Файл: Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова Педагогика конспект лекций.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 924

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова

Педагогика: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука

ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики

ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики

ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики

ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками

ЛЕКЦИЯ № 6. Понятие «методология педагогической науки»

ЛЕКЦИЯ № 7. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества

ЛЕКЦИЯ № 8. Воспитание и школа в античном мире

ЛЕКЦИЯ № 9. Зарубежная педагогика

ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России

ЛЕКЦИЯ № 11. Образование в России после Второй мировой войны

ЛЕКЦИЯ № 12. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса

ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение

ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность

ЛЕКЦИЯ № 15. Педагогическое взаимодействие

ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система

ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология

ЛЕКЦИЯ № 18. Педагогическая задача

ЛЕКЦИЯ № 19. Образовательный процесс

ЛЕКЦИЯ № 20. Цели и содержание образования

ЛЕКЦИЯ № 21. Структура непрерывного образования

ЛЕКЦИЯ № 22. Образование как общественное явление и педагогический процесс

ЛЕКЦИЯ № 23. Сущность, противоречия и логика образовательного процесса

ЛЕКЦИЯ № 24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

ЛЕКЦИЯ № 25. Государственный образовательный стандарт

ЛЕКЦИЯ № 26. Содержание начального образования

ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы

ЛЕКЦИЯ № 28. Учебники

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения

ЛЕКЦИЯ № 37. Методы устного изложения

ЛЕКЦИЯ № 38. Наглядные и практические методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 39. Развивающее обучение

ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения

ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели организации обучения

ЛЕКЦИЯ № 42. Блочно-модульное обучение

ЛЕКЦИЯ № 43. Программированное и компьютерное обучение

ЛЕКЦИЯ № 44. Компенсирующее обучение

ЛЕКЦИЯ № 45. Обучение «трудных» детей

ЛЕКЦИЯ № 46. Обучение одаренных детей

ЛЕКЦИЯ № 47. Типология и многообразие образовательных учреждений

ЛЕКЦИЯ № 48. Авторские школы

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения

ЛЕКЦИЯ № 50. Классно-урочная система

ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма работы в школе

ЛЕКЦИЯ № 52. Структура уроков разных типов

ЛЕКЦИЯ № 53. Внеклассная работа педагога

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения

ЛЕКЦИЯ № 55. Семинары, тренинги и диспуты как одна из форм работы педагога

ЛЕКЦИЯ № 56. Консультация

ЛЕКЦИЯ № 57. Экзамен и тест как методы контроля в школе

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения

ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения и их виды

ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения

ЛЕКЦИЯ № 61. Дидактика. Предмет и задачи дидактики

ЛЕКЦИЯ № 62. Понятие о дидактических принципах и дидактических правилах

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения

ЛЕКЦИЯ № 64. Технологии обучения педагогов-новаторов

ЛЕКЦИЯ № 65. Сущность контроля усвоения знаний и его функции

ЛЕКЦИЯ № 66. Педагогическая диагностика

ЛЕКЦИЯ № 67. Методы контроля

ЛЕКЦИЯ № 68. Формы контроля

ЛЕКЦИЯ № 69. Виды контроля

ЛЕКЦИЯ № 70. Тестовый контроль

ЛЕКЦИЯ № 71. Рейтинговый контроль

ЛЕКЦИЯ № 72. Оценки и отметки в учебном процессе

ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение в начальной школе

ЛЕКЦИЯ № 74. Формы организации познавательной деятельности на уроке

ЛЕКЦИЯ № 75. Основные формы организации внеклассной работы

ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания

ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе

ЛЕКЦИЯ № 78. Нравственное воспитание

ЛЕКЦИЯ № 79. Трудовое воспитание

ЛЕКЦИЯ № 80. Умственное воспитание

ЛЕКЦИЯ № 81. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

ЛЕКЦИЯ № 82. Физическое воспитание

ЛЕКЦИЯ № 83. Общественное воспитание

ЛЕКЦИЯ № 84. Эстетическое воспитание

ЛЕКЦИЯ № 85. Самовоспитание

ЛЕКЦИЯ № 86. Коллективное воспитание

ЛЕКЦИЯ № 87. Коллектив как объект и субъект воспитания

ЛЕКЦИЯ № 88. Дистанционное обучение

ЛЕКЦИЯ № 89. Функции и основные направления деятельности классного руководителя

ЛЕКЦИЯ № 90. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка

, установки, мировоззрение и собственную систему ценностей;

3) вызванное обучением (или самим предметом) учение приводит к различным изменениям в личности учащегося.

Типичный дидактический факт не может относиться только к деятельности учителя, к работе учащихся или к результатам учения. Этот факт позволяет:

1) установить определенную закономерность, проявляющуюся во всех трех действиях;

2) раскрыть важные зависимости между дидактическим поведением учителя в определенных условиях;

3) раскрыть зависимости между поведением учащихся в ходе учения и изменениями, которые произошли под влиянием действий учителя и их собственной деятельности.

Это зависимости между определенными действиями, содержанием, методами и результатами обучения; и закономерности, проявляющиеся в природе.

Значение дидактики:

1) дидактика не является чисто описательной и чисто умозрительной наукой, она объясняет причинно-следственные связи дидактических явлений, исследует закономерность этих явлений;

2) выяснение причин дидактических явлений и проявляющихся в них зависимостей создает подходящие условия для выполнения утилитарных функций;

3) нормы деятельности учителя и учащегося, определенные из объективно установленных причинно-следственных зависимостей, имеют значительно большую ценность, чем нормы, устанавливаемые субъективно, умозрительно или на основе неконтролируемого опыта.

ЛЕКЦИЯ № 62. Понятие о дидактических принципах и дидактических правилах



Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества.

Знания как предмет усвоения имеют три взаимосвязанные стороны:

1) теоретическую (факты, теоретические идеи и понятия);

2) практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях);

3) мировоззренческо-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи).

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими сторонами изучаемого материала, а именно:


1) усваивают теорию (понятия, правила, выводы, законы);

2) вырабатывают умения и навыки применять теорию на практике;

3) вырабатывают способы творческой деятельности;

4) глубоко осмысливают мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи.

Это означает, что в процессе обучения одновременно и в неразрывном единстве происходит следующее:

1) обогащение личности научными знаниями;

2) развитие ее интеллектуальных и творческих способностей;

3) формирование ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, что делает обучение весьма важным средством воспитания.

Развивающее воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия – «образование» .

Под образованием следует понимать овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, вследствие чего они приобретают определенный личностный облик и индивидуальное своеобразие.

Педагогическая дидактика – теория обучения и образования, которая исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.

Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.

Исследовательская направленность дидактики:

1) при разработке теоретических основ обучения дидактика не может ограничиваться только раскрытием процессуальной стороны вооружения обучающихся знаниями, практическими умениями и способами творческой деятельности;

2) дидактика должна изучать также те дидактические условия, которые способствуют реализации развивающего потенциала обучения, т. е. образованию обучающихся;

3) дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными ее сторонами.

Научно-теоретическая функция дидактики заключается в следующем: дидактические исследования раскрывают сущность, характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения.



Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно:

1) приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования;

2) устанавливать принципы обучения;

3) определять оптимальные возможности обучающих методов и средств;

4) конструировать новые образовательные технологии и т. д.

Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики:

1) воспитание;

2) педагогическая деятельность;

3) образование;

4) педагогическое сознание и др.


ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения



Технология обучения – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Технология обучения предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.

В 60-70-х гг. XX в. это понятие ассоциировалось с методикой применения технических средств обучения (ТСО). В этом смысле оно до сих пор используется во многих зарубежных публикациях.

Технология обучения состоит из нескольких взаимообусловленных частей:

1) предписаний способов деятельности (дидактические процессы). С дидактической точки зрения технология обучения – это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по ее отдельным элементам;

2) условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения);

3) средств осуществления этой деятельности (целенаправленная подготовка учителя и наличие ТСО).

В технологии обучения наиболее сложным является вопрос об описании личностных качеств учащихся. На всех стадиях педагогического процесса может использоваться избранная концепция структуры личности, но сами качества необходимо интерпретировать в так называемых диагностичных понятиях. Методика диагностичного описания опыта личности и ее интеллектуальных качеств представлена некоторой совокупностью параметров и связанных с ними критериально-ориентированных тестов для контроля степени достижения учащимися диагностично поставленных целей обучения. Названная совокупность включает параметры, характеризующие содержание обучения и качество его усвоения.

На основе диагностичного целеполагания разрабатываются образовательные стандарты, т. е. фактически содержание обучения, образовательные программы и учебники, а также строятся дидактические процессы, гарантирующие достижение заданных целей.

Выбор технологии обучения определяется особенностями дидактической задачи и подчиняется всем правилам принятия оптимальных решений.


Для выбора способа деятельности в технологии обучения используются понятия алгоритма функционирования и алгоритма управления .

Построение алгоритма функционирования (правил познавательной деятельности учащихся) опирается на психологическую теорию усвоения знаний, принятую технологией обучения. Для построения управляемого дидактического процесса разработана схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов обучения:

1) ориентировки (формирование представления о целях и задачах усвоения предмета; осмысление избранной последовательности содержания предмета и соответствующих приемов изучения);

2) исполнения (изучение отдельных тем курса, межпредметных связей и пр.);

3) контроля и корректирования.

Алгоритм управления – система правил слежения, контроля и коррекции познавательной деятельности учащихся для достижения поставленной цели. Для достижения конкретной цели обучения применяется определенный алгоритм управления.

При выборе способа управления дидактическим процессом решается вопрос и об оптимальных для соответствующих целей ТСО.

ЛЕКЦИЯ № 64. Технологии обучения педагогов-новаторов



Поиск путей повышения качества высшего педагогического образования, способов интеграции действующей системы в мировой педагогический опыт привел педагогическую школу к необходимости перехода к многоуровневой системе образования. Отличие ее от действующей состоит прежде всего в восстановлении человекообразующих и культуросозидательных функций педагогического образования, что предполагает приоритет образовательных программ над профессиональными, отказ от традиционного предметоцентризма, определение культурного ядра знаний, создание условий для творческой самореализации личности.

Целостный подход к решению этих и других проблем, возникающих при переходе к многоуровневой системе, предполагает разработку новой философии педагогического образования. В основе этой философии предположительно лежит целостный образ человека – выпускника общеобразовательного учреждения, вовлеченного в культуру и способного к культуросообразному устройству хотя бы собственной жизни. Следовательно,