Файл: Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова Педагогика конспект лекций.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 915
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова
ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука
ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики
ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики
ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками
ЛЕКЦИЯ № 6. Понятие «методология педагогической науки»
ЛЕКЦИЯ № 7. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества
ЛЕКЦИЯ № 8. Воспитание и школа в античном мире
ЛЕКЦИЯ № 9. Зарубежная педагогика
ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России
ЛЕКЦИЯ № 11. Образование в России после Второй мировой войны
ЛЕКЦИЯ № 12. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение
ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность
ЛЕКЦИЯ № 15. Педагогическое взаимодействие
ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система
ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология
ЛЕКЦИЯ № 18. Педагогическая задача
ЛЕКЦИЯ № 19. Образовательный процесс
ЛЕКЦИЯ № 20. Цели и содержание образования
ЛЕКЦИЯ № 21. Структура непрерывного образования
ЛЕКЦИЯ № 22. Образование как общественное явление и педагогический процесс
ЛЕКЦИЯ № 23. Сущность, противоречия и логика образовательного процесса
ЛЕКЦИЯ № 24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
ЛЕКЦИЯ № 25. Государственный образовательный стандарт
ЛЕКЦИЯ № 26. Содержание начального образования
ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы
ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения
ЛЕКЦИЯ № 37. Методы устного изложения
ЛЕКЦИЯ № 38. Наглядные и практические методы обучения
ЛЕКЦИЯ № 39. Развивающее обучение
ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения
ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели организации обучения
ЛЕКЦИЯ № 42. Блочно-модульное обучение
ЛЕКЦИЯ № 43. Программированное и компьютерное обучение
ЛЕКЦИЯ № 44. Компенсирующее обучение
ЛЕКЦИЯ № 45. Обучение «трудных» детей
ЛЕКЦИЯ № 46. Обучение одаренных детей
ЛЕКЦИЯ № 47. Типология и многообразие образовательных учреждений
ЛЕКЦИЯ № 50. Классно-урочная система
ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма работы в школе
ЛЕКЦИЯ № 52. Структура уроков разных типов
ЛЕКЦИЯ № 53. Внеклассная работа педагога
ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения
ЛЕКЦИЯ № 55. Семинары, тренинги и диспуты как одна из форм работы педагога
ЛЕКЦИЯ № 57. Экзамен и тест как методы контроля в школе
ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения
ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения и их виды
ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения
ЛЕКЦИЯ № 61. Дидактика. Предмет и задачи дидактики
ЛЕКЦИЯ № 62. Понятие о дидактических принципах и дидактических правилах
ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения
ЛЕКЦИЯ № 64. Технологии обучения педагогов-новаторов
ЛЕКЦИЯ № 65. Сущность контроля усвоения знаний и его функции
ЛЕКЦИЯ № 66. Педагогическая диагностика
ЛЕКЦИЯ № 70. Тестовый контроль
ЛЕКЦИЯ № 71. Рейтинговый контроль
ЛЕКЦИЯ № 72. Оценки и отметки в учебном процессе
ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение в начальной школе
ЛЕКЦИЯ № 74. Формы организации познавательной деятельности на уроке
ЛЕКЦИЯ № 75. Основные формы организации внеклассной работы
ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания
ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе
ЛЕКЦИЯ № 78. Нравственное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 79. Трудовое воспитание
ЛЕКЦИЯ № 80. Умственное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 81. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
ЛЕКЦИЯ № 82. Физическое воспитание
ЛЕКЦИЯ № 83. Общественное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 84. Эстетическое воспитание
ЛЕКЦИЯ № 86. Коллективное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 87. Коллектив как объект и субъект воспитания
ЛЕКЦИЯ № 88. Дистанционное обучение
ЛЕКЦИЯ № 89. Функции и основные направления деятельности классного руководителя
Периодический контроль – это учет знаний учащихся, проводимый за определенный период учебного года (по четвертям и за полугодие). При правильно поставленном текущем учете четвертные баллы можно выводить и без специальной проверки. Специальная проверка знаний учащихся необходима тогда, когда уровень подготовки какой-то части учащихся к моменту выведения итогового балла вызывает у учителя сомнение. Следовательно, периодический учет сводится в основном к выведению итоговых баллов за четверть, полугодие и иногда включает специальную проверку знаний отдельных учащихся за учебный период.
Заключительный контроль знаний проводится в ходе итогового повторения в конце учебного года. Задачи итогового повторения похожи на задачи повторительно-обобщающих уроков по итогам изучения тем и разделов программы – помочь ученикам увидеть структуру пройденного курса в целом. Основной целью итогового контроля является установление уровня подготовки ученика, его способность к продолжению обучения и усвоению знаний. В конце каждого учебного года по всем основным предметам школьной программы проводятся контрольные работы. Заключительным этапом итогового контроля являются выпускные экзамены, которые в настоящие время проводятся в 9 и 11 классах.
ЛЕКЦИЯ № 70. Тестовый контроль
Тестовый контроль является новым методом проверки результатов обучения. Его первые образцы появились в начале XX в. и стали популярными во многих странах. Наибольшую популярность тестовый контроль получил в США, где во многие высшие учебные заведения можно поступить только после сдачи тестов. В России этот вид контроля знаний появился недавно. В настоящее время в нашей стране проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), который представлен в тестовом виде. По результатам такого экзамена учащиеся средних учебных заведений могут сдать выпускные экзамены, а также поступить в любой вуз страны, в котором результаты тестирования считаются действительными.
Сам по себе тест представляет собой набор стандартных заданий по определенному материалу, который устанавливает степень усвоения его учащимися.
Есть несколько вариантов тестов. В школьной практике чаще всего используют такой вид теста, задание которого требует ответ на вопрос. Ответ
выбирают из нескольких предложенных вариантов, которых обычно бывает от 3 до 6.
Выделяют четыре типа тестов.
1. Тесты, помогающие проверить умения учащихся решать новые проблемы на основании изученного материала.
2. Тесты, позволяющие выполнять мыслительные операции, основанные на ранее полученных знаниях.
3. Тесты, проверяющие знания тех сведений, которые необходимо запомнить и воспроизвести.
4. Тесты, позволяющие давать учащемуся критическую оценку изученного, на основе которой проверяющий определяет владение учащегося знаниями.
Для обработки результатов теста разработано несколько методик, но самой распространенной является та, при которой каждому ответу присваивается определенный бал. К обработке результатов тестов применяются два подхода: ориентированный на норму и ориентированный на критерий.
При первом подходе результаты теста сравниваются со средним результатом по какой-либо группе.
Суть второго подхода состоит в том, что индивидуальные результаты сопоставляются с заранее приготовленным критерием. Большое внимание уделяется разработке таких критериев, так как она требует анализа учебного материала и определяет, что и в каком объеме должны знать учащиеся после прохождения определенного курса.
При составлении тестов необходимо придерживаться следующих требований:
1) тест должен быть объективен, т. е. его результаты зависят только от знаний ученика;
2) тест должен быть валиден, т. е. проверять только те знания, умения и навыки, которые хочет проверить разработчик тестов;
3) тест должен быть надежен, т. е. он должен в разных условиях показывать одинаковые результаты.
Учителя могут сами разрабатывать тесты для проведения промежуточного контроля знаний, но при проведении тестов, заменяющих контрольные работы или экзамен учитель получает готовые задания заранее.
Если учитель сам составляет тест, то он должен придерживаться следующих правил:
1) задания тестов не должны требовать больших затрат времени на их выполнение;
2) задания тестов должны быть изложены в краткой и логичной форме;
3) значение заданий тестов должно быть однозначным, чтобы ученик мог правильно истолковать содержание;
4) тесты должны позволять получать количественную оценку результатов их выполнения.
ЛЕКЦИЯ № 71. Рейтинговый контроль
Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений школьника, заносимый в классификационный список (рейтинг-лист) и служащий для определения результатов его усвояемости знаний. Проведение рейтингового контроля способствует определению рейтинга учащегося по какому-либо предмету. По результатам обучения и контроля рейтинг помогает понять, на каком уровне знаний находится ученик.
Как правило, рейтинговый контроль устраивают после прохождения всего курса предмета, так как за один урок или за одну пройденную тему трудно установить рейтинг ученика. Часто рейтинговый метод контроля знаний применяют вместе с блочно-модульным обучением.
Рейтинг учащихся измеряется количеством баллов. Поэтому для того, чтобы получить большое количество баллов, ученики ходят на дополнительные занятия, а также могут переписывать уже сделанную контрольную работу, даже если они уже получили высокую оценку.
Основные черты рейтинговой системы:
1. Все виды учебной деятельности оцениваются в баллах. Самый высокий балл за каждую учебную работу устанавливается заранее. Обычно самый высокий балл ученики могут получить на итоговом экзамене.
2. Виды учебной деятельности и их количество в учебном году устанавливается заранее.
3. Баллы распределяются таким образом, чтобы ученик понял, что получить их максимальное количество он может, только выполняя все виды учебной деятельности.
4. Иногда также устанавливаются такие виды учебной деятельности, за которые ученики могут получить дополнительные баллы.
5. Как правило, рейтинг класса проводится по прошествии некоторого количества времени.
6. Учителя регулярно ведут учет полученных баллов, а результаты доводят до учащихся.
7. Результаты рейтинга вносятся в специальную таблицу, которую вывешивают на обозрение. В эту же таблицу вносится самый высокий балл на данную календарную дату и средний балл по классу. Так ученики, учителя и родители могут узнать о рейтинге данного ученика.
8. Рейтинг ученика узнают, сравнив его результаты с результатами остальных учеников, и таким образом делают выводы о его успеваемости.
У Рейтинговой системы есть свои достоинства и свои недостатки. Среди достоинств можно выделить следующие:
1) при рейтинговой системе контроля знаний ученик более ответственно подходит к учебе, у него развивается самодисциплина и самооценка;
2) рейтинговая система позволяет ученику сравнить свои достижения с прежними, т. о. он не столько сравнивает себя с другими учениками, сколько с самим собой в прошлом;
3) рейтинговый метод стимулирует равномерную учебную работу школьников;
4) отсутствие текущих оценок позволяет ученикам не бояться двойки, что улучшает психологический климат в классе и повышает активность учеников.
Недостатки рейтингового контроля таковы:
1) педагоги сами устанавливают и распределяют баллы, поэтому их количество может варьироваться;
2) рейтинговая система не совсем объективна, так как учитель может поставить большее количество баллов ученику, которому больше симпатизирует;
3) многие ученики плохо ориентируются в рейтинговой системе, поэтому не могут сами оценить свои достижения.
ЛЕКЦИЯ № 72. Оценки и отметки в учебном процессе
Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые представлены в учебной программе. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.
Практически во всех школах нашей страны принята 5-балльная система отметок. Но существуют и другие, например 0 -12-балльные . Их чаще всего используют за рубежом. Надо сказать, что в современной отечественной школе действуют также 4-балльные и 3-бальные системы отметок, так как часто единицы и двойки не ставят.
У оценки есть свои функции:
1) с помощью оценки учитель высказывает свое мнение о знаниях ученика;
2) оценка информирует ученика о его успехах и неудачах;
3) оценки ориентируют ученика об уровне его знаний.
Есть несколько способов выставления оценки:
1) нормативный , когда знания ученика оцениваются, исходя из требований стандарта образования и программных требований;