Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Психологическая характеристика группы и коллектива
1.2. Социально-психологическая характеристика групп подростков
2.2. Особенности самооценки в подростковом возрасте
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ГРУППОВОЙ МИКРОСРЕДЫ НА САМООТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКА
3.1. Социометрический эксперимент. Метод социометрии
3.2. Методика изучения самооценки (Т. Дембо - С. Рубинштейн)
средний уровень проявления лидерских качеств составляет 50%;
низкий уровень – составляет 12,5%;
Рассматривая девочек, по определению уровня проявления лидерских качеств получены следующие данные:
высокий уровень наблюдается у 71,5%;
средний уровень - у 28,5%.
Из полученных данных видно, что уровень проявления лидерских качеств в классе завышен, особенно это проявляется у девочек.
Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем самооценки и уровнем самооценки лидерства, получены следующие результаты:
в экспериментальной группе из общего количества детей первого статуса (лидеры) 71,4% имеют высокий уровень самооценки и 28,6% имеют средний уровень самооценки, а уровень проявления лидерских качеств высокий у 71,5% детей, у остальных 28,5% - средний;
из всех детей находящихся во втором статусе (предпочитаемые) 40% имеют высокий уровень самооценки и 60% имеют средний уровень самооценки; а уровень проявления лидерских качеств высокий у 40% детей, у остальных 60% - средний;
из всех детей третей статусной категории (пренебрегаемые) 50 % имеют высокий уровень самооценки, и столько же средний; а уровень проявления лидерских качеств высокий у 50% детей, у остальных 50% - средний;
из всех детей находящихся в четвертой статусной категории (отверженные) по 100% имеют низкий уровень самооценки и уровень проявления лидерских качеств.
В результате исследования связи самооценки школьника и уровнем проявления лидерских качеств с его статусным положением в системе межличностных отношений можно сделать вывод: самооценка подростка и лидерские качества в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе.
Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.
Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу
, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора.
В качестве объекта исследования неслучайно выбраны ученики старшего подросткового возраста, т.к. они находятся на промежуточном этапе между переходом от подросткового возраста к юношескому, где центральным новообразованием становится самоопределение школьника.
Подростковый возраст традиционно является трудным в воспитательном отношении. Об актуальности проблем психологии подростка свидетельствует наличие обширной литературы.
Курсовая работа логически состоит из трёх частей; первая - это выдержки из классической теории психологии. Особое внимание уделено понятию малых групп, особенностям взаимоотношений подростков в коллективе.
Вторая часть посвящена самооценке человека, а также формированию детского коллектива и развитию в нём ребёнка - формирующейся личности. Этот тип коллектива взят целенаправленно, так как на этом уровне происходит активное познание ребёнком окружающей среды, складываются первые взаимоотношения со сверстниками, формируется собственное понятие “коллектив”, осознание собственного “Я” и положение собственной личности в коллективе.
В третьей части приведены результаты работы по исследованию взаимоотношений подростков в коллективе, самооценки детей в группе и уровню проявления лидерских качеств.
В результате исследования связи самооценки школьника и уровнем проявления лидерских качеств с его статусным положением в системе межличностных отношений можно сделать вывод: самооценка подростка и лидерские качества в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе, что подтверждает гипотезу.
Список детей экспериментальной группы
Приложение 2
Социометрический эксперимент
Карточка для социометрического опроса:
1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
1-й выбор__________ 2-ой выбор__________ 3-й выбор__________
2. С кем бы вы больше всего хотели работать по уборке школьных территорий?
1-й выбор__________ 2-ой выбор__________ 3-й выбор__________
3. Кого из одноклассников ты охотнее всего пригласил бы на день рождения?
1-й выбор__________ 2-ой выбор__________ 3-й выбор__________
Результаты по первому вопросу представлены в таблице 1.
Таблица 1. Матрица выбора
низкий уровень – составляет 12,5%;
Рассматривая девочек, по определению уровня проявления лидерских качеств получены следующие данные:
высокий уровень наблюдается у 71,5%;
средний уровень - у 28,5%.
Из полученных данных видно, что уровень проявления лидерских качеств в классе завышен, особенно это проявляется у девочек.
ВЫВОДЫ
Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем самооценки и уровнем самооценки лидерства, получены следующие результаты:
в экспериментальной группе из общего количества детей первого статуса (лидеры) 71,4% имеют высокий уровень самооценки и 28,6% имеют средний уровень самооценки, а уровень проявления лидерских качеств высокий у 71,5% детей, у остальных 28,5% - средний;
из всех детей находящихся во втором статусе (предпочитаемые) 40% имеют высокий уровень самооценки и 60% имеют средний уровень самооценки; а уровень проявления лидерских качеств высокий у 40% детей, у остальных 60% - средний;
из всех детей третей статусной категории (пренебрегаемые) 50 % имеют высокий уровень самооценки, и столько же средний; а уровень проявления лидерских качеств высокий у 50% детей, у остальных 50% - средний;
из всех детей находящихся в четвертой статусной категории (отверженные) по 100% имеют низкий уровень самооценки и уровень проявления лидерских качеств.
В результате исследования связи самооценки школьника и уровнем проявления лидерских качеств с его статусным положением в системе межличностных отношений можно сделать вывод: самооценка подростка и лидерские качества в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.
Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу
, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора.
В качестве объекта исследования неслучайно выбраны ученики старшего подросткового возраста, т.к. они находятся на промежуточном этапе между переходом от подросткового возраста к юношескому, где центральным новообразованием становится самоопределение школьника.
Подростковый возраст традиционно является трудным в воспитательном отношении. Об актуальности проблем психологии подростка свидетельствует наличие обширной литературы.
Курсовая работа логически состоит из трёх частей; первая - это выдержки из классической теории психологии. Особое внимание уделено понятию малых групп, особенностям взаимоотношений подростков в коллективе.
Вторая часть посвящена самооценке человека, а также формированию детского коллектива и развитию в нём ребёнка - формирующейся личности. Этот тип коллектива взят целенаправленно, так как на этом уровне происходит активное познание ребёнком окружающей среды, складываются первые взаимоотношения со сверстниками, формируется собственное понятие “коллектив”, осознание собственного “Я” и положение собственной личности в коллективе.
В третьей части приведены результаты работы по исследованию взаимоотношений подростков в коллективе, самооценки детей в группе и уровню проявления лидерских качеств.
В результате исследования связи самооценки школьника и уровнем проявления лидерских качеств с его статусным положением в системе межличностных отношений можно сделать вывод: самооценка подростка и лидерские качества в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе, что подтверждает гипотезу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2000. -
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.; 1982. -
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. -
Большой психологический словарь. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. 3-е изд., 2002г -
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. -
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. -
Коломинский Я.Л. Педагог среди детей. – М., 1998. -
Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. -
Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2002. -
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997. -
Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 2 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -
Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. М. 2005г. -
Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1978. -
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. -
Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова. М., 1990. -
Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. -
Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. -
Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983г. -
Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. 10-е изд. – СПб.: Питер, 2004. -
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Учебное пособие – М., 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Список детей экспериментальной группы
№ п/п | Имя | Мальчик / девочка |
| Галина Г. | Д |
| Павел Г. | М |
| Вера Л. | Д |
| Ольга Л. | Д |
| Иван Л. | М |
| Михаил Л. | М |
| Николай М. | М |
| Анастасия Н. | Д |
| Валентина Р. | Д |
| Михаил Р. | М |
| Игорь С. | М |
| Александра С. | Д |
| Иван С. | М |
| Мария Я. | Д |
| Иван Я. | М |
Приложение 2
Социометрический эксперимент
Карточка для социометрического опроса:
1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
1-й выбор__________ 2-ой выбор__________ 3-й выбор__________
2. С кем бы вы больше всего хотели работать по уборке школьных территорий?
1-й выбор__________ 2-ой выбор__________ 3-й выбор__________
3. Кого из одноклассников ты охотнее всего пригласил бы на день рождения?
1-й выбор__________ 2-ой выбор__________ 3-й выбор__________
Результаты по первому вопросу представлены в таблице 1.
Таблица 1. Матрица выбора
Имена учеников | № п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Галина Г. Б | 1 | + | | 3 | | | | | 1 | | | | | | 2 | |
Павел Г. Б | 2 | | + | | | 1 | | | | | | 2 | | 3 | | |
Вера Л. Б | 3 | | | + | 1 | | | | 2 | | | | | | 3 | |
Ольга Л. Б | 4 | | | 2 | + | | | | 1 | | | | | | 3 | |
Иван Л. Б | 5 | | | | | + | 2 | | | | 1 | | | 3 | | |
Михаил Л. Б | 6 | | | | | 2 | + | | | | 1 | 3 | | | | |
Николай М.Б | 7 | | | | | | | + | | | 3 | 2 | | 1 | | |
Анастасия Н. Б | 8 | | | | 1 | | | | + | 2 | | | | | 3 | |
Валентина Р. Б | 9 | | | | 2 | | | | 3 | + | | | | | 1 | |
Михаил Р. Б | 10 | | | | | 1 | 2 | | | | + | | | 3 | | |
Игорь С. Б | 11 | | | | | | | 3 | | | | + | | 2 | | 1 |
Александра С.Б | 12 | | | | 1 | | | | | 2 | | | + | | 3 | |
Иван С. Б | 13 | | | | | 1 | 3 | | | | 2 | | | + | | |
Мария Я. Б | 14 | | | | 1 | | | | 3 | 2 | | | | | + | |
Иван Я. Б | 15 | | | | | | 3 | | | | 1 | 2 | | | | + |
Число полученных выборов | | | | 2 | 5 | 4 | 4 | 1 | 5 | 3 | 5 | 4 | | 5 | 6 | 1 |
Число взаимных выборов | | | | 1 | 3 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | | 2 | 3 | 1 |