15,6 | 27,5 | 26,4 | 169,2 | 96 |
10 | Валовый доход, тыс. руб. | 3363 | 4029 | 4379 | 130,2 | 108,7 |
12 | Прибыль, тыс. руб. | 882,428 | 838,322 | 915,877 | 112,5 | 118,4 |
13 | Затраты, тыс. руб | 2909,572 | 3159,678 | 3463,123 | 114,8 | 110,6 |
Из данной таблицы видно, что темпы прироста всех показателей к 2012 году несколько ниже, чем к 2011 году. Это обосновано, прежде всего, ежегодно растущей конкуренцией и низким темпом увеличения посетителей.
Анализ производства и реализации услуг. Для проведения этого анализа используются исходные данные за 2010-2012 годы, собранные в таблице 2.4. При этом учтены инфляционные процессы, влияющие на рост цен и на материалы, на годовую продукцию и услуги.
Таблица 2.4. Динамика объема реализации услуг за 2010-2012 годы.
№ п/п | Год | Объем реализации, тыс. руб. | Абсолютный прирост объема реализации | Темп роста объема реализации, % | Темп прироста объема реализации, % | ||||
| | | предыд. год | базис. год | предыд год | базис. год | предыд. год | базис. год | |
1 | 2010 | 3363 | | | | | | | |
2 | 2011 | 4029 | 350 | 666 | 119,8 | 130,2 | 19,8 | 30,2 | |
3 | 2012 | 4379 | 666 | 1016 | 130,2 | 108,6 | 30,2 | 8,6 |
В 2011 году произошло увеличение объема реализации по сравнению с 2010 годом с 3363 тыс. руб. до 4029 тыс. руб. (в сопоставимых ценах), а в 2011 году увеличение составило 350 тыс. руб. по сравнению с 2011 годом.
Также, согласно приведенным данным, можно сделать вывод о том, что с годами объем реализации услуг возрастает, хоть и медленно. Причиной такой динамики является увеличение количества предприятий-конкурентов, медленное увеличение количества клиентов (основная база - это постоянные клиенты), а также неразвитые системы обслуживания.
Составной частью анализа динамики объема реализации является установление влияния структурных сдвигов в производстве (таблица 2.5).
Таблица 2.5. Исходные данные для анализа структурных сдвигов.
№ п/п | Показатели | 2010 год | 2011 год | % 2011 к 2010 | 2012 год | % 2012 к | |
| | | | | | 2010 | 2011 |
1 | Объем реализации, тыс. руб., в действ. сопоставимых ценах | 3363 | 4029 | 119,8 | 4379 | 130,2 | 108,7 |
2 | Количество реализованных заказов, шт. | 1100 | 1236 | 11,2 | 1311 | 119,1 | 106 |
3 | Средняя цена одного койко-места, тыс. руб., в действ. ценах | 3,05 | 3,26 | 106,8 | 3,34 | 109,5 | 102,4 |
Количество реализованных заказов в 2012 году увеличилось и составило 1311 шт., что выше количества реализованных услуг в 2011 году.
Увеличение объемов реализации за счет повышения количества заказов по сравнению с 2011 годом составляет (1311-1236) шт. * 3,26 тыс. руб. = 224,5 тыс.руб.
Увеличение объема реализации за счет повышения средней цены одного заказа составляет (3,34-3,26)тыс. руб. * 1311 шт. = 104,88 тыс.руб.
Таким образом, за счет влияния двух факторов (роста средней цены одного заказа и уменьшения количества заказов) объем реализации в 2012 году увеличился на 104,88 тыс. руб. по сравнению с 2011 годом.
Для характеристики равномерности работы предприятия рассчитан коэффициент равномерности по формуле:
, где
До - величина недоданных услуг в текущем году по сравнению с базовым, руб.;
Офакт - фактический объем реализации услуг за анализируемый период, руб.
Исходные данные для определения коэффициентов равномерности и сезонности представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6. - Исходные данные для определения коэффициентов равномерности и сезонности.
Месяцы года | Фактический объем реализации (в сопоставимых ценах) | Недодано услуг | К равномерности | |||
| 2011 год | 2012 год | | | ||
Январь | 220 | 289 | - | 1 | ||
Февраль | 220 | 260 | - | 1 | ||
Март | 440 | 430 | 10 | 0,97 | ||
Апрель | 420 | 490 | - | 1 | ||
Май | 360 | 400 | - | 1 | ||
Июнь | 320 | 315 | 5 | 0,98 | ||
Июль | 270 | 260 | 10 | 0,96 | ||
Август | 260 | 295 | - | 1 | ||
Сентябрь | 480 | 510 | - | 1 | ||
Октябрь | 429 | 475 | - | 1 | ||
Ноябрь | 320 | 380 | - | 1 | ||
Декабрь | 290 | 270 | 20 | 0,93 | ||
Итого | 4029 | 4379 | 35 | 0,98 |