Файл: Курсовая работа по Дидактике дошкольного образования на тему.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт профессионального развития
Кафедра дошкольного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА


по «Дидактике дошкольного образования»
на тему: « »

Выполнил:

студент 3 курса, группы 3ДО, ЗФО ИПР

направления подготовки

44.03.01 – «Педагогическое образование.

Дошкольное образование»

Малышева Людмила
Руководитель: ассистент Е.В. Великая
Национальная шкала ________________

Количество баллов: ____ Оценка: ECTS ___
Члены комиссии:
______ _____________________________

подпись
______ _____________________________

подпись
______ _____________________________

подпись
Луганск - 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…...


7

1.1.

Интерактивные технологии: понятие, виды, значение……..

7

1.2.

Современные подходы к использованию интерактивных технологий в образовательном процессе…………………….


19

1.3.

Условия использования интерактивных технологий в образовательном процессе……………………………………


23

ВЫВОД К ПЕРВОЙ ЧАСТИ………………………………………………

26

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ……………………………………………………………………..



27

2.1.

Характеристика интерактивных технологий, используемых в образовательном процессе ДОУ……………………………


27

2.3.

Рекомендации по внедрению интерактивных технологий в ДОУ……………………………………………………………


31

ВЫВОД КО ВТОРОЙ ЧАСТИ…………………………………………….

38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….

42


ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время интерактивные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. По словам руководителя проектов в образовании и науке, Юрия Горвица «...обучать нужно не тому, что есть, а тому, что будет…» [22, c. 57]. В информатизированном обществе без овладения интерактивными технологиями и умения использовать компьютерные средства для решения определенных задач немыслима реализация творческого потенциала человека в современной науке, культуре, производстве, деловой и иных сферах жизни.

В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности деятельности воспитанников. В последнее время получил распространение ещё один термин – «интерактивное обучение». Использование интерактивных технологий является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Именно это способствует осознанному усвоению новых знаний.

Внедрение интерактивных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.

Обучение технологии создания интерактивных дидактических игр для детей дошкольного и младшего школьного возрастов - процесс сложный и планомерный. Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение интерактивных технологий в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение интерактивных технологий в дошкольное образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные интерактивные технологии, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и к происходящим социальным изменениям.



В-третьих, активное внедрение интерактивных технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования.

Целью внедрения интерактивных технологий является создание единого информационного пространства образовательной организации, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Проблема использования интерактивных технологий в образовательном процессе нашла отражение в трудах И.Ю. Устинова, А.П. Панфилова, Б.Ц. Бадмаева и др.

Проблему использования интерактивных методов в обучении анализируют Кашлев С.С., Панфилов А.П., Бадмаев Б.Ц. и др.

Подходы в обучении и воспитании с использованием интерактивных технологий рассматривают Андреева Е.В., Яковлева О.А., Тимофеева А.Н., Ларина О.Н., Матюшинец О.Ф, Першан С.В. и другие.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что использование интерактивных технологий в ДОУ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.

Использование интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ призвано:

- способствовать всестороннему развитию детей: умственному, творческому, исследовательскому;

- развитию навыков работы в интерактивных средах, умения творчески моделировать объекты, изменять их свойства для решения задач;

- раскрыть мыслительные навыки детей, используя интерактивную доску.

Исследования этих и других авторов говорят о том, что в теории вопрос использования интерактивных технологий в обучении и воспитании достаточно хорошо разработан, однако не имеет эффективного практического применения, так как зависит от компетентностей педагога, от материально-технический оснащенности дошкольной образовательной организации, от сложившихся условий в педагогическом коллективе, поэтому тема выпускной квалификационной работы «Использование интерактивных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения» является весьма актуальной.


Объект исследования: процесс использования интерактивных технологий в образовании.

Предмет исследования: педагогические условия использования интерактивных технологий в дошкольных образовательных организациях.

Цель исследования: выявить, обосновать критерии, показатели, индикаторы использования интерактивных технологий в образовательном процессе и выработать методические рекомендации педагогическому коллективу.

Задачи исследования:

1. проанализировать и дать определение понятия «интерактивные технологи», их виды и значение;

2. раскрыть современные подходы к использованию интерактивных технологий в образовательном процессе;

3. обобщить условия использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ;

4. проанализировать условия использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ № 3 «Семицветик» города Луганска и выработать методические рекомендации педагогическому коллективу.

Методология исследования: анализ и обобщение теоретического материала, основанного на изучении литературных источников по исследуемой проблеме; дедукция; метод группировки; описание, сравнение, систематизация и обобщение, анкетирование, включенное и не включенное наблюдение.

ГЛАВА 1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Интерактивные технологии: понятие, виды, значение.
Современное общество невозможно представить без развивающейся системы образования. Уже сегодня государство определяет стратегию и тактику развития и совершенствования образования на период до 2030 года, поэтому педагогическое сообщество активно внедряет в образовательную практику интерактивные технологии.

Идея технологий интерактивного обучения возникла в середине 1990-х годов. Это явление связанно с появлением первого веб-браузера и началом стремительного развития сети Интернет, поэтому некоторые специалисты трактуют интерактивную технологию как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета [20, с. 121].

Разделяя мнение А. М. Лушникова, М. В. Лушниковой, П.П. Мельникова и др., считаем, что компьютерные сети и Интернет являются частью интерактивного обучения, но не его сутью. Для подтверждения этой мысли была детально проанализирована терминология, чтобы определиться, что в данной работе будем подразумевать под категорией «интерактивные технологии».


Для раскрытия логики исследования первоначально рассмотрим понятие «интерактивный» и термины, содержащие в своем значении слово «интерактивный».

«Интерактивный» означает содержащий момент взаимодействия или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) [25, с. 47]. Интерактивный (англ. interactive взаимодействующий) - диалоговый, осуществляющий взаимодействие между человеком и средством массовой информации (интерактивное телевидение, интерактивный опрос) [31, с. 69].

Термин «интерактивность» заимствован из латинского языка от слова interactio, что подразумевает inter - «взаимный, между» и action - действие, т.е. «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой» [37, с. 85].

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имея возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают [15, c. 14].

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, обучающиеся осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями, то есть происходит витагенное обучение с опорой на жизненный опыт обучающихся [А.С. Белкин]. Причем обучение происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга. Следовательно, интерактивное обучение - это освоение реальных жизненных ситуаций, посредством взаимодействия с окружающими, направленное на выработку умений, необходимых для улучшения качества самой жизни.

Для целенаправленного интерактивного обучения должны быть реализованы определенные цели.

Цели интерактивного обучения:

1. Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

2. Создать условия, при которых дети охотно и самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться ими для решения познавательных и практических задач, развивают исследовательские умения, системное мышление.