Файл: Курсовая работа по Дидактике дошкольного образования на тему.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, такие доски распознают одновременно несколько касаний, благодаря чему дети могут работать у доски вдвоем или втроем, следовательно, можно организовать групповые формы занятий. Тем не менее доски различаются возможностями программного обеспечения, уровнем поддержки со стороны производителя, количеством доступных готовых ресурсов. Именно наличие готовых ресурсов позволяет эффективно использовать доску сразу после ее приобретения.
Как правило, воспитатель, работающий с интерактивной доской, может применять разработки коллег либо универсальные интерактивные ресурсы, предназначенные для других аналогичных устройств. В первом случае количество разработок зависит от распространенности доски и активности педагогов, но в любом случае они разрознены и не объединены общей концепцией. Во втором речь идет о готовых компьютерных программах, материал которых нельзя редактировать, даже если воспитателя не удовлетворяет его качество, а удачные задания - использовать как образец. Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.
Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а самоуправление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской. Итак, вот самый простой способ использования интерактивной доски воспитателем - демонстрация готовых презентаций.
1.3. Отказ от непродуктивного объяснительно-иллюстративного способа обучения и переход к продуктивно-деятельностному.
Использование интерактивных технологий на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации, но и повышает уровень ее понимания, способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.
2. Наличие у педагога собственного опыта внедрения интерактивных технологий.
Опыт педагога ДОУ по внедрению интерактивных технологий должен проявляться в следующих показателях:
2.1. Использование интерактивных дидактических игр.
Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Интерактивные дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, который направляет активность детей в определенное русло.
Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дает дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений детей, или усвоения знаний, или их применения.
Можно выделить: игры обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающей будет игра, если дошкольники, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ребёнку необходима определенная подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных ситуациях.
Обучение технологии создания интерактивных дидактических игр для детей дошкольного и младшего школьного возрастов процесс сложный и планомерный. Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.
Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками - создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
3. Творческая доработка и преобразование интерактивных технологий педагогами.
Подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные интерактивные технологии, должны соответствовать следующим требованиям:
1. Владеть основами работы на компьютере.
2. Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
3. Знать основы работы в сети Интернет.
4. Соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации непосредственно образовательной и совместной деятельности с применением новых интерактивных технологий в дошкольном детстве. Перечисленное говорит о том, что педагоги должны не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.
4. Интерактивные технологии как фактор развития педагогов и воспитанников.
4.1. Самоподготовка кадров для работы с интерактивными технологиями.
Современный педагог должен обладать навыками работы в условиях использования интерактивных технологий, уметь руководить работой воспитанников в компьютерном классе, уметь подбирать и соответственным образом компоновать учебный материал, исходя из целей обучения, создавать проблемные ситуации на занятиях, писать собственные или в сотрудничестве с программистами обучающие программы, уметь разумно сочетать использование мультимедийных технологий с другими видами учебной деятельности.
Знания в области интерактивных технологий дополняются специфическими качествами, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога. К ним относятся следующее:
Стремление:
- интерес к современным способам информационного обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе;
- потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде;
- профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе.
Личностные качества:
- активность (профессиональная мобильность);
- ответственность при работе с техническими средствами, сочетание личной свободы и ответственности за информационную безопасность общества и личности;
- согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием средств информационных технологий;
- уверенность в правильности принятия нестандартных решений.
Позиция:
- отношение к информации, объектам и явлениям в быстроменяющейся информационной среде, критическое отношение к информационному потреблению;
- стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов;
- утверждение нравственности и толерантности в компьютерной коммуникации.
Все перечисленное доказывает, что воспитатели ДОУ должны заниматься самообразованием, в том числе самообразованием по использованию интерактивных технологий.
ВЫВОД КО ВТОРОЙ ЧАСТИ
Таким образом, можно сделать вывод по внедрению интерактивных технологий в ДОУ № 3 «Семицветик» г. Луганска:
1. Повышение технологической культуры педагогов, использующих интерактивные технологии:
а) знание нормы СанПиНа при использовании техники,
б) владение технологией работы с интерактивной доской,
в) отказ от непродуктивного объяснительно-иллюстративного способа обучения и переход к продуктивно-деятельностному.
2. Внедрение педагогами собственного опыта использования интерактивных технологий:
а) использование интерактивных дидактических игр,
б) применение мультимедиа-учебников,
в) внедрение математических программ и дидактических заданий.
3. Творческая доработка и преобразование «готовых» интерактивных технологий.
4. Создание ситуаций успеха и демонстрация жизненного опыта воспитанников в процессе использования интерактивных технологий:
а) добиваться осознанного стремления воспитанников к получению новых знаний,
б) проведение регулярной диагностики развития детей и демонстрировать их опыт,
в) приобщать к информационной культуре,
г) разработка заданий для самостоятельной работы воспитанников.
5. Интерактивные технологии должны стать фактором саморазвития педагогов и воспитанников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии учащихся с другими субъектами учебного процесса и учебной средой. Это диалоговое обучение, это совместный процесс познания. Это обучение, погруженное в общение, где активность педагога уступает место активности учащихся, где реализуются технологии фоссилизации в ДОУ. Это обучение, в котором знания добываются через самостоятельный поиск. Во всех исследованиях определение интерактивного обучения строится вокруг таких понятий, как диалог, общение, взаимодействие.
Интерактивные средства обучения - средства, которые обеспечивают возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.
Интерактивные технологии образования в дошкольных детских учреждениях необходимы для развития коммуникативных навыков дошколят. Она